Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология , естественнонаучный профиль для НПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, | Объем | Уровень |
Введение | Лекции: | 3 | 2 |
1. Введение в биологию 2. Методы изучения биологии, значение биологии 3. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов Темы творческих и исследовательских работ: 1.Роль исследований других наук в решении биологических аспектов проблемы жизни. 2.Анализ современного состояния биологических исследований. 3.XXI век – век биологии? | 3 | ||
Раздел 1. | Учение о клетке | 59 | |
Тема1.1 Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого | Лекции: | 4 | 2 |
| |||
Лабораторные и практические работы : | 1 | ||
| |||
Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов Темы рефератов: 1.История развития цитологии. 2.Развитие и совершенствование цитологических методов. 3.Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности | 4 | ||
Тема 1.2 Химический состав клетки | Лекции : | 12 | 2 |
1.Химические элементы и их роль в клетке. 2.Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. 3.Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. 4.Соли неорганических кислот. 5.Органические вещества клетки. 6.Биополимеры – белки. Свойства белков. 7.Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. 8.Углеводы в жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий. 9.Биополимеры - полисахариды, строение и биологическая роль. 10.Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки. 11.Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке 12.Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке | |||
Лабораторные работы: 1.Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма. 2.Определение крахмала в растительных тканях | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность Темы творческих и исследовательских работ: 1.Вода – основа жизни клетки. 2.Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки. 3.Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке. 4.Ферменты – биологические машины | 6 | ||
Тема 1.3 Формы жизни | Лекции: | 2 | 2 |
1.Клеточные формы жизни – прокариоты и эукариоты. 2.Неклеточные формы жизни. Вирусы, особенности строения, жизнедеятельности и репродукции. | |||
Лабораторные работы:
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов Темы творческих и исследовательских работ: 1.Клетка как архитектурное чудо. 2.Вирусы, особенности функционирования и размножения. 3. Гипотезы возникновения вирусов. | 4 | ||
Тема 1.4 Строение клетки и ее органоиды | Лекции ; | 10 | 2 |
1.Плазматическая мембрана и оболочка клетки. 2.Цитоплазма и ее структурные компоненты. 3..Ядро .Химический состав и строение ядра. 4.Аппарат Гольджи. Строение, функции 5. Строение и функции лизосом. Вакуоли растительных клеток. 6.Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. 7.Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. 8.Митохондрии. Строение , функции митохондрий. 9.Клеточный центр, его строение и функции. 10. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения . | |||
Лабораторные работы: 1.Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках. 2..Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность Темы творческих и исследовательских работ: 1.Роль цитоплазматической мембраны в транспорте веществ. 2. Биофизика цитоплазматических мембран. 3. Принципы структуры и функционирования рибосом. 4. Современные представления о строении митотических хромосом. | 4 | ||
Тема 1.5 Обмен веществ и энергии в клетке | Лекции: | 4 | 2 |
1.Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. 2.Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза 3.Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. 4.Биосинтез белков в клетке и его значение. | |||
Лабораторные работы: 1.Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза. 2.Сравнение процессов брожения и дыхания. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность Темы творческих и исследовательских работ: 1.Фотосинтез, его интенсивность и урожай сельскохозяйственных культур. 2.Регуляция синтеза белков. | 4 | ||
Раздел 2 | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 36 | |
Тема 2.1 Организм –единое целое | Лекции: | 4 | 2 |
| |||
Лабораторные работы: 1.Изучение хромосом на готовых микропрепаратах. 2.Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. Практические работы: 1. Сравнение процессов митоза и мейоза. 2. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся : Работа над выполнением рефератов: Тематика: 1.Биологическое значение митоза и мейоза. 2.Биологическое значение чередования поколений 3Значение воспроизведения для эволюции органического мира | 5 | ||
Тема 2.2 Бесполое и половое размножение | Лекции: | 3 | 2 |
1.Формы и способы размножения организмов. 2.Бесполое размножение, его виды и значение. 3. Половое размножение, его виды и эволюционное значение. | |||
Практические работы: 1.Сравнение процессов бесполого и полового размножения. 2.Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность Темы творческих и исследовательских работ: 1.Эволюция полового размножения у растений. 2.Эволюция полового размножения у животных 3.Передача генетической информации при вегетативном размножении | 5 | ||
Тема 2.3 Индивидуальное развитие организмов | Лекции: | 4 | 2 |
| |||
Практические работы:
| 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа над выполнением рефератов: Тематика: 1.Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка 2.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. | 4 | ||
Раздел 3 | Основы генетики и селекции | 43 | |
Тема 3.1 Основы генетики | Лекции: | 10 | 3 |
1.Генетика –наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов 2.Моногибридное и дигибридное скрещивание 3.Законы Г.Менделя 4.Наследование при моногибридном скрещивании. 5.Наследование при дигибридном скрещивании. 6 .Хромосомная теория наследственности . 7.Генетика пола. 8.Наследственные болезни человека . их причина и профилактика | |||
Лабораторные работы : 1.Анализ расщепления во втором поколении по окраске семян у гороха 2.Родословные человека и их анализ 3.Изучение наследования признаков у человека. Практические работы: 1.Составление схем скрещивания организмов. 2.Решение генетических задач. | 5 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов Тематика: 1.История развития генетики и ее методов исследования. 2.Генетика - одна из наиболее точных отраслей биологической науки. 3.Ген – единица наследственности. Структура и функционирование генов. 4.Как фенотип «маскирует» генотип? | 5 | ||
Тема 3.2 Закономерности изменчивости | Лекции: | 5 | 2 |
1.Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики. 2.Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. 3.Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. 4.Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации. 5. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. | |||
Лабораторные работы: 1.Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой (размеры листьев у растений или антропометрические данные учащихся). Практические работы : 1.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность Темы творческих и исследовательских работ: 1.Роль различных видов изменчивости в эволюции органического мира. 2.Экспериментальное получение мутации. 3. Охрана окружающей среды от загрязнения различными мутагенами | 4 | ||
Тема3.3 Селекция | Лекции: | 5 | 2 |
| |||
Лабораторные работы 1.Сравнительная характеристика различных сортов растений. 2. Сравнительная характеристика различных пород животных. | 2 | ||
Контрольная работа по разделу: «Основы генетики» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность 1.Достижения и опасности современной селекции. 2.Биотехнология на службе человека. 3.Использование достижений генетики в селекционной работе. 4.История происхождения отдельных сортов культурных растений .Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных . | 4 | ||
Раздел 4 | Эволюционное учение | ||
Тема 4.1 Эволюционное учение Ч.Дарвина | Лекции: | 5 | 2 |
| |||
Практические работы : 1.Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. 2.Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность Темы творческих и исследовательских работ:
| 3 | ||
Тема 4.2.Движущие силы эволюции | Лекции: | 4 | 2 |
1. Популяция – структурная единица вида и эволюции 2.Концепция вида , его критерии 3. Общие признаки вида (дискретность, численность, целостность, устойчивость, историчность). 4.Видообразование. Механизмы видообразования. | |||
Лабораторные работы: 1Возникновение приспособленности организмов и ее относительность. 2.Анализ генотипической структуры популяции. Практические работы: 1.Выявление изменчивости у особей одного вида. 2.Сравнение процессов экологического и географического видообразования | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, проектно-исследовательская деятельность Темы творческих и исследовательских работ:
| 3 | 2 | |
Тема 4.3.Основные направления эволюционного прогресса | Лекции: | 4 | 2 |
1.Понятие о макроэволюции. Пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. 2.Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс 3.Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе. 4. Общие закономерности макроэволюции: прогрессивная направленность, историчность развития жизни, необратимость, прогрессивная специализация. | |||
Лабораторные работы:
| 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов Темы творческих и исследовательских работ: 1.Соотношение процессов микроэволюции и макроэволюции. 2.Основные направления эволюции и их соотношение в эволюционном процессе. 3.Правила и закономерности эволюционного процесса. 4.Эволюция и ее закономерности в практической деятельности человека. | 3 | ||
Раздел 5 | История развития жизни на Земле | 20 | |
Тема 5.1 Развитие органического мира | Лекции: | 6 | 2 |
1 Концепции сущности и происхождения жизни на 3емле. 2..Гипотезы происхождения жизни 3.Биосфера в архейскую и протерозойскую эры. 4.Основные направления эволюции в палеозое 5.Характеристика органического мира в мезозое. 6.Основные направления эволюции в кайнозойскую эру | |||
Лабораторные работы 1.Приспособление организмов к разным средам обитания ( водной , наземно-воздушной , почвенной ) Практические работы: 1.Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов Темы творческих и исследовательских работ: 1.Современные представления о зарождении жизни 2..Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле. 3..Зарождение жизни и эволюция пробионтов. 4..Эволюция клеток. Гипотезы возникновения эукариот и многоклеточности. | 3 | ||
Тема 5.2 Эволюция человека | Лекции: | 4 | 2 |
1.Современные гипотезы происхождения человека . 2.Доказательства родства человека с млекопитающими животными 3.Эволюция человека .Движущие силы антропогенеза. 4.Единство происхождения человеческих рас | |||
Практические работы: 1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | 2 | ||
Контрольная работа по разделу : «Эволюционное учение» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся : Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов Темы творческих и исследовательских работ: 1Развитие представлений о возникновении человека. 2.Роль труда в эволюции древнего человека. 3.Направления дальнейшей эволюции современного человека. | 3 | ||
Раздел 6 | Основы экологии | 28 | |
Тема 6. 1 Экология и экологические системы | Лекции: | 6 | 2 |
1. Предмет экологии. 2.Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. 3. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. 4. Экологические системы .Видовая и пространственная структура экосистем 5..Искусственные сообщества –агроэкосистемы и урбоэкосистемы факторы и адаптации 6.Цепи питания. Экологическая пирамида | |||
Лабораторные работы: | 4 | ||
1.Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов. 2.Изучение природных экосистем своей местности. 3.Описание и практическое создание искусственной экосистемы ( пресноводный аквариум ) Практические работы: 1. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе | |||
Самостоятельная работа обучающихся : Работа над выполнением рефератов. Тематика: 1.Современная экология, этапы ее становления как науки и методы исследования. 2.Роль формирования экологического мышления у населения для сохранения биосферы. 3.Связь экологии и эволюционной теории в объяснении относительности приспособленности | 3 | ||
Тема6. 2 Биосфера – глобальная экосистема | Лекции: | 8 | 2 |
| |||
Лабораторные работы:
Практические работы : 1. Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере 2.Решение экологических задач | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов
| 4 | ||
Раздел 7 | Бионика | 7 | |
Тема 7.1. Бионика | Лекции: | 2 | 2 |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся: Проектно- исследовательская деятельность
| 3 | ||
Итоговая контрольная работа | 2 | ||
ВСЕГО : | 231 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план и содержание учебной дисциплины : ХИМИЯ
Тематический план и содержание учебной дисциплины : Химия(таблица)...
Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология
Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология для профессий технического профиля для учреждений НПО...
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Планирование в соответствии с ФГОС НПО...
Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература
Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС НПО...
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»....
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: Физика для СПО на 169ч.
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___физика_____№ занятийНаименование разделов и темКол-во часовТип урокаСамостоятельная работа студентовУчебные пособия и ТСОДомашнее задание...
Тематический план и содержание учебной дисциплины "Математика"
Данный тематический план разработан на основе базовой программы М.И.Башмакова. 316 часов - обязательная аудиторная нагрузка, 138 часов - самостоятельная работа учащихся....