Проблемный урок в 8 классе "Кожа".
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Михалева Татьяна Германовна

Методическая разработка урока "Кожа" для 8 класса. Урок разработан в рамках проблемной технологии и информационно-коммуникативной технологии. Предполагает работу учащихся с компьютером и ЦОР. Формы работы на уроке: индивидуальная и групповая. 

Пояснительная записка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный урок

Оборудование: проектор, компьютерный класс (6 компьютеров, т.е. по 2 для каждой из 3 групп +1 учительский), ЦОР, презентация, информационные листы, рабочие листы.
Используемые методы: Словесный (беседа), частично – поисковый (проблемные вопросы, работа с технологической картой), наглядно - образный ( мультимедийная презентация, ЦОР, демонстрационный материал).
Формы работы: фронтальная (эвристическая беседа), групповая, индивидуальная (информационные листы, тестирование)
Технологии: проблемная, ИК- технология (презентация, ЦОР),
Развитие познавательной деятельности обучающихся происходит при выяснении темы урока в форме загадки, актуализация новых знаний реализуется через проблемный вопрос, а в течение урока через самостоятельную работу в группах с ЦОР на компьютерах. Проблемный вопрос необходимо решить в течение урока. Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода, поэтому основная роль отведена работе с информацией в разных её формах, как на бумажных, так и мультимедийных носителях. Применяется метод преобразования текстовой информации в таблицы и схемы, т.о. формируется информационная компетенция.  Благодаря работе в группах формируется коммуникативная компетенция. По ходу работы в группах с информационными лисами и ЦОР обучающиеся заполняют рабочие листы, где фиксируют полученные знания.

Закрепление учебного материала происходит также с использованием проблемной технологии. Здесь учащиеся выясняют взаимосвязь строения и функций кожи. Применяется тестирование в конце урока в качестве первичной проверки знаний и самопроверка. Самопроверка  - это первый этап рефлексии, далее своё отношение к материалу урока и его восприятию ученики высказывают с помощью стикеров, определённого цвета.

    Задачи:

1)      формировать представление о строении и функциях кожи.

2)       развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности анализировать, обобщать, делать выводы;

                        3) развитие коммуникативных навыков через групповую работу;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочий лист для учеников32.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_kozha.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата _________   РАБОЧИЙ ЛИСТ      Ф.И. _____________________________________


Тема урока: ____________________________________________.

№ 1.

Слой кожи

Строение

Функции

1. Эпидермис

Образован _________________ тканью

1.

2.

1.

2.

2. Дерма (собственно кожа)

Образована _________________ тканью

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

3. Гиподерма (подкожная клетчатка

№ 2.   Дополните и поясните схемы: 

       

1)  ↓ t° C окр. среды →  ______ кол-во вырабатываемого тепла в организме.

      2)  ↑ t° C окр. среды→   ______   кол-во вырабатываемого тепла в организме

№ 3. Составьте схему рефлекторной дуги при возбуждении тепловых рецепторов кожи: (рефлекторная дуга состоит из 5 частей)

Д/З:                ______________________________________________________

Первичная проверка знаний:  Ф.И. _____________________________

1.

2.

3.

4.

5.         РЕЗУЛЬТАТ ______________________
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИКРЕПИТЬ СТИКЕР НА ДОСКУ.         



Предварительный просмотр:

Урок «Кожа».

Пояснительная записка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: проблемный урок

Оборудование: проектор, компьютерный класс (6 компьютеров, т.е. по 2 для каждой из 3 групп +1 учительский), ЦОР, презентация, информационные листы, рабочие листы.
Используемые методы: Словесный (беседа), частично – поисковый (проблемные вопросы, работа с технологической картой), наглядно - образный ( мультимедийная презентация, ЦОР, демонстрационный материал).
Формы работы: фронтальная (эвристическая беседа), групповая, индивидуальная (информационные листы, тестирование)
Технологии: проблемная, ИК- технология (презентация, ЦОР),
Развитие познавательной деятельности обучающихся происходит при выяснении темы урока в форме загадки, актуализация новых знаний реализуется через проблемный вопрос, а в течение урока через самостоятельную работу в группах с ЦОР на компьютерах. Проблемный вопрос необходимо решить в течение урока. Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода, поэтому основная роль отведена работе с информацией в разных её формах, как на бумажных, так и мультимедийных носителях. Применяется метод преобразования текстовой информации в таблицы и схемы, т.о. формируется информационная компетенция.  Благодаря работе в группах формируется коммуникативная компетенция. По ходу работы в группах с информационными лисами и ЦОР обучающиеся заполняют рабочие листы, где фиксируют полученные знания.

Закрепление учебного материала происходит также с использованием проблемной технологии. Здесь учащиеся выясняют взаимосвязь строения и функций кожи. Применяется тестирование в конце урока в качестве первичной проверки знаний и самопроверка. Самопроверка  - это первый этап рефлексии, далее своё отношение к материалу урока и его восприятию ученики высказывают с помощью стикеров, определённого цвета.

        

Задачи:

  1. формировать представление о строении и функциях кожи.
  2.  развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности анализировать, обобщать, делать выводы;

                  3) развитие коммуникативных навыков через групповую работу;


Ход урока.

1. О.М. Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит работать вместе. Хочу выразить надежду, что  и вы и я вынесем что-то полезное из этого общения.

  1. Определить о чем идет речь.

Когда перечисляют составляющие человеческого организма, этот орган обычно “обижают” – о нём забывают. Между тем это самый крупный орган нашего организма. У взрослого площадь этого органа достигает 1,7 – 2 м2, а вес – 2-3 кг. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган тесно связан с нервной системой. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Это орган, который является покровом нашего тела. (1 мин)

  1. Тема урока “Кожа. Строение и функции”

Проблемная ситуация.
Объясните опыт доктора Ч.Блегдена

Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126°С  без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Ученики выдвигают предположения, учитель выписывает на доске функции кожи, которые помогают организму противостоять условиям среды, по мнению детей. Проблема остаётся нерешена. Возникает разрыв между проблемой и решением из-за недостатка знаний.

- Что мы должны изучить подробнее, чтобы решить проблему? (ученики ставят задачи урока)

Задачи: изучить строение кожи и её функции, выяснить взаимосвязь между строением и функциями. (3 мин)

  1. Беседа о строении кожи на основе известных данных
    -
    Если человек относится к классу млекопитающих, то и строение кожи человека сходно с таковой у млекопитающих животных. Что мы занем о строении кожи млекопитающих? (фронтальная работа по схеме на слайде ЦОР) (3 мин)

5. Подробнее познакомьтесь со строением и функциями кожи в результате групповой работы. Инструкция: Рассмотрите  интерактивную модель кожи и познакомьтесь с текстом. Выполните задания. (4 мин)

Задания для группы № 1. «Эпидермис»

Рассмотрите  интерактивную модель кожи (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c29153b-5800-4a14-9314-7e68999856fe/%5BBIO8_08-41%5D_%5BIM_01%5D.swf)  и познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы и выполните задание.   

1. Какой тканью образован эпидермис?

2. От чего зависит цвет кожи. Как образуется загар? Почему люди с очень светлой кожей быстро «сгорают» на солнце, а со смуглой  - загорают?

3. Заполните  в таблице № 1 в рабочих листах первую строчку (эпидермис).

Задания для группы № 2. Дерма (собственно кожа)

Рассмотрите  интерактивную модель кожи (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c29153b-5800-4a14-9314-7e68999856fe/%5BBIO8_08-41%5D_%5BIM_01%5D.swf) и познакомьтесь с текстом. Ответьте на вопросы и выполните задание.   

1. Какой тканью образована дерма?

2. Какие структуры позволяют выполнять коже выделительную функцию? В каком слое кожи расположены эти структуры?

3.  Какое значение имеет потоотделение?

4.  Где в коже расположены рецепторы? Какие их разновидности есть в коже?

5. Заполните в таблице № 1 в рабочих листах вторую строку (дерма).

Задания для группы № 3. Терморегуляционная функция кожи.

Прочитайте текст «Терморегуляционная функция кожи», выполните задания.

1. Что такое терморегуляция?

      2. Выполните № 2 в рабочих листах.

        

      3. Выполните № 3 в рабочих листах. Составьте схему рефлекторной дуги при возбуждении тепловых  рецепторов кожи. (Рефлекторная дуга состоит из 5 частей)

6. Отчёты групп о работе.

Группы отвечают на задания. Проверка заполнения таблицы № 1. (10 мин)

Слой кожи

Строение

Функции

1. Эпидермис

Образован _________________ тканью

1.

2.

1.

2.

2. Дерма (собственно кожа)

Образована _________________ тканью

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

3. Гиподерма (подкожная клетчатка

 7. Решение проблемы.

- Давайте попытаемся ответить на вопрос: какие особенности строения и функций кожи позволили доктору Блэкдену провести этот опыт?

- . (2 мин)

8. Вывод.

- Сделаем вывод о взаимосвязи строения кожи и её функций и приведём примеры. (2 мин)

9. Рефлексия. (3 мин)

Тестирование из 5 заданий. На слайдах с самопроверкой. Оценка приобретённых знаний.

10. Оценки за  урок.

11. Рефлексия. Оцените пожалуйста урок и свою работу на уроке, прикрепив к бланку с ответами на тест соответствующий стикер. С каким настроением ты уходишь с урока?

Красный: настроение отличное

Зелёный: настроение обычное

Жёлтый:    настроение плохое

        

Тестирование.

1. Кожа выполняет защитную функцию так как в ней находится:
    А   рецепторы, эпидермис, меланин

     Б     сальные железы
     В   оба ответа правильные.

2. Дерма образована тканью
   А эпителиальной

     Б  соединительной

3. Теплоотдача с поверхности кожи увеличивается, когда сосуды кожи:
 А    расширены

  Б      сужены

   В  находятся в обычном состоянии.

4. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется

    А     витамин Д и пигмент меланин
   Б      подкожная жировая клетчатка

    В      органические вещества для питания.

5. Функция  сальных желёз

   А  охлаждение поверхности тела

    Б   обеспечение смазки кожи

     В  уничтожение бактерий.

 

Ответы:  1А,  2Б,  3А,  4А,  5Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)

Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...

Тезисы доклада по теме "Повышение интереса к изучению предмета у учащихся общеобразовательных классов через проблемные уроки"

Данная работа - личный взгляд на ситуацию веденения предмета химии в общеобразовательных классах, при нагрузке в старших классах 1 ч в неделю....

Проблемный урок русского языка в 6 классе "Вот это числительное!"

При подготовке урока я опиралась на проблемное обучение, в основе которого лежит создание условий для развития познавательной активности учеников, а также на теорию личностно-...

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Проблемный урок по литературе

Урок по литературе в 8 классе "Образы-символы в "Песне о Соколе " М. Горького" основан на создании проблемной ситуации "с удивлением" и побуждающем к гипотезам диалоге....

«Проблемный урок» Тема урока «Длина окружности» 6 класс

«Проблемный урок». Тема:«Длина окружности». 6 класс...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...