Методические рекомендации по проведению эколого-биологической олимпиады для учащихся 7-11 классов
олимпиадные задания по биологии (7 класс) на тему

Лариса Станиславовна Фурман

Материал адресован педагогам эколого-биологических отделов, заимнтересованным в проведении мероприятий привекающих интерес учащихся старшеклассников к вопросам экологии, биологии и сопутствующих наук. Приводятся рекомендации по проведению олимпиады и варианты заданий с ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rek_furmandokument_microsoft_word.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т

«У Вознесенского моста»

Методические рекомендации по проведению

эколого-биологической олимпиады

для учащихся 7-11 классов

                                                                                                автор: педагог-организатор

    эколого-биологического отдела

Лариса Станиславовна Фурман

Санкт-Петербург

 2014 г

Введение

        Данная разработка предназначена для педагогов школ и руководителей объединений дополнительного образования, реализующих образовательные программы эколого-биологической направленности, ставящих перед собой задачу по созданию условий для формирования интереса к знаниям в области эколого-биологической тематики, развития у учащихся старших классов способности к эколого-биологическому мышлению. Она представляет обобщённый опыт проведения на протяжении нескольких лет районной эколого-биологической олимпиады «ЭкОлимп».

        В настоящее время для школьников, интересующихся эколого-биологическими дисциплинами и ведущих исследовательскую деятельность в этой области, имеются широкие возможности для  представления своих работ и достижений на всевозможных конференциях, семинарах, олимпиадах различного уровня. Очень радует, что среди подрастающего поколения есть ребята осознающие актуальность вопросов эколого-биологической тематики для современного человечества.  Однако, высокий уровень экологического образования и культуры отдельных выдающихся личностей не решает проблему низкого уровня экологической культуры общества в целом. А на современном этапе развития человечества, когда неграмотные и безответственные действия всего лишь одного  человека могут привести к серьёзным экологическим изменениям на огромных территориях, данная проблема становится особенно актуальной. Поэтому столь важно привлечение интереса подростков к знаниям и деятельности в природоохранной области, экологии, биологии и сопутствующих науках.

        Одним из мероприятий, способствующих решению данной проблемы, мы предлагаем сделать эколого-биологическую олимпиаду, задачей которой будет не только проверка знаний в данной области (эта форма итак регулярно предлагается ребятам на уроках и занятиях), но и предоставление возможности проявить способности к экологическому мышлению и даже творчеству в данной области. Ведь именно творчество является высшим проявлением человеческой деятельности. «Творчество представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к переходу на высокий интеллектуальный уровень». («Энциклопедия эпистемологии и философии науки»)

Рекомендации по составлению заданий для олимпиады

        Предлагаемая олимпиада «ЭкОлимп» проводится в один тур. Разработанная система заданий включает в себя как разделы, состоящие из закрытых тестов, ориентированные на проверку знаний, так и открытые вопросы, ориентированные на проявление экологического мышления и творчества.

        Данная разработка предлагает комплект конкурсных заданий для проведения эколого-биологической олимпиады для учащихся  в трёх возрастных группах:7-8, 9-10 и 11 классы. Каждому участнику выдаётся индивидуальный бланк задания для заполнения. Расчётное время для выполнения задания — 1 час.

        Титульный лист каждого бланка заданий состоит из двух основных частей: данных об участнике (заполняется самим участником), данных о проверке выполнения задания (заполняется проверяющим экспертом по окончании при итоговой проверке задания). В данных о проверке отражается оценочная стоимость каждого задания.

Конкурсное задание для каждой возрастной группы состоит из 4-х частей:

  1. Задания первого типа — выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Задачей этого типа заданий является выборочная проверка знаний участников. Пунктов в данном задании много, но оцениваются они наиболее низко по сравнению с последующими заданиями.
  2. Задания второго типа — ориентированы на проверку знания эколого-биологических понятий, определений, способность сделать правильный выбор из большого количества предложенных вариантов ответа. Оцениваются эти задания более высоко.
  3. Задания третьего типа — требуют от участников проявления способности к экологическому мышлению. В некоторых из них предоставленной информации вполне достаточно для того, чтобы сделать правильный вывод и получить нужный ответ. Ещё более высокий балл за правильный ответ.
  4. Задания четвёртого типа — требуют, как проявления экологического мышления, так и творчества. Оцениваются наиболее высоко.

        Для выполнения творческой части задания учащимся 9-10, 11 классов подготавливается дополнительное приложение, которое печатается в нескольких экземплярах и выдаётся участникам по их просьбе при переходе к выполнению данного задания.

        В пунктах заданий, требующих развёрнутых ответов, после вопроса оставляется свободное место для написания необходимого текста (в данном варианте эти пробелы пропущены в целях экономии бумаги).

        В настоящей работе к бланкам заданий прилагаются ответы на тестовые вопросы. Так как ответы на вопросы, подразумевающие рассуждение носят творческий характер и не имеют одного точно сформулированного ответа, при проверке заданий эксперты должны ориентироваться на собственные знания и опыт.

Рекомендуемый порядок проведения олимпиады

1. Приветствие участников. Ознакомление с регламентом и правилами поведения во время выполнения задания. Задачей ведущего является создание доброжелательной, свободной обстановки с одной стороны, и соблюдения дисциплины и уважения к работе всех участников с другой.

2. Раздача участникам индивидуальных бланков с заданиями. Заполнение участниками верхней части титульного листа бланка заданий (данные об участнике печатными буквами).

3. Ведущий олимпиады представляет участникам данные о проверке работы на титульном листе каждого бланка, где представлена «стоимость» всех заданий и обращает внимание, что последние пункты оцениваются наиболее высоко. Даются рекомендации по распределению времени на выполнение различных пунктов задания.

4. Участники выполняют задание и по окончании сдают работы ведущему.

 

Рекомендации участникам по выполнению задания

  1. Участники заполняют печатными буквами данные о себе на титульном листе бланка заданий.
  2. Знакомство с оценочной шкалой ответов на все пункты задания.
  3. Решение задач первого раздела: необходимо внимательно прочесть вопрос и все предлагаемые варианты ответа, затем выбрать один верный ответ, обведя его номер в кружок. Если у участника есть сомнения, рекомендуется в черновом варианте карандашом обозначить верный ответ и переходить к следующему заданию, чтобы экономить время. К данному вопросу можно вернуться в конце работы.
  4. Решение задач второго раздела: внимательно прочитать определение (задание) и вписать необходимый термин. Прокомментировать ответ, если это требуется в вопросе.
  5. Решение задач третьего раздела: внимательно прочитать текст задания, анализируя предложенную информацию. Опираясь на полученный анализ, составить полный чёткий ответ.
  6. Решение задач четвёртого раздела: внимательно прочитать задание, проанализировав информацию. Опираясь на свои знания и опыт, составить (изобразить)  ответ, проявив творческие способности.
  7. Просмотреть внимательно все разделы бланка заданий, проверить правильность заполнения своих данных, дать ответ на ранее пропущенные вопросы, если таковые имеются.
  8. Сдать работу ведущему.

Задания к районной эколого-биологической олимпиаде

«ЭкОлимп»

для учащихся 7-8 классов 2013 год

Участник (заполнять печатными буквами):

Фамилия, Имя……………………………………………………………………..

Школа, класс………………………………………………………………………

Дата выполнения работы………………………………………………………….

Проверяющий……………………………………………………………………………………

Анализ работы (заполняется проверяющим):

  1. Задания первого типа . За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Максимум  10 баллов.  Общее количество баллов ….
  2. Задания второго типа. За каждый правильно выполненный пункт задания начисляется 2 балла. Максимум 10 баллов. Общее количество баллов…………….
  3. Задание третьего типа. За каждый ответ максимум 5 баллов. Максимальный результат  20 баллов. Общее количество баллов……………………………….
  4. Задание четвертого типа. За каждый ответ максимум 10 баллов. Максимальный результат 40 баллов. Общее количество баллов…………….

Итоговое максимальное количество баллов: 80.                                                                                Итоговое  количество баллов……………………………..

Задания первого типа «Один из четырех». Выберите 1 правильный ответ из четырёх предложенных:

1.Биосфера:

а) самая подвижная оболочка Земли

б) часть литосферы

в) литосфера, гидросфера и атмосфера вместе взятые

г) оболочка Земли, преобразованная деятельностью организмов

   2. Чем отличаются высшие растения от низших?

а) низшие растения размножаются спорами, а высшие только семенами;

б) у низших растений, в отличие о высших, нет дифференцированных тканей;

в) низшие растения обитают в водной среде, а высшие – на суше;

г) все высшие растения имеют цветки.  

3. Лимитирующий ресурс это -:

а) один из дефицитных ресурсов, имеющих значение для развития популяции/организма;

б) дефицитный ресурс, не имеющий значения для развития популяции/организма;

в) наиболее дефицитный ресурс, недостаток которого ограничивает развитие популяции/организма;  

г) богатый ресурс, благодаря которому возможно успешное развитие популяции/организма.

4. Пойма, это - :

а) уровень, до которого может подняться вода в реке в половодье;

б) часть речной долины заливаемая в половодье;  

в) залитая водой местность;

г) ручей, образовавшийся в результате снеготаянья.

5. Какое событие из перечисленных наиболее важно для сохранения экосистем Балтики:

а) принятие Киотского протокола;

б) пуск ЮЗОС в Санкт-Петербурге;

в) Всероссийская акция «Сделаем!»;

г) Международный съезд рыбаков.  

6. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?:

а) у сосны более хрупкая древесина;

б) у ели хуже развита корневая система;  

в) у ели более массивная, тяжелая крона;

г) сосна устойчивее, за счет корней проникающих в глубокие слой почвы.

7. Лимитирующим ресурсом для рака-отшельника в Красном море является:

а) наличие пустых раковин брюхоногих моллюсков;

б) температура воды в прибрежной зоне;  

в) пищевой ресурс;

г) такового не имеется.

8. От загрязнения воздуха летучими химическими веществами в первую очередь гибнут:

а) насекомые;

б) птицы;  

в) лишайники;

г) зеленые растения.

9. Вечнозелёные растения хвойного леса:

а) грушанка круглолистная и вероника лекарственная;                                                                                   б) вероника лекарственная и майник двулистный;
в) майник двулистный и брусника;
г) брусника и черника.                                                                                                                                                    10.
Какая река вытекает из Ладожского озера:                                                                                                     а) Волхов;                                                                                                                                                            б) Свирь;                                                                                                                                                                                 в) Нева;                                                                                                                                                                                         г) Паша.

Задание 2 типа «Допиши определение». Впишите нужное слово (термин и др.), исходя из данного определения:                                                                                                                                       а) совокупность фотосинтезирующих существ, являющихся началом пищевой цепи  в водоёмах (простейшие, микроскопические растения, бактерии) -                                                                                     б) самый многочисленный класс животных -                                                                                                                                                                                                                                           в)  группа органических веществ относительно простого строения и разнообразной химической природы в небольшом количестве необходимая в пищевом рационе человека и большинства позвоночных -                                                                                                                                           г)  перечислите известные вам источники альтернативной энергии -                                                                             д)  участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навсегда изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства  это -

 Задание 3 типа: «Вопрос — ответ».                                                                                                            1. «Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, есть татуировка» О ком здесь идёт речь?Объясните свой ответ.                                                                                                                                                                         2. С детства знакомая картинка: запасливый ёж, несущий на иголках к себе домой яблоко. Какая в этом есть биологическая неточность? И нужны ли ежу яблоки? (Если «да», укажите, зачем. Если «нет», объясните, почему.)                                                                                                                             3. Распределите перечисленные факторы среды по соответствующим группам: растения, воздух, свет, грибы, рельеф местности, животные, температура, бактерии, вода, почва, ветер.                   Факторы неживой природы -                                                                                                                  Факторы живой природы -                                                                                                                                             4. Буквальное исполнение лозунга "Превратим Землю в цветущий сад!" опасно с экологической точки зрения. Почему? Может ли оно привести к гибели биосферу или отдельные экосистемы? Какие экосистемы пострадают от воплощения такого лозунга?        

Задание 4 типа. Задача.

Задача 1. Экологический след. “Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню”. Объясните смысл данной поговорки.

Задача 2. Здоровье.  Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные: генетические факторы, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей. Расположите их в таблице в порядке убывания, от наиболее значимого к наименее.

факторы

степень влияния на здоровье

50-55%

20-25%

15-20%

10-15%

Задача 3. Экологический прогноз. По берегам реки рос лес. Во время лесозаготовок он был полностью вырублен на значительном расстоянии. Как и почему называется такой лес? Что произойдёт с рекой? 

Задача 4. Зоо-шутка. Придумайте и нарисуйте необычное животное, которого не существует в природе. Части его тела возьмите от представителей разных классов царства животных, укажите названия классов. (При оценке ответа будет учитываться количество использованных и правильно названных классов животных.) Опишите его возможные условия жизнедеятельности.

 Задания к районной эколого-биологической олимпиаде

«Эколимп»

для учащихся 9-10 классов 2013 год

            Участник:

            Фамилия, имя ………………………………………………………....................................

            Школа, класс………………………………………………………………………………..

            Дата выполнения работы…………………………………………………………………..

            Проверяющий………………………………………………………………………………

            Анализ работы (заполняется проверяющим):

 1. Задания 1 типа.  За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Максимум 10 баллов.

Общее количество баллов…………………………………………………………………

2. Задания 2 типа. За каждый верный ответ начисляется 2 балла. Максимум 10 баллов.

Общее количество баллов…………………………………………………………………

3. Задания 3 типа. За каждый ответ максимум 5 баллов. Максимальный результат 20 баллов.

Общее количество баллов…………………………………………………………………………

4. Задания 4 типа.  За каждый ответ максимум 10 баллов. Максимальный результат 40 баллов.

Общее количество баллов …..........................................................................................................

Итоговое максимальное количество  баллов – 80.

Итоговое количество баллов………………………………………………...

             

Задания 1 типа «Один из четырех». Выберите 1 правильный ответ из четырёх предложенных.

  1)  «Ойкос» от которого происходит название «экология» означает:

а) Земля

б) природа

в) дом

г) закон                                                                                                                                                                                      2)    Основные экологические проблемы человечества связаны с:

 а) нерациональным использованием природных ресурсов;

 б) ростом численности населения и истощением природных ресурсов;

 в) экологическим кризисом;

 г) загрязнением окружающей среды.

3)   Юнтоловский заказник -  единственный в мире, который находится на территории города:

а) Москва

б) Нижний Новгород

в) Санкт- Петербург

г) Владивосток                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            4)   Восстановительное природопользование это:

а) экономически эффективное природопользование с учётом охраны природы;

б) разработка систем и методов по сохранению и восстановлению природных ресурсов биосферы;

в) защита, восстановление и преобразование природных условий и ресурсов в ходе их экономически эффективного вовлечения в процесс общественного производства;

г) восстановление способов традиционного землепользования, ведения сельского хозяйства и природопользования.

5)  Мимикрия – это способность растений и животных, заключающаяся в: 

а) умении укрываться от хищников;                  

б) способностях участия в процессе фотосинтеза;

 в) умении маскироваться в окружающей среде;                

 г) бесполом размножении живых организмов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         6)  Из перечисленных выберите животное, занесённое в красную книгу:

 а) ладожская кольчатая нерпа

 б) заяц-русак

 в) мышовка

 г) серая мухоловка                                                                                                                                                                                

7)  Вид, численно преобладающий в биоценозе, называется:

 а) эдификатором

 б) эндемиком    

 в) эврибионтом

 г) доминантом                                                                                                                                                                                                                              

8) Парой хищник - жертва могут являться:

а) росянка и комар;                      

б) гриб - трутовик и береза;

в) актиния и рак-отшельник;        

г) тля и муравей.                                                                                                                                                                                         9)  Что здесь лишнее:

 а) печёночный сосальщик

 б) нереис

 в) человеческая аскарида

 г)  свиной цепень                                                                                                                                                                                           10)  Зелёные растения в экосистеме выполняют функцию:

 а) консументов    

 б) продуцентов  

 в) автотрофов

 г) редуцентов                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                   

 Задания 2 типа. «Допиши определение». Впишите нужное слово (термин и др.), исходя из данного определения:

а) если бы этот город был основан на 500 лет раньше, он мог  бы стать столицей Ингерманландии. Сейчас это крупнейший город на Балтике -                                                                                      б) экологическая группа мелких животных, пассивно перемещающихся в толще воды, питающаяся, как правило, фитопланктоном -

в) комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и экосистем это -                                                                                                                                         г) географическая область, в которой возник вид, в дальнейшем расселившийся в других регионах это -

д) проверка соответствия проекта нормам природоохранного законодательства, верности оценки экологических последствий планируемой деятельности, которой подлежат все проекты, осуществление которых может нанести вред окружающей среде и здоровью людей  это-

Задания 3 типа «Вопрос — ответ».

1. Растёт на болотах, укрепляет пески, разрушает камни, помогает паять, играть на скрипке, ходить под парусами. О чём идёт речь?

2. Крупные малоподвижные пауки — отличное блюдо для хищных насекомых. Однако есть мало охотников полакомиться свежей паучатиной. Даже если не погибнешь в паутине, то уж запутаешься основательно. Сдирай потом со своего мохнатого тела, с волосков, крючков, щетинок, шипиков липкую сеть. Не до еды будет. Вопрос: «Какая особенность строения тела позволяет американской осе аллохерес без опаски охотиться на пауков?»

3. На моховых лужайках появились куртинки злаков и других цветковых растений. Они пока невелики, но с ними лужайки мха становятся красочнее. А какова судьба этих, ставших такими красивыми моховых лужаек?

4. Такие электростанции бесполезно строить на Балтийском море. Связано это с тем, что явление, которое положено в основу работы таких станций, характерно для Мирового океана, но на Балтике выражено слабо. Что это за электростанции и что за явление, на котором основана их работа?

              Задания 4 типа. Задача.

Задача 1. Здоровье. Распределите наименования продуктов питания, которые являются источниками белков, жиров и углеводов, по соответствующим группам: кукурузное масло, хлеб, мясо, сливочное масло, сливки, рыба, печенье, крупы, сметана, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр.

Источники белков -

Источники жиров -

Источники углеводов -

Задача 2. Растительная жизнь. Представьте, что на Земле исчезли  все живые организмы, кроме высших растений. Предположите дальнейшее развитие событий.

Задача 3. Как связаны между собой эти события?  На лугу растет много видов крестоцветных растений и они не повреждены, хотя кругом летают бабочки-белянки, в том числе и капустницы. Рядом же на небольшом поле капусты все растения сильно поедены гусеницами этой бабочки.

Задача 4. Экологическая фантастика — допиши статью. (См. приложение) Вам предлагается ознакомиться с началом сюжета экологической статьи 2027 года. Придумайте её продолжение, описывающее события, деятельность людей, приведшие к экологической катастрофе, и последствия этой катастрофы для жителей Санкт-Петербурга.

Приложение.

Экологическая фантастика — допиши статью.

5 июня 2027г.

Строительство полигона «Красный Бор» началось еще в 1967 г., когда Ленинградским городским исполнительным комитетом было принято решение о создании экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных отходов. С этой целью в междуречье рек Тосны и Ижоры, на территории Тосненского района, в 6,5 км к юго-востоку от г. Колпино и в 30 км от Ленинграда был выделен участок площадью 68,7 гектар.
Предполагалось, что это экспериментальное экстенсивное предприятие по обезвреживанию высокоопасных отходов просуществует 5 лет, а опыт его эксплуатации будет учтен при проектировании других подобных производств в нашей стране. Однако полигону «Красный Бор» не было создано какой-либо альтернативы, и он продолжал эксплуатироваться до того, пока не произошла катастрофа, экологические последствия которой мы с вами ощущаем сейчас. Однако, ведь ещё в начале нового тысячелетия экологи били тревогу. Вот как писали  журналисты в 2002-м году.

О полигоне химических отходов «Красный Бор», находящемся в 15 километрах от Колпина, рассказывают множество леденящих кровь историй. «Зеленые» называют его не иначе как бомбой замедленного действия, подложенной тридцать лет назад под наш город. Назвать пейзаж, открывшийся взору посетителя этих мест, ужасающим – значит ничего не сказать.
В огромных озерах, заполненных почти под завязку зловонным черным коктейлем, плавают ржавые бочки, автомобильные покрышки, мешки с какой-то отравой, и весь этот дьявольский бульон бурлит, перемещается, периодически выбрасывая на поверхность гирлянды пузырей бог знает каких газов. Несмотря на прохладный день, запах вокруг стоит настолько ядреный, что с непривычки перехватывает дыхание.
На сегодняшний день на территории в 58 гектаров захоронено около 1,5 миллионов тонн отборнейшего дерьма, ожидающего окончания строительства мусороперерабатывающего завода, начатого ещё в 1996 году.
Если учесть, что место для строительства полигона в лучших традициях было выбрано более чем «удачно» - в 700-х метрах река Большая Ижора, впадающая дальше в Неву, - то теперь любой мощный паводок принесет всю накопленную здесь отраву прямиком к водозабору Петербурга, а дальше в Финский залив. Масштабы возможной катастрофы трудно даже себе представить. Валерий МИШАКОВ (газета "Московский Комсомолец в Питере" 2.10.2002г.)                                                                                                                                                    
К сожалению, эти предупреждения не были услышаны, а  прогнозы оказались пророческими. И вот, летом 2015 года …

Задания к районной эколого-биологической олимпиаде

«ЭкОлимп»

для учащихся 11 классов 2013 год

Участник:

Фамилия, имя ……………………………………………………….........................

Школа, класс…………………………………………………………………………

Дата выполнения работы…………………………………………………………....

Проверяющий………………………………………………………………………..

Анализ работы (заполняется проверяющим):

1. Задания первого типа. За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Максимум 15 баллов.

Общее количество баллов………………………………………………………………….............

2. Задания второго типа. За каждый правильно выполненный пункт задания начисляется 5 баллов. Максимум 20 баллов.

Общее количество баллов………………………………………………………………….............

3. Задания третьего типа.

Задача 1. Максимум 10 баллов.

Количество баллов………………………………………….............………………………………

Задача 2. Максимум 10 баллов.

Количество баллов…………………………………………………………………………............

Задача 3. Максимум 5 баллов.

Количество баллов…………………………………………………………………………............

Задача 4. Максимум 5 баллов.

Количество баллов............................................................................................................................

4. Задания четвёртого типа. Максимум 15 баллов.

Количество баллов............................................................................................................................

Итоговое максимальное количество  баллов – 80.

Итоговое количество баллов………………………………………………...

                                                                   

Задание первого типа. Выберите 1 правильный ответ из нескольких предложенных:

1) Экологическая смертность – это гибель особей в:

а) в реальных условиях среды,

б) в идеальных условиях среды,

в) в отсутствие действия лимитирующих факторов,

г) без учета смертности в старших возрастных группах

2) Рекреационная территория – это участок суши или водной поверхности, предназначенный для:

а) отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности,

б) захоронения определенных видов отходов,

в) сохранения естественных экосистем,

г) выращивания лесных саженцев                                                                                                                                3) Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?                                                                                                        а) географическому                                                                                                                                                    б) экологическому                                                                                                                                                  в) морфологическому                                                                                                                                                 г) генетическому

4) Биотическое сообщество представляет собой совокупность популяций:

а) входящих в одну экосистему,

б) способных скрещиваться между собой,

в) занимающих в экосистемах одинаковые ниши,

г) произошедших от одной предковой популяции

5) Скорость накопления фитомассы в сообществах представляет собой

а) чистую первичную продуктивность,

б) валовую первичную продуктивность,

в) вторичную продуктивность

6) Понятие «экологическая ниша» связано с:

а) функциональной ролью вида в сообществе,

б) его отношением к близкородственным видам,

в) протяженностью и распределением его ареала

7) Животные и растения, населяющие аридные экосистемы характеризуются чертами, позволяющими:

а) коренным образом изменять свою физиологию,

б) избегать обезвоживания,

в) производить многочисленное потомство,

г) избегать переохлаждения

8) При передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходят ее потери

а) в пределах 10 %,

б) в пределах 90 %,

в) в пределах 20 %,

г) в пределах 78 %.

9) Способ выращивания растений без почвы с использованием растворов соединений биогенных элементов называется:

а) гибридизацией;

б) водоносным балансом;

в) возвратным водопотреблением;

г) гидропоникой;

10) Какова основная причина заиления озер:

а) забор воды на орошение;

б) усиленная рекреация;

в) увеличение поступления взвешенных веществ;

г) загрязнения промышленными сточными водами.

11) Отметьте определение, раскрывающее понятие «бонитет почвы»:

а) механический и химический состав почвы;

б) эрозионно обусловленная степень деградации почвы;

в) целевое назначение использования территории;

г) экономически значимый показатель плодородия почвы;

д) состав фауны герпетобионтов сельхозугодий

12) Выражение «Никто не гибнет в одиночку» соответствует следующему экологическому принципу

а) принципу биологического замещения;

б) принципу консорционной целостности;                                                                                                                     в) принципу обратной связи;                                                                                                                                            г) принципу основателя;

д) принципу удаленности событий

13) Вещество загрязняющее окружающую среду называется:

а) ингибитором;

б) аттрактантом;

в) поллютантом;

г) детерминантом;

д) новообразованием;

е) репеллентом

14) Понятие «экологическая ниша» впервые было введено:

а) К. Тимирязевым;

б) Дж. Гринеллом;

в) Ю. Одумом

г) В. Серебряковым

15) Основным образующим химическим элементом живого вещества является:

а) Na

б) P

в) C

г) H

д) Ca

Задания второго типа. Вопрос — ответ.

1) Постройте варианты схем двух пищевых цепей, используя следующие организмы: 1. Травянистое растение; 2. Заяц; 3. Почвенные бактерии; 4. Воробей; 5. Почвенные грибы; 6. Ягодный кустарник бузина; 7. Волк; 8. Ястреб; 9. Паук; 10. Растительноядное насекомое

2) В приведенном списке раннецветущих растений отметьте эфемероиды, обводя цифры кружочками: 1. Гусиный лук желтый; 2. Орешник; 3. Крокус; 4. Ольха чёрная; 5. Мать-и-мачеха; 6. Бурачок пустынный; 7. Берёза повислая; 8. Ветреница дубравная; 9. Прострел раскрытый (сон-трава); 10. Подснежник белоснежный; 11. Осока волосистая

3) Выберите два правильных ответа из предложенных, обведя номер кружочком. Какая из мер наиболее эффективна при охране редких видов животных и растений: а) охрана каждой особи в отдельности; б) охрана мест обитания; в) охрана мест размножения; г) охрана пищевых ресурсов этих видов; д) выращивание в искусственных условиях

4) Найдите биологические неточности в стихотворениях. Объясните свой ответ.

Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым
миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась,
куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
и вот - дышу.  (А. Фет «Бабочка»)

Травка зеленеет.
солнышко блестит,
Ласточка с весною
в сени к нам летит.
Дам тебе я зёрен,
а ты песню спой,
Что из стран далёких
принесла с собой. (А. Н. Плещеев)

Задания третьего типа. Задача.

Задача 1. Здоровье.  Вряд ли в 1979 году конструкторы первого портативного кассетного магнитофона Walkman из японской компании Sony предполагали, что их изобретение приведет через несколько лет к возникновению целых поколений людей, как минимум регулярно пользующимися миниатюрными наушниками. Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники на улице, в спортзале, в транспорте и везде, где только можно, становится нормой для многих людей. Между тем это наносит серьёзный вред здоровью и может быть опасным в некоторых ситуациях.

Задание. Составьте инструкцию по безопасности для здоровья при пользовании плеером для прослушивания через наушники. Укажите все возможные опасности и угрозы здоровью, дайте рекомендации для его использования.

Задача 2. Экология нашего региона. 2014 год  объявлен странами Балтики годом Финского залива. Перечислите известные вам экологические проблемы данного региона. Какие из них являются  наиболее серьёзными? Касаются ли экологические проблемы залива жителей Санкт-Петербурга, и почему?                                                                                                                                                                     

Задача 3. Растительная жизнь.  Весной я привез из леса и посадил у своего окна в центре города молодую осинку. Она не стала расти и погибла. Я привез другую, поливал и подкармливал ее. Тот же результат! Еще несколько таких посадок привели меня к мысли, что этому дереву в городе чего-то не хватает. В чем же здесь дело?

Задача 4. Живая математика. Длиной всего 3 мм, блоха может взлететь на высоту 20 см, а прыгнуть в длину на 35 см. Подсчитайте, на какую высоту мог бы подпрыгнуть человек и какую длину смог бы преодолеть, если бы он был таким же прыгуном как блоха? Рост человека 180 см.

Задания четвёртого типа. Экологическая фантастика — допиши статью. (См. приложение) Вам предлагается ознакомиться с началом сюжета экологической статьи 2027 года. Придумайте её продолжение, описывающее события, деятельность людей, приведшие к предложенному результату.

Приложение.

Экологическая фантастика — допиши статью.

5 июня 2027г.

Мы шли по тихой аллее большого зелёного парка. Вдали среди деревьев виднелись здания промышленных предприятий, но это нисколько не портило окружающий пейзаж. Над цветочными клумбами жужжали трудолюбивые пчёлы, в ветках деревьев возились какие-то пичуги, благоухали кусты цветущей сирени.

На фоне этой прекрасной картины просто невозможно было представить, что несколько десятков лет назад эта территория была одной из самых экологически-опасных в Ленинградской области. Вот как писали о ней журналисты в 2002-м году.

О полигоне химических отходов «Красный Бор», находящемся в 15 километрах от Колпина, рассказывают множество леденящих кровь историй. «Зеленые» называют его не иначе как бомбой замедленного действия, подложенной тридцать лет назад под наш город. Назвать пейзаж, открывшийся взору посетителя этих мест, ужасающим – значит ничего не сказать.
В огромных озерах, заполненных почти под завязку зловонным черным коктейлем, плавают ржавые бочки, автомобильные покрышки, мешки с какой-то отравой, и весь этот дьявольский бульон бурлит, перемещается, периодически выбрасывая на поверхность гирлянды пузырей бог знает каких газов. Несмотря на прохладный день, запах вокруг стоит настолько ядреный, что с непривычки перехватывает дыхание.
На сегодняшний день на территории в 58 гектаров захоронено около 1,5 миллионов тонн отборнейшего дерьма, ожидающего окончания строительства мусороперерабатывающего завода, начатого ещё в 1996 году.
Если учесть, что место для строительства полигона в лучших традициях было выбрано более чем «удачно» - в 700-х метрах река Большая Ижора, впадающая дальше в Неву, - то теперь любой мощный паводок принесет всю накопленную здесь отраву прямиком к водозабору Петербурга, а дальше в Финский залив. Масштабы возможной катастрофы трудно даже себе представить.                                                                                                                 Валерий МИШАКОВ (газета "Московский Комсомолец в Питере" 2.10.2002г.)                    
И ведь всё это происходило менее 30 лет назад. Что же произошло, что потребовалось, для того, чтобы координально изменить судьбу этого места, да и Петербурга в том числе? А началось всё в 2015 году....

Варианты ответов к заданиям

районной эколого-биологической олимпиады «ЭкОлимп»

для учащихся 7-8 классов

Задания 1 типа: 1) г; 2) б; 3) в; 4) б; 5) б; 6) г; 7) а; 8) в; 9) г; 10) в.

Задания 2 типа: а) фитопланктон; б) насекомые; в) витамины; г) сила ветра, воды, тепло Земли, биогаз, солнечная энергия; д) заповедник

Задание 3 типа: «Ответ на вопрос»:

1) змея королевская кобра

2) ёж — насекомоядное животное, яблоки для еды ему не нужны. Легенду о еже, катающемся по земле и нанизывающим на иголки ягоды винограда породил Плиний Старший. Но физически ёж не может сделать подобное. Найдя сильно пахнущие объекты — окурки, гнилые ягоды или яблоки, ёж может их долго вылизывать до образования белой пены из слюны и тереться об них, размазывая по себе. По одной версии делает он это с целью избавления от паразитов, по другой — чтобы скрыть собственный запах.

3)  неживая природа: воздух, свет, рельеф местности, температура, вода, ветер, почва ; живая природа: растения, грибы, животные, бактерии

4) Реализация  такой  "мечты"  несет гибель степям, пустыне,  тундре да и биосфере в целом,  ибо цветущий  сад  - это уничтожение видового разнообразия на планете.

Задания 4 типа:

2)условия и образ жизни людей — 50 — 55%

   состояние окружающей среды — 20 — 25%

   генетические факторы — 15-20%

   медицинское обеспечение — 10-15%

3) Лес на берегу сохраняет реку, задерживая испарение воды,  сдерживая иссушающий ветер, сохраняя влагу в почве берегов. Исчезновение леса будет способствовать обмелению реки, вытягиванию  высохшими берегами значительного количества воды.  Лес по берегам реки поэтому называют водоохранным.

Варианты ответов к заданиям

районной эколого-биологической олимпиады «ЭкОлимп»

для учащихся 9-10 классов

Задания 1 типа: 1-в; 2-г; 3-в; 4-в; 5-в; 6-а; 7-г; 8-а; 9-б; 10-б.

     

Задание 2 типа: а) С-Пб; б) зоопланктон; в) охрана окружающей среды; г) центр происхождения; д) экологическая экспертиза

Задание 3 типа:

1. сосна

2. Аллохерес не имеет на теле обычных для её сородичей торчащих волосков, ноги её практически лишены шипов и шпор, на мандибулах нет щетинок, коготки на лапках не загнуты, а почти прямые. По сравнению со своими собратьями она выглядит голой, что позволяет ей охотиться на пауков не опасаясь запутаться в паутине.

3. моховые лужайки сменит разнотравный луг

4. приливные электростанции, приливы и отливы

Задание 4 типа:

Задача 1. Белки — мясо, рыба, яйца, орехи, сыр, овощи (клетчатка). Жиры — кукурузное масло, сливочное масло, сметана. сливки. Углеводы — хлеб, печенье, крупа, фрукты, овощи.

Задача 3. Капустное поле - монокультура, где растения находятся в большой концентрации и никак не защищены от  потребителя.  Это огромная общая кормушка.  На лугу  многие виды могут замаскироваться чужими фитонцидами. Поэтому потребитель-специалист там не образует больших концентраций,  ему не хватит для этого пищи.

Варианты ответов к заданиям 

районной эколого-биологической олимпиады «ЭкОлимп»

для учащихся 11 классов

Задания 1 типа: 1) а 2) а 3) б 4) а 5) а 6) а 7) б 8) б 9) г 10) в 11) г 12) б 13) в 14) б 15) в

Задания 2 типа: 2) 1, 3, 8, 9, 10 3) б, в  

Задания 3 типа: 3) Осина очень чувствительна к загрязнению воздуха, а в городе много пыли, дыма, токсичных веществ из автомобильных выхлопов. Кроме того, осина не выносит уплотнения почвы.

4) Решение:
а). Рассчитаем, на какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, составив пропорцию:

0,003 м — 0,2 м

1,8 м — х м

х = (1,8 х 0,2) : 0,003 = 120 м


б). На какую длину смог бы прыгнуть человек, определим, составив пропорцию:

0,003 м — 0,35 м

1,8 м — х м

х = (1,8 х 0,35) : 0,003 = 210 м

Ответ: если бы человек был бы таким прыгуном как блоха, он мог бы подпрыгнуть на высоту 120м и прыгнуть в длину на расстояние в 210 м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения регламентированной дискуссии на уроках литературы в старших классах

Как и для большинства преподавателей литературы, работающих в старших классах, передо мной многие годы стояла проблема организации итоговых уроков. Как сделать так, чтобы дать возможность каждом...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2014/2015 учебном году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению школьного и муниципального этаповвсероссийской олимпиады школьников по обществознаниюв 2014/2015 учебном году...

Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

При проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре учителя  сталкиваются с трудностями, в частности с бально-рейтинговой системой оценки результатов олимпиад...

Методическая разработка учебного занятия эколого-биологического кружка «Пернатые друзья»

Цель: Привлечь внимание детей к зимующим птицам. Задачи: Обучающие 1. Познакомить детей с зимующими птицами. 2. Закрепить знания о зимующих птицах в ходе игр. Развивающие 3. Развивать познавательный и...

Задания к теоретическому туру районной эколого-биологической олимпиады для учащихся 7-8 классов

Задания к теоретическому туру районной эколого-биологической олимпиады "Эколимп" 2016 г. для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района С-Пб....

Методические рекомендации к проведению Всероссийской предметной олимпиаде школьников

Методические рекомендации к проведению Всероссийской предметной олимпиаде школьников...

Методические рекомендации к проведению итогового собеседования по русскому языку в 9 классе.

Итоговое собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст всл...


 

Комментарии

Иванова Людмила Олеговна

Лариса Станиславовна, большое спасибо за содержательный материал, вопросы экологии сейчас очень актуальны