Урок экологии "Типы взаимодействия организмов"
видеоурок по биологии (9 класс) по теме

Заикина Марина Николаевна

Общие представления о взаимосвязях живых организмов, некоторые  представления  об окружающей среде  учащиеся уже имеют Эти знания получены  на уроках природоведения, биологии, географии, экологии.

Цель урока:  изучить типы взаимодействия организмов, подробно рассмотреть отношения паразитизма. . В ходе урока используются объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя),  применяются средства наглядности (слайды презентации).   Применение информационных технологий даёт ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx37.45 КБ
Office presentation icon tipy_vzaimodeystviya_organizmov.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ сош р.п.Пинеровка 2011г.

Урок экологии

9класс

Тема:

Типы взаимодействия организмов

Учитель Заикина Марина Николаевна

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока:  изучить типы взаимодействия организмов, подробно рассмотреть отношения паразитизма.

Образовательные задачи: изучить типы межвидовых взаимоотношений,   показать многообразие связей между организмами разных видов, обитающих в сообществе.

Воспитательные задачи: развивать нравственные и эстетические представления о живой природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи: формировать и развивать  навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, развивать устную речь, коммуникативные способности, расширить кругозор учащихся, развивать навыки владения ИКТ.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Power Point, карточки.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности школьников – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; по источникам знаний – словесный, наглядный.

Литература основная:

1. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М.: Дрофа, 2006.

2. Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1981.

3. Бабенко В. Экология животных. М.: Вентана-Графф, 2007.

Интернет-ресурсы:

http://www.elementy.ru/news/165080

http://www.dalance.ru/portfolio/yudin/25349/ 

http://www.sakhcube.ru/2/?g=18&PHPSESSID=tmqvkxogf 

http://www.russiancleveland.com/common/arc/story.php/330230?id_cr=132 

http://metod-medic.ru/2010/06/page/2/ 

http://www.bbc.co.uk/russian/science/2010/04/100401_sleeping_sicknesse_cure.shtml 

http://planetguide.ru/krugosvetka/entry/78/ 

План урока.

Этап урока

Приёмы и методы

Время

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Изложение нового материала

Первичное закрепление

Подведение итогов

Оглашение задания на дом

Разъяснение

Беседа

Рассказ, объяснение

Самостоятельное задание

Беседа

Разъяснение

2 мин.

3 мин.

20 мин.

15 мин.

3 мин.

2 мин.

1.Орг. момент

  • приветствие
  • фиксация отсутствующих
  • проверка внешнего состояния  кабинета
  • проверка подготовленности учащихся к уроку
  • организация внимания и внутренней готовности

2. Актуализация опорных знаний (групповая работа)

Из предложенных напечатанных слов составить схему:

        

        

        

Факторы, биотические, антропогенные,  абиотические, свет, температура, влажность, давление, загрязнение водоёмов, охота, вырубка леса, осушение болот, растения, микроорганизмы, животные.

Слайд 1

3. Изложение нового материала

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что такое «экологические факторы»

«Экологические факторы» - любые свойства, или компоненты среды, оказывающие влияние на организмы.

  Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого опада, животных – опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней, или других растений, создающих необходимый микроклимат.

  Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов.

  Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.
Различают разные типы отношений между организмами. Прямые пищевые, или трофические связи – основные в природе. Они поддерживают жизнь организмов.     Каждый вид, размножаясь, не только обеспечивает свое существование, но и служит источником энергии для других. Одни виды потребляют живую пищу, другие – остатки растений или мертвых животных, или помет, или растворы органических веществ.

  В природе есть специализированные виды, питающиеся только одним или немногими другими видами, и есть многоядные, с широкими пищевыми связями. К ним относится и человек. Люди могут питаться сотнями видов растений, животных и грибов. Это значит, что энергетические потребности человека обеспечиваются очень широкими трофическими связями с живой природой.

Слайд 2

Многообразие живых организмов встречается на Земле не в любом сочетании, а образуют определённые сожительства, или сообщества, которые называются биоценозами (от лат. «биос» - жизнь, «цеоз» - общий)

Слайд 3

Результат контакта двух особей может быть положительным, отрицательным или нейтральным (+,-,0).

Слайд  4

А теперь обратимся к таблице и рассмотрим подробней связи между организмами.

Слайд   5

Нейтрализм (0,0)  - это такая форма биотических взаимодействий, при которой виды не связаны друг с другом непосредственно и даже не контактируют между собой, но зависят от состояния сообщества в целом. Отсутствие влияния, то есть нейтральные отношения.

- белки и лоси в одном лесу

Слайд  6,7,8,9

Симбиоз (+,+) – форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого.

Слайд  10

Антибиоз (-,0) (-,+) (-,-) - форма взаимоотношений, когда обе взаимодействующие особи, или одна из них испытывает отрицательное воздействие.

Сегодня мы более подробно остановимся на одной из форм антибиоза – паразитизме.

 В природе паразит  (от греческих слов «пара» - около и «ситос» - пища) – это живой организм, который обитает внутри (эндопаразит)  или на поверхности (эктопаразит) тела другого организма, называемого  хозяином.

Паразитизм - отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

  Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм - хозяин служит для паразита источником питания, очень часто - местом обитания, защитой от врагов. Тело хозяина создает для живущих в нем организмов благоприятный и относительно ровный микроклимат, не подверженный тем изменениям, которые происходят в природе.

Слайд  11

Известно несколько десятков тысяч видов паразитических форм, из них около 500 — паразиты человека, поэтому изучение паразитов необходимо для предупреждения и лечения заболеваний. Паразиты причиняют большой ущерб и сельскому хозяйству. Изучением их жизнедеятельности, путей распространения и разработкой мер борьбы с паразитарными заболеваниями занимается наука паразитология.

Слайд  12,13

Различают несколько форм паразитизма. Паразиты могут быть временными, когда организм-хозяин подвергается нападению на короткий срок, лишь на время питания. Таковы клопы, в частности постельный клоп, всюду следующий за человеком. Очень опасен поцелуйный клоп, обитающий в тропиках, — крупное, 1,5— 3,5 см в длину, насекомое. Эти клопы ведут ночной образ жизни. Они заселяют глинобитные дома или камышовые хижины, постройки для скота. Нападая на человека, клопы прокалывают кожу около губы на месте перехода кожи в слизистую оболочку (отсюда название паразитов). Напившись крови, клоп выпускает на месте укуса каплю экскрементов, содержащую трипаносом — возбудителей тяжелой болезни. Трипаносомы внедряются в ранку или в места расчесов.

К временным паразитам относятся слепни, комары, мухи жигалки, блохи. Нередко на одного хозяина нападает много паразитов. В этих случаях организму хозяина наносится большой ущерб, и он может погибнуть.

Слайд  14

Паразитизм не всегда можно отличить от хищничества. Например, миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Выделения щечных желез миноги препятствуют свертыванию крови, разрушают эритроциты и вызывают распад тканей. Многие рыбы погибают от ран. При массовом размножении миноги наносят большой ущерб ценным промысловым рыбам.

Слайд  15-20

При более тесном контакте паразита с хозяином эволюционное преимущество получают организмы, способные длительное время использовать хозяина, не приводя его к слишком ранней гибели и обеспечивая себе тем самым наилучшее существование. Паразитизм становится постоянным. К числу постоянных паразитов относятся простейшие (малярийный плазмодий, дизентерийная амеба), плоские черви (сосальщики, цепни), круглые черви (аскарида, трихина, власоглав и многие другие), членистоногие (чесоточный зудень, вши). Поскольку при постоянном паразитизме организм хозяина — единственное местообитание для паразита, с гибелью хозяина погибает и паразит.

Слайд 21

С течением времени отбор на сопротивляемость приводит к тому, что вред от присутствия паразита становится менее ощутимым. Например, в крови африканских антилоп часто обнаруживаются жгутиковые простейшие трипаносомы, переносчиком которых является кровососущая муха це-це. Антилопам трипаносомы ощутимого вреда не приносят. Но если простейшие попадают в кровь человека, развивается тяжелая болезнь (сонная болезнь), всегда приводящая к смертельному исходу. Таким образом, катастрофические последствия заражения паразитами наблюдаются в тех случаях, когда взаимоотношения паразит — хозяин не стабилизированы длительным естественным отбором. По этой причине гораздо больший вред сельскохозяйственным растениям и животным причиняют завозные вредители, чем местные.

Слайд 22

  Паразитические отношения часто встречаются и у растений. Особенно широко распространены паразитические бактерии и грибы. Они поселяются на вегетативных органах древесных и травянистых растений, вызывая у них заболевания. Низшие грибы питиум служат причиной корневой гнили многих растений. Этот гриб особенно сильно вредит всходам сахарной свеклы, пораженные ткани которой буреют и загнивают.

Слайд 23

  Один из самых процветающих паразитов высших растений - это гриб фитофтора. Некоторые виды этого рода поражают практически любые растения, они не являются специализированными к какой либо группе растений. Другие избирательно поселяются на кокосовых пальмах или на томатах, или на перцах. Особую известность приобрел вид фитофторы, поражающий картофель. В середине 19 века вызванная грибом картофельная гниль распространилась по всей Европе и послужила причиной массового голода. И сейчас, несмотря на обработку посевного материала ядохимикатами и селекцию устойчивых к фитофторе сортов, наблюдаются вспышки картофельной гнили.

Слайд 24

Другие низшие грибы - мучнисторосяные, ржавичные и головневые также наносят большой ущерб зерновым и другим сельскохозяйственным культурам.

Слайд 25,26

Есть паразиты и среди цветковых растений. Они особенно распространены в тропиках, но нередко встречаются и в умеренной зоне. У наружных паразитов большая часть тела находится вне хозяина, а в него проникают лишь органы питания — присоски. Один из наиболее распространенных наружных паразитов — повилика, растущая на многих видах трав и кустарников. Повилика обвивается вокруг стеблей растения-хозяина, внедряясь в них присосками. Листья у повилики отсутствуют: она питается только за счет органических и минеральных веществ хозяина. На многих сельскохозяйственных растениях (подсолнечник, конопля, табак) паразитирует заразиха — бесхлорофилльное растение с толстым мясистым стеблем и бесцветными листьями.

Слайд 27

  У растений встречаются и внутренние паразиты, когда почти все их тело помещается внутри тканей хозяина, а наружу выходят лишь органы размножения. Обитающая в тропиках раффлезия имеет расчлененное на тонкие нити тело, погруженное в ткани питающего растения, а снаружи развиваются лишь цветки.

Слайд 28

  Образ жизни паразитов, вызывая в процессе эволюции глубокие изменения в строении и жизнедеятельности, служит причиной появления у них многих приспособлений к новым условиям существования. У паразитов развиваются органы прикрепления — присоски, крючки, коготки и т. п. У кровососущих животных увеличивается вместимость пищеварительной системы за счет появления слепых выростов кишечной трубки (клещи, пиявки). Многие паразиты утрачивают отдельные органы и целые системы — органы зрения, передвижения. У них упрощается строение органов чувств. Паразитические формы характеризуются очень высокой продуктивностью.

  Так, свиной цепень за сутки может выделять до 5 млн яиц. В громадном количестве образуются семена растений-паразитов, к тому же обладающие долговечностью и сохраняющие всхожесть многие годы. Все это увеличивает вероятность контакта с организмом-хозяином.

Слайд 29

  Своеобразна форма паразитизма, при которой паразит использует для питания не ткани и соки организма хозяина, а пищу, предназначенную для его потомства. Есть мухи, откладывающие яйца в гнезда одиночных ос, где личинки мух питаются парализованными гусеницами, заготовленными осой для своего потомства.

Муха, готовая к откладке яиц, следует за осой, которая и «приводит» ее к своему гнезду. Дождавшись, когда оса улетит, муха проникает в гнездо и откладывает яйца. Из них сразу же вылупляются личинки, и развитие паразита совершается быстрее, чем развитие хозяина. Такая форма паразитизма получила название гнездового. Гнездовой паразитизм свойствен и позвоночным животным. Обыкновенная кукушка откладывает свои яйца в гнезда более 100 видов птиц, преимущественно мелких воробьиных. Кукушка откладывает по одному яйцу непосредственно в гнездо птиц другого вида во время отсутствия хозяев или на землю, а потом переносит в клюве в гнездо, и в этом случае птенцы паразитического вида развиваются быстрее, чем птенцы хозяев. Вылупившийся из яйца кукушонок выталкивает яйца своих хозяев, точно так же он поступает с птенцами, если они успевают появиться на свет. Оставшись один, птенец кукушки получает всю пищу, приносимую приемными родителями, и быстро растет.

Слайд 30

У человека некоторые паразиты не только снижают жизнедеятельность, но и могут приводить к инвалидности. В странах с тропическим и субтропическим климатом широко распространены круглые черви нитчатки, получившие название от нитевидной формы тела. Они имеют 5—10 см в длину и 0,2—0,36 мм в толщину. Поселяясь в лимфатических сосудах, нитчатки могут закупоривать их просвет и тем самым нарушать отток лимфы. Объем пораженного органа резко увеличивается, достигая громадных размеров. Если закупориваются лимфатические сосуды нижних конечностей, развивается «слоновая болезнь».

Слайд 31

  Для практической деятельности человека большой интерес представляет использование паразитов для борьбы с переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний или с вредителями сельского хозяйства. Существуют паразитические низшие грибы, которые поражают насекомых или их личинок. Часто встречается заболевание комнатной мухи — микоз, вызванное грибом. В отдельные годы наблюдается массовая гибель гусениц бабочек, жуков, пораженных грибами. Особенно важно то, что такие паразиты есть и у насекомых, имеющих медицинское значение, — комаров. В настоящее время предпринимаются попытки культивирования грибов — паразитов насекомых. Достигнуты успехи в снижении численности златогузки, тлей, сосновой совки путем заражения насекомых-вредителей грибами.

Биологические   методы борьбы приобретают все большее значение и в будущем позволят сократить применение ядохимикатов в сельском хозяйстве.

4. Первичное закрепление

Подберите правильные пары, какой  тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы.

  1. Хищничество        А. Густой подрост ельника.
  2. Симбиоз        Б. Волк и олень, сова и мышь.
  3. Конкуренция внутривидовая        В. Лишайники.
  4. Конкуренция межвидовая        Г. Аскарида и человек.
  5. Паразитизм        Д. Прусак и черный таракан.
  6. Протокооперация        Е. Росянка и муха.
  7. Мутуализм        Ж. Акула и рыба-прилипала.
  8. Комменсализм        3. Повилика и крапива.
  9. Нейтрализм        И. Синица и лягушка.

                                                                    К. Пчелы и луговые цветы

Слайд 32

5. Подведение итогов

1. Паразиты приносят вред другим животным, потому что они ослабляют организмы своих хозяев или отрицательно влияют на их численность.

2.  Паразитов используют как биологический метод борьбы   с переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний или с вредителями сельского хозяйства.

6. Домашнее задание по группам: создание презентации

1 группа - изучают симбиоз.  Найдите информацию по теме «симбиоз» в любом поисковике, ответьте  на следующие вопросы и выполните необходимые задания.

1.Что такое симбиоз?

2.Приведите примеры такого типа взаимодействий между организмами на примере:

 а) растений,  б) животных

3.Опишите разновидность симбиоза - комменсализм

4.Какие виды комменсализма существуют в природе? Приведите примеры.

5.Что такое протокооперция? Покажите это на конкретных примерах.

 

2 группа - изучают хищничество. Найдите информацию по теме «хищничество» в любом поисковике, ответьте на следующие вопросы и выполните необходимые задания.

1.Дайте  определение понятию хищничество.

2.Приведите пример хищничества между:

А) животными           Б) растениями  и животными.

3.Какие средства умерщвления, добывания и переваривания пищи развиты у хищников?

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-разработка по теме Типы взаимодействия организмов

Разработка урока по теме Типы взаимодействия организмов. Рассматривается многообразие типов взаимодействия между живыми организмами, а также их значение в жизни видов....

разработка урока " Типы взаимодействия живых организмов"

Данный докумет содержит подробный план урока биологии по теме - Типы взаимодействий живых организмов ( презентация прилагается)...

Методическая разработка урока по теме "Типы взаимодействия организмов"

Предлагаю методическую разработку урока биологии для 11 класса "Типы взаимодействия организмов" и презентацию с соответствующими примерами....

Обобщающий урок 11 класс по теме "Типы экологических взаимодействий организмов"

Урок проводится в 11-м классе в ходе изучения раздела "Основы экологии",это заключительный урок по теме....

Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Задачи "ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМОВ"

Задачи "ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗМОВ"...

Урок "Типы взаимодействия организмов"

Урок развивающего обучения, раздел "Экология", 9, 11 классы....