Интегрированный урок (химия + биология) "Энергетический обмен" для 10 класса
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Бородина Галина Владимировна

Цель:

- раскрыть сущность энергетического обмена;

- познакомить учащихся с характерными особенностями 3-х этапов энергетического обмена;

- выявить роль углеводов в энергетическом обмене;

- продолжить формирование мыслительных операций (синтез, самостоятельное конструирование решаемой задачи, обобщение, вывод, причинно-следственные связи);

- продолжить формирование коммуникативных и социальных компетенций; приёмов рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_gotovyy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  (химия + биология).

Учитель Бородина Г.В., Семионова Т.И.

Энергетический обмен

Цель:

- раскрыть сущность энергетического обмена;

- познакомить учащихся с характерными особенностями 3-х этапов энергетического обмена;

- выявить роль углеводов в энергетическом обмене;

- продолжить формирование мыслительных операций (синтез, самостоятельное конструирование решаемой задачи, обобщение, вывод, причинно-следственные связи);

- продолжить формирование коммуникативных и социальных компетенций; приёмов рефлексии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: деятельностный, частично-поисковый, метод сотрудничества («пила», «вертушка»), стимулирование и мотивация, мозговой штур.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:  таблица; учебники: Габриелян О.С. Химия, 10 класс, базовый уровень, М., «Дрофа», 2006 г. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. Общая биология 10-11 класс базовый уровень, М., «Дрофа», 2008 г., химическое оборудование и реактивы; раздаточный материал: рабочая карта; информационный банк; конверт № 1 с заданием для выравнивания знаний; конверт № 2 с вопросами для решения учебной задачи; конверт № 3 с разрезанной буквенной моделью содержания изученной темы; эталонная модель содержания изученной темы; тесты.

Ф.И.

задание № 1

задание № 2

задание  № 3

Итог

Тест

самооценка

оценка учителя

самооценка

оценка группы

самооценка

оценка группы

самооценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Ваше мнение по интегрированному уроку

Рабочая карта:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Ориентировочно-мотивационный этап

  1. Организационный момент

Напоминает правила работы в группе.

  1. Выравнивание знаний

Выдаёт задания (конверт №1) и информационный банк.

  1. Какой термин мы применяем для обозначения постоянства внутренней среды ?
  2. Как поддерживается постоянство внутренней среды ?
  3. Вспомните из курса 9 класса, какое определение мы давали термину метаболизм ?
  4. Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки ?
  5. Какие вещества являются основным источником энергии ?

Что же необходимо для того, чтобы проходили все процессы в организмы ?

Мы знаем, что для того чтобы могли протекать процессы жизнедеятельности, необходима энергия и что основным источником её являются углеводы.

Итак, попробуем сформулировать тему нашего урока.

А что вы знаете об энергетическом обмене ?

Наши знания полные ?

Будем свои знания восполнять.

  1. Формулировка учебной задачи.

А теперь попробуем сформулировать учёбную задачу урока.

II Операционально-исполнительский этап.

  1. Решение учебной задачи.

Зная тему, учебную задачу предложите свой способ решения учебной задачи.

Сейчас за проделанную работу выставляем оценки за задание №1.

Критерии оценок на столе.

Приступаем к решению учебной задачи. Откройте конверт №2. В них вопросы. Распределите их между собой в группе.

На изучение  вопроса даём 5-7 минут. После сигнала проходим в экспертную группу для совещания – 5 минут. Затем возвращаемся в свою группу и начинаем взаимообучение.

Прежде чем приступить к выполнению своего задания, прошу обратить внимание на доску.

Организмы

        Аэробы                    Анаэробы      

           (+О2)                          (- О2)

3 этапа    энергетического обмена      2 этапа

Приступаем к обсуждению. Каждая группа отвечает на один вопрос. Роли групп меняются по кругу.

Выставляем оценки задание №2.

Критерий оценок на столе.

  1. Моделирование.

Теперь в группах попробуйте составить модель содержания изученной темы в виде таблицы. Её заготовка на доске.

  1. Конкретизация знаний.

В конвертах №3 находится разрезанная буквенная модель изученной темы. Составьте её, соотнесите по определённым признакам.

Сравните с эталоном. Найдите ошибки, если таковые есть (приложение  №1).

Зная материал урока, имея перед собой модель содержания изученной темы, сделаем вывод, при этом обратим внимание на учебную задачу.

 

III Рефлексивно-оценочный этап.

Проговорите в группе модель и вывод.

Выставьте оценку за задание №3.

Критерии оценок на столе.

Решена ли задача нашего урока ?

Пополнились наши знания ?

А где эти знания нам могут пригодиться в жизни ?

Решение проблемных задач.

Почему больным при различных заболеваниях, а также в послеоперационный период вводят в кровь глюкозу?

Характерной реакцией на крахмал является синее окрашивание при взаимодействии с йодом. Если капнуть немного спиртового раствора йода на срез зелёного яблока, появляется синее пятно, а такая же реакция со спелым яблоком даёт бурое окрашивание. Объясните, это различие.

Сейчас проверим свои знания.

Тест

  1. На каком этапе энергетического обмена крахмал расщепляется до глюкозы:

А) подготовителный

Б) бескислородном

В) кислородном

Г) на всех этапах

2.  Третий этап энергетического обмена происходит:

А) на мембранах ЭДС

Б) в цитоплазме клеток

В) в кристах метохондрии

Г) в органах дыхания

  1. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы является:

А) кислород

Б) ферменты

В) энергия света

Г) углекислый газ

  1. Где  происходит анаэробный гликолиз:

А) в клетках мышц при накоплении молочной кислоты

Б) в митохондриях при образовании АДФ

В) в эритроцитах человека

  1. При больших физических нагрузках в клетках мышц накапливается:

А) избыток СО2

Б) избыток АТФ

В) избыток молочной кислоты

Г) избыток кислорода

Выставляем с/о.

Сверим с эталонными ответами.

1 – А, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – В.

Задание на дом:

Прочитать и пересказать текст страницы 94-97 (учебник биологии), §10 (учебник химии) – на «4».

Прочитать и пересказать текст страницы 94-97 (учебник биологии), вопросы стр. 98, §10 (учебник химии) – упражнение 3, 4, 7 – на «5».

Творческое задание.

  1. Участвуем в конкурсе на шпаргалку для устного ответа по содержанию изученной темы (биология + химия).
  2. Составляем интегрированное  (биология + химия) задание для викторины по содержанию изученной темы.

Подготовка к уроку.

Заполнение рабочих карт.

Работа в группах.

Информационный банк.

Гомеостаз, метаболизм, энергия, рибосомы, митохондрии, ядро, оболочка, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК, движение цитоплазмы, движение органоидов, распад веществ, синтез веществ, перенос веществ, деление клетки.

Отчёт групп.

Работа в группах. Отчёт групп.      

                                     Энергия и питательные вещества.

Работа в группах. Отчёт групп.

 «Энергетический обмен».

Записывают в тетрадь.

Работа в группах. Отчёт групп.

Работа в группах. Отчёт групп.

Учебная задача: «Выяснить, как происходит энергетический обмен в клетке и какова роль углеводов в обмене энергии».

Записывают в тетрадь.

Работа в группах. Отчёт групп.

Чтобы решить данную задачу мы  будем изучать материал в учебнике, работать с карточками-заданиями, составлять модель содержания изученной темы в виде таблицы, работать в группе, отчитываться о проделанной работе.

Выставляют в рабочую карту оценки.

Распределяют вопросы.

1. Изучить раздел «Подготовительный этап» (стр. 95-96, уч. биологии).

2. Изучить раздел «Бескислородный этап» (стр. 96-97, уч. биологии).

3. Изучить раздел «Кислородный этап» (стр. 97, уч. биологии).

4. Подготовить рассказ о моносахаридах, используя учебник химии, стр. 70-71.

5. Провести реакции, иллюстрирующие химические свойства глюкозы (см. уч. химии, стр. 71 (последний абзац) – стр. 72 (полностью)).

Индивидуальная работа.

Работа в группе.

Отчёт групп.

1 группа – докладчики.

2 группа – знатоки.

3 группа – любопытные.

4 группа – критики.

5 группа – экзаменаторы.

Выставляют оценки.

Составляют модель.

Работа в группах, составляют модель.

Работа в группах.

Сравнивают с эталоном.

Работа в группах.

Делают вывод. Отчёт групп.

Вывод: в процессе энергетического обмена расщепляются органические соединения и запасается энергия, которая идёт на синтез новых веществ и процессы жизнедеятельности, при этом в качестве основного энергетического материала выступают углеводы.

Записывают в тетрадь.

Проговаривают.

Выставляют в рабочую карту оценки.

Дают ответ.

Обсуждают в группе.

Дают ответ.

Работа в группе.

Отчёт групп.

Отвечают на вопросы.

Выставляют с/о.

Сверяют и выставляют оценку учителя в рабочую карту.

Записывают домашнее задание.


Приложение № 1

Энергетический обмен

Название

этапа

Где

осуществляется

Что происходит

 с веществами

Что происходит

с энергией

Уравнения реакций

Подготови-тельный

В желудочно-кишечном тракте и лизосомах клеток

Сложные молекулы распадаются до простых:

белки - до аминокислот

полисахариды – до моносахаридов,

жиры – до глицерина и жирных кислот.

Энергия рассеивается в виде тепла

Полисахарид + пН2О ферменты-- пС6Н12О6

Бескисло-родный

В цитоплазме клеток

Дальнейшее расщепление простых органических веществ: молекула глюкозы расщепляется до двух молекул пировиноградной кислоты С3Н4О3 (ПВК), которые затем восстанавливаются в молочную кислоту С3Н6О3.

60% энергии рассеивается в виде тепла, 40%

 - используется на синтез АТФ.

С6Н12О6 + 2АДФ +

+ 2Н3РО4  2С3Н6О3 + + 2АТФ + 2Н2О

Кислород-ный

На кристах митохонд-рий

Молочная кислота окисляется до углекислого газа и воды.

Освобождается большое количество энергии, значительная часть которой используется для синтеза АТФ.

 2С3Н6О3 + 6О2 +  +36АДФ + 36 Н3РО4 

 6СО2 + 36АТФ + +42Н2О

                               

            Суммарное уравнение энергетического обмена

С6Н12О6 + 6О2 + +38АДФ + 38Н3РО4 

 6CО2 + 6Н2О + +38АТФ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В                МЕТАЛЛАХ»  ...

Конспект интегрированного урока (химии, географии, биологии) в 8 класс по теме: «Атмосферный озон. Вред и польза».

Цель.Сформировать у учащихся целостное представление об атмосферном озоне.Задачи.Образовательная. Изучить аллотропные видоизменения химического элемента кислорода. Определить виды озона исходя из его ...

Интегрированный урок ( химия плюс история) в 7 классе

Урок был написан к семинару "Инновации в химическом образовании". Инновации так инновации...стараясь уйти от "школярного" подхода к образованию решила совместить несовместимое - химию и историю.. За о...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» УЧИТЕЛЬ МКОУ Куликовской ООШ Скуба З.М.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»            ...

Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"

Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"...