Интегрированный урок (химия + биология) "Энергетический обмен" для 10 класса
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Цель:
- раскрыть сущность энергетического обмена;
- познакомить учащихся с характерными особенностями 3-х этапов энергетического обмена;
- выявить роль углеводов в энергетическом обмене;
- продолжить формирование мыслительных операций (синтез, самостоятельное конструирование решаемой задачи, обобщение, вывод, причинно-следственные связи);
- продолжить формирование коммуникативных и социальных компетенций; приёмов рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_gotovyy.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (химия + биология).
Учитель Бородина Г.В., Семионова Т.И.
Энергетический обмен
Цель:
- раскрыть сущность энергетического обмена;
- познакомить учащихся с характерными особенностями 3-х этапов энергетического обмена;
- выявить роль углеводов в энергетическом обмене;
- продолжить формирование мыслительных операций (синтез, самостоятельное конструирование решаемой задачи, обобщение, вывод, причинно-следственные связи);
- продолжить формирование коммуникативных и социальных компетенций; приёмов рефлексии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: деятельностный, частично-поисковый, метод сотрудничества («пила», «вертушка»), стимулирование и мотивация, мозговой штур.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: таблица; учебники: Габриелян О.С. Химия, 10 класс, базовый уровень, М., «Дрофа», 2006 г. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. Общая биология 10-11 класс базовый уровень, М., «Дрофа», 2008 г., химическое оборудование и реактивы; раздаточный материал: рабочая карта; информационный банк; конверт № 1 с заданием для выравнивания знаний; конверт № 2 с вопросами для решения учебной задачи; конверт № 3 с разрезанной буквенной моделью содержания изученной темы; эталонная модель содержания изученной темы; тесты.
Ф.И. | задание № 1 | задание № 2 | задание № 3 | Итог | Тест | |||
самооценка | оценка учителя | самооценка | оценка группы | самооценка | оценка группы | самооценка | ||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
3. | ||||||||
4. | ||||||||
5. | ||||||||
6. | ||||||||
7. | ||||||||
Ваше мнение по интегрированному уроку |
Рабочая карта:
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Ориентировочно-мотивационный этап
Напоминает правила работы в группе.
Выдаёт задания (конверт №1) и информационный банк.
Что же необходимо для того, чтобы проходили все процессы в организмы ? Мы знаем, что для того чтобы могли протекать процессы жизнедеятельности, необходима энергия и что основным источником её являются углеводы. Итак, попробуем сформулировать тему нашего урока. А что вы знаете об энергетическом обмене ? Наши знания полные ? Будем свои знания восполнять.
А теперь попробуем сформулировать учёбную задачу урока. II Операционально-исполнительский этап.
Зная тему, учебную задачу предложите свой способ решения учебной задачи. Сейчас за проделанную работу выставляем оценки за задание №1. Критерии оценок на столе. Приступаем к решению учебной задачи. Откройте конверт №2. В них вопросы. Распределите их между собой в группе. На изучение вопроса даём 5-7 минут. После сигнала проходим в экспертную группу для совещания – 5 минут. Затем возвращаемся в свою группу и начинаем взаимообучение. Прежде чем приступить к выполнению своего задания, прошу обратить внимание на доску. Организмы Аэробы Анаэробы (+О2) (- О2) 3 этапа энергетического обмена 2 этапа Приступаем к обсуждению. Каждая группа отвечает на один вопрос. Роли групп меняются по кругу. Выставляем оценки задание №2. Критерий оценок на столе.
Теперь в группах попробуйте составить модель содержания изученной темы в виде таблицы. Её заготовка на доске.
В конвертах №3 находится разрезанная буквенная модель изученной темы. Составьте её, соотнесите по определённым признакам. Сравните с эталоном. Найдите ошибки, если таковые есть (приложение №1). Зная материал урока, имея перед собой модель содержания изученной темы, сделаем вывод, при этом обратим внимание на учебную задачу.
III Рефлексивно-оценочный этап. Проговорите в группе модель и вывод. Выставьте оценку за задание №3. Критерии оценок на столе. Решена ли задача нашего урока ? Пополнились наши знания ? А где эти знания нам могут пригодиться в жизни ? Решение проблемных задач. Почему больным при различных заболеваниях, а также в послеоперационный период вводят в кровь глюкозу? Характерной реакцией на крахмал является синее окрашивание при взаимодействии с йодом. Если капнуть немного спиртового раствора йода на срез зелёного яблока, появляется синее пятно, а такая же реакция со спелым яблоком даёт бурое окрашивание. Объясните, это различие. Сейчас проверим свои знания. Тест
А) подготовителный Б) бескислородном В) кислородном Г) на всех этапах 2. Третий этап энергетического обмена происходит: А) на мембранах ЭДС Б) в цитоплазме клеток В) в кристах метохондрии Г) в органах дыхания
А) кислород Б) ферменты В) энергия света Г) углекислый газ
А) в клетках мышц при накоплении молочной кислоты Б) в митохондриях при образовании АДФ В) в эритроцитах человека
А) избыток СО2 Б) избыток АТФ В) избыток молочной кислоты Г) избыток кислорода Выставляем с/о. Сверим с эталонными ответами. 1 – А, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – В. Задание на дом: Прочитать и пересказать текст страницы 94-97 (учебник биологии), §10 (учебник химии) – на «4». Прочитать и пересказать текст страницы 94-97 (учебник биологии), вопросы стр. 98, §10 (учебник химии) – упражнение 3, 4, 7 – на «5». Творческое задание.
| Подготовка к уроку. Заполнение рабочих карт. Работа в группах. Информационный банк. Гомеостаз, метаболизм, энергия, рибосомы, митохондрии, ядро, оболочка, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, движение цитоплазмы, движение органоидов, распад веществ, синтез веществ, перенос веществ, деление клетки. Отчёт групп. Работа в группах. Отчёт групп. Энергия и питательные вещества. Работа в группах. Отчёт групп. «Энергетический обмен». Записывают в тетрадь. Работа в группах. Отчёт групп. Работа в группах. Отчёт групп. Учебная задача: «Выяснить, как происходит энергетический обмен в клетке и какова роль углеводов в обмене энергии». Записывают в тетрадь. Работа в группах. Отчёт групп. Чтобы решить данную задачу мы будем изучать материал в учебнике, работать с карточками-заданиями, составлять модель содержания изученной темы в виде таблицы, работать в группе, отчитываться о проделанной работе. Выставляют в рабочую карту оценки. Распределяют вопросы. 1. Изучить раздел «Подготовительный этап» (стр. 95-96, уч. биологии). 2. Изучить раздел «Бескислородный этап» (стр. 96-97, уч. биологии). 3. Изучить раздел «Кислородный этап» (стр. 97, уч. биологии). 4. Подготовить рассказ о моносахаридах, используя учебник химии, стр. 70-71. 5. Провести реакции, иллюстрирующие химические свойства глюкозы (см. уч. химии, стр. 71 (последний абзац) – стр. 72 (полностью)). Индивидуальная работа. Работа в группе. Отчёт групп. 1 группа – докладчики. 2 группа – знатоки. 3 группа – любопытные. 4 группа – критики. 5 группа – экзаменаторы. Выставляют оценки. Составляют модель. Работа в группах, составляют модель. Работа в группах. Сравнивают с эталоном. Работа в группах. Делают вывод. Отчёт групп. Вывод: в процессе энергетического обмена расщепляются органические соединения и запасается энергия, которая идёт на синтез новых веществ и процессы жизнедеятельности, при этом в качестве основного энергетического материала выступают углеводы. Записывают в тетрадь. Проговаривают. Выставляют в рабочую карту оценки. Дают ответ. Обсуждают в группе. Дают ответ. Работа в группе. Отчёт групп. Отвечают на вопросы. Выставляют с/о. Сверяют и выставляют оценку учителя в рабочую карту. Записывают домашнее задание. |
Приложение № 1
Энергетический обмен
Название этапа | Где осуществляется | Что происходит с веществами | Что происходит с энергией | Уравнения реакций |
Подготови-тельный | В желудочно-кишечном тракте и лизосомах клеток | Сложные молекулы распадаются до простых: белки - до аминокислот полисахариды – до моносахаридов, жиры – до глицерина и жирных кислот. | Энергия рассеивается в виде тепла | Полисахарид + пН2О ферменты-- пС6Н12О6 |
Бескисло-родный | В цитоплазме клеток | Дальнейшее расщепление простых органических веществ: молекула глюкозы расщепляется до двух молекул пировиноградной кислоты С3Н4О3 (ПВК), которые затем восстанавливаются в молочную кислоту С3Н6О3. | 60% энергии рассеивается в виде тепла, 40% - используется на синтез АТФ. | С6Н12О6 + 2АДФ + + 2Н3РО4 2С3Н6О3 + + 2АТФ + 2Н2О |
Кислород-ный | На кристах митохонд-рий | Молочная кислота окисляется до углекислого газа и воды. | Освобождается большое количество энергии, значительная часть которой используется для синтеза АТФ. | 2С3Н6О3 + 6О2 + +36АДФ + 36 Н3РО4 6СО2 + 36АТФ + +42Н2О |
Суммарное уравнение энергетического обмена | С6Н12О6 + 6О2 + +38АДФ + 38Н3РО4 6CО2 + 6Н2О + +38АТФ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» ...
Интегрированный урок химия-биология –экология для 11 класса по теме: Источники загрязнения и значение атмосферы
Работа выполнена с помощью цифровой лаборатории «Архимед»...
Конспект интегрированного урока (химии, географии, биологии) в 8 класс по теме: «Атмосферный озон. Вред и польза».
Цель.Сформировать у учащихся целостное представление об атмосферном озоне.Задачи.Образовательная. Изучить аллотропные видоизменения химического элемента кислорода. Определить виды озона исходя из его ...
Интегрированный урок ( химия плюс история) в 7 классе
Урок был написан к семинару "Инновации в химическом образовании". Инновации так инновации...стараясь уйти от "школярного" подхода к образованию решила совместить несовместимое - химию и историю.. За о...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» УЧИТЕЛЬ МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» ...
Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"
Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"...