Создание здоровьесберегающей среды обучающихся 5 классов.
статья по биологии по теме

Фиалкина Елена Александровна

В статье предствлен материал по организации здоровьесберегающей среды в рамках элективного курса "Я - здоровый человек!".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovesberegayushchey_sredy.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды .

Фиалкина Елена Александровна, учитель биологи МБОУ гимназия №1.

 В 2013 году мною создана программа по здоровьесбережению «Я – здоровый человек!», работу по которой реализую на протяжении  учебного года.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Основной задачей педагогики, сберегающей здоровье, является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Я, как учитель совместно с учителями-предметниками провожу систематические наблюдения за детьми на уроках и переменах, оказываю необходимую организационную помощь и психологическую поддержку не только в период адаптации, но и на протяжении всего периода обучения .

Анализ работы, проведенный в рамках программы «Я – здоровый человек!» показал, что обучающиеся более осмысленно выбирают в качестве внеурочных занятий именно спортивные кружки и секции. Например,  волейбол, плавание, футбол, хореографию, бокс,  тяжелую и легкую атлетику и др. Обучающиеся,  которые занимались и занимаются такими видами спорта, как бокс, вольная борьба, тяжелая и легкая атлетика, также показали, что их занятия носят не случайный характер, так как продолжают заниматься  этими видами спорта более осознанно, с целью укрепления своего здоровья.

Интерес обучающихся в области здоровьесбережения поддерживается и на  внеклассных спортивных мероприятиях, проведение которых имеет большое воспитательное и оздоравливающее действие.  Например: «Веселые старты» в 5 классах, проведенные совместно с учителем физической культуры Ефремовым Максимом Ивановичем способствовали расширению и углублению знаний о сохранении и укреплении здоровья, творческой активности.

Помимо спортивной работы с обучающимися классов, ведется постоянная работа с родителями. Члены родительского комитета принимают активное участие в подготовке организации и проведении внеурочных мероприятий, направленных на сплочение семьи, на формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни. Например, конкурс красоты, прошедший под девизом: «Красота-это здоровье». Члены родительского комитета приготовили подарки и призы детям, а классный руководитель 5б класса Андреева Алена Александровна приняла участие в организации и проведении внеурочного мероприятия.

В рамках реализации программы также ведется работа по психологическому блоку. Часто проблема внедрения здоровьесберегающих технологий рассматривается только с точки зрения физического здоровья, оставляя без внимания необходимость заботы о здоровье психологическом. При этом именно психологическое здоровье обеспечивает гармонию и является необходимой предпосылкой сохранения и физического, и социального здоровья детей.

Совместно с психологом Столбенко Ларисой Владимировной в рамках элективного курса организую психологические тренинги, провожу беседы, обучаю детей приемам релаксации, саморегуляции и аутотренинга;

  • после получения от психолога квалифицированного совета о поведенческих особенностях обучающихся, свойствах его личности, организую индивидуальную работу с учащимися;

Традиционным стало проведение акций: «Здоровье - превыше всего», «Доброго дня. Хорошего настроения.», «Здоровому образу жизни привет! Вредным привычкам скажем, нет!».

Провели конкурс плакатов, рисунков, кроссвордов, оформление стендов по теме: «Я - здоровый человек», «Мое настроение». Рисовали портреты учителей и учеников и придумывали для них добрые пожелания.        

Учащиеся 5а класса: «Черникова Кристина, Коваленко Анастасия, Осетрова София, Димакова Радмила  подготовили  выступление агитбригады по теме: «Режим дня» и показали ее учащимся начальной школы.

Учащиеся 5б класса:

-Головина Яна подготовила презентацию по теме: «Режим дня»;

-Марчук Дарья  подготовила сообщение по теме: «Что такое здоровье?»;

Шкарупа  Ангелина подготовила сообщение по теме: «Закаливание».

Здоровый ребёнок - это ребёнок, который "подкован" не только физически, но и психологически. Хорошей поддержкой, позволяющей снизить уровень тревожности при переходе из начального в среднее звено послужил цикл развивающих занятий, направленных на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации. Эта работа продолжается и в среднем звене на факультативном курсе « Я - здоровый человек!» (5а, б классы). Было проведено тестирование по теме: «Школьная тревожность.», которое показало, что большинство учащихся 5 классов уверенны в себе и могут внушать уверенность другим, некоторым не мешало быть более уверенными в себе.                                                                                                                                                

Анализ проведенной работы показал, что дети охотно  посещают элективный  курс и готовят презентации по темам курса: «Питание и здоровье человека», «Закаливание организма», «Режим дня», «Сон-лучшее лекарство», «Здоровье-это спорт», «Вредные привычки», «Витамины», «В здоровом  теле – здоровый дух» , «Скажи микробам НЕТ», «Компьютер в жизни школьника», «Доктора природы»  и др.

 Моя основная задача педагога-предметника помочь каждому подопечному осознать здоровье как само-ценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживать и развивать детские инициативы в этой области.

Результаты анкетирования отношения к занятиям физической культурой и спортом.

№ п/п

Вопросы анкеты

5 а

25 чел.

24чел.

1

Считаю, что спорт – пустая  трата времени

-

-

2

Считаю, что спорт необходим каждому

11

14

3

Посещаю спортивную секцию по настоянию родителей

3

2

4

Посещаю спортивную секцию, потому что мне нравится

11

14

5

Я уверен, что занятия спортом положительно влияют на мое здоровье

18

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)

   О неблагополучии в  сфере  здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

к вопросу о создании здоровьесберегающей среды

В статье кратко характеризуются компоненты системы здоровьесбережения в образовательном учреждении...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...