разработка урока " Типы взаимодействия живых организмов"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Маметьева Екатерина Сергеевна

Данный докумет содержит подробный план урока биологии по теме - Типы взаимодействий живых организмов ( презентация прилагается)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_vzaimodeystviya_zhivyh_organizmov.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                            ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ        

                                                                                                                                                     Составила:   Маметьева Е.С.

                                                                                                                                   ГБОУ№9 Василеостровского р-на  г.С-ПБ

Цели и задачи:

Обучающие: раскрыть сложность  биотических связей в природе ; сформировать  основные понятия: “комменсализм”, “мутуализм”, “симбиоз”, аменсализм”, протокооперация”.

Развивающие: развить  логическое мышление, память; умение устанавливать связи между понятиями и проявлениями их в природе, составлять трофические цепи, анализировать и делать выводы.

Воспитания : экологической культуры

Оборудование:   Таблицы  “Типы взаимодействий организмов” ; гербарий насекомоопыляемых растений, бобовыхрастений;  слайд-презентация.

Ход урока

1)Организационный момент

2) Изучение нового материала  (Слайд 1)

                         

Учитель

Любой живой организм подвержен действию экологических факторов

Вспомните, какие это факторы?

Учащиеся

Абиотические, биотические, антропогенные и дают им характеристику

Жизнь отдельно взятого организма невозможна без других, его благополучие зависит, так или иначе, от видов, с ним взаимодействующих

Среди огромного разнообразия взаимодействий живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Основные типы взаимоотношений можно изобразить в виде схемы. (Cлайд2)

Учащиеся записывают схему в тетрадях

1. СИМБИОЗ (сожительство) – тип взаимоотношений, при котором оба партнера или один их них извлекают пользу от другого.

Мутуализм – тип взаимоотношений, при котором оба вида извлекают пользу и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. (Слайд3)

А) лишайники – представляют собой не самостоятельный организм, а удивительный симбиоз представителей двух царств – гриба и водоросли. Водоросль снабжает гриб синтезируемыми органическими веществами, гриб защищает водоросль от высыхания, нагревания, избыточных солнечных лучей и т.д., а также снабжает ее неорганическими веществами и водой. На самом деле взаимоотношения эти значительно сложнее.

Б)Другая форма симбиотических взаимоотношений у растений – сожительство гриба с корнями высших растений – микориза. Мицелий гриба на корнях березы, сосны, дуба, ели, брусничных и многих многолетних трав образует толстый слой. Корневые волоски на корнях растений не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба. Мицелий гриба проникает вглубь корня, получая от растения- партнера углеводы и доставляя ему воду и соли. Деревья с микоризой растут лучше, чем без нее.

У растений примером взаимовыгодных отношений служит сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, арахиса, сои, клевера, люцерны), которые способны усваивать азот из воздуха и превращать его в аммиак, а затем - в аминокислоты. Эти бактерии поселяются на корнях, ткани корня разрастаются, образуя утолщения – клубеньки. Растения в симбиозе с азотофиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом и обогащать им почву.

У растений примером мутуальных взаимоотношений могут служить отношения насекомых - опылителей и растений. В природе наблюдается большое разнообразие взаимных адаптаций, которые выработали растения и насекомые. Эти адаптации, порой бывают настолько узкими, что растение может опыляться лишь определенным видом насекомых. Например, клевер опыляют шмели, которые, имея длинный хоботок, способны собирать нектар, одновременно опыляя растения с глубоким венчиком, такие как клевер, фасоль, губоцветные.

Учащиеся рассматривают гербарий  наскомоопыляемых растений и бобовых культур.

Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих вместе видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому (для одного вида выгодно, для другого безразлично). (Слайд4)

 Протокооперация – тип взаимоотношений, при котором совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них. (Слайд5)

Примером могут служить актиния и рак-отшельник. В тропических морях на небольших глубинах обитают актинии – кишечнополостные, относящиеся к коралловым полипам. Они лишены твердого скелета и имеют вид небольшого цилиндра, окаймленного на верхнем конце венчиком щупалец; ведут прикрепленный образ жизни. Но часто можно видеть, как они медленно перемещаются по дну. Это бывает, когда актиния поселяется на пустой раковине моллюска; там же находит убежище рак-отшельник, прячущий в нее свое мягкое брюшко, он и “везет” раковину с актинией. Сожительство взаимовыгодно: перемещение увеличивает для актинии пространство для ловли добычи, часть добычи падает на дно и поедается раком. Польза очевидна, но не обязательна: и рак, и актиния могут существовать отдельно.

У свободноживущих организмов всегда много паразитов. Многие птицы кормятся на копытных, выбирая из их шерсти паразитов-клещей. Или птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров во время линьки, используя ее при постройке гнезд.

АНТИБИОЗ – тип взаимоотношений, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывает отрицательное влияние.

 ПАРАЗИТИЗМ – отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.(Слайд6)

Примеры паразитизма у растений, грибов. бактерий. Паразитические бактерии, грибы часто поселяются на вегетативных органах древесных и травянистых растений.

Учитель приведите свои примеры паразитических форм в животном мире.

Хищничество – отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.(Слайд7)

Медузы – парализуют стрекательными клетками жертв и поедают их.

Змеи охотятся на амфибий, птиц, мелких млекопитающих.

Частным случаем хищничества является каннибализм – поедание особей своего вида, чаще молоди (у рыб, некоторых млекопитающих); у пауков самки часто поедают самцов после спаривания.

Естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность поиска, ловли и поедания добычи(паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные удары нападающих животных, даже – сложное поведение).

Жертвы в процессе естественного отбора совершенствуют средства защиты и избегания хищников(покровительственная окраска, мимикрия, различные шипы, иглы, панцири, особенности поведения и др.).

В эволюции взаимоотношений “хищник-жертва” происходит постоянное совершенствование и хищников и их жертв.

КОНКУРЕНЦИЯ – возникает, когда у двух близких видов наблюдаются сходные потребности.( Слайд8)

Учитель: Приведите примеры конкуренции у растений и животных.

АМЕНСАЛИЗМ – тип взаимоотношений при котором для одного из взаимодействующих видов последствия отрицательны, для другого – безразличны.(Слайд9)

Примером может служить биохимическое взаимодействия древесных растений. Химические выделения – фитонциды - защитные вещества растений могут быть безразличны для соседствующих видов, вредны и благоприятны.

Сильные фитонциды выделяют также сосновый лес – 5 кг на 1 га, можжевеловый – до 30 кг на 1 га, лиственничный – примерно 2 кг на 1 га. Фитонциды дуба, тополя, пихты способны убить возбудителя дифтерии, а сосна выделяет вещества, помогающие излечиться от туберкулеза.

Установлено, что фитонциды чеснока не дадут садовой землянике заболеть серой гнилью.

НЕЙТРАЛИЗМ – тип взаимоотношений, при котором организмы обитают совместно на одной территории, но не влияют друг на друга непосредственно.(Слайд10)

Например, белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом. Взаимодействие можно проследить опосредованно - через среду обитания, кормовую базу и т.п

3) Закрепление материала

Заполните таблицу (Слайд11)  с помощью учебника(примеры).

4) Домашнее задание п.5.2 с.313 (вопросы устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Типы взаимоотношений живых организмов.11 класс.

Презентация "Взаимоотношения живых организмов"....

сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "

Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....

Методическая разработка урока "Многообразие клеток живых организмов", биология 10 класс

Данный материал содержит технологическую карту урока по теме "Многообразие клеток", рекомендации и раздаточный материал для проведения урока....

Разработка урока "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Данная разработка предназначена для учащихся 11 классов на уроках биологии и может быть использована на уроках....

Урок по биологии 9 кл."Виды взаимодействий живых организмов"

Данная разработка поможет интересно и  познавательно  провести урок в 9 классе.  Представлена в виде лекции и презентации.Целью этого урока является знакомство с разнообразием видов вза...

Урок "Типы взаимодействия организмов"

Урок развивающего обучения, раздел "Экология", 9, 11 классы....