Экология и антропогенные факторы
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Вильданова Ирина Владимировна

урок в 7 классе. Цель: создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_klass.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Антропогенные факторы среды»

Цель: создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Задачи:

Образовательная

  • Раскрыть суть антропогенного фактора;
  • Показать необходимость рационального природопользования;
  • Сформировать представление о взаимосвязи окружающей среды и человека;
  • Формирование основ экологической культуры и грамотности.
  • Формирование представлений о значении биологических знаний в жизни человека

Развивающая

  • Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературой

Воспитательная

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Метод (обучения) проведения: частично-поисковый, проблемное изложение

Оборудование: справочная литература, учебники, карточки для работы в группах, доска, проектор

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

Вопросы и задания для актуализации знаний:

Дайте определение: окружающая среда, факторы среды (экологические факторы), биотические, абиотические факторы;

Приведите примеры биотических и абиотических факторов среды

 Сообщение темы урока. 

 - Ребята, среди экологических факторов выделяют не только биотические и абиотические, но еще и антропогенные.

 - Антропогенные факторы и будут объектом нашего внимания на сегодняшнем уроке.

 - Запишите в рабочих листах тему урока «Антропогенные факторы среды» и заполните схему № 1 в рабочих листах

Все схемы и рисунки отображаются дополнительно на интерактивной доске.

        

Схема №1

  1. Новый материал и актуальность темы.

 - Ребята, значение понятий «биотические» и «абиотические факторы» вам уже известно, давайте определимся в понятии антропогенные факторы. Вам знакомы слова с таким же корнем?

(Ответы учащихся: антропология, антропогенез, антрополог. Если учащиеся затрудняются, учитель помогает им).

 - Пользуясь литературой на ваших столах (справочные материалы, биологические словари), найдите значение слов:  антропос и генезис

 - Запишите значение этих слов в рабочий лист.

( от греч. «антропос» -человек, «генез»-происхождение).

 - Давайте теперь попробуем сформулировать определение: антропогенные факторы это…

(Звучат ответы учащихся. Обычно, после проделанной работы, у учащихся не возникает сложностей, но если вдруг заминка произошла, то необходимо попросить учащихся обратиться к справочной литературе на их столах и учебнику).

 - Запишите определение в ваши рабочие листы:

Антропогенные факторы – это факторы, связанные с деятельностью человека в природе.

Актуальность темы

 - Ребята, к какому царству живой природы принадлежит человек? (К царству животные).

- Не кажется ли вам, что «человеческий фактор» можно было бы занести в группу «Биотические факторы»? Какая, по вашему мнению, причина заставила ученых и ряд исследователей выделить его в отдельную категорию. (Звучат ответы, догадки, домыслы)

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся рассказом:

- На заре развития человечества степень воздействия людей на среду обитания не отличалась от воздействия других организмов. Но в настоящее время влияние человека на окружающую среду стало таким огромным, что нуждается в пристальном изучении и контроле со стороны человека.

По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

        - Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы по 4 человека. Пользуясь своими знаниями, учебником и литературой на ваших столах, «наполните» чаши весов в ваших рабочих листах

        

По истечении времени на это задание доска делится на 2 половины и учитель фиксирует воздействия, которые перечисляют ученики из групп.

 - Ребята, какой вывод можно сделать, глядя на заполненные чаши весов? (отрицательное воздействие превышает положительное). Запишите результат в ваши рабочие листы

 - А что плохого в том, что отрицательного воздействия больше? (учащиеся перечисляют последствия для живой природы, в том числе и для человека). Какой вывод можно сделать? (Пагубное воздействие человека на окружающую среду негативно отражается на жизни и здоровье самого человека). Запишите этот вывод в рабочие листы.

 - Заполните схему в рабочих листах

 - Попробуйте дать обоснованный ответ на вопрос: можно ли исправить положение отказавшись от любого влияния на окружающую среду? (нет, потому что человек часть природы и не может изолированно существовать от нее,  а следовательно воздействует на нее и сам оказывается под воздействием факторов окружающей среды)

 - Мы с вами доказали, что человек тесно связан с окружающей средой, а следовательно влияет на нее и сам подвержен ее влиянию, при чем отрицательного воздействия больше. Какой выход из этой критической ситуации вы видите? (звучат ответы учащихся)

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.

- Действительно, человек должен не только уравновесить «чашу весов», но и сместить это равновесие в сторону положительного влияния. Но мало хотеть этого, необходимо активно действовать, какие мероприятия вы предлагаете для решения этой проблемы? (заповедники, заказники, законы, убрать заводы, не мусорить и др)

Ребята, все вы правы, но все что вы перечислили можно назвать одним словосочетанием рациональное природопользование

Что означает слово рациональный? Пользуясь словарем, найдите значение этого слова (основанный на разуме, правильный)

 - А теперь попробуйте раскрыть понятие «рациональное природопользование»

 - Запишите определение в рабочие листы

 - Но откуда каждому из вас узнать,  какое воздействие человека на окружающую среду пагубно отразиться, а какое положительно?

(необходимы биологические знания)

4. Закрепление знаний

1. Работа в группах по карточкам

Карточка №1

Задержанный охотоинспектором браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьера преследовать не надо, ведь говорят же, что браконьер – это хищник». Как вы полагаете, убедительны ли доводы браконьера? Как бы Вы возразили ему?

Карточка №2

Фауна Австралии совершенно не знала многих широко распространенных на других континентах видов животных. Привыкшие к молочным продуктам Англичане поспешили завести на тучные пастбища своей новой родины коров. Но случилось не предвиденное. Навоз стал отравлять растительность, голая, лишенная защиты растений почва подверглась эрозии. И это погубило почти миллион гектаров плодородной земли! Почему это случилось. Как можно исправить подобную ситуацию.

Карточка №3

На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы? Ответ поясните.

Карточка №4

К каким отрицательным экологическим последствиям могут привести сооружение на реке каскада водохранилищ и зарегулирование стока?

Карточка №5

Какие экологические опасности представляют крушения нефтеналивных судов?

Карточка №6

Река Нил протекает почти по всей территории Африканского континента. В ее водах в большом количестве обитают различные представители животного мира, в том числе крокодилы. Однако с некоторых пор река дарит загадки. Там, где Нил протекает по территории Египта, крокодилы перестали водиться. Хотя в соседней стране – Судане, расположенной вверх по течению, их можно встретить в большом количестве.

Раскройте причины возникновения данного явления. Укажите возможные меры их предупреждения.

5. Подведение итогов.

1. Фронтальная беседа.

а) Что сегодня узнали на уроке?

б) Как влияет человек на окружающую среду?

в) К какому природопользованию должен стремиться  человек. Ответ поясните.

2. Рефлексия.

а) Какая группа сегодня работала лучше?

б) Чью работу вы могли бы оценить на "5"?

в) Как вы оцениваете свою работу?

6. Домашнее задание

Информация о домашнем задании. В рабочих листах

1 уровень. Параграф 62, определения, вопросы в конце параграфа 1-6

2 уровень. Подготовить сообщение (презентацию) на тему: «Экологические катастрофы», «Экологические проблемы»

3 уровень. Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение  на тему: «Земля – наш дом»

        Рабочий лист        дата:

Тема урока:

Схема №1

 от греч. «антропос» - _______________ «генез»- _____________________

Антропогенные факторы - ____________________________________________

 ____________________________________________________________________

        

Вывод № 1         

Вывод № 2        

Схема №2

        

Рациональное природопользование – это…………………………..

Домашнее задание. 

1 уровень. Параграф 62, определения, вопросы в конце параграфа 1-6

2 уровень. Подготовить сообщение (презентацию) на тему: «Экологические катастрофы», «Экологические проблемы»

3 уровень. Творческое задание. Нарисовать плакат, или сочинить стихотворение  на тему: «Земля – наш дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антропогенные факторы и их воздействие

Вытаптывание приводит к определённым, порой не обратимым изменениям в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу....

Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора

Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора выполнен группой учащихся под руководством учителя....

Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека

В настоящее время доказано, что неблагоприятная экологическая обстановка может явиться непосредственной причиной нарушения состояния здоровья человека. Наиболее изучено в этом плане воздействие химиче...

Урок по общей биологии "Антропогенный фактор - комплексное воздействие человека на окружающую среду", для учащихся 10 класса

Урок - диалоговое обучение включает выступление учащихся с заранее заготовленным материалом. Учащиеся работают в группах. Предоставляют материал по итогам самостоятельной работы. Предоставляют свои пр...

Исследовательская работа на тему: «Влияние антропогенного фактора на распространение рода Xylocopa» Секция: экология

  Целью данной работы было привлечение внимания к проблеме сокращения численности реликтовых пчелиных рода Xyloсopa. Научная классификация:·       Царств...

Творческая работа в разделе "Экология человека" на тему: «ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ОРГАН СЛУХА ЧЕЛОВЕКА» 8 класс биология

Содержание1.      Введение. 32.      Строение слухового анализатора. 43.      Характеристика звука и его влияние. 6...