Разработка урока по зоологии 7 класс Тема: Многообразие и значение Кишечнополостных.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Данная разработка урока знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, с общностью их организации и образом жизни; показывает их разнообразное значение в природных сообществах, практическое значение в жизни человека; формирует умения узнавать кишечнополостных на таблице, обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kishechnopolostnye.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марьевская ООШ
Разработка урока по теме:
«Многообразие кишечнополостных»
Разработка урока по зоологии
Биология 7 класс
Тема:
Многообразие и значение Кишечнополостных.
Цель:
Раскрыть многообразие кишечнополостных, общность их организации и образа жизни; показать их разнообразное значение в природных сообществах, практическое значение в жизни человека; продолжить формирование умений узнавать кишечнополостных на таблице, обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных.
Оборудование:
Влажные препараты «Актиния», «Медуза», таблица «Тип кишечнополостные», рисунки и фотографии кишечнополостных, известковые скелеты коралловых полипов, тестовые задания.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
а) Заполнить таблицу (1 вариант)
Название клеток | Функции клеток | Слой клеток | Строение клеток в связи с функцией |
б) Тестирование (2 вариант)
Вместо точек вставить нужные термины
- Наружный слой клеток……………….
- Внутренний слой клеток………………
- Ответная реакция организма на раздражение, происходящее при участии нервной системы, называется………………….
- Непереваренные остатки пищи выделяются у гидры через ………………
- Процесс восстановления кишечнополостным поврежденных или утраченных частей тела, называется…………………….
- Выделение продуктов обмена у гидры происходит через…………
- С наступлением теплого времени года кишечнополостные размножаются…..
- А с наступлением осени они размножаются ……………
- Мужские половые клетки называются ………………….
- Женские половые клетки называются…………………..
- Процесс слияния половых клеток называется ………….
- Гидры зимуют в водоеме на стадии…………………….
Вступительное слово учителя.
-А теперь мы разделимся с вами на две команды. Но какие команды без названий. Названия ваших команд закрыты, чтобы их узнать мы должны еще раз вспомнить информацию о пресноводном полипе гидре. Команда правильно и полно ответившая на все вопросы имеет право выбрать сама себе название.
в) Фронтальная беседа по вопросам (со всем классом)
1. В каком слое и какую функцию выполняют стрекательные клетки?
2. Какая симметрия тела характерна для кишечнополостных животных?
3. К телу гидры прикоснулись палочкой. Животное существо изменило форму – сжалось в комок. Потревожен один небольшой участок, а в ответ сократился весь организм. Как называется данная реакция? В чем ее причины?
4. Как называется свойство характерное для кишечнополостных животных, когда из 1/200 части тела восстанавливается целый организм?
5. Почему кишечнополостные животные получили такое название?
6. В чем главное отличие гидры от губок?
1 команда «Медузы» 2 команда «Кораллы»
3. Сообщение темы и цели урока
4. Изучение нового материала
Учитель: Исходя из названий команд, давайте определим тему нашего урока.
- Если быть точным, то тема нашего урока «Многообразие и значение кишечнополостных животных».
- И медузы и кораллы, а также актинии относятся к тому же типу животных, что и пресноводный полип гидра, - к типу кишечнополостных. Их всех ученые делят на 3 класса. 1 класс, уже нам известен – это класс гидроидные, 2 класс – сцифоидные, а 3 класс – коралловые полипы.
Кишечнополостные - самые древние из настоящих многоклеточных животных. За время длительной истории развития этого типа его представители сумели приспособиться к самым разнообразным условиям обитания. Лишь немногие из них обитают в пресных водах, а в основном они встречаются в морях и океанах. Так эти существа заселили буквально весь океан от его поверхности до предельных глубин, их можно обнаружить и в полярных областях и в тропиках.
Поселяются кишечнополостные на самых разных грунтах, некоторые из них могут выносить значительные солености морской воды, а отдельные виды проникли в пресные воды. И мы с вами на прошлом уроке знакомились с таким представителем кишечнополостных животных. Почти повсеместно они играют важную роль в образовании сообществ морских животных и растений. Всего их насчитывается 10 тысяч видов.
Так в Черном море встречается очень интересные животные – прозрачные студенистые медузы. А в теплых морях на мелководье, например у берегов Австралии, близкие родственники медуз – это коралловые полипы, тела которых спрятаны в известковые скелеты. Любители подводного плавания могут полюбоваться на дне все того же Черного моря актиниями, похожими на яркие цветы хрезонтем или георгин.
б) А сейчас пора поработать командам. Воспользовавшись материалом учебника и справочной информацией, которая находится у вас на партах, нужно ответить на вопросы, записанные на доске и продолжить работу, которую мы начали на прошлом уроке по заполнению таблицы.
1 команда «Медузы»
- Где живут медузы и как они передвигаются?
- Каков их внешний вид?
- Как медузы охотятся?
- Назовите представителей.
2 команда «Кораллы»
- Какой образ жизни ведут коралловые полипы?
- Что такое атоллы?
- Назовите представителей
в)- Составить классификацию типа и записать представителей в виде таблицы в рабочую тетрадь.
Класс гидроидные | Класс сцифоидные | Класс коралловые полипы |
-Пресноводный полип гидра -Морские гидроидные полипы | -Аурелия -Корнерот | -Одиночные кораллы – актиния -Колониальные кораллы с известковым скелетом |
Изучают самостоятельно. Делают отчет и заполняют таблицу.
в) Заслушивание сообщений, заранее подготовленных учащимися по теме: «Медузы»
(класс сцифоидные)
В водах морей встречается много кишечнополостных. Среди них большое количество медуз, которые относятся к классу сцифоидных. Большинство медуз, на вид таких нежных существ – хищники. Щупальца, свисающие вниз от купола, имеют крапивные клетки с ядовитыми железами. С их помощью медуза поражает проплывающих мимо рыбок и рачков, а потом отправляет в рот. От соприкосновения с этими щупальцами даже у человека могут появиться ожоги. Не стоит опасаться ушастую медузу или аурелию. А вот встреча человека с медузой, которую называют резистома или корнерот, не так безопасна. У многих она вызывает сильное раздражение кожи.
Самой ядовитой медузой для человека является – Австралийская оса. При укусе у человека прерывается дыхание и через 2-3 минуты наступает паралич. Запаса ее яда хватит, для того чтобы убить сразу около сотни людей, а размером она всего с баскетбольный мяч. Хотя в природе существуют морские черепахи, которые питаются этим видом медуз.
г) Заслушивание сообщений, заранее подготовленных учащимися по теме: «Кораллы».
(класс коралловые полипы)
Учитель:
«Коралловые полипы»
Ни головы, ни ног,
Ни рук мы не имеем
Зато, какой чертог
Мы выстроить умеем. Так говорят о кораллах
Кораллы поселяются не глубже 50 м в теплой прозрачной соленой воде, на каменистом дне. Колонии кораллов растут с разной скоростью. Например, в Южно-Китайском море при взрывах кораллового рифа нашли монеты чеканки 1410 года. Их замуровали кораллы после гибели корабля на этих рифах. Скелет полипов нарастал здесь со скоростью 1 м в 330 лет. В Персидском заливе кораллы росли гораздо быстрее.
На глыбе крутой, ноздреватой-
Коротенький, хрупок и мал-
Цветет стерженек розоватый,
Как легкое пламя,- коралл.
Растут малыши, и над ними
С годами - огромен и густ –
Багряные ветки раскинет
Могучий коралловый куст
И в пальмах заблудится ветер
Над берегом новой земли,
И, остров однажды заметив,
Пристанут к нему корабли.
Мы теперь уже знаете: если крепости, построенные кораллами, возвышаются над водой, они образуют остров. Если над крепостью шумит океан, ее название – коралловый риф. Так у берегов Австралии – замечательно красивые подводные сады кораллов образуют знаменитый Большой Барьерный риф Австралии длиной в 2200 км. Кораллы могут напоминать деревья и кусты, гигантские грибы или огромные разноцветные веера. Для них характерны самые причудливые сочетания тонов и красок: розовые, бледно-лиловые, темно-малиновые разноцветья.
У берегов Японии можно встретить очень интересных животных. Это сифонофоры. Они не только очень красивые животные, но и сложно устроенные кишечнополостные. Это колония животных, которая в отличие от коралловой колонии, плавает. Одни существа из этой колонии как бы играют роль солдат, имея на вооружении крапивные клетки; другие выполняют функции щупалец; третьи, как поплавки и воздушные мешки, удерживают сифонофору на плаву, а иногда даже выступают на поверхность воды; прочие дают сифонофоре возможность, хоть и ограниченную, двигаться.
Физалии - это не одиночные организмы, а группа сросшихся друг с другом полипов. На верхнем его конце – воздушный пузырь (в диаметре до 20 см) Это орган, который поддерживает всю колонию на плаву. Когда нужно погрузиться глубже, пузырь сжимается и выталкивает из себя воздух. Чтобы вновь подняться к поверхности, наполняется газом, который сам и выделяет. Физалия или португальский военный кораблик, одна из самых опасных кишечнополостных животных для человека. Она очень жгуча, прикосновение к ее нитям вызывает долгую, неутихающую боль и отравление, сопровождающееся повышенной температурой. Ожоги ее стрекающих капсул очень болезненны и долго не заживают. Часто наблюдается поражение дыхательного центра. Коралловые полипы живут колониями, а вот актинии – в одиночку, это одиночные полипы. Обитают актинии в море повсюду: от полярных широт до тропиков, в прибрежных скалах и бездонных глубинах. Актиний часто принимают за цветы. Но мирный вид актиний обманчив. Такое сходство только внешнее. Они крепко присасываются к морскому дну. И распустив похожие на лепестки щупальца, поджидают добычу. Завладев своей жертвой, актиния сжимается в комок и переваривает пищу. Черноморские актинии небольшие (3-5 см в диаметре и столько же в высоту), они массами сидят на прибрежных скалах, на сваях, днищах кораблей.
Яд актиний опасен. Если тронуть сразу несколько актиний, то можно получить болезненные ожоги.
д.) Значение кишечнополостных (показ рисунков)
- Посмотрите на изображения и определите, какое значение кишечнополостных животных отражают данные рисунки.
1. Они ядовиты для человека и животных
2. Служат пищей другим животным.
3. Образуют коралловые рифы и острова.
Учитель: Атолл представляет собой невысокий остров кольцевидной или подковообразной формы, внутри которого находится мелководный водоем – лагуна. Атолл возникает в том случае, если остров или кратер потухшего вулкана, окруженный барьерными рифами, постепенно уходит в глубину моря при опускании морского дна. Кораллы, окружающие остров со всех сторон, будут постоянно надстраивать барьерный риф, т.к. у поверхности моря они наиболее обеспечены пищей.
4. Используют для изготовления ювелирных изделий и амулетов.
Учитель: В некоторых странах до сих пор употребляют коралловые амулеты, полагая, что они могут предохранять от «дурного глаза». Считается, что крестик, сделанный из кораллов, защитит человека от заразных болезней.
5. Образуют симбиозы с другими видами животных.
Например, рак-отшельник и актиния, физалия и рыбка номеус.
6. Служат строительным материалом.
5. Закрепление изученного материала.
а) Беседа по вопросам
1. Какие три класса входят в тип Кишечнополостные?
2. Назовите представителей для каждого класса.
3. Что такое атоллы?
4. Каково значение кишечнополостных животных в природе и жизни человека?
6. Итог урока.
7. Домашнее задание: §6, ответить на вопросы 1-4, письменно вопрос 2 стр. 31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."
Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...
Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.
Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....
разработка урока в 7 классе ФГОС по теме Значение рыб
Разработка урока основана на защите мини-проектов тремя группами 7 - го класса....
Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему: "Многообразие земноводных их значение и охрана»
Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстн...