РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: Тип Инфузории, или ресничные - как наиболее высокоорганизованные простейшие.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Марусова Наталья Анатоевна

объяснение нового материала, беседа, самостоятельная работа с учебником,  с компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marusova_n.a._razrabotka_uroka.docx336.13 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Мой открытый урок»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

( 7 класс)

    Составил: учитель биологии  

                      МОУ «Павлодаровская СОШ»

                      Марусова Наталья Анатольевна

                                               


2010 год

Тема урока «Тип Инфузории , или ресничные – как наиболее высокоорганизованные простейшие»

Цели  урока:

Образовательная: Изучить особенности строения и некоторые процессы жизнедеятельности инфузории-туфельки и других представителей типа, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности инфузорий, определить роль инфузорий в биоценозах и в жизни человека

Развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником; формировать навыки работы с компьютером.

Воспитательная: воспитать  у  детей  бережное  отношение   к  природе, привить интерес к биологии.

Тип  урока: 

  • По дидактическим целям: изучения  нового материала
  • По методам обучения: частично-поисковый

Оборудование:  компьютер, проектор, CD-диски, раздаточный материал,  разноуровневые дидактические карточки

Методы обучения: объяснение нового материала, беседа, самостоятельная работа с учебником,  с компьютером.

Средства обучения: учебник, CD-диски

Формы работы: индивидуальная, групповая

Требования согласно программе:

Ученик должен

  • Иметь представление об особенностях организации инфузории-туфельки;
  • Знать: основные черты строения представителей типа
  • Уметь определять роль одноклеточных в природе и жизни человека; составлять схемы и использовать их, обосновывать ответы, работать с компьютером.

Внутрипредметные связи: зоология.

Внешнепредметные связи:  информатика

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивация к  изучению нового материала
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление материала.
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.

  • приветствие;
  • наличие учащихся.
  • подготовка аудитории к работе;

2. Актуализация  знаний.

Учитель использует разноуровневые карточки-задания для выявления знаний у учащихся с различными обучающими способностями

Задания повышенного уровня:

    Карточка №1. Выполните тестовые задания. Выберите один верный ответ.

1.        Клетка одноклеточных животных.

A. Приспособлена к выполнению определенной функции.
          Б.
Представляет собой самостоятельный организм.

B.  Является составной частью тканей.

Г. Зависит от жизнедеятельности других клеток.

2.        Какое простейшее может питаться, как растение?

A.  Малярийный паразит.          

                Б. Обыкновенная амеба.

В. Эвглена зеленая.        

3.        Дизентерийной амебой человек может заразиться, если:

A. он погладит собаку;

Б. он выпьет сырую воду из загрязненного водоема;

B.он съест плохо проваренное мясо;
          Г. его укусит комар.

Карточка№2. Продолжите предложения.

  1. Простейшие - это животные ....  (которые состоят из одной клетки)
  2. Ложноножки - это органоиды, с помощью которых ....  (простейшие передвигаются)
  3. Паразит-это животное, которое .... (использует другой организм как среду для жизни. Паразиты бывают внешние и внутренние)

Карточка№3. Составьте схему.

                              Подцарство Одноклеточные

Базовый уровень:

 Карточка №4. Укажите, какие утверждения верны.

  1. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки.
  2. Большинство простейших микроскопически малы.
  3. К простейшим относятся бактерии.
  4. Живут одноклеточные только в водной среде.
  5. Некоторые виды простейших вызывают у человека тяжелые Заболевания.
  6. Компоненты морского планктона - это мелкие организмы, живущие в толще воды.
  7. При неблагоприятных условиях простейшие могут образовывать цисты.

   

3.  Мотивация учащихся к изучению нового материала

Появляется слайд с изображением разнообразных видов простейших C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\3.gif

    Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение-загадку и попробуйте предположить, о чём пойдет речь на уроке:

Я вам всем кажусь спокойным.

Только знайте: я устроен

Очень хитро. У меня

В глотке целых два копья.

Коль моя добыча рядом,

Понукать меня не надо:

Никогда не промахнусь,

До любого дотянусь.

И теперь уверен я:

Будет туфелька моя. (Инфузория дидиния)

Выслушиваются предположения учащихся.

Учитель: Речь сегодня на уроке пойдет о самых совершенных простейших организмах – Инфузориях. А что мы уже знаем о этих организмах? Давайте ребята все вместе  попробуем составить синквейн по алгоритму.

Алгоритм синквейна:

Существительное

Два прилагательных

Три глагола

Предложение

Существительное

Инфузории

Маленькие, невидимые

Живут, питаются, дышат

Их не видно

Животные

Учитель: Молодцы, ребята. А хотите больше узнать, о таких маленьких существах?

Учитель сообщает тему урока. Учащиеся записывают тему в тетради.

4._Изучение нового материала

       Инфузории характеризуются наличием двигательных органелл – ресничек, ядерным дуализмом и особой формой полового процесса – коньюгацией. Большинство инфузорий – свободноживущие морские и пресноводные простейшие. Реже среди них встречаются симбионты  и паразиты различных животных. <рисунок 1 >

Инфузории наиболее высокоорганизованные простейшие с наиболее сложной системой органелл <рисунок 2 >.   Клетка инфузорий покрыта пилликулой, обеспечивающей постоянство формы тела. Пелликула состоит из плазматической мембраны и уплотненного периферического слоя цитоплазмы, в котором располагаются в мозаичном порядке особые мешочки – альвеолы. Под пелликулой располагается эктоплазма, в которую погружены многие другие органеллы. Прежде всего это кинетосомы – базальные тельца ресничек. От базальных телец отходят три корневые структуры: кинетодесма и два пучка микротрубочек. Они обеспечивают синхронность веслообразных движений ресничек. Совокупность пелликулы и эктоплазмы со всеми структурами образует опорный комплекс – кортекс клетки инфузории.

  У многих инфузорий имеется сложная система органелл пищеварения. Рот нередко расположен во впадине тела – воронке(перистом), окруженной длинными ресничками, или мембранеллами. При помощи ресничек пища загоняется в рот (цитостом).Нередко рот ведёт в длинную глотку

( цитофаринкс), погруженную в эндоплазму.( анимация «Питание инфузории»). <рисунок 3 >

    У пресноводных инфузорий имеются сократительные вакуоли – органеллы осморегуляции и выделения. Иногда сократительные вакуоли образуют сложную систему. Так, у инфузории-туфельки две сократительные вакуоли с 5-7 приводящими каналами каждая. Вначале избыток жидкости собирается в лучеобразующие каналы, а из них выпрыскивается в центральную вакуоль, представляющую собой резервуар, из которого затем выталкивается наружу.

     В эндоплазме инфузорий расположен ядерный аппарат, им свойственен ядерный дуализм. Крупные ядра – макронуклеусы регулируют клеточный метаболизм, а мелкие ядра – микронуклеусы участвуют в половом процессы.

Для инфузорий характерно два вида размножения.

Определите по тексту учебника, какие типы размножения встречаются у Инфузорий.

  Учащиеся находят ответ:

   1. Бесполое

    2. Половое .

Бесполое размножение происходит у инфузорий как правило в благоприятных условия среды. (Анимация «Бесполое размножение инфузории-туфельки») <рисунок 4>

Половой  процесс, или коньюгация впервые появившийся  у представителей этого типа,происходит при наступлении неблагоприятных условий существования (Анимация «Коньюгация инфузории-туфельки»). <рисунок 5 >.

    Инфузории  - это многочисленный тип животных. Всего известно 7500 видов. Тип Инфузории делится на классы<рисунок 6 >.

Классификация инфузорий.

        Тип Инфузории

                Класс         Класс

  ресничные инфузории                                             Сосущие инфузории

Подкласс        Подкласс

Равноресничные        Круглоресничные

        Подкласс

     Спиральноресничные

Учащиеся записывают схему в тетрадь

     Инфузории играют огромную роль в пищевых цепях водоемов: они пожирают бактерий и некоторых водорослей, сами являются объектами питания в составе животного планктона для водных обитателей. Однако среди них встречаются  паразиты. На рыбах иногда можно увидеть сыпь, каждая крупинка – это инфузория-паразит ихтиофтирис. Достигнув в процессе роста 1 мм в диаметре, инфузория покидает рыбу и распадается на тысячу крошечных инфузорий. Эти бродяжки вновь заражают рыб. Другая инфузория-паразит, балантидий, селится в кишечнике человека и животных, вгрызается в стенки кишечника, вызывая образование язв.      

Встречаются инфузории-симбионты. Поселяясь в сложном желудке копытных животных, например коров, и помогают им переваривать жесткую растительную пищу.

5. Закрепление знаний

    Лабораторная работа «Строение и жизнедеятельность  инфузории-туфельки», выполняется на компьютере <приложение >

Цель: Закрепить полученные знания, сформировать умение работать на компьютере, расширить кругозор.

Деятельность учащихся: выполняют задания по заполнению электронных таблиц, сравнивают, анализируют, делают выводы.

 

6 . Рефлексия

Сегодня на уроке мы закончили изучение животных, относящихся к Типу Простейшие. Инфузории это наиболее сложноорганизованные простейшие. Следовательно, это наиболее жизнеспособный одноклеточный организм, биологическое значение полового размножения которого заключается в объединении в одном организме наследственных свойств 2-х особей. Это повышает жизнеспособность организма, что выражается в лучшей приспособленности к изменяющимся условиям окружающей среды.

Учитель просит учеников поделиться впечатлениями от урока.

Учитель: А теперь на основе полученных сегодня знаний о организации Инфузорий давайте составим синквейн.

Простейшие

Простые и сложные

Двигаются, размножаются, живут

Микроскопически малых размеров

Планктон

Учитель благодарит учащихся за работу.

7. Домашнее задание: Изучить текст учебника, выполнить задания рубрики «Выбери правильный ответ».  Заполнить таблицу:

Признаки

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1. Форма тела

2. Органоиды движения

3. Ядро

4. Сократительная вакуоль

5. Пищеварительная вакуоль

6. Светочувствительный глазок

7. Хлоропласты

8. Способ питания

9. Другие признаки

Творческое задание. Изготовить модели простейших.

              Приложение 1

Равноресничные инфузории        Круглоресничные инфузории

        

Инфузория-туфелька Paramecium caudatum

                                                                                                                                                                          Круглоресничные инфузории сувойки Vorticella (по

                                                                         Натали):

                                                                                                                                                         1, 2 — размножение делением,

                                                                                                                                                         3 — отделение «бродяжки», 4 — конъюгация

Спиральноресничные инфузории

        

                          Инфузория стилонихия Stylonichia, вид сбоку (по Бючли): 1 — сократительная вакуоль, 2 — приводящие каналы, 3 — спинные «щетинки», 4 — околоротовые мембранеллы, 5—7 — цирры, 8, 9 — хвостовые «щетинки»

Спиральноресничные инфузории (из Натали):

А — Stentor polymorphic, Б — Spirostomum

ambiguum, В — равноресничная инфузория Balanthidtum coli;

1 -Махронуклеус, 2 — микронуклеус,3 — приводящий канал

                                                                сократительная вакуоль, 4 — мембранелпы, 5 — глотка

                                        Класс Сосущие инфузории (Suctoria)

 Сосущая инфузория Sphaerophrya, всасывающая щупальцами несколько ресничных инфузорий (по Дофлейну):


Представители сосущих инфузорий не имеют ресничек, рта и околоротовой воронки. Они имеют шаровидное тело с радиальными щупальцами, иногда разветвленными. Они прикрепляются к субстрату при помощи ножки. Внутри клетки имеется макро- и микронуклеус. Щупальца представляют собой ловчий аппарат. Суктории ловят других более мелких инфузорий, например туфелек. Внутри щупалец проходит канал, а на вершине выделяется липкая капля секрета. Проплывающие инфузории, задев щупальца суктории, прилипают к ним. Содержимое жертвы по каналам щупалец перетекает в эндоплазму суктории, где и переваривается. Представителями суктории могут служить Sphaerophrya, Dendrocome-tes


ЛИТЕРАТУРА, используемая при подготовке к уроку:

1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. учебное издание Биология. Многообразие живых организмов.    7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа. 2004

2. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. Для студ.высш.учеб.заведений.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.- 592с.:ил.

3. Диски  Министерства образования РФ;

    - БЭНП, Биология 6-9 класс

    - Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс.

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме: Простое прошедшее время. «Путешествие в королевство PastSimpleTense»

Разработка урока по теме: Простое прошедшее время.  «Путешествие в королевство Past Simple Tense»...

разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"

Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики  ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...

Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и...

Методическая разработка урока: «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные» 7 класс

Тема урока: «Млекопитающие – высокоорганизованные позвоночные животные»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о прогрессивных ...