Сборник лабораторных и практических работ по биологии. 5-6 классы
учебно-методическое пособие по биологии (5, 6 класс)

Городецкая Ольга Олеговна

Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 5х и 6х классов содержит цели работы, перечень необходимого оборудования, подробно расписан ход выполнения работы, даны рекомендации к выплнению работ и написанию выводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_laboratornyh_i_prakticheskih_rabot_po_biologii_.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник лабораторных и практических работ по биологии.

 5-6 класс.

5 класс

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

Цель работы: изучить устройство микроскопа

Оборудование: микроскоп, волокна ваты

Ход работы:

  1. Ознакомиться с правилами работы с микроскопом.
  2. Поворачивая зеркало научиться устанавливать свет (добейтесь хорошей освещенности поля зрения).
  3. Положить волокна ваты на предметное стекло.
  4. Установить предметное стекло под зажимы на предметном столике.
  5. Зарисовать волокна ваты в тетрадь
  6. Определите во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. Для этого необходимо перемножить цифры указанные на объективе и на окуляре.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с тканями растений»

Цель работы: рассмотреть и зарисовать растительную ткань на примере кожицы лука.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат кожицы лука

Ход работы:

  1. Настройте микроскоп к работе, отрегулируйте свет.
  2. Рассмотрите препарат кожицы лука под микроскопом. Найдите отдельные клетки.
  3. Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука. Подпишите ядро, клеточную стенку, цитоплазму
  4. Под рисунком подпишите название микропрепарата: «Кожица лука» и увеличение
  5. Сделайте вывод, дополнив предложение

Кожица лука состоит из …

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

Цель работы: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: гербарий

Ход работы:

  1. Рассмотрите растение,  корень, побег, лист, цветок.
  2. Зарисуйте растение и попишите его органы.
  3. Сделайте вывод, дополнив предложения:

Цветковое растение имеет следующие органы: __________________________.

Генеративными называют органы, в которых развиваются__________________.

Генеративные органы цветкового растения - ______________________________.

6 класс

Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов»

Цель работы: приготовить и рассмотреть препарат кожицы лука, определить

части клетки, зарисовать их и подписать.

Оборудование: микроскоп, луковица, пипетка, пинцет, иголка.

Ход работы:

  1. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет.
  2. Пипеткой капните каплю воды на предметное стекло.
  3. При помощи иголки и пинцета оторвите кусочек поверхностной пленки с
  4. мясистой чешуи лука. Положите его в каплю воды на предметном стекле.
  5. Осторожно расправьте кожицу иглой и накройте покровным стеклом.
  6. Приготовленный микропрепарат рассмотрите под микроскопом. Определите

части клетки: ядро, клеточную стенку, цитоплазматическую мембрану, вакуоль,

цитоплазму.

  1. Сделайте рисунок в тетради, подпишите части клетки.
  2. Напишите вывод, закончив предложения:

Кожица лука состоит из….

Части клетки называются …

Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов»

Цель работы: рассмотреть  и сравнить ткани животного организма.

Оборудование: микроскоп, фиксированные препараты тканей животных.

Ход работы:

1. Настройте микроскоп для работы, установите свет. Полученный препарат ткани рассмотрите под микроскопом. Чтобы лучше различить детали строения ткани, сравните то, что вы видите под микроскопом, с рисунками в учебнике

2. Зарисуйте небольшую часть препарата так, чтобы

были видны все характерные элементы строения ткани. Подпишите название препарата под рисунком.

3. Рассматривая препарат, обратите внимание на соотношение клеток и межклеточного вещества, на форму клеток. Определите, какая это ткань, подпишите тип ткани под рисунком.

4. Определите увеличение и подпишите его под рисунком.

5. Возьмите второй препарат и повторите пункты 1-4.

6. Найдите соответствие и запишите ответ в тетрадь

6.1 «ТКАНИ РАСТЕНИЙ»

1

Образовательная

А

Основная функция – образование и накопление питательных веществ. Мякоть листа и плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей, корней

2

Покровная

Б

Эту ткань можно найти на кончике корня, верхушке побега,

зародыше семени. Клетки мелкие с крупными ядрами, совсем нет вакуолей. В результате постоянного деления клеток, происходит рост растения

3

Механическая

В

Клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками, живое содержимое часто отсутствует (скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса – каменистые клетки, стебель – волокна. Функция – защита и опора.

4

Проводящая

Г

Клетки могут быть как живыми

так и мертвыми  вытянутые в длину.

Входят в состав проводящих пучков пронизывающих все

 тело растения: корень, стебель и листья. Функция –

проведение растворов органических и минеральных веществ.

5

Основная

Д

Кожица листа, пробковые слои стволов деревьев. Клетки этой ткани могут быть живые и

 мертвые, плотно соединены друг с другом и имеют толстые

оболочки, что связано с выполняемой функцией – защита от

 повреждений и неблагоприятных воздействий.

1

2

3

4

5

6.2 «ТКАНИ ЖИВОТНЫХ»

1

Эпителиальные

А

Образует нервную систему животного, обладает высокой возбудимостью и проводимостью

2

Соединительные

Б

Большое количество межклеточного вещества: плотного (кости), рыхлого (пространство между органами) или жидкого (кровь). Определяет форму тела, сохраняет тепло.

3

Мышечные

В

Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество практически отсутствует. Функции – защита нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений, участие в образовании желез –слюнных, потовых, поджелудочной и др

4

Нервная

Г

Клетки (одноядерные или многоядерные) содержат сократительные белки. Обеспечивает движение животного

1

2

3

4

Лабораторная работа №3 «Распознавание органов растений и животных»
Цель: научиться распознавать органы растений и животных.

Оборудование: гербарии, изображения органов животных
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарии растений. Найдите органы растения.
2. Какую функцию выполняют данные органы?

  1. Заполните таблицу

Название органа растения

Функция органа


4.Рассмотрите изображения органов животных и человека.
5. Используя текст параграфа, определите, к каким системам органов они принадлежат?
5. Какую функцию выполняют данные органы?
6. Заполните таблицу.

Название органа животного

Функция органа

Принадлежит к  системе органов

Лабораторная работа №4 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Цель:  Познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

Оборудование: ветки липы, простоявшие 2-4 суток в воде с чернилами, скальпель.
   Ход работы:
   1. Рассмотрите поперечный срез ветки липы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?
   2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?
   3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения  воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.

Лабораторная работа №5 «Движение инфузории туфельки»
Цель: изучить особенности движения инфузории туфельки

Оборудование: видео «Движение инфузории туфельки»

Ход работы:

  1. Посмотрите видео «Движение инфузории туфельки»
  2. Зарисуйте инфузорию туфельку, отметьте органы передвижения.
  3. Сделайте вывод:

Инфузория туфелька движется в воде за счет ________________. Данное движение похоже на движение_____________________.

Практическая работа №1 ««Условия прорастания семян».

Цель опыта: показать, что для прорастания семян необходимо наличие одновременно трех внешних условий – воды, тепла и воздуха.

Объекты и оборудование. Семена гороха или фасоли; четыре одинаковые банки; крышки; кипяченая вода.

Постановка опыта. На каждую банку наклеить этикетку с записью условий, создаваемых семенам: для банки № 1 – «есть: вода, воздух, тепло», для банки № 2 – «есть: воздух, тепло; нет воды», для банки № 3 – «есть: вода, тепло; нет воздуха», для банки № 4 – «есть: вода, воздух; нет тепла». В каждую банку поместить 10-15 семян. В банки « 1 и № 4 налить воду примерно до половины их высоты, у этих семян есть вода и доступ воздуха к ним. В банку № 3 налить воду более чем на половину ее высоты, лишая семена доступа воздуха. Все банки закрыть и поставить рядом в комнате, кроме банки № 4, которую помещают в холодное место. Продолжительность опыта 2-3 дня.

Вопросы на осмысление.

  1. Какие условия созданы для семян в банке № 1,2,3,4?
  2. Зачем в одну банку наливают немного воды, а в другую много?
  3. Какие банки опыта надо сравнивать между собой, чтобы сделать вывод о необходимости того или иного условия для прорастания семян?
  4. Зачем сравнивать все банки между собой

Лабораторная работа №5 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

Цель: определить этапы развития насекомых.

Оборудование: схемы развития насекомых.

Ход работы:

  1. Составьте схемы развития саранци и бабочки.
  2. Перечислите стадии развития насекомых
  3. Укажите тип развития насекомого
  4. Чем прямое развитие отличается от непрямого?
  5. В чем преимущество непрямого развития в сравнении с прямым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перечень лабораторных и практических работ по биологии

Перечень лабораторных и практических работ рекомендованных для проведения в 6-11 классах по биологии, с обязательной регистрацией в журнале (по технике безопасности  при проведении лабораторных и...

Лабораторные и практические работы по биологии 11 класс

Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению  лабораторных и практических работ в 11 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...

Лабораторные и практические работы по биологии 10 класс

Представлена тематика и подробная инструкция к выполнению  лабораторных и практических работ в 10 классе по биологии, которые соответствуют Федеральному компоненту образовательного стандарт...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ в 6-11 классах

Практическая часть представлена следующими видами работ: Вид учебной деятельностиЦель организации.Формируемые  у учащихся навыкиОсобенности организации работы  Демонстрационный опы...

График лабораторных и практических работ по биологии

График лабораторных и практических работ по биологии в 6-11 классах линия Пасечника В.В....

Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс

Лабораторная и практическая работа по биологии 8 класс...

Методологическая роль лабораторных и практических работ по биологии в рамках ФГОС.

Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили  метод самостоятельного получения их в ...