Интегрированный урок-семинар по химии и биологии в 9 классе "Его величество Железо"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Данное занятие предполагаем предварительную самостоятельную подготовку учащихся в группах.
Учебный материал обобщает и систематизирует знания учащихся по химии и биологии.
Содержание занятия предполагает возможность практического использования представленной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
febiologiyakhimiya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина г. Смоленска
"Визитная карточка"
интегрированного урока-семинара по биологии и химии в 9 классе
"Его величество Железо"
«Железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д.И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества» А.Е. Ферсман
Авторы-составители | Иванова Людмила Евгеньевна /учитель химии/, Корявикова Нели Тариэловна /учитель биологии/ |
Тема урока | "Его величество Железо" |
Предмет | Биология - Химия |
Цели урока |
|
Формируемые компетентности | 1) В сфере самостоятельной деятельности. 2) Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. 3) Коммуникативная компетентность. 4) В бытовой сфере. |
Формируемые УУД | РЕГУЛЯТИВНЫЕ: Целеполагание /Планирование /Контроль /Коррекция /Оценка ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Общеучебные универсальные действия /Логические /Постановка и решение проблемы ЛИЧНОСТНЫЕ: Смыслообразование КОММУНИКАТИВНЫЕ: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; контролировать действия партнера; умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Методические задачи урока | 1) Применять знания, полученные в разных образовательных областях. 2) Формирование навыков продуктивного общения. 3) Социализировать обучающихся. 4) Работать с различными источниками информации: анализировать, систематизировать, сравнивать, делать выводы. |
Проблемные вопросы учебной темы, поставленные перед учащимися? | Почему железо важно для жизни человека? |
Эксперимент | Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3 |
Предварительна подготовка учащихся:
Деление на группы: "Химики", "Биохимика", "Физиологи", "Диетологи".
Распределение заданий для изучения и обсуждения внутри группы
Задания для группы Диетологов ТЕМА: «Источники железа для организма человека»
1. Продукты питания, богатые железом (Fe) – _____________________________
2. «Враги» железа /Продукты (вещества), препятствующие усвоению железа в организме человека/ – ___________________________________________________________
3. Железо и здоровый образ жизни – _____________________________________
4. Кроссворд – ________________________________________________________
Задания для группы Физиологов ТЕМА: «Роль железа в организме человека»
1) Функции железа в организме человека (кроме дыхательной) – _____________
2) Дыхательная функция железа – _______________________________________
3) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа – ____________________________________________________________________
4. Кроссворд – _______________________________________________________
Задания для группы Биохимиков ТЕМА: «Железо в организме человека»
1) Содержание /Сколько и где содержится железо
в организме человека?/ – _______________________________________________
2) Эритроциты. Гемоглобин – ___________________________________________
3) Анализ крови на гемоглобин /Для чего делают анализ крови на содержание в ней гемоглобина?/ – _______________________________________________________
4. Кроссворд – ________________________________________________________
Задания для группы Химиков ТЕМА: «Железо глазами химика»
1) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева – _________________________________________________________
2) Природные соединения железа (руды)– ________________________________
3) «Железный век» в истории развития человечества – ______________________
4) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+ – ______________________
Этапы контроля:
А) Сбор информации по изучаемой теме Б) Редактирование добытой информации
В) Подготовка выступления Г) Письменный отчет о проделанной работе
Д) Представление изученной темы
Сценарий урока-семинара
Ученик: | Обойдите всю планету – без железа жизни нет! Есть в крови у нас железо – потому и красный цвет. Окисляется железо, забирает кислород. И затем, с потоком крови к каждой клеточке несет. Кислород отдав, железо углекислый газ берет И, в движении по кругу, снова в легкие идет. |
Учитель биологии | И действительно, ребята, по словам ученого А. Е. Ферсмана, железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д.И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества. Но не только железо … Мини-беседа об элементарном составе живых организмов. Актуализация темы занятия Цели урока |
Учитель химии | План урока (работы): напомню, что подготовка к семинару была организована следующим образом: весь класс был поделен на группы, каждая группа работала по своей теме и изучала определенный набор вопросов. Сегодня мы подводим итог нашей работы над проектом. Каждая группа будет выступать с сообщением о проделанной работе. Мы внимательно слушаем, задаем вопросы, т.к. после ряда выступлений вам будут предложены … План урока есть у вас на столах. План урока – отчета 1) Группа Химиков 2) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева 3) Природные соединения железа 4) «Железный век» в истории развития человечества ТЕСТ 1 5) Группа Биохимиков 6) Где и сколько содержится железа в организме человека 7) Эритроциты. Гемоглобин. 8) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+. 9) Анализ крови на гемоглобин. ТЕСТ 2 10) Группа Физиологов 11) Функции железа в организме человека. 12) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа. ТЕСТ «Порядок ли у вас с железом?» Отвечайте на вопросы «да» или «нет»: 1.Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность? 2.Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос или ногтей? 3.Теряли ли вы в последнее время много крови? 4.Занимаетесь ли вы спортом? 5.Вы редко или совсем не едите мясо? 6.Выпиваете ли вы более трех чашек крепкого чая или кофе в день? 7.Вы едите мало овощей? Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм достаточно обеспечен железом. -------------------------------------------------------------------- 13) Группа Диетологов 14) Продукты питания, богатые железом. 15) «Враги» железа: продукты /вещества/, препятствующие усвоению железа в организме человека 16) Железо и здоровый образ жизни. Кинофрагмент "Жить здорово 2011-04-28" КРОССВОРД Итоги урока |
ТЕСТ 1
Группа _______________________________________ Проверь себя…
1. Элемент железо находится в: а) главной подгруппе VIII группы б) побочной подгруппе VIII группы 3. Типичные степени окисления для Fe (нужное обвести): - 3, -2, 0, +2, +3, +4, +6 5. Возможные степени окисления для Fe: - 3, -2, 0, +2, +3, +4, +6 7. По содержанию в земной коре среди элементов-металлов железо занимает 1-е / 2-е / 3-е / 4-е место. (нужное обвести) | 2. Число электронов у атома железа на внешнем слое (нужное обвести): 1 2 3 4 4. Число неспаренных электронов в атоме железа в основном состоянии: 1 2 3 4 6. Характер соединений железа +2: а) основной б) кислотный в) амфотерный 8) В природе железо в основном встречается в виде руд: а) сульфидных; б) сульфатных; в) карбонатных; г) оксидных. |
ТЕСТ 2
Группа _______________________________________ Проверь себя…
1.Назовите красные клетки крови: а) тромбоциты б) лейкоциты в) эритроциты г) фагоциты 3.Гемоглобин – это… а) красный железосодержащий углевод б) белок, переносящий кислород в) клетка крови г) вещество, входящее в состав плазмы крови 5.Причиной малокровия в организме может быть недостаток в крови: а) антител б) эритроцитов и гемоглобина в) белков плазмы г) фагоцитов 7. Цвет осадка гидроксида железа (II): а) белый б) грязно-серый в) красный г) грязно-зеленый | 2.Какие функции выполняют эритроциты? а) уничтожают бактерии б) участвуют в свертывании крови в) вырабатывают антитела г) транспортируют кислород 4.В состав молекулы гемоглобина входит: а) железо б) магний в) цинк г) медь 6.Какой продукт содержит наибольшее количество железа? а) мясо б) яблоко в) печень г) рыба 8) Цвет радонида железа (III): а) белый б) грязно-серый в) красный г) грязно-зеленый |
КРОССВОРД По горизонтали: 1. Белок, придающий крови красный цвет 2. Продукт – чемпион по содержанию железа 3. Заболевание, возникающее при недостатке железа в организме 4. Форма эритроцита 8. Один из основных сплавов железа По вертикали: 3. Природное соединение железа 5. Металл, ионы которого входят в состав гемоглобина 6. Красные клетки крови 7. Простое вещество - неметалл, переносимый гемоглобином |
Смоленск, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок - семинар "Симметрия вокруг нас"
Применение математики в выбранной профессии....
Интегрированный урок. – семинар русской литературы. «Евгений Онегин» и экономика».
С новой точки зрения взглянуть на творчество великого русского писателя. Учить культуре публичного выступления в различных жанрах....
Интегрированный урок - семинар по теме “Who are We? The Friends or the Enemies of the Planet?”
Данная работа - взаимодействие четырех предметов: английского языка, истории, географии и информатики. Использование ИКТ дает возможность сделать английский язык ближе, понятнее для учащихся. Дети вно...
Интегрированный урок о физике, химии и биологии
Форма проведения: Информационно – коммуникационные технологииИнтегрированный урок, который мы провели в нашей школе, назывался «Двери, которые открыли звери». Сама тема урока настраивала учащихся на т...
Интегрированный урок-семинар « 22 марта - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ».
Тип урока: Интегрированный урок-семинар (химия + география+ биология) по теме "Вода в природе"Вид урока: Семинар — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсужда...
Интегрированный урок-семинар "Его величество Железо"
Интегрированный урок-семинар "Его величество Железо"...
Использование технологии интегрированного обучения на уроках химии и биологии
Процесс интеграции в педагогике предполагает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Пути интеграции в образовании рассматривали многие методисты ...