Антропогенные факторы и их воздействие
творческая работа учащихся по биологии (9 класс) по теме
Вытаптывание приводит к определённым, порой не обратимым изменениям в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antropogennyy_faktor.doc | 51 КБ |
prezentaciya_uchenicheskaya.pptx | 1.56 МБ |
prezentaciya_uchitelskaya.ppt | 505.5 КБ |
cep_pitaniya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Антропогенные факторы и их воздействие
Определение рекреационной нагрузки
Вытаптывание приводит к определённым, порой не обратимым изменениям в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Вытоптанная трава – значит, резко уменьшилось количество насекомых. Если на лесной поляне появились ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит, почва уплотнилась в 3 – 4 раза по сравнению с нетоптаным (нетронутым) лесом. Когда же она уплотняется в 6 раз (это уплотнение грунтовой дороги), не выдерживают даже луговые травы. Они прижимаются к стволам деревьев, а на открытых местах их занимают самые жизнеспособные: подорожник, лапчатка – гусиная лапка, птичья гречишка. Это всё, что осталось от бесконечного многообразия травянистых растений. Из лесных сообществ наиболее ранимы сосняки лишайниковые, ельники. Более устойчивы березняки и осинники.
Учёные выделяют пять стадий перерождения леса под воздействием антропогенной нагрузки, называемых рекреационной регрессией.
- Деятельность человека не внесла в лесное сообщество сколько – нибудь существенных изменений.(0 – 2 балла)
- Появилась редкая сеть тропинок среди травянистых растений, стали попадаться светолюбивые виды, начала разрушаться подстилка.(3 – 4 балла)
- Тропиночная сеть уже сравнительно гуще, светолюбивые виды преобладают в травяном покрове, начинаются появляться луговых травы, мощность подстилки уменьшается.(5 – 6 баллов)
- Тропинки густо опутывают лес. В травянистом покрове количество видов незначительно. Молодого подростка (до 5 – 7 лет) практически нет, подстилка встречается лишь у стволов деревьев.(7 – 8 баллов)
- Полное отсутствие подстилки. На плотной вытоптанной земле под редкими деревьями встречаются отдельные экземпляры сорных и однолетних трав. На наклонных участках формы линейной эрозии – борозды, овраги. На лёгких (супесчаных почвах) меньше поддающихся уплотнению по сравнению с тяжёлыми почвами (суглинистыми и глинистыми), в результате плоскостной эрозии смывается верхний слой – перегной.(9 – 10 баллов)
Признаки рекреационной нагрузки | Характеристика (баллы) |
0 | 1 | 2 |
Тропиночная сеть | Редкая | Средняя | Густая |
Луговые травы | Отсутствуют | Мало | Много |
Состояние лесной подстилки | Не нарушена | У стволов деревьев | Отсутствует |
Уплотнение почвы | Отсутствует | Незначительная | Значительная |
Эрозия почвы | Отсутствует | Наблюдается | Ярко выражена |
Наличие на исследуемой территории белого гриба, подберёзовика обыкновенного, подосиновика и груздя говорит о невысокой рекреационной нагрузке. Индикатором увеличения рекреационной нагрузки может служить увеличение видового разнообразия сыроежек (например, с 4 до 17 видов в одном из районов Подмосковья), а также зонтика пёстрого.
Исследуя приведённые данные, определите стадию рекреационной дегрессии Панского леса города Мичуринска.
Закончите схему
Структура экосистемы
Экосистема
Биоценоз
(живые организмы)
Абиотическая среда
Микро-
организмы
Горные породы
Воздух
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема И властелин и тварь земная
Гипотеза “ Человек становится геологической силой, способной изменить мир Земли. ” В.И.Вернадский
Цель работы Определить стадию рекреационной дегрессии Панского леса города Мичуринска
Ход исследования Изучили особенности расположения леса Проанализировали растительное сообщество Нашли информацию о стадиях перерождения леса под воздействием антропогенной нагрузки Определили рекреационную дегрессию леса
Результаты исследования Панский лес находится на окраине города Мичуринска на берегу реки Лесной Воронеж. В любое время года это место отдыха большинства горожан, не имеющих возможность выехать за город. Особенно там многолюдно в тёплый период. Привет тебе, приют покоя и свободы, Родного города неприхотливый лес! Ты полон свежести, и всё в тебе живое, И столько у тебя загадок и чудес!
Результаты исследования Это типичная дубрава. Возраст около 60 лет. Здесь господствует дуб со своими спутниками : липа, ясень обыкновенный, клён остролистный. Подлесок густой из лещины, бересклета бородавчатого, жимолости лесной, шиповника коричного. Напочвенный покров густой и высокий, из следующих растений : сныть, звездчатка дубравная, будра плющелистная, ландыш майский, медуница неясная, майник двулистный, копытень европейский, пролеска лесная.
Результаты исследования Вытаптывание приводит к определённым, порой не обратимым изменениям в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Вытоптанная трава – значит, резко уменьшилось количество насекомых. Если на лесной поляне появились ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит, почва уплотнилась в 3 – 4 раза по сравнению с нетоптаным (нетронутым) лесом. Когда же она уплотняется в 6 раз (это уплотнение грунтовой дороги), не выдерживают даже луговые травы. Они прижимаются к стволам деревьев, а на открытых местах их занимают самые жизнеспособные : подорожник, лапчатка – гусиная лапка, птичья гречишка. Это всё, что осталось от бесконечного многообразия травянистых растений .
Результаты исследования Учёные выделяют пять стадий перерождения леса под воздействием антропогенной нагрузки, называемых рекреационной регрессией. Деятельность человека не внесла в лесное сообщество сколько – нибудь существенных изменений.(0 – 2 балла) Появилась редкая сеть тропинок среди травянистых растений, стали попадаться светолюбивые виды, начала разрушаться подстилка.(3 – 4 балла) Тропиночная сеть уже сравнительно гуще, светолюбивые виды преобладают в травяном покрове, начинаются появляться луговых травы, мощность подстилки уменьшается.(5 – 6 баллов) Тропинки густо опутывают лес. В травянистом покрове количество видов незначительно. Молодого подростка (до 5 – 7 лет) практически нет, подстилка встречается лишь у стволов деревьев.(7 – 8 баллов) Полное отсутствие подстилки. На плотной вытоптанной земле под редкими деревьями встречаются отдельные экземпляры сорных и однолетних трав. На наклонных участках формы линейной эрозии – борозды, овраги. На лёгких (супесчаных почвах) меньше поддающихся уплотнению по сравнению с тяжёлыми почвами (суглинистыми и глинистыми), в результате плоскостной эрозии смывается верхний слой – перегной.(9 – 10 баллов)
Результаты исследования Признаки рекреа -ционной нагрузки Характеристика (баллы) 0 1 2 Тропи - ночная сеть Редкая Средняя Густая Луговые травы Отсутст – вуют Мало Много Состоя - ние лесной подстил – ки Не нарушена У стволов деревьев Отсутст-вует Уплотне - ние почвы Отсутст – вует Незначи– тельная Значи-тельная Эрозия почвы Отсутст – вует Наблю – дается Ярко выраже-на
Результаты исследования В ходе исследования установлено, что Панский лес города Мичуринска находится на третьей стадии рекреационной дегрессии.
Результаты исследования
Гипотеза подтвердилась Антропогенный фактор оказывает прямое воздействие на окружающую среду и живые организмы.
Вывод “ Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни ” . А.Гумбольдт. Природа – это и среда обитания людей, и кладовая жизненно необходимых ресурсов, и мастерская, в которой они трудятся, и источник здоровья и вдохновения. Не вредить, а дружить надо с природой! Не брать сколько хочешь, а сколько она может дать! Убьёшь природу, убьёшь себя!
Информационные ресурсы Попова Т.А. Экология в школе : Мониторинг природной среды : методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2005. Кузьмина М.Н., Рыжков И.Н.Типы городской застройки // Биология в школе. 1995.№2. И.Ф.Ишкина. – Волгоград : Учитель – АСТ,2003. Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология.10 – 11 классы : Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина “ Общая биология ” / Под ред. В.Б.Захарова. – М. : Дрофа, 2001. Общая биология : учеб. Для 10 – 11 кл.общеобразоват. учреждений / Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др., Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. – 3 – е изд. – М. : Просвещение, 2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основополагающий вопрос Почему природа едина?
Аннотация Данный проект рассчитан на учащихся 11 класса. На изучение темы отводится 20 часов. Область исследования – биология и экология. Эта тема является актуальной, так как в современном обществе всё больше возрастает роль антропогенного фактора. А для того чтобы природу использовать, необходимо её знать.
Цель : формирование компетентности в сфере экологических знаний
Задачи : Развитие умений и навыков анализировать и сопоставлять информацию в ходе исследования Уметь делать обобщения и выводы, проводить исследовательскую работу Содействовать развитию навыков работы с дополнительной литературой Способствовать развитию мышления и расширению кругозора Раскрыть значение экологических знаний в повседневной жизни человека
Проблемные вопросы Каковы компоненты биосферы Как осуществляется круговорот веществ в природе Области жизни на Земле Естественные и искусственные биоценозы Экологические факторы Цепи питания Формы взаимоотношений между организмами Антропогенные факторы и их воздействие
Творческие темы Живая оболочка Земли Карусель жизни Жизнь бурлит повсюду Творения природы и человека Секреты природы Голод не тётка Сосед моего соседа – мой сосед И властелин и тварь земная
Предполагаемые результаты Презентация исследовательских работ учащихся Публикация буклетов Дидактический материал: А) антропогенный фактор, Б) цепи питания.
Этапы и сроки реализации 1 – 2 урок : знакомство с темой проекта, формирование основных вопросов исследования 3 – 9 урок : работа с литературой 10 – 14 урок : проведение эксперимента, формирование выводов 15 – 17 урок : оформление результатов 18 – 20 урок : защита результатов
Информационные ресурсы Анаставова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. Пособие для учителей. М., “ Просвещение ” , 1978. Попова Т.А. Экология в школе : Мониторинг природной среды : методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2005. Бобылева Л.Д, Практика экологического воспитания школьников // Биология в школе. 1994.№3. Кузьмина М.Н., Рыжков И.Н.Типы городской застройки // Биология в школе. 1995.№2. Ишкина И.Ф.Биология.11 кл. Поурочные планы по учебнику “ Общая биология ” по редакцией Д.К.Беляева, А.О.Рувинского / сост. И.Ф.Ишкина. – Волгоград : Учитель – АСТ,2003. Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология.10 – 11 классы : Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина “ Общая биология ” / Под ред. В.Б.Захарова. – М. : Дрофа, 2001. Общая биология : учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват.учреждений / Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др., Под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица. – 3 – е изд. – М. : Просвещение, 2003. Пономарёва И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии.М.,1982.
Предварительный просмотр:
Цепи питания
Заполните схему
Распределите организмы из перечисленного перечня по соответствующим компонентам биоценоза (запишите на линиях рядом с точками названия организмов).
Берёза, непарный шелкопряд, дятел, личинка майского жука, сосна, землеройка, ушастая сова, почвенные бактерии, лось, ястреб перепелятник.
Производители (продуценты)
Первичные потребители (консументы Ι порядка)
Вторичные потребители (консументы ΙΙ и ΙΙΙ порядка)
Разрушители (редуценты)
Исправьте цепи питания
- Трава → лягушка → кузнечик → уж → сокол
- Бактерии → орехи → белка → куница
- Дерево → дятел → личинки жуков короедов → бактерии
- Коршун → скворец→ бабочка → нектар
- Бабочка → иволга → нектар → коршун
Проведите исследование
Известно, что ёрш чрезмерно прожорлив и плодовит, но даёт маленький прирост массы; с другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и др.) потребляют в большом количестве личинок комаров, двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных.
Ознакомьтесь со схемой возможных пищевых связей ерша с другими видами. Объясните, почему учёные относят ерша при его чрезмерном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб.
Случайное потребление
Редкое потребление
Потребление в небольшом количестве
Потребление в большом количестве
Биоценоз
ёрш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора
Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора выполнен группой учащихся под руководством учителя....
Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека
В настоящее время доказано, что неблагоприятная экологическая обстановка может явиться непосредственной причиной нарушения состояния здоровья человека. Наиболее изучено в этом плане воздействие химиче...
Экология и антропогенные факторы
урок в 7 классе. Цель: создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования....
Влияние антропогенного фактора на природу, окружающую среду
Презентация к уроку биологии 7 класс...
Урок по общей биологии "Антропогенный фактор - комплексное воздействие человека на окружающую среду", для учащихся 10 класса
Урок - диалоговое обучение включает выступление учащихся с заранее заготовленным материалом. Учащиеся работают в группах. Предоставляют материал по итогам самостоятельной работы. Предоставляют свои пр...
ТЕМА: ВЛИЯНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА БИОСФЕРУ. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ. КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ...
Исследовательская работа на тему: «Влияние антропогенного фактора на распространение рода Xylocopa» Секция: экология
Целью данной работы было привлечение внимания к проблеме сокращения численности реликтовых пчелиных рода Xyloсopa. Научная классификация:· Царств...