Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии по теме

Актуальность: Вопрос достаточно актуален в условиях современного обучения.    Известно, что тот, кто учиться самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность: Вопрос достаточно актуален в условиях современного обучения.    Известно, что тот, кто учиться самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи.

ЦЕЛИ:

  • Научить учащихся самостоятельно  применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности
  • Развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение
  • Воспитывать  активность и самостоятельность

Задача:

    Развивать познавательные способности, инициативу и творчество учащихся.

Планируя  самостоятельную работу

                            Я предусматриваю ее место в структуре урока;

  • Её оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
  • Предусматриваю  затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
  • Определяю форму заданий;
  • Устанавливаю  оптимальную длительность работы;
  • Подбираю  соответствующий дидактический материал;
  • предусматриваю рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников

Функции самостоятельной работы

  • Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий.

При   организации самостоятельной работы на уроке биологии:

  •    Я ставлю конкретную цель,  ученик должен знать пути ее достижения.

  • Задания подбираю соответствующие  учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому осуществляю постепенно.

  • Сочетаю разнообразные виды самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
  • Переход от контроля учителя к самоконтролю

Виды самостоятельной работы, которые я использую на уроках биологии 

  • Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
  • Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
  • Решение задач и практические, лабораторные работы.
  • Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
  • Доклады и рефераты.
  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
  • Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Формы организации самостоятельных работ:

  • Индивидуальные.
  •   Фронтальные.
  •   Групповые.

Индивидуальная форма самостоятельной работы

  • Карточки. Их можно подготовить к любой теме. Например:

Фронтальная форма самостоятельной работы
   1. Закончите   заполнение  схемы

    2. Заполните таблицу

  1. Биологический диктант

           При проведении диктантов  оценивание работ провожу по этапам:

                    а) проверка диктантов только учителем;

                    б) взаимопроверка работ соседями по парте;

                    в) взаимопроверка работ соседями по варианту;  

                    г) самопроверка;

   2. Работа    с   учебником

Прочтите статью «Рост и развитие побега» и ответьте на вопросы:

  • С чего  начинается рост и развитие побега?
  • Какой процесс лежит в основе роста и развития побега?
  • Как можно управлять ростом и развитием побега?

              Групповая форма работы
Подготовка по учебнику ответов на вопросы

  •  Например, на уроке в 6 классе на тему «Класс двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану в задании № 2, стр. 211-212 учебника.
  • В 7 классе очень много интересного материала при изучении отрядов животных.  Делю класс на группы и даю задания. Например, при изучении темы «Класс Земноводные, или Амфибии» даю  задания по группам:

   1) группа учащихся изучает Отряд Безногие

          по вопросам: в какой части земного шара обитают червяги? Где обитают червяги? Как строение червяг приспособлено к среде их обитания? На основании каких признаков строения червяг относят к земноводным?

      2) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Хвостатые”

         по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии?

     3) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые”

         по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка?

После работы с текстом учебника проводится беседа.

Задания по работе с рисунками

  • При работе с рисунками на первых этапах  я использую простые задания. Например, в 6 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении побега

  • На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян задание усложняю: рассмотреть рисунки учебника и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.

В дальнейшем задания усложняются, предлагаю учащимся:

  •  -составить рассказ по рисунку
  • - сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции
  • - установить связь между строением и функциями
  • - описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Например:

1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  • Что такое побег, из каких частей он состоит?
  • Что такое узел?
  • Что такое междоузлие?
  1. Составьте  рассказ по рисунку (6 кл)

    - Используя рисунок №141 учебника составьте рассказ о половом размножении хламидомонады.

3. Сравнить изображенные объекты:

 4.  По рисункам сравните строение растительной и бактериальной клетки.

Описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

 - По  рис. № 122  опишите опыт, доказывающий дыхание органов растений.

Работа с тетрадями по биологии

  • К учебникам  биологии есть рабочие тетради. Часть заданий  учащиеся выполняют в классе, а часть номеров  задаю  домой.

  • При проверке этих заданий ставится “+”, если задание сделано верно, и “-”, если задание неверно. Если выполнение задания затруднено,  мы с ребятами обсуждаем его на уроке в форме беседы

Работа с тетради помогает в подготовке и проведении  лабораторных работ

3. Биологические лабораторные работы 

  • развивают наблюдательность,
  • вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы
  • активизируют познавательную деятельность школьников
  •  способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков
  • приучают к культуре труда.

При подготовке  и  проведение лабораторных работ

  • Заранее составляю календарные планы проведения уроков, в которые включаю проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием
  • Выполняя работу, учащиеся записывают  в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.
  • Во время проведения лабораторной работы при изучении первых тем курса биологии в 6 классе учащиеся вслух зачитывают каждый пункт задания, затем спрашиваю  учеников, как они должны выполнить этот пункт.
  • Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися, контролирую  ход работы, делая необходимые пояснения, указываю  на ошибки, задаю дополнительные вопросы.
  • В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный готовлю дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других.
  • После окончания самостоятельной работы провожу проверку качества ее выполнения  путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.

Экскурсии

Экскурсия состоит из нескольких этапов:

  • Подготовка (сообщаю накануне тему и задачи экскурсии, распределяю по группам задания для самостоятельной работы. Провожу беседу о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. )
  • Проведение (вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя)
  • Подведение итогов (провожу заключительную беседу, составление школьниками отчета)
  • Использование результатов в дальнейшем обучении.

“Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных”

                                            (1 экс в 6 кл)

Учащиеся распределяются на группы и выполняют самостоятельную работу по следующим заданиям.

Задание 1.

  • 1) Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно в данной местности. Каковы особенности их строения?
    2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Задание 2.

  • 1) Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
    2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью

Задание 3.

  • 1) Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.
    2) Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встретившихся животных.

Задание 4.

  • 1) Найдите растения с созревшими плодами и семенами, рассмотрите их и выясните по особенностям строения способы их распространения.
    2) Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

  После экскурсии учащиеся делают отчеты.

                                                           Тесты

  • После проведения теста часто предлагаю учащимся дать себе самооценку. Для этого на доску вывешиваю таблицу, по которой они сами себя оценивают. Это очень важно, когда ребенок может сам оценить свои знания.

Доклады

Формируя у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придаю  дополнительной литературе.  Рекомендую учащимся чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека.

  • Привлекаю  их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и сельской библиотеках.

Доклады и сообщения  учащихся

 Соответствуют данным классам, например 6 кл – растения, 7 кл – животные и т.д.

Написание краткого конспекта.

  • По сложным темам  считаю полезным  составление учащимися кратких конспектов. Это даёт возможность ученику выбрать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот приём может быть применён как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Наиболее удобны для данного метода темы: «Пластический и энергетический обмен», «Митоз», «Мейоз», «Этапы эмбрионального развития», «Строение клетки».

Уч-ся любят мой предмет о чём говорят результаты

Ежегодно выбирают экзамен по биологии

Принимают активное участие во внеклассной работе: при проведении недели биологии, викторин

 В конце года я провожу вечер «Биология – это наука…». Дети готовят загадки, стихи, инсценировки. Каждый класс по своей теме :6 – растения, 7 – животные, 8-9 кл – человек и его здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? ...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...