Ландшафтный дизайн школьного двора
методическая разработка по биологии на тему

Сидоренко Тамара Константиновна

 Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

Работа по оформлению школьного двора МОБУ №7  ведется поэтапно в течение нескольких  лет. Школьный двор по озеленению разделен на несколько отделов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon landshaftnyy_dizayn_shkolnogo_uchastka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 7 имени Героя России И.В. Ткаченко» г. Тында Амурской области

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО ДВОРА МОБУ СОШ № 7.

Выступление руководителя школьного двора, учителя биологии Т.К. Сидоренко

( Распространение опыта работы в рамках городского семинара)

2013г.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО ДВОРА МОБУ СОШ № 7.

Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

Работа по оформлению школьного двора МОБУ №7  ведется поэтапно в течение нескольких  лет. Школьный двор по озеленению разделен на несколько отделов.

1. ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫЙ ОТДЕЛ.

Одним из украшений школьного двора – это цветники.(СЛАЙД)

Цветники - это украшение двора,  это целая наука, искусство. С помощью цветочного оформления можно передать настроение и характер человека. Цветы, в жизни, играют важную роль, цветами можно передать то, что нельзя сказать словами. Цветники могут быть выполнены как из однолетних растений, так и из многолетних. Цветники, сформированные только из многолетников, не представляют интереса. Они обязательно должны дополняться однолетниками и луковичными для того, чтобы период цветения был непрерывен.

При создании цветника руководствуются следующими правилами построения:

  • 1. Самой яркой, привлекающей внимание должна быть средняя, центральная часть цветника — клумба.
  • 2. Цветочные фигуры на цветнике не должны быть мелкими, так как иначе они будут плохо смотреться. Лучше делать более крупный рисунок с простыми очертаниями.
  • 3. Цветочные фигуры должны быть в небольшом количестве и разделены газоном на значительные расстояния.

Типы клумб:

  • Регулярная клумба« Сердечко», «Цветочные часы», «Кораблик», «Бабочка»
  • Нерегулярная клумба
  • Орнаментальная клумба
  • Моноклумба
  • Вертикальная клумба
  • Клумба-пано
  • Разноуровневая клумба
  • Клумба – ваза «Аленький цветочек»
  • Клумба – «Земной шар» (СЛАЙД)
  • Композиция «СОЧИ 2014»

Рабатки – это узкие полосы от 0,5 до 3м шириной, размещаемые вдоль дорожек, аллей. Полосы устраивают как многорядные посадки  одного или нескольких видов растений, в основном однолетних. (СЛАЙД)

Миксбордер (СЛАЙД)– цветник, в котором многолетники и однолетники выращиваются совместно. В переводе с английского это слово звучит как "смешанный бордюр". Миксбордер – это сложный цветник, насыщенный растениями разных видов и жизненных форм. В миксбордерах могут быть использованы любые растения в любых цветовых и композиционных сочетаниях. Миксбордеры позволяют в полной степени оценить богатство растительного царства: разнообразную форму листьев, текстуру, широкую гамму окрасок цветков, обилие форм и сочетаний.Миксбордеры просматриваются с одной, двух или трех сторон. В связи с этим подбираются растения по высоте.и срокам цветения.Необходимо, чтобы конец цветения одного вида приходился на начало цветения другого. Быстроразрастающиеся растения стараются не использовать, так как они вытесняют другие виды и цветник теряет свое декоративное значение.

Из многолетников  для создания школьного миксбордера мы предлагаем   следующие виды: ирисы,  аквилегия (водосбор), дельфиниум, пионы. Однолетники будут представлены сальвией (шалфеем), лобелией, цинерарией и бархатцами, астрами. Но бархатцы являются неприхотливыми растениями и очень хорошо приспособлены к условиям школы.

Вертикальное озеленение (СЛАЙД)– это особого рода декоративные устройства. В качестве растений используются вьющиеся древесные и травянистые растения. Вертикальное озеленение способствует украшению зданий, сооружений.

2.  МИКРОПИТОМНИК: «Водосбор» (СЛАЙД)  

 Для озеленения двора используется дикорастущее растение –водосбор и создан микропитомник, чтобы была возможность распространить дикорастущее  растение по территории школьного двора.

3.ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ.(СЛАЙД)

Проводим учет лекарственных растений на территории школьного двора, изучаем их лечебные свойства ибиологические особенности, оформляем папки с материалом о лекарственных растениях, которые применяются на уроках биологии и в жизни школьника.

4.ДРЕВЕСНО-КУСТАРНИКОВЫЙ ОТДЕЛ (СЛАЙД)

На территории дендрария  большая часть участков хорошо освещена  солнцем, поэтому здесь  выращиваются в основном  светолюбивые растения, которые выделяя фитонциды, обеззараживают воздух от бактерий, очищают от пыли, загазованности (сосна обыкновенная, тополь душистый, черемуха азиатская, лиственница даурская, береза плосколистная).

- Теневыносливые    плодово-ягодных  растения (смородина, шиповник, малина, рябина , боярышник кроваво-красный, дикорастущая жимолость съедобная) хорошо приживаются на территории двора.

- высажено деревьев – 687

-кустарников – 465

5. ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЙ ОТДЕЛ (СЛАЙД)

В 2012 году заложен плодово-ягодный отдел, состоящий из растений смородины, малины, дикорастущей жимолости съедобной.  Главной целью плодово-ягодного отдела – использование ягод для приготовления компотов для школьников в рамках проекта «Экологически чистое питание для школьных столовых».Школьный двор МОБУ СОШ№7 - это не только  достояние нашего города, но и объект для проведения исследовательской деятельности  по темам, связанным с изучением экологии, флоры и фауны.  На территории школьного двора  проводятся  исследовательские работы.

6. ОВОЩНОЙ ОТДЕЛ (СЛАЙД)

Овощной отдел используется для проведения исследовательских работ. Выращивание овощей; картофеля, ревеня, свеклы используется в летнее время для питания детей, которые посещают лагерь при школе.

7. КОМПОЗИЦИИ: (СЛАЙД)

«Деревенский уголок»

«Колодец»

«Водоем для утки»

8. ОТДЕЛ КРАСНОКНИЖНЫХ РАСТЕНИЙ (СЛАЙД)

В этом отделе собраны редкие растения Амурской области: лилия даурская, касатик гладкий,ландыш лесной, рододендрон даурский. Изучая биологические особенности краснокнижных растений, прививаем школьникам бережно относиться к растениям, сохранять их.

Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков.

Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, привить любовь и интерес к сельскому хозяйству, способствовать развитию трудового, физического  воспитания, быть добрыми и полезными. Таким образом, привлечение учащихся к активной экологической деятельности помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе. Мы уверены, что психологию человека можно изменить красотой.

9.АЛЬПИНАРИЙ  или альпийская горка

Альпийская горка или альпинарий - каменистый сад фантазийного стиля, получивший широкое распространение в конце XIX – начале XX в., его назначение – показ флоры альпийских высокогорий. Центром альпийской горки служил массивный камень, или группа камней, символизирующих горный пик. Альпийские горки ценятся  за красоту, а не за их соответствие требованиям растений. Туф соседствует с гранитом, известняком, даже с обломками колонн, руинами. Лучше всего для высадки в миниатюрный альпинарий подходят медленно разрастающиеся растения,например, молодило различных сортов и видов. Камни для альпинария следует выбирать небольшие, аккуратные и желательно сочетающиеся с контейнером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ландшафтный дизайн школьного участка

В материале изложнено, как школьники участвуют в создание уюта на пришкольном участке, фото школьной территории....

урок-проект в 8 классе по теме: "Дизайн школьного двора"

Создание проекта в виде макета-площадки "Школьного участка" с использованием ролевых игр...

Проект «ДРЕВЕСНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» (Ландшафтный дизайн школьного парка)

Микрорайон   Кочетовка   небольшой по территории, находится в городе Мичуринске Тамбовской области. Место равнинное, почва плодородная. Рядом -  крупный железнодорожный...

Проект «ДРЕВЕСНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» (Ландшафтный дизайн школьного парка)

Микрорайон   Кочетовка   небольшой по территории, находится в городе Мичуринске Тамбовской области. Место равнинное, почва плодородная. Рядом -  крупный железнодорожный...

Дизайн школьного двора

Исследовательский проект по облагораживанию школьного двора...

Проект «Озеленение и ландшафтный дизайн школьной территории»

Проект«Озеленение и ландшафтный дизайн школьной территории» «Капелька добра для школьного двора!!!»...