Приёмы работы с текстом
презентация к уроку по биологии на тему
Под учебно-текстовой деятельностью мы понимаем особого рода интеллектуально-мыслительную активность личности, направленную на организацию и преобразование смысловой информации в процессе становления совокупности характеристических свойств познающих субъектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_tekstom.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возникающие проблемы: Как добиться, чтобы дети внимательно читали текст; Как научить ребенка выделять главные мысли, обрабатывать полученную информацию.
Ключевые слова: деятельностный компонент , учебный текст, формирование учебно-текстовой деятельности, совокупность при- емов, приемы взаимодействия учащихся с учебным текстом, культуро-созидательные возможности, стратегия чтения, тактика чтения, виды чтения, уровень работы с учебным текстом, повышенное внимание к слову, работа со справочной литературой.
Под учебно-текстовой деятельностью мы понимаем особого рода интеллектуально-мыслительную активность личности, направленную на организацию и преобразование смысловой информации в процессе становления совокупности характеристических свойств познающих субъектов .
При этом в ходе учебно-текстовой деятельности в знаковой форме (в форме учебного текста) материализуется мотивированная интеллектуально-мыслительная активность познающих субъектов.
Копилка приемов формирования умения читать учебник До чтения текста: Выбор стратегии чтения; Экскурсия по книге; Определение цели чтения, вида чтения, уровня работы с текстом; Прогноз содержания параграфа, главы, книги с помощью заголовка.
Приемы, помогающие вести диалог с текстом: постраничный анализ текста; деление текста на смысловые части; выделение главных, основных мыслей в тексте; выбор (подчеркивание, выписки) ключевых слов, словосочетаний, фраз; выбор из текста незнакомых слов, словосочетаний и выяснение их значений; выбор слов-сигналов, помогающих обратить внимание на то, что нужно запомнить; составление вопросов к тексту; поиск ответов на поставленные вопросы; соотнесение собственной точки зрения на поставленную проблему с текстом учебника; подтверждение основных положений текста собственными примерами; работа со справочной литературой.
Постраничный анализ Учитель привлекает внимание учащихся к ключевым фрагментам текста (объемом не более абзаца каждый), в которых раскрываются наиболее важные аспекты изучаемого материала. Проводится фронтальное обсуждение этих фрагментов, основные выводы записываются в тетрадях
Построчный анализ В тексте выбирается один ключевой фрагмент (не более одного – двух абзацев), который содержит в себе указания на наиболее важные аспекты изучаемого материала. На основе этого фрагмента организуется эвристическая беседа, в ходе которой раскрывается содержание текста.
Выделение главного Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее важные с точки зрения содержания предложения и абзацы. Выбранные фрагменты или выделяются непосредственно в тексте (подчеркиваются), или в кратком виде фиксируются в тетради. Затем результаты этой работы необходимо обсудить.
Анализ по рисункам Необходимо, чтобы текст был в достаточной степени насыщен иллюстрациями. Содержание изучаемого материала восстанавливается в процессе обсуждения приведенных в тексте иллюстраций. К рисункам подбираются подписи и фиксируются в тетрадях учащихся.
Составление вопросов к тексту Рекомендуется проводить с уже знакомым учащимся текстом. Нужно обязательно проверить составленные вопросы, дать возможность учащимся задать их на уроке, скорректировать формулировки ( если это необходимо)
- Подбор заголовка к тексту; - Составление плана текста; - Составление конспекта; - Составление тематического словаря; - Составление предметного указателя;
Во время чтения текста: Постраничный анализ текста; Деление текста на смысловые части; Выделение главного в прочитанном; Выбор ключевых слов; Выбор незнакомых слов и выяснение их значений; Выбор слов-сигналов, обращающих внимание на то, что нужно запомнить;
Составление плана главы, параграфа; Составление вопросов к тексту; Поиск ответа на поставленные вопросы; Чтение про себя; Чтение вслух; Чтение по ролям;
Соотнесение собственной точки зрения на заданную проблему с текстом учебника; Подтверждение основных положений текста собственными примерами; Работа в парах по разбору обоснования основных утверждений и доказательства.
После прочтения текста: Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме; Составление заданий аналогичных тем, которые встречались в тексте (например, заданий А,Б,С как в ЕГЭ) Пересказ содержания; Составление схем, рисунков, планов, конспектов, словарей, рефератов и т.д.
Составление контрольных вопросов к прочитанному тексту; Восстановление текста по рисункам; Придумывание своих заголовков к тексту; Написание рецензии к выбранному фрагменту учебника.
у ровни работы с учебным текстом: Познавательный уровень восприятие и понимание в готовом виде Критический уровень обозначает анализ, оценку учебного материала Конструктивный созидание нового – вопросы, рисунки, схемы и пр., а потом новые идеи Мета-уровень осознание и самостоятельное формулирование целей чтения учебного текста
Успех нас может ждать при переносе освоенных приемов на одних уроках на содержание других учебных предметов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
Обобщение опыта работы учителя истории....
Приёмы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ
В статье объяснена необходимость работы с текстом при подготовке к ЕГЭ, начиная с пятого класса. Приведены примеры карточек с разными видами работ....
Приёмы работы с текстом учебника
В статье приведены приёмы работы с тестом учебника....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...
Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»
В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною 7 декабря...