Типы взаимоотношений организмов
презентация к уроку по экологии (11 класс)
Рассмотрены основные виды позитивных, негативных и нейтральных отношений живых организмов друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_vzaimotnosheniy_organizmov.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация взаимоотношений организмов 1. Нейтральные (0 0) 2. Полезные (+ +) или (+ 0) 3. Вредные (- -) или (- 0) Также есть взаимоотношения по типу (+ -)
1 группа – нейтральные (0 0) – организмы не влияют друг на друга. Нейтрализм Если виды питаются разной пищей, то зачастую они не зависят друг от друга, даже если обитают в одной экосистеме.
2 группа – Взаимополезные (+ +)- СИМБИОЗ – организмы разных видов получают обоюдную пользу друг от друга (взаимовыгодные связи) Лишайник - симбиоз гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли. Симбиоз грибов и корней деревьев –микориза (грибокорень) .
2 группа – Взаимополезные (+ +) – А) Протокооперация (+ +) - Форма отношений, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. Пчелы опыляют различные растения. Муравьи распространяют семена некоторых растений.
2 группа – Взаимополезные (+ +) Б) Мутуализм (+ +) Это форма взаимоотношений, при которой каждый организм получает пользу. Шмель опыляет растение клевер. Рак-отшельник и актиния.
Мутуализм – одна из форм симбиоза. Отношениями мутуализма связаны, как правило, организмы, которые не конкурируют за ресурсы. Мутуализм включает разные формы сотрудничества: 1) обязательное 2) необязательное (протокооперация) При нарушении обязательного мутуализма гибнут оба партнера или один из них. Протокооперация помогает выживать организмама, но распад отношений не ведет к гибели участников отношений.
Мутуализм у растений 1) Растения – грибы. Грибы оплетают корни растения и проникают в ткани корня, не нанося вреда. Грибы не способны к фотосинтезу и получают от растений органические вещества. За это они «расплачиваются» с растениями, играя роль насосов: они всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества. За счет разветвленных грибных нитей всасывающая поверхность корней растений увеличивается в сотни раз. 2) Растения – бактерии. Обеспечение живых существ азотом происходит благодаря деятельности бактерий, т.к. сами растения и животные не способны усваивать азот из атмосферы. Растения получают азот, а бактерии готовые органические вещества.
3) Растения – насекомые опылители. Насекомые переносят пыльцу растений, часто на большие расстояния. Для привлечения насекомых растения «обзаводятся» яркими цветами, запахом, нектаром. Насекомые съедают часть пыльцы, поэтому растения производят её больше, чем необходимо для опыления. 4) Растения – животные – распространители семян. Агентами – распространителями могут быть птицы, медведи, копытные. При прохождении через пищеварительную систему животных семена не перевариваются и попадают в окружающую среду с калом животных.
Мутуализм у животных 1) Животные – пищеварительные бактерии. Большинство млекопитающих, включая человека, сами не в состоянии переваривать пищу. В этом им помогают бактерии, обитающие в пищеварительной системе. 2) Человек – сельскохозяйственные животные и растения. Современный человек не может обойтись без них, а стадо коров, овец, поле пшеницы или риса не выживут без человека.
3 группа – Полезно-нейтральные (+ 0) комменсализм а)нахлебничество - взаимоотношения , при которых один вид получает пользу, а другой при этом вреда и пользы не испытывает. Потребление остатков пищи хозяина.
3 группа – Полезно-нейтральные (+ 0) Б) с отрапезничество - оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи. Так, бактерии и грибы потребляют органические составляющие отмерших растений и животных, а растения усваивают выделяющиеся при этом неорганические вещества.
3 группа – Полезно-нейтральные (+ 0) в) квартирантство Вид-квартирант обитает на другом виде или в его жилище, не принося виду-хозяину ни вреда, ни пользы. Лиана на стволе дерева. Рыба клоун прячется между щупалец актиний.
4 группа – Полезно-вредные (+ -)- Эксплуатация -один из организмов получает выгоду, другой испытывает угнетение. А) паразитизм Паразит Хозяин взаимоотношения, при котором организмы одного вида живут за счет организма другого вида.
паразиты Экзопаразиты Клещи, комары Одноклеточные паразиты Трипаносомы, хламидии Эндопаразиты Аскариды, острицы
Взаимоотношения «хозяин – паразит» - одни из важнейших. И у паразитов, и у хозяев вырабатываются специальные механизмы, которые позволяют им устойчиво сосуществовать. Защитные реакции хозяев следующие: - повышение иммунитета к заражению паразитами - сбрасывание зараженных частей (сбрасывание растениями сильно зараженных листьев) - быстрый рост здоровых тканей взамен пораженных (для растений) - более разреженное размещение на территории, что снижает вероятность заражения паразитами - изоляция органов поражения (формирование галлов на листьях дуба, липы, орешника и других растениях)
Галл – патологическое образование на органе растения, которое появляется после того, как паразит отложит на листьях яйца.
В естественных условиях равновесие между паразитами и хозяевами – нормальное условие. Другое дело – сельскохозяйственные экосистемы. От паразитов приходится защищаться ядохимикатами и антибиотики. Паразиты опасны и для здоровья людей. Катастрофой может обернуться попадание паразитов в районы, где новые хозяева не имеют иммунитета против этих паразитов. В XX веке произошли ботанические катастрофы в Северной Америке и в Европе. В Америке погибли каштаны от занесенного из Китая паразитического гриба, вызывающего «рак каштана». В Европе значительно сократились популяции вязов в результате эпидемии голландской болезни вяза, также вызванной грибами-паразитами.
4 группа – Полезно-вредные (+ -) б)хищничество - это взаимоотношения, при котором представители одного вида служат пищей для представителей другого вида. хищник - жертва
Во взаимоотношениях хищник –жертва равновесие между количеством хищников и жертв поддерживается специальными механизмами, исключающими полное истребление жертвы. Так, жертвы могут: - убегать от хищника, в результате увеличивается подвижность как жертв, так и хищников - приобретать защитную окраску или форму, или наоборот яркую окраску, отпугивающую хищников - приобретать защитные приспособления (плавники рыб снабжены колючими шипами или ядовитыми шипами) - собираться в группы (овцебыки держат «круговую оборону» от волков) - прятаться в укрытия и др.
В свою очередь у хищников развиваются качества, помогающие: - настигать жертву (скорость передвижения, острота зрения, обоняние и др.) - становиться незаметными для жертвы, приобретая окраску (полосатый рисунок у тигров, судаков, окуней, пятнистый – у леопардов и щук). Кроме того, чтобы не выдать себя по запаху, хищники уделяют большое внимание гигиене (тщательно умываются)
растения-хищники
5 группа – Взаимо-вредные (- -) - отношения, вредные для обоих организмов. конкуренция – это взаимоотношения, когда организмы-конкуренты приносят друг другу вред.
конкуренция за территорию абиотические факторы пищу партнёрство
Взаимоотношения, возникающие между видами со сходными экологическими требованиями конкуренция
Организмы постоянно соперничают за потребление ресурсов, количество которых всегда ограничено. На хорошо увлажненной почве формируется густой покров из луговых трав, которые конкурируют за свет. В пустынях растения располагаются разрозненно и конкурируют не за свет, а за воду. В 1870-х годах из Северной Америки на Британские острова была завезена серая каролинская белка. В ходе конкурентной борьбы за корм и территорию обитания она вытеснила местный вид, который уступал этим белкам по жизнеспособности. Дикая собака Динго, завезенная в Австралию, вытеснила в ходе конкуренции сумчатого волка, который оказался более слабым хищником.
Сумчатый волк
Дикая собака Динго
6 группа – Вредно-нейтральные (- 0) - один вид угнетается, другой не извлекает пользы. АМЕНСАЛИЗМ ( растения и травы)
Сигнальные взаимоотношения организмов 1) Зрительные сигналы воспринимаются органами зрения. Это и яркая окраска венчика цветка, привлекающая опылителя, и оранжевые пятна на брюшке жерлянки, предупреждающие о горьком вкусе этой амфибии, и пестрая окраска осы или шмеля. К зрительным сигналам также относится угрожающие позы и знаки животных (вздыбленная шерсть, оскал). 2) Звуковые сигналы . Ими обмениваются птицы. Пение самца говорит о том, что этот участок занят, или о том, что появилась опасность, к которой надо подготовиться (спрятаться или коллективно изгнать незваного гостя). Звуковые сигналы облегчают встречу половых партнеров. У некоторых хищников сигналом угрозы является рычание. Обмениваются звуковыми сигналами насекомые (кузнечики, сверчки). Дельфины подают сигналы на частотах, недоступных уху человека.
3) Химические сигналы. Вещества, выполняющие роль химических сигналов, называются феромоны . Эти вещества действуют при очень низких концентрациях, т.к. обладают очень сильным запахом. Различают несколько видов феромонов: А) половые – помогают встретиться особям при спаривании Б) феромоны для мечения территории содержатся в выделениях желез у млекопитающих (псовые, кошачьи, медвежьи, грызуны, зайцеобразные, копытные). В) следовые феромоны используют муравьи для разметки своих троп. Пахучий след, оставленный на маршруте муравьями – разведчиками, направляет движение других муравьев. Г) феромоны тревоги стимулируют уход особей с опасного участка (насекомые, рыбы, ящерицы)
Некоторые организмы способны использовать не одно, а несколько сигнальных отношений, например, орхидея. Она имитирует запах половых гормонов. Обманутые самцы – опылители летят на цветок в надежду на встречу с самкой и опыляют его. Наиболее изучены феромоны насекомых. Многие эти вещества удалось синтезировать, чтобы использовать в качестве приманок. Изготовлены специальные ловушки, которые заманивают запахом феромонов насекомых - вредителей сада или леса, а затем уничтожают вредителей экологически безопасным способом, без применения ядохимикатов. Звуковые сигналы используются человеком для управления поведением птиц. Передача записанного на магнитофон сигнала тревоги или крика хищной птицы помогает отпугнуть птиц от полей, аэродромов и других мест. Запись голоса курицы – наседки применяют для улучшения аппетита у инкубаторских цыплят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Взаимоотношения организмов"
Урок экологии с использованием ИКТ по теме: «Взаимоотношение организмов в биоценозе»Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном о...
Типы взаимоотношений живых организмов.11 класс.
Презентация "Взаимоотношения живых организмов"....
Типы взаимоотношений организмов
Рассмотреть структуру и биотические связи взаимоотношений между организмами...
Типы взаимоотношений организмов
Взаимодействие организмов в живой природе...
Типы взаимоотношений между организмами
Данный атериал можно ипользовать на уроках биологи и экологии...
Самостоятельная работа по биологии 9 класс: Типы взаимоотношений организмов.
Самостоятельная работа расчитена на 15 минут. Может проводится как проверка знаний по теме: Типы взаимоотношений организмов....
Самостоятельная работа по биологии 11 класс: Типы взаимоотношений организмов.
Данная работа проводится для учеников 9-10-11 классов после изучения темы: типы взаимоотношений организмов.Проводится в течении 20 минут, позволяет быстро оценить весь класс.Составлена в двух варианта...