Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
материал по биологии по теме

Буханцова Валентина Николаевна

 

Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят ещё такие, как: помочь ученику сохранить своё здоровье; через учебный предмет формировать установку на здоровый образ жизни; вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию; развивать у учеников стремление к творчеству.  На каждом своём уроке стараюсь создавать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_biologii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.

Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям 21 века.

Одним из условий решения данной проблемы - внедрение современных педагогических технологи.

Я считаю, что ведущими технологиями в реализации современного образовательного процесса должны быть технологии развивающего и личностно- ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями.

На каждом своём уроке стараюсь создавать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем стоят ещё такие, как: помочь ученику сохранить своё здоровье; через учебный предмет формировать установку на здоровый образ жизни; вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию; развивать у учеников стремление к творчеству.

Принципы реализации здоровьесберегающего урока - принцип научности, доступности, системности и систематичности, природосообразности, преемственности, субъективности, личностно- ориентированной деятельности, креативности.

Средствами реализации здоровьесберегающего урока являются:

-        содержание обучения, отобранное и сконструированное в соответствии с вышеназванными принципами; освобождение от второстепенного материала, чем обеспечивается реальная разгрузка ученика;

-        педагогические технологии, создающие условия: удовлетворенности успехом (алгоритмические, «полного усвоения», модульное, сотрудничество в команде); переживания интереса, радости от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности (проблемно-поисковое, проблемно- исследовательские, «мозговая атака», дебаты, интеллектуальные игры); переживания чувства сопричастности, поддержки, общения, товарищества (сотрудничество в команде, коммуникативно-диалоговые, проектное обучение, ролевые игры); самореализации и социального одобрения (ситуативное, проектное обучение, деловые игры, разноуровневое обучение, «портфолио»). Целью здоровьесберерегающих образовательных технологий является обеспечение физического, социального, психического и духовного

комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.

Условия, обеспечивающие здоровьесберегающее обучение за счет активизации факторов, стимулирующих внутренние положительные процессы, необходимо дополнять внешними, непосредственно влияющими на соматическое состояние здоровья: соблюдение санитарно- гигиенических  правил и норм, создание экологической среды и эргономических условий, соблюдение режима учебной нагрузки, оптимальное чередование в течение урока труда и отдыха, предупреждение гиподинамии, пропаганда здорового образа жизни, личный пример педагога в здоровом образе жизни.

Результатом вышеописанных мер становится предотвращение усталости, утомляемости, усиление мотивации к учебной деятельности, уменьшение пропусков по болезни, у учащихся возникает потребность в здоровом образе жизни.

Для реализации выше сказанного я применяю интерактивные методы обучения.

Цели интерактивного обучения:

-        создание положительного психологического комфорта в детском коллективе;

-        повышение энергетики личности и коллектива;

-        формирование коммуникативных навыков;

-        развитие творческой активности и креативности мышления;

-        создание хорошего настроения и повышения самооценки;

-        формирование чувства ответственности и сопричастности к общему делу.

Этапы интерактивного урока:

 1.Энергизатор.

2.        «Мозговой штурм» (тестирование, Синквейн).

3.        Лекция, доклад, презентации детей

4.        Работа в группах.

5.Проектная        деятельность.

6.Рефлексия.

В своем мастер-классе я остановлю ваше внимание на Энергизаторах. Упражнения - энергизаторы проводятся для того, чтобы сплотить детей, для снятия напряжения, для расслабления, да просто для того чтобы дети улыбнулись.

Игры- энергизаторы

1.        «Пожелания». Сидят дети в кругу.... Давайте начнем сегодняшний день с того , что выскажем друг другу пожелание на день и скажем это так...

2.        «Комплементы»

1)        все в кругу и один поворачивается к другому, говоря ему комплемент;

2)        каждый о себе говорит( передает сердечко или что-то еще)

3.        «Горячий стул». Каждый по очереди подходят к сидящему в кругу с обращением: « Больше всего мне нравится что ты...

Ты лучше всех ,потому что...».

4. « Мир без тебя». Один в кругу « Мир был бы без тебя не интересен, потому что...

Я люблю себя за то, что...»

5.        « Я хочу тебе подарить...» показать жестами без слов.

6.        «Ролевая игра»

Утро.

Дети делятся на группы и выполняют все то, что в рассказе делают персонажи   - 1-утки, 2- овцы, 3- собаки, 4- коровы, 5- петух, 6- куры, 7- пчелы, 8- деревья.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.

Первый луч полетел и попал на уточек, которые плавали в пруду, закрякали уточки, взмахнули крыльями и полетели кормиться на просяное поле. Второй луч попал на отару овец, овцы блеют, вокруг отары собаки носятся, лают, в кучу сбивают овец, чтобы не разбежались, а рядом на лугу слышится мычание коров.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка- реку!». Куры слетели с насестей и закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползли пчелки из восковой кельи, сели на окошечко, расправили крылья и зажужжали, полетели собирать медок с душистых цветов.

Вдруг налетел ветер, зашумели деревья. На землю упала одна капля дождя, вторая, третья..., пошел сильный теплый дождик. ( Хлопать в ладоши сначала редко, а потом чаще, чаще….)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.

Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

Из опыта работы учителя биологии Бальжиевой М.А. " Использование образовательных технологий на уроках биологии".

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллектуал...

Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...