Сборник лабораторных и практических работ по биологии. 5-6 классы
учебно-методическое пособие по биологии (5, 6 класс)
Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 5х и 6х классов содержит цели работы, перечень необходимого оборудования, подробно расписан ход выполнения работы, даны рекомендации к выплнению работ и написанию выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_laboratornyh_i_prakticheskih_rabot_po_biologii_.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник лабораторных и практических работ по биологии.
5-6 класс.
5 класс
Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»
Цель работы: изучить устройство микроскопа
Оборудование: микроскоп, волокна ваты
Ход работы:
- Ознакомиться с правилами работы с микроскопом.
- Поворачивая зеркало научиться устанавливать свет (добейтесь хорошей освещенности поля зрения).
- Положить волокна ваты на предметное стекло.
- Установить предметное стекло под зажимы на предметном столике.
- Зарисовать волокна ваты в тетрадь
- Определите во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. Для этого необходимо перемножить цифры указанные на объективе и на окуляре.
Лабораторная работа №2 «Знакомство с тканями растений»
Цель работы: рассмотреть и зарисовать растительную ткань на примере кожицы лука.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат кожицы лука
Ход работы:
- Настройте микроскоп к работе, отрегулируйте свет.
- Рассмотрите препарат кожицы лука под микроскопом. Найдите отдельные клетки.
- Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука. Подпишите ядро, клеточную стенку, цитоплазму
- Под рисунком подпишите название микропрепарата: «Кожица лука» и увеличение
- Сделайте вывод, дополнив предложение
Кожица лука состоит из …
Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»
Цель работы: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: гербарий
Ход работы:
- Рассмотрите растение, корень, побег, лист, цветок.
- Зарисуйте растение и попишите его органы.
- Сделайте вывод, дополнив предложения:
Цветковое растение имеет следующие органы: __________________________.
Генеративными называют органы, в которых развиваются__________________.
Генеративные органы цветкового растения - ______________________________.
6 класс
Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов»
Цель работы: приготовить и рассмотреть препарат кожицы лука, определить
части клетки, зарисовать их и подписать.
Оборудование: микроскоп, луковица, пипетка, пинцет, иголка.
Ход работы:
- Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет.
- Пипеткой капните каплю воды на предметное стекло.
- При помощи иголки и пинцета оторвите кусочек поверхностной пленки с
- мясистой чешуи лука. Положите его в каплю воды на предметном стекле.
- Осторожно расправьте кожицу иглой и накройте покровным стеклом.
- Приготовленный микропрепарат рассмотрите под микроскопом. Определите
части клетки: ядро, клеточную стенку, цитоплазматическую мембрану, вакуоль,
цитоплазму.
- Сделайте рисунок в тетради, подпишите части клетки.
- Напишите вывод, закончив предложения:
Кожица лука состоит из….
Части клетки называются …
Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов»
Цель работы: рассмотреть и сравнить ткани животного организма.
Оборудование: микроскоп, фиксированные препараты тканей животных.
Ход работы:
1. Настройте микроскоп для работы, установите свет. Полученный препарат ткани рассмотрите под микроскопом. Чтобы лучше различить детали строения ткани, сравните то, что вы видите под микроскопом, с рисунками в учебнике
2. Зарисуйте небольшую часть препарата так, чтобы
были видны все характерные элементы строения ткани. Подпишите название препарата под рисунком.
3. Рассматривая препарат, обратите внимание на соотношение клеток и межклеточного вещества, на форму клеток. Определите, какая это ткань, подпишите тип ткани под рисунком.
4. Определите увеличение и подпишите его под рисунком.
5. Возьмите второй препарат и повторите пункты 1-4.
6. Найдите соответствие и запишите ответ в тетрадь
6.1 «ТКАНИ РАСТЕНИЙ»
1 | Образовательная | А | Основная функция – образование и накопление питательных веществ. Мякоть листа и плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей, корней |
2 | Покровная | Б | Эту ткань можно найти на кончике корня, верхушке побега, зародыше семени. Клетки мелкие с крупными ядрами, совсем нет вакуолей. В результате постоянного деления клеток, происходит рост растения |
3 | Механическая | В | Клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками, живое содержимое часто отсутствует (скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса – каменистые клетки, стебель – волокна. Функция – защита и опора. |
4 | Проводящая | Г | Клетки могут быть как живыми так и мертвыми вытянутые в длину. Входят в состав проводящих пучков пронизывающих все тело растения: корень, стебель и листья. Функция – проведение растворов органических и минеральных веществ. |
5 | Основная | Д | Кожица листа, пробковые слои стволов деревьев. Клетки этой ткани могут быть живые и мертвые, плотно соединены друг с другом и имеют толстые оболочки, что связано с выполняемой функцией – защита от повреждений и неблагоприятных воздействий. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6.2 «ТКАНИ ЖИВОТНЫХ»
1 | Эпителиальные | А | Образует нервную систему животного, обладает высокой возбудимостью и проводимостью |
2 | Соединительные | Б | Большое количество межклеточного вещества: плотного (кости), рыхлого (пространство между органами) или жидкого (кровь). Определяет форму тела, сохраняет тепло. |
3 | Мышечные | В | Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество практически отсутствует. Функции – защита нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений, участие в образовании желез –слюнных, потовых, поджелудочной и др |
4 | Нервная | Г | Клетки (одноядерные или многоядерные) содержат сократительные белки. Обеспечивает движение животного |
1 | 2 | 3 | 4 |
Лабораторная работа №3 «Распознавание органов растений и животных»
Цель: научиться распознавать органы растений и животных.
Оборудование: гербарии, изображения органов животных
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарии растений. Найдите органы растения.
2. Какую функцию выполняют данные органы?
- Заполните таблицу
Название органа растения | Функция органа |
4.Рассмотрите изображения органов животных и человека.
5. Используя текст параграфа, определите, к каким системам органов они принадлежат?
5. Какую функцию выполняют данные органы?
6. Заполните таблицу.
Название органа животного | Функция органа | Принадлежит к системе органов |
Лабораторная работа №4 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
Цель: Познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.
Оборудование: ветки липы, простоявшие 2-4 суток в воде с чернилами, скальпель.
Ход работы:
1. Рассмотрите поперечный срез ветки липы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?
2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?
3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.
Лабораторная работа №5 «Движение инфузории туфельки»
Цель: изучить особенности движения инфузории туфельки
Оборудование: видео «Движение инфузории туфельки»
Ход работы:
- Посмотрите видео «Движение инфузории туфельки»
- Зарисуйте инфузорию туфельку, отметьте органы передвижения.
- Сделайте вывод:
Инфузория туфелька движется в воде за счет ________________. Данное движение похоже на движение_____________________.
Практическая работа №1 ««Условия прорастания семян».
Цель опыта: показать, что для прорастания семян необходимо наличие одновременно трех внешних условий – воды, тепла и воздуха.
Объекты и оборудование. Семена гороха или фасоли; четыре одинаковые банки; крышки; кипяченая вода.
Постановка опыта. На каждую банку наклеить этикетку с записью условий, создаваемых семенам: для банки № 1 – «есть: вода, воздух, тепло», для банки № 2 – «есть: воздух, тепло; нет воды», для банки № 3 – «есть: вода, тепло; нет воздуха», для банки № 4 – «есть: вода, воздух; нет тепла». В каждую банку поместить 10-15 семян. В банки « 1 и № 4 налить воду примерно до половины их высоты, у этих семян есть вода и доступ воздуха к ним. В банку № 3 налить воду более чем на половину ее высоты, лишая семена доступа воздуха. Все банки закрыть и поставить рядом в комнате, кроме банки № 4, которую помещают в холодное место. Продолжительность опыта 2-3 дня.
Вопросы на осмысление.
- Какие условия созданы для семян в банке № 1,2,3,4?
- Зачем в одну банку наливают немного воды, а в другую много?
- Какие банки опыта надо сравнивать между собой, чтобы сделать вывод о необходимости того или иного условия для прорастания семян?
- Зачем сравнивать все банки между собой
Лабораторная работа №5 «Прямое и непрямое развитие насекомых»
Цель: определить этапы развития насекомых.
Оборудование: схемы развития насекомых.
Ход работы:
- Составьте схемы развития саранци и бабочки.
- Перечислите стадии развития насекомых
- Укажите тип развития насекомого
- Чем прямое развитие отличается от непрямого?
- В чем преимущество непрямого развития в сравнении с прямым?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перечень лабораторных и практических работ по биологии
Перечень лабораторных и практических работ рекомендованных для проведения в 6-11 классах по биологии, с обязательной регистрацией в журнале (по технике безопасности при проведении лабораторных и...
Лабораторные и практические работы по биологии 11 класс
Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению лабораторных и практических работ в 11 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...
Лабораторные и практические работы по биологии 10 класс
Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению лабораторных и практических работ в 10 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах
Практическая часть представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельностиЦель организации.Формируемые у учащихся навыкиОсобенности организации работы Демонстрационный опы...
График лабораторных и практических работ по биологии
График лабораторных и практических работ по биологии в 6-11 классах линия Пасечника В.В....
Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс
Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс...
Методологическая роль лабораторных и практических работ по биологии в рамках ФГОС.
Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ...