Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
материал по биологии по теме
Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят ещё такие, как: помочь ученику сохранить своё здоровье; через учебный предмет формировать установку на здоровый образ жизни; вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию; развивать у учеников стремление к творчеству. На каждом своём уроке стараюсь создавать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_biologii.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.
Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям 21 века.
Одним из условий решения данной проблемы - внедрение современных педагогических технологи.
Я считаю, что ведущими технологиями в реализации современного образовательного процесса должны быть технологии развивающего и личностно- ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями.
На каждом своём уроке стараюсь создавать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят ещё такие, как: помочь ученику сохранить своё здоровье; через учебный предмет формировать установку на здоровый образ жизни; вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию; развивать у учеников стремление к творчеству.
Принципы реализации здоровьесберегающего урока - принцип научности, доступности, системности и систематичности, природосообразности, преемственности, субъективности, личностно- ориентированной деятельности, креативности.
Средствами реализации здоровьесберегающего урока являются:
- содержание обучения, отобранное и сконструированное в соответствии с вышеназванными принципами; освобождение от второстепенного материала, чем обеспечивается реальная разгрузка ученика;
- педагогические технологии, создающие условия: удовлетворенности успехом (алгоритмические, «полного усвоения», модульное, сотрудничество в команде); переживания интереса, радости от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности (проблемно-поисковое, проблемно- исследовательские, «мозговая атака», дебаты, интеллектуальные игры); переживания чувства сопричастности, поддержки, общения, товарищества (сотрудничество в команде, коммуникативно-диалоговые, проектное обучение, ролевые игры); самореализации и социального одобрения (ситуативное, проектное обучение, деловые игры, разноуровневое обучение, «портфолио»). Целью здоровьесберерегающих образовательных технологий является обеспечение физического, социального, психического и духовного
комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.
Условия, обеспечивающие здоровьесберегающее обучение за счет активизации факторов, стимулирующих внутренние положительные процессы, необходимо дополнять внешними, непосредственно влияющими на соматическое состояние здоровья: соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм, создание экологической среды и эргономических условий, соблюдение режима учебной нагрузки, оптимальное чередование в течение урока труда и отдыха, предупреждение гиподинамии, пропаганда здорового образа жизни, личный пример педагога в здоровом образе жизни.
Результатом вышеописанных мер становится предотвращение усталости, утомляемости, усиление мотивации к учебной деятельности, уменьшение пропусков по болезни, у учащихся возникает потребность в здоровом образе жизни.
Для реализации выше сказанного я применяю интерактивные методы обучения.
Цели интерактивного обучения:
- создание положительного психологического комфорта в детском коллективе;
- повышение энергетики личности и коллектива;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие творческой активности и креативности мышления;
- создание хорошего настроения и повышения самооценки;
- формирование чувства ответственности и сопричастности к общему делу.
Этапы интерактивного урока:
1.Энергизатор.
2. «Мозговой штурм» (тестирование, Синквейн).
3. Лекция, доклад, презентации детей
4. Работа в группах.
5.Проектная деятельность.
6.Рефлексия.
В своем мастер-классе я остановлю ваше внимание на Энергизаторах. Упражнения - энергизаторы проводятся для того, чтобы сплотить детей, для снятия напряжения, для расслабления, да просто для того чтобы дети улыбнулись.
Игры- энергизаторы
1. «Пожелания». Сидят дети в кругу.... Давайте начнем сегодняшний день с того , что выскажем друг другу пожелание на день и скажем это так...
2. «Комплементы»
1) все в кругу и один поворачивается к другому, говоря ему комплемент;
2) каждый о себе говорит( передает сердечко или что-то еще)
3. «Горячий стул». Каждый по очереди подходят к сидящему в кругу с обращением: « Больше всего мне нравится что ты...
Ты лучше всех ,потому что...».
4. « Мир без тебя». Один в кругу « Мир был бы без тебя не интересен, потому что...
Я люблю себя за то, что...»
5. « Я хочу тебе подарить...» показать жестами без слов.
6. «Ролевая игра»
Утро.
Дети делятся на группы и выполняют все то, что в рассказе делают персонажи - 1-утки, 2- овцы, 3- собаки, 4- коровы, 5- петух, 6- куры, 7- пчелы, 8- деревья.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на уточек, которые плавали в пруду, закрякали уточки, взмахнули крыльями и полетели кормиться на просяное поле. Второй луч попал на отару овец, овцы блеют, вокруг отары собаки носятся, лают, в кучу сбивают овец, чтобы не разбежались, а рядом на лугу слышится мычание коров.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка- реку!». Куры слетели с насестей и закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползли пчелки из восковой кельи, сели на окошечко, расправили крылья и зажужжали, полетели собирать медок с душистых цветов.
Вдруг налетел ветер, зашумели деревья. На землю упала одна капля дождя, вторая, третья..., пошел сильный теплый дождик. ( Хлопать в ладоши сначала редко, а потом чаще, чаще….)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.
Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...
Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...
Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".
Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...
Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"
В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...