урок биологии в 9 классе
план-конспект урока (биология, 9 класс) по теме
Конспект урока по биологии в 9 классе в рамках экспериментальной работы по проектированию компетентностно – ориентированной образовательной среды (II этап «Осознание генезиса способов деятельности»)
Тема: «Решение генетических задач»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области
Конспект урока по биологии в 9 классе в рамках экспериментальной работы по проектированию компетентностно – ориентированной образовательной среды (II этап «Осознание генезиса способов деятельности»)
Тема: «Решение генетических задач»
Учитель биологии
Миронова Н.А
2012год
Цели урока:
- Формирование умений решать генетические задачи на основе обобщенных способов деятельности
Задачи:
- Формирование познавательных метапредметных умений:
- моделирование
- классификация
- сравнение
-анализ
2. Формирование коммуникативных метапредметных умений:
- формулировать вопрос;
- выдвигать гипотезу;
- находить решение в совместной деятельности
Оборудование: таблица “1и2 законы Менделя», печатная тетрадь.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие учащихся.
Учитель обозначает нахождение учащихся на определенном этапе изучения темы.
II. Решение задач в совместной деятельности с учителем. (осознание генезиса способов деятельности,проводится на примере решения ключевых задач).
Учащиеся используют конспект в тетради, условные обозначения.
Фенотип- совокупность всех признаков организма.
Генотип- совокупность всех генов организма.
Гаметы- половые клетки
Ген – единица наследственной информации
Доминантный признак – преобладающий
Рецессивный признак - подавляемый
Р – обозначение родителей
F – гибридное потомство
А,В,С – доминантные гены
а, в, с – рецессивные гены
X – символ скрещивания особей
АА – гомозигота по доминанту
аа – гомозигота по рецессиву
Аа – гетерозигота
Г – гаметы
Алгоритм записи (таблица на доске)
«Моногибридное скрещивание, 1и 2 законы Менделя»
Р1 АА x аа А – желтая окраска,
ж з
Г аа - зеленая
F1 Аа 1 закон- «Единообразия гибридов первого поколения»
ж
Р2 Аа х Аа
ж ж
Г
F2 АА:Аа:Аа:аа 2 закон- «Расщепления»
ж ж ж з
По Ф 3:1
По Г 1:2:1
1. Рассмотрение решения ключевых задач.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
На первых примерах показывается, как используя теорию, решать предложенные задачи. Организация деятельности по выполнению заданий на основе обобщенных способов деятельности и способов решения ключевых задач: - со всем классом на одном уровне сложности, дает обобщенный алгоритм решения генетических задач; - просит самостоятельно проговорить теоретическое обоснование выполняемых действий по решению задачи; - записывает на доске этапы решения задачи под диктовку учащихся; - в случаях затруднения сам объясняет механизм работы теории в данном задании | Учащиеся включаются в обсуждение: - самостоятельно проговаривают теоретическое обоснование действий; - объясняют, что дано в задаче и как кратко записать условия задачи; - записывают решение, проговаривая вслух (как записать фенотипы, схему скрещивания, генотипы, гаметы) - задают вопросы |
Задача. У гороха желтая окраска семян доминирует над зеленой. От скрещивания гомозиготных желтосемянного и зеленосемянного растения получено 158 семян в F1 и 3256 – в F2.
- Сколько семян в F1 гомозиготны?
- Сколько разных генотипов имеют семена F1?
- Сколько разных фенотипов имеют семена F2?
- Сколько семян F2 могут быть гомозиготными?
- Сколько зеленых семян может быть в F2?
Дано:
А – желтая окраска
а – зеленая окраска
F1 - 158 семян
F2 – 3256 семян
_____________________
Решение:
- Записываем схему скрещивания. По условию задачи скрешиваемые растения гомозиготны, следовательно, генотип желтосемянного растения АА, а зеленого – аа.
Р АА х аа
ж з
2. Определяем типы гамет скрещиваемых особей.
Р АА x аа
ж з
Г
(типы гамет)
- Определяем генотипы и фенотипы потомков F1.
Р АА x аа
ж з
Г
(типы гамет)
F1 Аа
Ж
100 %
4. Записываем скрещивание потомков F1
Р Аа х Аа
ж ж
5. Определяем типы гамет. Потомки F1 гетерозиготны, поэтому они образуют по два типа гамет.
Р Аа х Аа
ж ж
Г
(типы гамет)
6. Получаем потомков F2.
Р Аа х Аа
ж ж
Г
F2 АА:Аа:Аа:аа
ж ж ж з
7. Проводим анализ скрещивания. В F2 произошло расщепление.
По Ф 3:1
По Г 1(АА): 2(Аа): 1(аа)
По фенотипу – ¾(желтосемянные растения) : ¼ (зеленосемянные)
По генотипу – 1(АА): 2(Аа): 1(аа)
8. Отвечаем на вопросы задачи.
- Все семена F1 гетерозиготны. Поэтому количество гомозиготных семян в F1 – 0.
- Количество генотипов в F1 – 1.
- В F2 произошло расщепление по фенотипу в соотношении 3:1, то есть в F2 2 разных фенотипа
- В F2 – 3256 семян. Гомозиготны семена с генотипами АА и аа. Они составляют ½ от общего количества семян – 3256: 2=1628
- Зеленые семена составляют ¼ от общего количества семян в F2, то есть
3256: 4=814
Краткая запись решения задачи в тетради:
Р АА x аа
ж з
Г
(типы гамет)
F1 Аа
ж
100 %
Р Аа х Аа
ж ж
Г
F2 АА:Аа:Аа:аа
ж ж ж з
По Ф 3:1
По Г 1(АА): 2(Аа): 1(аа)
Ответ: 1) 0; 2) 1; 3) 2; 4) 1628; 814.
III. Групповая работа учащихся по решению ключевых задач с использованием алгоритма решения генетических задач.
1. Прочтите условие задачи.
2. Введите буквенное обозначение доминантного и рецессивного признаков.
3. Составьте схему 1-го скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей.
4. Запишите гаметы, которые образуются у родителей.
5. Определите генотипы и фенотипы потомства.
6. Составьте схему 2-го скрещивания.
7. Определите гаметы, которые дает каждая особь.
Генетические задачи.
- Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Оба ребенка у них были кареглазыми. Определите генотипы всех членов семьи. Известно, что у человека ген, определяющий карий цвет глаз, доминирует над геном, определяющим голубой цвет глаз.
- У человека шестипалость является доминантным геном Р, а пятипалость –рецессивным геном- р . Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые? Один родитель- гомозиготный шестипалый, а другой- пятипалый? Оба родителя пятипалые?
- Н звероферме получен приплод в 356 норок. Из них 267 норок имеют коричневый цвет меха и 89- голубовато-серый. Определите генотипы исходных форм, если известно, что коричневый цвет доминирует над голубовато – серым.
- У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Черная самка скрещивалась с коричневым самцом. Получено 15 черных и 13 коричневых щенков. Определите генотипы родителей и потомства.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель организует деятельность по выполнению заданий. Выступает в роли консультанта. Подходит к группам учащихся и просит их: - объяснить, что дано в задаче и как кратко записать условия задачи; - проговорить вслух как записать фенотипы, схему скрещивания, генотипы, гаметы. Отвечает на возникшие вопросы учащихся. | - учащиеся работают в парах или группах равных по способностям; - выполняют задания, объясняя решение соседу по парте, сравнивая решение с решением соседа по парте; - учащиеся могут пользоваться опорными конспектами, обращаться за помощью к напарнику; - записывают решение, проговаривая вслух; - задают вопросы если что-то не понятно. |
IV Подведение итогов урока.
Проводится анализ самостоятельной деятельности учащихся по решению задач, указываются типичные ошибки, на которые нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания.
V Задание на дом.
Задания в печатной тетради:
стр.41-42, номера 2-5
стр. 39- 40, номера 4 и 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»
Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...
Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...
Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
Презентация к уроку "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...