Этапы и содержание урока | Перечень УУД , выполняемых учащимися на соответствующих этапах урока |
|
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
|
Учитель предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Учитель читает «Сказка о кривом человечке» Заболоцкого (о взаимодействии живых организмов, о значимом месте каждого в природе). Учащиеся внимательно слушают и формируют тему и цель урока из услышанного. Автор: На маленьком стуле сидел старичок, На нём деревянный надет колпачок. Сидит, он, качаясь, и ночью, и днём и туфли трясутся на нём. Сидит он на стуле и машет рукой. Бежит к старичку человечек кривой. Старичок: Что с вами, мой милый? Откройте ваш глаз. Зачем он завязан у вас? Автор: И вот человечек в ответ старичку: Человечек: Глазок мой закрылся, И больно зрачку. Я с чёрной грачихой подрался сейчас. Она меня клюнула в глаз. Автор: Тогда старичок призывает жука. Старичок: Слетай-ка жучок на большие луга. Поймай-ка грачиху в 15минут. Над нею устроим мы суд. Автор: Ни ветер бушует, ни буря гудит. Жучок над болотом к грачихе летит. Жук: Извольте грачиха явиться на суд. Осталось 12 минут. Автор: Взлетает грачиха крыльями шурша. Грачиху сажают за письменный стол И пишет жучок протокол. Жук: Скажите грачиха фамилию свою. Давно ли живёте, вы, в нашем краю? Зачем человечка вы клюнули в глаз? За это накажем мы Вас! Автор: Сказала грачиха: Грачиха: «Но я не виновна. Сама я грачиха обиженна кровно Кривой человечек меня погубил».
? Чем мог кривой человечек погубить грачиху? ? За что она клюнула его в глаз? (разорил гнездо)
Замрёт наше поле и сад обнажится. И тысяча гусениц там расплодится. И некому будет их бить и клевать. И птенчикам в гнёзда таскать. И если бы сказка вдруг стала ни сказкой, Пришёл бы к тебе человечек с повязкой. Взглянул бы на сад, покачал головой и заплакал бы вместе с тобой.
? Почему бы заплакал человечек, придя в сад? (если мы будем уничтожать птиц, мы погубим растения, гусеницы будут поедать всё) ? Какой вывод можно сделать по этому стихотворению? ! Звери всякие важны — звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
? Какая тема и цель урока? (высказывают мнения учащиеся) ! (тема: «Значение живых организмов в природе», цель: изучить роль живых организмов в природе). | - самоопределение (Л); -смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л);
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения |
|
Учитель организуется проверку изученного и подготовку учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения.
Учитель: Мы уже знаем, что такое живой организм и многообразие живого. Сейчас наша задача вспомнить этот материал, чтобы мы могли расширить свои знания. Учащиеся работают в парах (по карточкам по изученному материалу: «Биология наука о живом мире», «Царства живой природы»)
Например: Карточка 1
Задание № 1 ! Прочитайте текст и выполните задание. Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами. - Что за свойства отличали их от других неживых тел? - дыхание
- размножение,
- раздражимостью,
- питание
- выделение
- рост и развитие
- обмен веществ.
Задание № 2 ! Заполните схему.
! Напишите по 2-3 представителя из каждого царства, которые приносят пользу и вред для человека. ! Запишите схему взаимосвязи животных в природе (на конкретных примерах), дайте пояснение.
У учащихся вызывает затруднение выполнения задания по определению роли и взаимосвязи живых организмов. | - смыслообразование (Л); - структурирование знаний (П); - извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р) |
3. Выявление места и причины затруднения. |
|
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Учащиеся проговаривают ответы по заданиям и вопрос, который вызвал затруднение. Учитель совместно с детьми определяет причину, вызванного затруднения (новый неизученный материал). | - учебно-познавательный интерес (Л); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
|
На этом этапе учащиеся совместно с учителем в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: - ставят цель, - согласовывают тему урока, -выбирают способ, -строят план достижения цели; -определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
Учитель: ребята, мы уже много знаем ( и признаки живых организмов, и царства живой природы, и можем называть их представителей), у нас имеются таблица по многообразию живых организмов, информация на электронном носителе о значении живых организмов, информация в параграфе 16. Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющеюся информацию и достичь цели урока: изучить значение живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в парах. План деятельности: -прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе и найти ответы на вопросы; -ответы проговорить и записать в рабочих тетрадях; -составить схему и записать в рабочей тетради. Учитель поясняет, что информацию можно найти и в других, имеющихся источникам | - самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
5. Реализация построенного проекта. |
|
На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся самостоятельно ведут поиск новой информации -в учебнике по биологии И.Н.Пономарева (параграф 16), -в справочниках по биологии, -в имеющейся информации в компьютере на эту тематику
- Животные и растения вредные для человека.
Вопросы: -Почему некоторых животных и растений называют вредными? -Приведите примеры вредителей? -Почему нет ненужных видов в природе? -Приведите примеры.
2.Живые организмы полезные для человека. Вопросы: -Почему некоторые живые организмы называют полезными? -Приведите примеры полезных живых организмов?
3.Подумайте и ответьте красный мухомор – это ядовитый гриб, но лоси и белки поедают его и не болеют паразитическими червями. Вопрос: это вредный или полезный живой организм?
Заполнить схемы: - Схемы взаимосвязи живых организмов в природе:
а) Живое ––> неживое. (Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.) б) Неживое ––> живое. (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.) в) Растения ––> животные. (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.) г) Человек ––> природа. (Человек охраняет природу.) – Цепь питания из списка живых организмов: (Растение ––> кузнечик ––> скворец ––>сокол.) - Схема значения живых организмов для человека
Живые организмы: полезные (используются в медицине, в строительстве, в легкой промышленности; служат продуктами питания и.т.д); вредные (вредители в с/х, болезнетворные организмы и.т.д) | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - чувство прекрасного и эстетические чувства (Л); - установка на здоровый образ жизни (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - познавательная инициатива (Р); - использование знаково-символических средств (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы) (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - установление причинно-следственных связей, доказательство (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К); - управление поведением партнера (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
|
- Фронтальная работа в классе. Учащиеся от группы проговаривают ответы на вопросы, учащиеся класса анализируют и корректируют, выбранный ответ группы.
| - контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); - подведение под понятие (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы и работа в парах: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Работа в рабочей тетради (выполнение заданий в тетради)
Слайд – Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.
1. Нельзя топтать растения. 2. Нельзя рвать лекарственные растения. 3. Нельзя рубить деревья. 4. Нельзя ловить рыбу сетями. 5. Не рвите цветы. 6. Не убивайте животных. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - анализ, сравнение, классификация (П); - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - рефлексия способов и условий действия (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - выведение следствий, доказательство (П); - координирование разных позиций с учетом разных мнений (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
8. Вторичное закрепление. |
|
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Учащиеся совместно с учителем делают вывод: Все в природе взаимосвязано и каждый живой организм выполняет свою роль!
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, классификация (П); - умение структурировать знания (П); - построение речевых высказываний (П); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнера (К) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
|
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- Оценивание работу учащихся на уроке с комментированием отметки;
- выучить параграф 16 - ответить на вопросы после параграфа; - творческое задание подготовить презентации на темы: «Значение организмов в круговороте веществ»; «Амброзия – растение, вызывающее заболевание у людей и как себя защитить»; «Колорадский жук – его особенности и методы борьбы с ним»; «Разведение птицы в моей домашнем подсобном хозяйстве» и.т.д Рефлексия. Синквейн 1 строка – существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока 2 строка – 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке 3 строка – 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?)) 4 строка – фраза, выражающая ваше отношение к уроку в целом, или пожелание участникам 5 строка – существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?) Спасибо за творческую и плодотворную работу на уроке! | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - толерантность (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) |