Конспект урока "Разнообразие растений"
план-конспект урока по биологии по теме

Макаров Денис Анатольевич

Конспект урока для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_raznoobrazie_rasteniy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Разнообразие, распространение, значение растений»

Цель: знакомство с многообразием царств растений, с разнообразием мест обитания, условиях их существования.

Задачи:

  1. Образовательная – изучить многообразие, распространение и значение растений.
  2. Развивающая – развитие умений сравнивать, обобщать, уметь применять знания в новой ситуации.
  3. Воспитательная – воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

 Оборудование: микроскоп, мультимедийные средства, магнитная доска. Тесты, таблицы, гербарии.

План урока.

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление.

Ход урока

Методические рекомендации

  1. Актуализация знаний.

а) фронтальный опрос

б) работа с набором карточек по теме «Грибы»

в) работа  с тренажером

г) тестовый контроль

 (Приложение № 1)

II.     Изучение нового материала

      В 6 классе вы приступаете к изучению одной из интереснейших наук о мире живой природы (компьютерный слайд)

Ботаника – наука о самом многочисленном из царств природы – царстве растений. Растения окружают человека повсюду. Есть растения, которые можно увидеть только в микроскоп (рассматриваем микропрепарат)

 и гиганты. Открываем учебник (секвойя).

Текст с монитора о растениях - гигантах .

     - Ребята, а вы знаете самые высокие растения на Земле?

А самые маленькие? Послушаем ребят.

а) Рясковые

(Приложение № 2)

б) Липовые

(Приложение № 3)

в) Пальмы

(Приложение № 4)

     - Знакомство с многообразием растений (работа с гербариями)

(Приложение № 5)

     - Жизненные формы растений

   - Распространенность растений на Земле.

   - Роль растений в жизни человека

    - Охрана природы

(знакомство с Красной книгой Тамбовской области)

    Чтение стихов о растениях.

  1. Закрепление изученного материала

Мини – викторина.

  1. Какое дерево самое высокое в мире?
  2. Какое дерево самое толстое в мире?
  3. Какое дерево самое морозостойкое и выносливое?
  4. У какого дерева самые крупные простые листья?
  5. Какие деревья чувствительны к загрязненности воздуха?

  1. Домашнее задание (дифференцированное)

1 вариант

а) параграф 11

б) вопросы на стр. 54

2 вариант

в) подготовить сообщения о растениях с.Горелое, занесенных в Красную Книгу.

г) подготовить сообщение об одноклеточных водорослях

Метод беседы

Магнитная доска, набор карточек

Мультимедийные  средства

Работа в группах с взаимопроверкой

Мультимедийные средства из электронного учебника Кирилла и Мефодия

Работа с микроскопом

Работа с учебником, с. 30

Мультимедийные средства

Работа с дополнительной литературой

Работа с раздаточным материалом

Тестовый контроль

Мультимедийные средства

Работа с дополнительным материалом

Приложение № 1

Тест по теме «Грибы»

  1. Грибы питаются:

а) образуя на свету органические вещества

б) готовыми органическими веществами

в) только органическими веществами живых организмов

г) поселяясь на продуктах питания

  1. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

а) они живут в почве

б) не имеют хлоропластов

в) паразитируют на других живых организмах

г) имеют небольшие размеры

  1. Грибы размножаются:

а) спорами

б) семенами

в) частью корня

г) частью стебля

4.   Какой из перечисленных грибов относится к ядовитым:

а) опенок

б) сыроежка

в) бледная поганка

г) трутовик

5. Микориза – это:

а) плодовое тело гриба

б) болезнь, вызываемая грибами

в) грибокорень

г) часть грибницы

6. Грибы – сапрофиты:

а) образуют на свету органические вещества

б) поселяются на других живых организмах

в) поселяются на продуктах питания

г) питаются выделением живых организмов или отмершими организмами.

Приложение № 2

Рясковые

Рясковые – самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения – тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоемов, никто и не подумает, что ряска – отдельный родственник царства пальм  и других деревьев. Цветет ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 г.г. отмечено лишь 25 случаев ее цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2-3 мужскими и одним женскими цветками видели лишь немногие ботаники.

Приложение № 3

Липовые

Широко известны представители порядка липовых. Кроме липы к порядку отноится шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки «кока-кола» и «пепси-кола»); баобаб; представитель семейства мальвовых – хлопчатник, в плодах-коробочках которого содержатся маслянистые семена  с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготовляемых во всем мире – хлопчатобумажные.

    Люди издавна как бы очеловечивали некоторые деревья: приписывали им разные необычные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень поэтически, но использовали и в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу так же, как арабы – пальму, а греки – оливковое дерево.

Приложение № 4

Пальмы.

Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадках. В тропиках и субтропиках известно около 3 тыс. видов пальм, некоторые из них так же важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанических побережий; пальмира. Из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма; саговая пальма (не путать с саговником!); масличная пальма и другие.

   Пальмам принадлежит немало «ботанических рекордов»; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9 м); самые большие плоды – костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают они 7-10 лет).

Приложение № 5

Тестовый контроль

     Вариант № 1

Выбрать среди указанных растений:

береза, черника, тимофеевка, липа, боярышник, василек, ромашка, бук

а) деревья

б) кустарники

в) травы

Вариант 2

Найти лишнее:

1)берёза, дуб, липа,сосна,черника.

2.)ромашки, васильки, гвоздика,боярышник.

Вариант № 3

Допишите:

  1. береза, сосна,  …..
  2. боярышник, черника, …..
  3. василек, ромашка, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс

Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения".  Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

Конспект "Дыхание растений"

Конспект урока по теме "Дыхание", 6 класс ФГОС...

Опорный конспект "Значение растений"

В табличной форме представлена информация по теме "Значение растений"...

Конспект урока «Растения и животные Свердловской области»

Конспект интегрированного урока географии и биологии для обучающихся 5 класса....