Факультативный курс в 9 классе.
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) на тему

Инна Павловна Косенюк

Тема: «Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике». Количество часов в неделю – 1; количество часов в год – 34.

Автор программы: В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова, И.Н. Данкова, М. Е. Козина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный  факультативный курс поддерживает изучение основных разделов математики и способствует лучшему усвоению её базового курса. Предложенная  программа своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы.

Выбор тематики первого раздела курса обусловлен тем, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.

Задания с параметрами включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы  ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что они вызывают затруднения у учащихся, т.к. практических заданий в школьных учебниках мало. Значительная часть раздела, посвященного уравнениям второй степени, содержащим параметр, рассматривает  вопросы о существовании корней уравнений второй степени, их количестве, расположении на числовой прямой. В начале каждой темы приводится необходимый теоретический материал. Имеется достаточное количество упражнений с решениями, заданий для самостоятельной работы.

Тема «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

 Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанных с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Факультативный курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала; расширяются его внутренние логические связи, заметно повышается роль дедукции. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при решении задач.

Цели курса:

  1. восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
  2. показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств  квадратного трехчлена и графических соображений;
  3. обобщить и систематизировать знания учащихся о квадратной функции посредством решения задач с параметром;
  4. закрепить основные знания о функциях и их свойствах;
  5. расширить представления о свойствах функций;
  6. сформировать умения «читать» графики и определять их свойства по формулам;
  7. формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе;
  8. вовлечь учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития;
  9. повысить математическую культуру учащихся.

Задачи курса:

  1. научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
  2. овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
  3. приобрести определенную математическую культуру;
  4. помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  1. уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
  2. преобразовать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
  3. уверенно владеть системой определения, теорем, алгоритмов;
  4. проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
  5. решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена;
  6. правильно употреблять функциональную терминологию;
  7. исследовать функцию и строить ее график;
  8. определять по графику функции ее свойства.



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 28 г. Мытищи Московской области.

Календарно-тематическое планирование

по факультативному курсу в 9 классе.

Тема: «Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике».

Количество часов в неделю – 1 ч; количество часов в год – 34 ч.

Автор программы: В. Н. Студенецкая, Л. С. Сагателова, И.Н. Данкова, М. Е. Козина.

Учитель: Косенюк Инна Павловна.

Четверть

Номер урока

Период проведения (неделя)

Содержание

Кол-во часов

Примечания (практические, контрольные, тестовые работы)

Корректиро-вка программы

Глава I. Квадратный трехчлен и его приложения

8

  1. Квадратный трехчлен

2

1/1

Квадратный трехчлен

1

2/2

Квадратный трехчлен

1

  1. Корни квадратного трехчлена

4

3/1

Исследование корней квадратного трехчлена.

1

4/2

Исследование корней квадратного трехчлена.

1

5/3

Исследование корней квадратного трехчлена.

1

6/4

Исследование корней квадратного трехчлена.

1

  1. Решение задач

2

7/1

Решение разнообразных (дополнительных) задач по теме «Квадратный трехчлен и его приложения».

1

8/2

Решение разнообразных (дополнительных) задач по теме «Квадратный трехчлен и его приложения».

1

Глава II. Уравнение второй степени с параметром

8

9/1

Квадратные уравнения

1

10/2

Неполные квадратные уравнения

1

11/3

Теорема Виета

1

12/4

Знаки корней квадратного уравнения

1

13/5

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра

1

14/6

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра

1

15/7

Наибольшее и наименьшее значения квадратичной функции

1

16/8

Зачет

1

Глава III. Функция: просто, сложно, интересно

18

Подготовительный этап. Свойства функции.

11

17/1

Подготовительный этап: постановка цели, проверка

 владения базовыми навыками

1

18/2

Историко-генетический подход к понятию «функция»

1

19/3

Способы задания функции

1

20/4

Четные и нечетные функции.

1

21/5

Четные и нечетные функции.

1

22/6

Монотонность функции.

1

23/7

Монотонность функции.

1

24/8

Ограниченные и неограниченные функции.

1

25/9

Ограниченные и неограниченные функции.

1

26/10

Исследование функции элементарными способами.

1

27/11

Исследование функции элементарными способами.

1

Графики функций. Применение графиков к решению задач

4

28/1

Построение графиков функций

1

29/2

Построение графиков функций

1

30/3

Функционально–графический метод решения уравнений.

1

31/4

Функционально–графический метод решения уравнений.

1

Оформление результатов деятельности учащихся.

2

32/1

Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний».

1

33/2

Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля достижений».

1

34/1

Итоговый урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс

Программа рассчитана на учащихся, получивших определенные знания по предмету «Природоведение» и осваивающих учебный материал по курсу физика 7 класс.Факультативные занятия  предназначены дл...

История на уроках физики «Наша древняя столица – г. Москва» Факультативный курс 7 класс

     Программа составлена с учетом  Федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 класс...

Факультативный курс 8 класс

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по данным анализа результатов проведения ЕГЭ и ГИА: решаемость задания, содержащего текстовую задач...

программа факультативного курса 8 класса

Программа рассчитана на 35 часов, с учетом содержания учебного материала авторов: Дорофеева Г.В.,  Суворовой С.Б., дополняя и расширяя его....

факультативный курс 8 класс

Практическая грамматика...

факультативный курс 8 класс

Практическая грамматика...