Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
статья по биологии по теме
Предварительный просмотр:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Здоровье людей – важная проблема сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья. Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физ.минутки.
Работая преподавателем биологии на протяжении более 25 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди подростков.
Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье я участвую не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом стараюсь направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления обучающихся.
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения: чтобы не наносить вреда здоровью школьников и преподавателей. Необходимо поставить перед собой две задачи: задачу-минимум и задачу – оптимум. Первая отвечает фундаментальному принципу педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. В этом случае достаточно соблюдать следующие группы факторов:
1) эколого-гигиенические;
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.
А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Говоря словами Н.К.Смирнова «здоровьеформирующие образовательные технологии, программы и методы направлены на… мотивацию на ведение здорового образа жизни».
Практика показывает, что у обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является:
1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. (см.приложение 2)
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3. Проведение физкультурных минуток. (см.приложение 1)
4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает проговаривание отдельных терминов (которых в биологии очень много). Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе: Уроки провожу в кабинете биологии, где в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками. Кроме того парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в кабинете. Доска располагается на расстоянии 2,5 м, между рядами расстояние не менее 60 см. На переменах осуществляю проветривание кабинета. (см. приложение 3)
6. На уроках биологии ребята узнают о строении своего организма и других живых организмах, о причинах разных заболеваний, возможных способах их лечения, профилактике заболеваний.
Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью (в том числе с сохранением собственного здоровья), вовлекая ребят в исследовательские проекты. Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены учениками в рамках изучения биологии таковы: «Пища настоящего и будущего», «Витамины», «Гигиена зрения и рациональное питание». «Влияние окружающей среды на генетическое здоровье человека», «Экология Самарской области и ее проблемы»
«Особенности питания детей в подростковом возрасте».
«Гигиена органов пищеварения», «Курить - здоровью вредить»,
«Качество воды и здоровье человека», их представление вызывает большой интерес в классе, потому что обучающиеся имеют возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. В рамках предпрофильной подготовки я провожу курс «Школа Гиппократа». Составляя рабочую программу по данному курсу, в качестве контроля знаний использую защиту творческих проектов по профилактике заболеваний.
Иными словами, во всех вышеперечисленных проектах реализовывались здоровьесберегающие компетенции, которые также можно отнести к ключевым.
Работа над подобными проектами продолжается.
7.Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение .
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании, т.к. дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы - педагоги.
От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Педагогу необходимо подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
Своим опытом я поделилась с коллегами:
-открытый урок «Гигиена пищеварения»
-выступление на педсовете «Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни и элементы здоровьесбережения на уроках»
-Внеклассные мероприятия «Курить – здоровью вредить», « Влияние алкоголя и никотина на эмбриональное развитие человека» , «В здоровом теле – здоровый дух».
-Родительское собрание «Здоровье детей – в наших руках»
Разработки есть на школьном сайте в методической копилке.
Список литературы:
1. Борисова И. П. «Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе» Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.
2. Вайнер Э. Н. «Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования» Валеология. 2004. № 1. С. 21-26.
3. Вашлаева Л. П., Панина Т. С. «Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации» Валеология. 2004. № 4. С. 93-98.
4. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.» М.: АПКиПРО, 2002. – 121 с.
5. Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии»Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 285 с.
6. Шамова Т.И. «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе» М.: Перспектива2008. 277с.
Приложение 1
Минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.
Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.
Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.
В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.
Приложение 2
Гигиенические критерии рациональной организации урока
Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | |||
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1. | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2. | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 мин | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4. | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позднее чем через 7-10 мин | смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5. | Количество видов преподавания | не менее 3-х | 2 | 1 |
6. | Чередование видов преподавания | не позже чем через 10-15 мин | через 15-20 мин. | Не чередуются |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2-3 | 1 | нет |
8. | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
9. | Чередование позы | поза чередуется в соответствии с видом работы Учитель наблюдает за посадкой уч-ся. | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
10. | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью | отсутствуют |
11. | Психологический климат | преобладают положительные эмоции | имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | преобладают отрицательные эмоции |
12. | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее 40 мин | не ранее 35-37 мин. | до 30 мин. |
Приложение 3
Зависимость времени проветривания кабинета от температуры воздуха на улице
Температура воздуха на улице | Время проветривания кабинета |
+100 – +60 | 4-10 минут |
+50 – 00 | 3-7 минут |
00 – 50 | 2-5 минут |
-50 – -100 | 1-3 минуты |
Ниже 00 | 1-1,5 минуты |
Приложение 4
Время использования ТСО на уроках
классы | Длительность просмотра (минут) | ||
Диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач | |
1 – 2 3 – 4 5 – 7 8 - 11 | 7 – 15 15 –20 20 – 25 - | 15 – 20 15 – 20 20 – 25 25 - 30 | 15 20 20 – 25 25 - 30 |
Предварительный просмотр:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Здоровье людей – важная проблема сегодняшней жизни. Без здорового подрастающего поколения нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья. Для решения данной задачи необходимо выстроить систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физ.минутки.
Работая преподавателем биологии на протяжении более 25 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди подростков.
Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье я участвую не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом стараюсь направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления обучающихся.
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения: чтобы не наносить вреда здоровью школьников и преподавателей. Необходимо поставить перед собой две задачи: задачу-минимум и задачу – оптимум. Первая отвечает фундаментальному принципу педагогики «Не навреди!» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. В этом случае достаточно соблюдать следующие группы факторов:
1) эколого-гигиенические;
2) организационно-педагогические;
3) психолого-педагогические.
А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Говоря словами Н.К.Смирнова «здоровьеформирующие образовательные технологии, программы и методы направлены на… мотивацию на ведение здорового образа жизни».
Практика показывает, что у обучающихся особо чувствительной является нервная система, поэтому важным во время проведения урока является:
1. Соблюдение нормы числа видов учебной деятельности (опрос, работа с учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, слушание, решение примеров и задач и др.) – 4 – 7 видов за урок. Более частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. (см.приложение 2)
2. Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
3. Проведение физкультурных минуток. (см.приложение 1)
4. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.д.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает проговаривание отдельных терминов (которых в биологии очень много). Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе: Уроки провожу в кабинете биологии, где в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками. Кроме того парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в кабинете. Доска располагается на расстоянии 2,5 м, между рядами расстояние не менее 60 см. На переменах осуществляю проветривание кабинета. (см. приложение 3)
6. На уроках биологии ребята узнают о строении своего организма и других живых организмах, о причинах разных заболеваний, возможных способах их лечения, профилактике заболеваний.
Одним из способов заинтересовать обучающихся является возможность продемонстрировать им связь изучаемого материала с реальной жизнью (в том числе с сохранением собственного здоровья), вовлекая ребят в исследовательские проекты. Темы исследовательских проектов, которые были ранее выполнены учениками в рамках изучения биологии таковы: «Пища настоящего и будущего», «Витамины», «Гигиена зрения и рациональное питание». «Влияние окружающей среды на генетическое здоровье человека», «Экология Самарской области и ее проблемы»
«Особенности питания детей в подростковом возрасте».
«Гигиена органов пищеварения», «Курить - здоровью вредить»,
«Качество воды и здоровье человека», их представление вызывает большой интерес в классе, потому что обучающиеся имеют возможность убедиться в том, что забота о своем здоровье снижает риск возникновения заболеваний. В рамках предпрофильной подготовки я провожу курс «Школа Гиппократа». Составляя рабочую программу по данному курсу, в качестве контроля знаний использую защиту творческих проектов по профилактике заболеваний.
Иными словами, во всех вышеперечисленных проектах реализовывались здоровьесберегающие компетенции, которые также можно отнести к ключевым.
Работа над подобными проектами продолжается.
7.Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение .
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании, т.к. дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы - педагоги.
От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Педагогу необходимо подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
Своим опытом я поделилась с коллегами:
-открытый урок «Гигиена пищеварения»
-выступление на педсовете «Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни и элементы здоровьесбережения на уроках»
-Внеклассные мероприятия «Курить – здоровью вредить», « Влияние алкоголя и никотина на эмбриональное развитие человека» , «В здоровом теле – здоровый дух».
-Родительское собрание «Здоровье детей – в наших руках»
Разработки есть на школьном сайте в методической копилке.
Список литературы:
1. Борисова И. П. «Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе» Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.
2. Вайнер Э. Н. «Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования» Валеология. 2004. № 1. С. 21-26.
3. Вашлаева Л. П., Панина Т. С. «Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации» Валеология. 2004. № 4. С. 93-98.
4. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.» М.: АПКиПРО, 2002. – 121 с.
5. Советова Е. В. «Эффективные образовательные технологии»Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 285 с.
6. Шамова Т.И. «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе» М.: Перспектива2008. 277с.
Приложение 1
Минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.
Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.
Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.
В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.
Приложение 2
Гигиенические критерии рациональной организации урока
Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | |||
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1. | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2. | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 мин | 11-15 мин. | Более 15 мин. |
4. | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позднее чем через 7-10 мин | смена через 11-15 мин. | Смена через 15-20 мин. |
5. | Количество видов преподавания | не менее 3-х | 2 | 1 |
6. | Чередование видов преподавания | не позже чем через 10-15 мин | через 15-20 мин. | Не чередуются |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (количество) | 2-3 | 1 | нет |
8. | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
9. | Чередование позы | поза чередуется в соответствии с видом работы Учитель наблюдает за посадкой уч-ся. | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
10. | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | на 20 и 35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. | 1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью | отсутствуют |
11. | Психологический климат | преобладают положительные эмоции | имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | преобладают отрицательные эмоции |
12. | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее 40 мин | не ранее 35-37 мин. | до 30 мин. |
Приложение 3
Зависимость времени проветривания кабинета от температуры воздуха на улице
Температура воздуха на улице | Время проветривания кабинета |
+100 – +60 | 4-10 минут |
+50 – 00 | 3-7 минут |
00 – 50 | 2-5 минут |
-50 – -100 | 1-3 минуты |
Ниже 00 | 1-1,5 минуты |
Приложение 4
Время использования ТСО на уроках
классы | Длительность просмотра (минут) | ||
Диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач | |
1 – 2 3 – 4 5 – 7 8 - 11 | 7 – 15 15 –20 20 – 25 - | 15 – 20 15 – 20 20 – 25 25 - 30 | 15 20 20 – 25 25 - 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологиии
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ТЕМЕ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Статья посвящена проблемам здоровьясбережения в работе учителя биологии....
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
В статье рассмотрены цели здоровьесберегающих технологий, организация урока биологии, упражнения для дыхания....
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
Данный материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии:рассматривается анализ урока с позиции здоровьесбережения,предлагается комплекс упражнений для ...