Интегрированный урок-семинар по химии и биологии в 9 классе "Его величество Железо"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Иванова Людмила Евгеньевна

Данное занятие предполагаем предварительную самостоятельную подготовку учащихся в группах.

Учебный материал обобщает  и систематизирует знания учащихся по химии и биологии.

Содержание занятия предполагает возможность практического использования представленной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon febiologiyakhimiya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина г. Смоленска

"Визитная карточка"

интегрированного урока-семинара по биологии и химии в 9 классе

"Его величество Железо"

«Железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д.И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества»  А.Е. Ферсман

Авторы-составители

Иванова Людмила Евгеньевна /учитель химии/,

Корявикова Нели Тариэловна /учитель биологии/

Тема урока

"Его величество Железо"

Предмет

Биология - Химия

Цели урока

  1. Актуализация знаний учащихся о железе как о химическом элементе и о его роли в жизнедеятельности живых организмов.
  2. Развитие межпредметных связей.
  3. Формирование метапредметной  компетенции.
  4. Расширение кругозора учащихся.
  5. Экологическое воспитание учащихся.
  6. Формирование целостного научного мировоззрения учащихся.

Формируемые

компетентности

1) В сфере самостоятельной деятельности.

2) Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

3) Коммуникативная компетентность.

4) В бытовой сфере.

Формируемые УУД

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Целеполагание /Планирование /Контроль /Коррекция /Оценка

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Общеучебные универсальные действия /Логические /Постановка и решение проблемы

ЛИЧНОСТНЫЕ: Смыслообразование

КОММУНИКАТИВНЫЕ: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

контролировать действия партнера;

умение задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Методические

задачи урока

1) Применять знания, полученные в разных образовательных областях.

2) Формирование навыков продуктивного общения.

3) Социализировать обучающихся.

4) Работать с различными источниками информации: анализировать, систематизировать,  сравнивать, делать  выводы.

Проблемные вопросы учебной темы, поставленные перед учащимися?

Почему железо важно для жизни человека?

Эксперимент

Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3


Предварительна подготовка учащихся:

Деление на группы: "Химики", "Биохимика", "Физиологи", "Диетологи".

Распределение заданий для изучения и обсуждения внутри группы

Задания для группы Диетологов                 ТЕМА: «Источники железа для организма человека»

1. Продукты питания, богатые железом (Fe) – _____________________________

2. «Враги» железа /Продукты (вещества), препятствующие усвоению железа в организме человека/ – ___________________________________________________________

3. Железо и здоровый образ жизни – _____________________________________

4. Кроссворд – ________________________________________________________

Задания для группы Физиологов          ТЕМА: «Роль железа в организме человека»

1) Функции железа в организме человека (кроме дыхательной) – _____________

2) Дыхательная функция железа –  _______________________________________

3) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа – ____________________________________________________________________

4. Кроссворд – _______________________________________________________

Задания для группы Биохимиков          ТЕМА: «Железо в организме человека»

1) Содержание /Сколько и где содержится железо

в организме человека?/ – _______________________________________________

2) Эритроциты. Гемоглобин – ___________________________________________

3) Анализ крови на гемоглобин /Для чего делают анализ крови на содержание в ней гемоглобина?/ – _______________________________________________________

4. Кроссворд – ________________________________________________________

Задания для группы Химиков                  ТЕМА: «Железо глазами химика»

1) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева – _________________________________________________________

2) Природные соединения железа (руды)– ________________________________

3) «Железный век» в истории развития человечества – ______________________

4) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+ – ______________________

Этапы контроля:

А) Сбор информации по изучаемой теме          Б) Редактирование добытой информации

В) Подготовка выступления                   Г) Письменный отчет о проделанной работе

Д) Представление изученной темы


Сценарий урока-семинара

Ученик:

Обойдите всю планету – без железа жизни нет!

Есть в крови у нас железо – потому и красный цвет.

Окисляется железо, забирает кислород.

И затем, с потоком крови к каждой клеточке несет.

Кислород отдав, железо углекислый газ берет

И, в движении по кругу, снова в легкие идет.

Учитель

биологии

И действительно, ребята, по словам ученого А. Е. Ферсмана, железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д.И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества. Но не только железо …

Мини-беседа об элементарном составе живых организмов.

Актуализация темы занятия

Цели урока

Учитель химии

План урока (работы): напомню, что подготовка к семинару была организована следующим образом: весь класс был поделен на группы, каждая группа работала по своей теме и изучала определенный набор вопросов.

Сегодня мы подводим итог нашей работы над проектом.

Каждая группа будет выступать с сообщением о проделанной работе.

Мы внимательно слушаем, задаем вопросы, т.к. после ряда выступлений вам будут предложены …

План урока есть у вас на столах.

План урока – отчета

1) Группа Химиков

2) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева

3) Природные соединения железа

4) «Железный век» в истории развития человечества

ТЕСТ 1

5) Группа Биохимиков

6) Где и сколько содержится железа в организме человека

7) Эритроциты. Гемоглобин.

8) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+.

9) Анализ крови на гемоглобин.

ТЕСТ 2

10) Группа Физиологов  

11) Функции железа в организме человека.

12) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа.

ТЕСТ «Порядок ли у вас с железом?»

Отвечайте на вопросы «да» или «нет»:

1.Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2.Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос или ногтей?

3.Теряли ли вы в последнее время много крови?

4.Занимаетесь ли вы спортом?

5.Вы редко или совсем не едите мясо?

6.Выпиваете ли вы более трех чашек крепкого чая или кофе в день?

7.Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм достаточно обеспечен железом.

--------------------------------------------------------------------

13) Группа Диетологов         

14)  Продукты питания, богатые железом.

15) «Враги» железа: продукты /вещества/, препятствующие усвоению железа в организме человека

16) Железо и здоровый образ жизни.

Кинофрагмент "Жить здорово 2011-04-28"

КРОССВОРД

Итоги урока


ТЕСТ 1

Группа _______________________________________                        Проверь себя…

1. Элемент железо находится в:

а) главной подгруппе VIII группы

б) побочной подгруппе VIII группы

3. Типичные степени окисления для Fe (нужное обвести):

- 3,   -2,   0,   +2,   +3,   +4,   +6

5. Возможные степени окисления для Fe:

- 3,   -2,   0,   +2,   +3,   +4,   +6

7. По содержанию в земной коре среди элементов-металлов железо занимает 1-е  /  2-е  / 3-е   / 4-е место.

(нужное обвести)

2. Число электронов у атома железа на внешнем слое (нужное обвести):

1     2     3     4

4. Число неспаренных электронов в атоме железа в основном состоянии:

1     2     3     4

6. Характер соединений железа +2:

а) основной

б) кислотный

в) амфотерный

8) В природе железо в основном встречается в виде руд:

а) сульфидных;              б) сульфатных;

в) карбонатных;             г) оксидных.

ТЕСТ 2

Группа _______________________________________                        Проверь себя…

1.Назовите красные клетки крови:

а) тромбоциты

б) лейкоциты

в) эритроциты

г) фагоциты

3.Гемоглобин – это…

а) красный железосодержащий углевод

б) белок, переносящий кислород

в) клетка крови

г) вещество, входящее в состав плазмы крови

5.Причиной малокровия в организме может быть недостаток в крови:

а) антител

б) эритроцитов и гемоглобина

в) белков плазмы

г) фагоцитов

7. Цвет осадка гидроксида железа (II):

а) белый

б) грязно-серый

в) красный

г) грязно-зеленый

2.Какие функции выполняют эритроциты?

а) уничтожают бактерии

б) участвуют в свертывании крови

в) вырабатывают антитела

г) транспортируют кислород

4.В состав молекулы гемоглобина входит:

а) железо

б) магний

в) цинк

г) медь

6.Какой продукт содержит наибольшее количество железа?

а) мясо

б) яблоко

в) печень

г) рыба

8) Цвет радонида железа (III):

а) белый

б) грязно-серый

в) красный

г) грязно-зеленый


КРОССВОРД

По горизонтали:

1. Белок, придающий крови красный цвет

2. Продукт – чемпион по содержанию железа

3. Заболевание, возникающее при недостатке железа в организме

4. Форма эритроцита

8. Один из основных сплавов железа

По вертикали:

3. Природное соединение железа

5. Металл, ионы которого входят в состав гемоглобина

6. Красные клетки крови

7. Простое вещество - неметалл, переносимый гемоглобином

Смоленск, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - семинар "Симметрия вокруг нас"

Применение математики в выбранной профессии....

Интегрированный урок. – семинар русской литературы. «Евгений Онегин» и экономика».

С новой точки зрения взглянуть на творчество великого русского писателя. Учить культуре публичного выступления в различных жанрах....

Интегрированный урок - семинар по теме “Who are We? The Friends or the Enemies of the Planet?”

Данная работа - взаимодействие четырех предметов: английского языка, истории, географии и информатики. Использование ИКТ дает возможность сделать английский язык ближе, понятнее для учащихся. Дети вно...

Интегрированный урок о физике, химии и биологии

Форма проведения: Информационно – коммуникационные технологииИнтегрированный урок, который мы провели в нашей школе, назывался «Двери, которые открыли звери». Сама тема урока настраивала учащихся на т...

Интегрированный урок-семинар « 22 марта - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ».

Тип урока: Интегрированный урок-семинар (химия + география+ биология) по теме "Вода в природе"Вид урока: Семинар  — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсужда...

Интегрированный урок-семинар "Его величество Железо"

Интегрированный урок-семинар "Его величество Железо"...

Использование технологии интегрированного обучения на уроках химии и биологии

Процесс интеграции в педагогике предполагает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Пути интеграции в образовании рассматривали многие методисты ...