Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основании программы по биологии для 5–9 классов авторов: Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 5 класс | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
__________________________________________________________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
__________________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______ _________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По _____________________________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) ____________________________________________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов _________
Учитель _________________________________________________________
Программа разработана на основе __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на
основании программы по биологии для 5–9 классов авторов:
Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии
в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из
курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями
науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы,
которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных
знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания
природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным
знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний,
ценностного отношения к природе и человеку.
2. Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у школьников представлений об отличительных
особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке
как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом
культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области
«Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента
целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования
лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной
оценки полученных результатов, представления научно обоснованных
аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа
учебных задач.
3. Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
4. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по биологии
Личностными результатами являются следующие умения:
5–6 классы
Осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе
достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том
числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и
природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и
т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются
следующие умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и
объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов
по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:
безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых
организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их
результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной
гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
5. Содержание курса биологии в 5 классе
Тема 1. Биология—наука о живом мире (9 ч)
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Тема 4. Человек на планете Земля (4 ч)
Заключение (2ч)
Лабораторных работ – 4 , Экскурсия – 1
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 класс (34 ч, из них 2 ч — резервное время)
Содержание разделов примерной программы | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч) | ||
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей | Наука о живой природе Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой | Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами |
Отличительные признаки живых организмов | Свойства живого Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого | Характеризовать свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника. Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Методы изучения природы | Различать и характеризовать методы изучения живой природы. Осваивать способы оформления результатов исследования |
Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать величину получаемого с их помощью увеличения. Изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с микроскопом. Сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | |
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Строение клетки. Ткани Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | Выявлять части клетки на рисунках учебника, характеризовать их значение. Сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия. Наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием |
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | Химический состав клетки | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы. |
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение | Процессы жизнедеятельности клетки Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки. Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события. Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументировать вывод о том, что |
Биология как наука | Великие естествоиспытатели Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире» | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения. |
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч) | ||
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы | Царства живой природы | Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов |
Бактерии. Многообразие бактерий | Бактерии: строение и жизнедеятельность Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах | Характеризовать особенности строения бактерий. Описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника. Различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе |
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека | Значение бактерий в природе и для человека Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы. Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека. Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий |
Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека | Растения Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп. |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | Различать и называть части побега цветкового растения. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием |
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека | Животные Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием |
Грибы. Многообразие грибов | Грибы Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза) | Устанавливать сходство грибов с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами |
Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами | Многообразие и значение грибов | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин». Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника. Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы |
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | Лишайники Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека |
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | Значение живых организмов в природе и жизни человека Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» | Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч) | ||
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Среды жизни планеты Земля Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина |
Влияние экологических факторов на организмы | Экологические факторы среды | Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Приспособления организмов к жизни в природе Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений | Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника |
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии | Природные сообщества Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ | Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания | Природные зоны России Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны | Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством |
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания | Жизнь организмов на разных материках Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле |
Жизнь организмов в морях и океанах Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания. Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» | Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы | |
Тема 4. Человек на планете Земля (4 ч) | ||
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление | Как появился человек на Земле | Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы | Как человек изменял природу | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле |
Последствия деятельности человека в экосистемах | Важность охраны живого мира планеты Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ | Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных |
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы | Сохраним богатство живого мира Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. Обобщение и систематизация знаний | Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Закрепление. Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса (2ч) | Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов | |
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето | Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. Анализировать содержание выбранных на лето заданий |
7. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
образовательного процесса, средства обучения
Учебники Федерального перечня:
1. Биология. 5 класс (авт. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова
О.А.)
Дополнительная литература:
· Биология в таблицах, схемах, рисунках Акимов С.С. Лист 2000
· Тесты, зачеты, блицопросы: Мухамеджанов И.Р. ВАКО 2006
· Биология. Ответы на вопросы. Каменский А.А. Экзамен 1998
· Предметные недели в школе. Биология, Экология, Здоровый образ
жизни Балабанова В.В. Учитель 2007
· Нетрадиционные уроки. Биология 5-11 классы Высоцкая М.В.
Учитель 2008
· Нестандартные уроки и мероприятия. Биология 6-7 классы
Касаткина Н.А. Учитель 2008
Микропрепараты
Ботаника
1. Кожица лука
2. лист элодеи
3. кончик корня с корневым чехликом
4. поперечный срез листа фикуса
5. поперечный срез стебля липы
6. поперечный срез стебля клевера
7. поперечный срез корневища ландыша
8. лубяные волокна льна
9. завязь и семяпочка
10. крахмальные зерна картофеля
11. Нитчатая зеленная водоросль
12. лист мха сфагнума
13. сорус папоротника
14. спороносный колосок хвоща
15. поперечный срез листа сосны
16. срез плодового тела белого гриба
17. гриб мукор
18. пыльца сосны
19. поперечный срез лишайника
20. пыльцевые зерна
Зоология
1. Животная клетка
2. растительная клетка
3. кровь лягушки
4. сперматозоиды быка
5. конечности пчелы
6. крыло пчелы
7. поперечный срез дождевого червя
8. дафния, циклоп
9. муха дрозофила
10. поперечный срез аскариды.
11. Соединительная ткань
12. Амеба, малярийный плазмодий
13. Гидра
14. Ланцетовидный сосальщик
15. Членики ленточного червя
16. Ресничный червь
17. Яйца широкого червя
18. Дождевой червь - поперечный срез
19. Дафния
20. Клещ иксодовый
21. Ротовой аппарат насекомого грызущий
22. Ланцетник
23. Эвглена
24. Циклоп
25. Конечности пчелы
26. Гидра – поперечный срез
27. Ротовой аппарат комара – самка
28. Вольвокс
29. Инфузория – туфелька.
Модели:
• Раздаточный материал – скелет рыбы
• Раздаточный материал – скелет лягушки
• Раздаточный материал – скелет птицы
• Раздаточный материал – скелет млекопитающего
• Скелет лягушки
• Скелет крота
• Чучело вороны
• Скелет рыбы
• Скелет кошки
• Скелет голубя
• Скелет ящерицы
• Виды защитных окрасок
• Аналогичные виды защиты от травоядных животных
Коллекции
• Голосемянных растений
• Шишек, плодов, семян
• Семян
• Образцов коры и древесины (2)
• Торф и продукты его переработки
• Образцы угля с папоротником
• Мхи на коре дерева
• Насекомых
• Шерсть
• Лен
• Лен и продукты его переработки
• Шелк искусственный
Гербарий:
• Дикорастущие растения
• С определительными карточками (2)
• По курсу ботаники (4)
• По курсу общей биологии (2)
• Культурных растений (2)
• Ядовитых растений
Набор муляжей:
• Плодовых тел грибов (2)
• Плоды с/х растений
• Томат дикого и культурного сорта (1ч,2ч)
• Сорта томатов
• Овощей (1ч,2ч)
• Фруктов
• Сорта, выведенные Мичуриным
Коллекции
• Тип Членистоногие
- Речной рак
- Капустная белянка
- Расчленённый скелет майского жука
- Хлебные щелкуны
- Краб
• Вредители леса
- Зеленоглазка
- Озимая совка
- Клеверный долгоносик
- Хлебный пилильщик
- Хлебные жуки
- Вредная черепашка
- Плодовая листодрожка
• Вредители сада
- Колорадский жук
- Зеленоглазка
- Озимая совка
- Клеверный долгоносик
- Хлебный пилильщик
- Хлебные жуки
- Вредная черепашка
- Плодовая листодрожка
- Яблонная медяница
- Яблонный цветоед
- Златогузка
- Непарный шелкопряд
- Яблонная моль
- Яблонная плодожорка
- малинный долгоносик
- запятовидная щитовка
• Вредители поля
- Хлебный пилильщик
-Шведская муха
- Капустный долгоносик
- Яблонный цветоед
- Короед-типограф
- Жужелица
- Амбарный долгоносик
- Тутовый шелкопряд
- Пчела медоносная
- Златогузка
- огородные блошки
- Зеленоглазки
- Слепень, жигалка, малярийный комар
- Вредная черепашка
- Мельничная огнёвка
- Яблонная моль
- Колорадский жук
- Паук, скорпион, клещ
- Майский жук
• Вредителя огорода
- Капустная муха
- Капустная совка
- Медведка
- Огородные блошки
- Луковица журчалка
- Капустная тля
- Рапсовая блестянка
- Колорадский жук
Мультимедийные средства обучения
КиМ CD Уроки биологии . Растения
DVD Эволюция животного мира
КиМ CD Уроки биологии . Животные
CD Биология в школе. Жизнедеятельность животных
DVD «Мир животных»
DVD ВВС «Страны мира»
DVD ВВС «Жизнь млекопитающих»
DVD ВВС «Насекомые»
DVD ВВС «Эволюция человека»
8. Планируемые результаты изучения курса биологии
- Обучающиеся научатся:
- Основным характеристикам методов научного познания и их роли в
изучении природы;
- Составлять современную классификацию живой природы;
- Аргументировать основные характеристики царств живой природы;
- Сравнивать клеточное строение живых организмов;
- Объяснять основные свойства живых организмов;
- Отличать типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
- Различать приспособления организмов к обитанию в различных средах и
возникающих под действием экологических факторов;
- Применять правила поведения в природе;
- Давать объяснения о влияние человека на природу.
- Обучающиеся получат возможность научиться:
- Работать с различными типами справочных изданий, создавать
коллекции, готовить сообщения и презентации;
- Проводить наблюдения и описания природных объектов;
- Составлять план простейшего исследования;
- Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности
представителей различных царств живой природы;
- Давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности
организмов в связи со средой их обитания;
- Составлять цепи питания в природных сообществах;
- Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в
Красные книги.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...