Лабораторный практикум по теме "Клетка"
опыты и эксперименты по биологии (11 класс) по теме
Инструкции по выполнению лабораторных работ:
1. Тема «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»
2. Тема «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы чешуи лука»
3.Тема «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratorn_yy_praktikum.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1
Тема «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»
Цель: научиться готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с водой, стеклянная палочка, раствор йода, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, лук репчатый, разведенные дрожжи, готовые микропрепараты клеток животных и растений, культура сенной палочки.
Ход работы:
- Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте клетку и подпишите органоиды и части клетки.
- Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки. Зарисуйте в тетради и сделайте подписи к рисунку.
- Рассмотрите под микроскопом строение дрожжевой клетки. Сделайте рисунок и подписи нему.
- Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты животных клеток. Сделайте рисунки и подписи к нему.
- Рассмотрите под микроскопом культуру сенной палочки. Сделайте рисунок и подписи нему.
- Сравните между собой эти клетки. В чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа №2
Тема «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы чешуи лука»
Цель: научиться проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдение описывать полученные результаты.
Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, стеклянные палочки, стакан с водой, раствор соли, репчатый лук, фильтровальная бумага.
Ход работы:
- Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
- Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на стекло 2 – 3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
- Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что могло бы произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа №3
Тема «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.
Оборудование: микроскоп, 3% раствор пероксида водорода, 5 пробирок, пинцет, кусочки сырого и вареного картофеля, кусочки сырого и вареного мяса или рыбы, ступка, пестик, песок.
Ход работы:
- Приготовьте 5 пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую кусочек вареного картофеля, в третью – сырого картофеля, в четвертую – кусочек вареного мяса, в пятую – кусочек сырого мяса. Капните в каждую пробирку немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
- Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.
- Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.
- Сделайте вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторный практикум:"Программа векторной графики CorelDraw "
В практикуме представленны лабораторные работы составленные с использованием материалов форума Demiart....
Лабораторный практикум "Текстовый редактор"
Лабораторные работы в Текстовом редакторе Word....
Вводный лабораторный практикум в 7 классе.
Не помню кто сказал: "Знания только тогда становятся заниями, когда применены на практике" - поддерживаю неизветного мне автора. Начиная изучать курс физики в 7 классе важно смотивировать учеников на ...
Мастер класс Лабораторный практикум по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении" "4 часть
Мастер класс Лабораторный практикум по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении" "4 часть выполнила Щеколдина Маргарита Анатольевна учитель биологии МКОУ СОШ №251...
Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся
Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...
Повышение эффективности и качества подготовки к ГИА по физике через организацию самостоятельной деятельности учащихся при решении экспериментальных "задач роста" (занятие лабораторного практикума)
В соответствии с общей концепцией модернизации российского образования в старших классах нашей школы с 2006 года введено профильное обучение учащихся. Поэтому встал вопрос дифференциации учащихся при...
Компьютерный лабораторный практикум как средство повышения познавательного интереса учащегося к предмету «Физика»
Актуальность использования компьютерных программ на уроках физики...