рабочая программа 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

       Рабочая программа по биологии  в 6 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_v_6_klasse.docx59.53 КБ

Предварительный просмотр:

       Рабочая программа по биологии  в 6 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 20011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о   неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;
  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса и способствует их умственному развитию.

Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Все обучающиеся 6 класса нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Категория обучающихся 6 класса относится к третьему варианту специального стандарта. Академический компонент редуцируется здесь до полезных обучающимся  академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития их жизненной компетенции за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Биология  как учебный предмет в 6  классе состоит из следующих разделов:

  • Природа.
  • Вода.
  • Воздух.
  • Полезные ископаемые.
  • Почва

Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.

В процессе знакомства с неживой природой  у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 6 часов в учебном году (2 часа в неделю), по годовому календарному графику – 68 часов  в 6  классе,  в том числе практических работ – 7; экскурсий – 3 .

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

 

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года.

Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект: А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.

Содержание:

Природа

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды

Демонстрация опытов:

  • Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
  • Растворение соли, сахара в воде.
  • Очистка мутной воды.
  • Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
  • Определение текучести воды.

Практическая работа:

  • измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Воздух

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

  •  Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
  •  Объем воздуха в какой-либо емкости.
  • Упругость воздуха.
  • Воздух — плохой проводник тепла.
  • Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
  • Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).    Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемы

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.

Горючие  полезные  ископаемые

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов  (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

  1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкость торфа и хрупкость каменного угля.
  2. Определение растворимости калийной соли.

Практическая работа:

  • распознавание черных и цветных металлов по образцам и раз
    личным изделиям из этих металлов.

Экскурсии:

  • в краеведческий музей;

Почва

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы.

Песчаные и глинистые почвы.

Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

  • Выделение воздуха и воды из почвы.
  • Обнаружение в почве песка и глины.
  • Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практическая работа:

  • различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на
    школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование
    лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и
    кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Экскурсия:

  •   к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
    Повторение.

Итоговый контроль

Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,  проводится в форме проверочной работы на печатной основе.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
  • Развитие способности использовать знания по природоведению  и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных  и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся  должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся  должны уметь:

обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;

Четверть

Кол-во

часов

Тематические разделы

Кол-во экскурсий

Кол-во практических

работ

I

18

4

14

Введение

Вода

_

--

--

2

II

14

1

13

Вода

Воздух

_

--

--

--

III

20

2

18

Воздух

Полезные ископаемые

-

-

1

1

IV

16+1

2

12

2+1

Полезные ископаемые

Почва

Повторение

--

1

2

--

4

--

За весь учебный год

3

8

Дополнительная литература:

  1. Авторская программа «Биология» 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.

  1. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.

  1. А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.

  1. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  1.  О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. М.,ВАКОО, 2007.

  1. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты обучения усвоения материала

Задание на дом

Дата проведения

План

Факт

1 четверть

18

Введение

4

1

Живая и неживая природа. Тела природы.            

1

Вводный, повторение материала 5 класса

иллюстрации, настенные плакаты,

 презентация

записи и схематические зарисовки в тетрадях,     в Рабочих тетрадях  задание № 1,2,3 , с.1

знать различия тел живой и неживой природы, уметь группировать и классифицировать предметы

С. 9  , читать, отвечать на вопросы 1,2

1.09.

2

Твёрдые тела. Жидкости и газы.

1

комбинированный

иллюстрации, настенные плакаты, презентация

записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальные задания по карточкам

Знать отличие твёрдых тел, жидкостей и газов; уметь классифицировать примеры

С. 9 -11  , читать, отвечать на вопросы  3-5

6.09

3

Предметы и явления неживой природы, их изменения.

1

комбинированный

иллюстрации, настенные плакаты, презентация

записи и схематические зарисовки в тетрадях, тесты

знать предметы и явления неживой природы, их изменения

С. 7-8 , читать, отвечать на вопросы  

8.09

 4

Для чего изучают неживую природу?

1

комбинированный

иллюстрации, презентация

записи и схематические зарисовки в тетрадях, в Рабочих тетрадях  задание № 4,5 с.2

уметь понимать связь человека с неживой природой и зависимость от неё

С.12-13, читать, отвечать на вопросы

13.09

 

Вода

15

5

Вода в природе

1

вводный

иллюстрации, настенные плакаты

фрагменты в/ф

записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация в/ф,                      в Рабочих тетрадях  задание № 1,2, , с.3

иметь представление об источниках воды в природе и её значении

С.14-18 читать, отвечать на вопросы

15.09

6

Свойства воды – непостоянство формы, текучесть.

(Вода – жидкость).

1

комбинированный

иллюстрации, оборудование для опыта: различной формы ёмкости для воды

демонстрация опыта: Определение текучести воды,  в Рабочих тетрадях  задание №3,4,5 с.4

знать свойство воды как жидкости – непостоянство формы, текучесть

С.  19-21  , читать, отвечать на вопросы

20.09

7

Изменение воды при нагревании и охлаждении

1

комбинированный

иллюстрации, оборудование для опыт: вода в колбе, нагрева -тельный прибор

демонстрация опыта: Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении  , в Рабочих тетрадях  задание №6,7 с.5

знать свойство воды расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении

С. 25 -27   , читать, отвечать на вопрос

22.09

8

Температура воды. Термометр.

1

комбинированный

макеты термометров

термометры для воздуха, воды, тела

демонстрация термометров, записи и схематические зарисовки в тетрадях,

в Рабочих тетрадях  задание №18,19 с.11

иметь понятие о температуре воды, градусе; знать устройство, назначение и виды термометров

С.21-24 , читать, отвечать на вопросы

27.09

9

Измерение температуры воды

Практическая работа

1

практический

оборудование для практической работы: термометры для воды, ёмкости с водой

Практическая работа. «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей, тёплой воды, используемой для мытья посуды и других целей».

в Рабочих тетрадях  задание №20 с.11

уметь измерять температуру воды, уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием

С.24, читать, отвечать на вопросы

29.09

10

Изменение воды при замерзании.  Лёд – твёрдое тело.

1

комбинированный

цветные иллюстрации, настенные картины ,  кусок льда

записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация льда, в Рабочих тетрадях  задание №8 с.6, №9 с.7

Знать  свойство воды расширяться при замерзании

С.27-31 читать «Для внеклассного чтения»

4.10

11

Превращение воды в пар.

1

комбинированный

оборудование для опыта: вода в стакане, кипятильник

демонстрация опыта: кипение воды, превращение воды в пар,  в Рабочих тетрадях  задание №10 с.7,; №11 с.8; №21 с.12  

знать свойство воды превращаться в пар

С.31-33, читать, отвечать на вопросы

6.10

12

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1

комбинированный

Презентация,  настенная картина

записи и схематические зарисовки в тетрадях, презентация

знать свойства воды, уметь объяснять круговорот воды в природе

С.37-40 отвечать на вопросы

11.10

13

Вода – растворитель некоторых твёрдых веществ

1

комбинированный

оборудование для опыта: вода в стаканах, соль, сахар

записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация опыта: растворение соли, сахара в воде,                                  в Рабочих тетрадях  задание №15, 16,  с.10

знать свойство воды  растворять некоторые твёрдые вещества

С.40-43,  читать, отвечать на вопросы

13.10

14

Нерастворимые в воде вещества

1

комбинированный

оборудование для опыта: вода в стаканах, мел, глина

записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация опыта: растворение мела, глины  в воде,                                        в Рабочих тетрадях  задание №12 с.8, №13 с.9

знать нерастворимые в воде вещества

С.44 читать «Для внеклассного чтения»

18.10

15

Чистая  и мутная вода

1

комбинированный

оборудование для опыта: стакан с мутной водой, воронка с фильтром, пустой стакан

записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация опыта: очистка мутной воды,             в Рабочих тетрадях  задание №14 с.10

иметь понятия о чистой и мутной воде, уметь очищать мутную воду

С50-54 читать, отвечать на вопросы

20.10

16

Водные растворы в природе – минеральная и морская вода.  Питьевая вода

1

комбинированный

оборудование для опыта: выпаривание солей из минеральной воды

демонстрация опыта: выпаривание солей, минеральная вода,                    в Рабочих тетрадях  задание №17 с.10

иметь представление о составе и пользе минеральной и морской воды для человека;  знать правила употребления воды в пищу

С.44-47 читать, отвечать на вопросы

25.10

17

Использование воды в промышленности и с/х. Охрана воды.

1

комбинированный

цветные иллюстрации, настенные картины

записи и схематические зарисовки в тетрадях,              в Рабочих тетрадях  задание №22 с.13, №23,24 с.14

знать об использовании воды в промышленности и с/х, о бережном отношении к воде

С57-61              читать, отвечать на вопросы

27.10

18

Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней

1

комбинированный

презентация

записи и схематические зарисовки в тетрадях

знать о бережном отношении к воде

С.53, читать, отвечать на вопросы

1.11

2 четверть

14

19

Повторение. Что мы узнали о воде?

1

повторение и обобщение темы «Вода»

иллюстрации, настенные картины, кроссворды

записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальные задания с.57

закрепление изученных свойств воды

С.61-64, отгадать загадки

15.11

Воздух

15

20

Воздух в природе

1

вводный

иллюстрации

записи и схематические зарисовки в тетрадях,            в Рабочих тетрадях  задание №1,2 с.15

знать о составе и значении воздуха для всего живого

С65-68 читать, отвечать на вопросы

17.11

21

Воздух занимает место

1

комбинированный

оборудование для опытов: сахар, сухарь, почва; различные пустые ёмкости

демонстрация опытов: 1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, почва). 2.Объём воздуха в какой-либо ёмкости,                                   в Рабочих тетрадях  задание №3,4,5 с.16,17

знать отличительные признаки газов, свойство воздуха – занимать место

С.68-70читать, отвечать на вопросы

22.11

22

Воздух сжимаем и упруг

1

комбинированный

оборудование для опыта:  резиновый мяч, надувной шарик

демонстрация опыта: упругость воздуха,                   в Рабочих тетрадях  задание №7,8,9 с.17,18

знать свойства воздуха – сжимаемость и упругость

С.71-74 читать, отвечать на вопросы

24.11

23

Воздух- плохой проводник  тепла

1

комбинированный

оборудование для опыта:  по две маленькие и большие банки, тёплая вода

демонстрация опыта: воздух – плохой проводник тепла,                        в Рабочих тетрадях  задание №11,12,13 с.19,20

знать  свойство воздуха  -плохо проводить тепло

С. 75-77 читать, отвечать на вопросы

29.11

24

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

1

комбинированный

оборудование для опыта:  стакан с водой, пустая колба

демонстрация опыта:  расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении,                              в Рабочих тетрадях  задание №14,15 с.20,21

знать  свойство воздуха - расширение при нагревании и сжатие при охлаждении

С. 78-80читать, отвечать на вопросы

1.12

25

Тёплый воздух легче холодного

1

комбинированный

оборудование для опыта:

демонстрация опыта: движение воздуха из тёплой комнаты в холодную и холодного в тёплую (циркуляция); наблюдение за отклонением пламени свечи,                                        в Рабочих тетрадях  задание №17,18 с.21,22

знать  свойство воздуха - тёплый воздух легче холодного

С. 80-84читать, отвечать на вопросы

6.12

26

Состав воздуха

1

комбинированный

иллюстрации, настенная картина «Состав воздуха»

записи и схематические зарисовки в тетрадях,                  в Рабочих тетрадях  задание №24 с.25, №26 с.26

знать состав воздуха

С.88-91читать, отвечать на вопросы

8.12

27

Кислород, его свойства

1

комбинированный

иллюстрации

записи и схематические зарисовки в тетрадях,                в Рабочих тетрадях  задание №19,20,21 с.23,2

знать свойства кислорода

С.91-95 читать, отвечать на вопросы

13.12

28

Значение кислорода в жизни растений, животных и человека

1

комбинированный

иллюстрации, настенные картины

записи и схематические зарисовки в тетрадях,

знать значение кислорода для всего живого

С91-95читать, отвечать на вопросы

15.12

29

Углекислый газ и его свойства

1

комбинированный

  иллюстрации

записи и схематические зарисовки в тетрадях,                  в Рабочих тетрадях  задание №19,20,21,22,23 с.23,24

знать свойства углекислого газа

С. 95-99, читать, отвечать на вопросы

20.12

30

Применение углекислого газа

1

комбинированный

Иллюстрации, презентация

записи и схематические зарисовки в тетрадях,                  в Рабочих тетрадях  задание №24 с.25

знать применение углекислого газа

С. 99-101,  читать, отвечать на вопросы

22.12

31

Значение воздуха

1

комбинированный

иллюстрации, настенные картины

записи и схематические зарисовки в тетрадях,              в Рабочих тетрадях  задание №27,28,29,30 с.26-29

знать значение воздуха

С.101-103читать «Для внеклассного чтения»

27.12

32

Чистый и загрязнённый воздух.

1

комбинированный

иллюстрации, фрагменты в/ф

записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация в/ф

знать причины загрязнения воздуха,

С.104-106  читать, отвечать на вопросы

29.12

3 четверть

20

33

Охрана воздуха

1

комбинированный

иллюстрации, фрагменты в/ф

записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация в/ф

знать меры по охране воздуха

С. 107читать, отвечать на вопросы

17.01

34

Повторение. Что мы узнали о воздухе?

1

повторение

иллюстрации, настенные картины

записи и схематические зарисовки в тетрадях, индивидуальные задания с.91

знать свойства воздуха, его состав, значение

С.108-110, читать, отвечать на вопросы

19.01.13

Полезные ископаемые

20

35

Что такое полезные ископаемые?

1

вводный

коллекция образцов полезных ископаемых

демонстрация полезных ископаемых

иметь представление о полезных ископаемых, знать их названия

С.111-113 читать, отвечать на вопросы

24.01.13

36

Полезные ископаемые, используемые в строительстве

1

комбинированный

коллекция образцов полезных ископаемых, иллюстрации

демонстрация полезных ископаемых, используемых в строительстве,                        в Рабочих тетрадях  задание №7 с.32,33

знать полезные ископаемые, используемые в строительстве

С.113-115 , читать, отвечать на вопросы

26.01.13

37

Гранит

1

комбинированный

иллюстрации,  образцы гранита

демонстрация образцов гранита,                                  в Рабочих тетрадях  задание №1,2 с.30

знать свойства гранита, его применение

С.116-119 читать, отвечать на вопросы

31.01.13

38

Известняки

1

комбинированный

образцы известняков, иллюстрации

демонстрация  образцов известняков,                               в Рабочих тетрадях  задание №3,4 с.30,31

знать виды известняков, их свойства и применение; уметь отличать их

С119-123, читать, отвечать на вопросы

2.02..13

39

Песок и глина

1

комбинированный

иллюстрации, образцы песка и глины, изделия из песка и глины

демонстрация образцов песка и глины, изделий из песка и глины,                         в Рабочих тетрадях  задание №5,6 с.3132

знать свойства песка и глины, их применение

С.123-128 , читать, отвечать на вопросы

7.02.13

40

Горючие полезные ископаемые

1

комбинированный

иллюстрации,  коллекция образцов полезных ископаемых

демонстрация  образцов горючих полезных ископаемых,                            в Рабочих тетрадях  задание №8 с.33

знать названия горючих полезных ископаемых

С.128-129, читать, отвечать на вопросы

9.02.13

41

Торф

1

комбинированный

образцы торфа, иллюстрации

демонстрация опыта: определение влагоёмкости торфа,                                        в Рабочих тетрадях  задание №9,10 с.33,34

знать  свойства торфа, его применение

С.129-133, читать, отвечать на вопросы

14.02.13

42

Каменный уголь

1

комбинированный

образцы каменного угля иллюстрации

демонстрация опыта: определение хрупкости каменного угля,                         в Рабочих тетрадях  задание №12,14 с.35-36

знать виды каменного угля

С.133-137, читать, отвечать на вопросы

16.02.13

43

Нефть

1

комбинированный

образцы нефти, иллюстрации

демонстрация  образцов нефти,                                          в Рабочих тетрадях  задание №16,17,18 с.36-37

знать свойства нефти, её применение

С.137-140, читать, отвечать на вопросы

21.02.13

44

Природный газ

1

комбинированный

 иллюстрации, презентация

записи и схематические зарисовки в тетрадях,

в Рабочих тетрадях  задание №19 с.37

знать свойства природного газа, его применение; знать правила безопасности

С.141-143, читать, отвечать на вопросы

23.02.13

45

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения

1

комбинированный

коллекция минеральных удобрений

демонстрация  образцов минеральных удобрений,

знать названия полезных ископаемых

С.143-145, читать, отвечать на вопросы

28.02.13

46

Калийная соль

1

комбинированный

образцы калийной соли

демонстрация опыта: определение растворимости калийной соли,                                             в Рабочих тетрадях  задание №20 с.38

знать свойства  и  применение калийной соли

С. 145-147 читать, отвечать на вопросы

2.03.13

47

Фосфориты

1

комбинированный

образцы фосфоритов

демонстрация  образцов фосфоритов,                                 в Рабочих тетрадях  задание №20 с.38

знать  свойства  и  применение фосфоритов

С.147-150 , читать, отвечать на вопросы

7.03.13

48

Полезные ископаемые, из которых получают металлы

1

комбинированный

коллекция металлов

демонстрация  полезных ископаемых, применяемых для получения металлов

знать названия  полезных ископаемых

С. 150-152, читать, отвечать на вопросы

9.03.13

49

Железные руды

1

комбинированный

образцы железной руды

демонстрация  образцов железной руды,                                        в Рабочих тетрадях  задание №21 с.38

знать названия, свойства железных руд, их  применение

С. 152-154, читать, отвечать на вопросы

14.03.13

50

Медная и алюминиевая руды

1

комбинированный

образцы медной и алюминиевой руд

демонстрация  образцов  медной и алюминиевой руд,                                                в Рабочих тетрадях  задание №22 с.39

знать названия и свойства медной и алюминиевой руд

С. 1 60-161, читать, отвечать на вопросы

16.03.13

51

Что мы узнали о полезных ископаемых?

Практическая работа

1

практическое повторение

образцы полезных ископаемых, кроссворды, загадки

Практическая работа: распознавание  образцов полезных ископаемых; индивидуальные задания с.137

обобщить знания о полезных ископаемых, знать их названия  и свойства

 читать, отвечать на вопросы

21.03.13

52

Чёрные металлы. Чугун

1

вводный

образцы, чёрных металлов, иллюстрации

демонстрация  образцов чёрных металлов,                             в Рабочих тетрадях  задание №23,24 с.39-40

знать названия чёрных металлов, их  применение

С.155-157 читать, отвечать на вопросы

23.03.13

4 четверть

16 +1

53

Сталь

1

комбинированный

иллюстрации, образцы изделий из стали

демонстрация изделий из стали,                                            в Рабочих тетрадях  задание №23,24 с.39-40

знать свойства стали, её применение  

С.157-159, читать, отвечать на вопросы

4.04.13

54

Цветные металлы. Алюминий, медь, олово.

Практическая работа

1

комбинированный

образцы цветных металлов и изделий из них

Практическая работа. Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам, различным изделиям из этих металлов,

в Рабочих тетрадях  задание №25,26,27 с.39-40-41

знать названия цветных металлов

С. 1162-166, читать, отвечать на вопросы

6.04.13

Почва

12

55

Что называют почвой?Состав почвы

1

комбинированный

образцы почвы, её составные частей

демонстрация образцов почвы, её составных частей,                                       в Рабочих тетрадях  задание №1,2,3 с.42

знать состав почвы

С.1170-176 , читать, отвечать на вопросы

11.04.13

56

Перегной – органическая часть почвы

1

комбинированный

иллюстрации, оборудование для опыта  

демонстрация опыта по обнаружению перегноя в почве

знать значение перегноя в почве

С. 1177-179, читать, отвечать на вопросы

13.04.13

57

Песок и глина в почве Практическая работа

1

комбинированный

иллюстрации, образцы почвы, песка и глины, стаканы с водой

Практическая работа. Обнаружение песка и глины в почве

знать  значение песка и глины в почве

С.179-181 читать, отвечать на вопросы

18.04.13

58

Минеральные соли в почве

1

комбинированный

иллюстрации, оборудование для опыта  

демонстрация опыта по обнаружению  минеральных солей  в почве

знать  значение минеральных солей  в почве

С.181-182, читать, отвечать на вопросы

20.04.13

59

Различие почв по их составу   Практическая работа

1

комбинированный

настенные картины,  иллюстрации, образцы почв

. Практическая работа  Определение типа почв по образцам,

знать различные почвы, уметь отличать их по внешнему виду

С.183-184, читать, отвечать на вопросы

25.04.13

60

Как проходит вода в разные почвы?

1

комбинированный

иллюстрации, оборудование для опыта: колбы, воронки,  образцы почв

демонстрация опыта по прохождению воды сквозь различные почвы,                       в Рабочих тетрадях  задание №4,5 с.43

знать способности разных почв пропускать воду

С.184-186, читать, отвечать на вопросы

27.04.13

61

Испарение воды из почвы

1

комбинированный

иллюстрации, оборудование для опыта

демонстрация опыта по испарению воды из почвы

иметь представление об испарении воды из почвы

С.186-188, читать, отвечать на вопросы

2.05.13

62

Обработка почвы на полях

1

комбинированный

настенные картины, видеофильм

демонстрация в/фильма,           в Рабочих тетрадях  задание №46,7,8 с.44-45

знать основные приёмы обработки  почвы на полях

С189-191., читать, отвечать на вопросы

4.05.13

63

Обработка почвы на небольших участках

1

комбинированный

настенные картины,

записи и схематические зарисовки в тетрадях

знать основные приёмы обработки  почвы на небольших участках

С191-193, читать, отвечать на вопросы

9.05.13

64

Охрана почвы. Экскурсия к 13почвенным обнажениям

1

экскурсия

берег р. Камы, склон оврага

наблюдение

знать экологические проблемы местных почв, уметь охранять почву

С.193-196Повторить типы почв

11.05.13

65

Обработка почвы на школьном участке     Практическая работа

1

практический

необходимый рабочий инвентарь (лопаты, грабли)

  Практическая работа «Вскапывание и боронование лопатой и граблями»

закрепление знаний, привитие практических навыков с/х труда

Повторить правила работы с инвентарём

16.05.13

66

Уход за деревьями и кустарниками  Практическая работа

1

практический

необходимый рабочий инвентарь (лопаты)

 « Практическая работа Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников»

закрепление практических навыков

 Повторить правила работы с инвентарём

18.05.13

Повторение

2

67

Что мы узнали о почве?

1

повторение

иллюстрации, кроссворды, загадки

записи и схематические зарисовки в тетрадях

обобщить знания о  значении составе почвы

С. 196-197, читать, отвечать на вопросы

23.05.13

68

Повторение раздела «Почва»

1

повторение

иллюстрации, настенные картины,  кроссворды, ребусы

демонстрация в/фильма,

в Рабочих тетрадях  задание №9 с.45, индивидуальные задания с.170

обобщение и закрепление знаний о почве

Решить кроссворд                                                                                                

25.05.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...