Урок: "Класс рыбы, общая характеристика."
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Разработка урока биологии в 7 классе "Классы рыбы ,общая характеристика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rybkioffice_word.docx | 22.12 КБ |
rybkioffice_word.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 7 класс
Предмет(ы): Биология
Цель урока: Изучить общую характеристику хрящевых рыб,их многообразие и значение.
Тип урока: Комбинированный урок
Учеников в классе: 20
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Латюшин, Шапкин. Биология "Животные"
2. Дополнительный материал по теме
Используемая методическая литература:
1. Учебное методическое пособие к курсу Биология "ЗООЛОГИЯ"
Используемое оборудование:
КОМПЬЮТОР
Тема: «Кассы рыб, общая характеристика.»
Цели:
Изучить особенностям строения рыбы, связанные с обитанием в водной среде.
Задачи: Образовательные:
выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты наблюдений;
фиксировать их результаты;
сравнивать различные объекты;
выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное в изучаемых объектах;
сопоставлять характеристики разных объектов;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;
Развивающие:
Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать весомость приводимых доказательств;
Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач;
Анализировать собственную работу;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)
Воспитательные:
Воспитание любви к природе;
Готовность учащихся к поступкам на благо природы;
Умение отстаивать свою точку зрения;
Умение слышать и слушать чужое мнение.
УУД Личностные УУД:
Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Познавательные УУД: выявление особенностей строения клетки, сравнение объектов, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.
Планируемые результаты Предметные:
Знать: особенности внешнего строения рыбы связанного с обитанием в водной среде
Уметь: выполнять лабораторную работу, уметь ее оформлять, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.
Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные: Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.
Основные понятия: Признаки адаптации рыб к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, чешуя, плавники, боковая линия.
Межпредметные связи: Экология. География.
Ресурсы:
Основные: УМК В.В. Пасечник
Дополнительные: мультимедийное Авторская презентация. Видиоролик. Зоовлажный препарат рыбы
Формы организации
учебной деятельности: Фронтальная, индивидуально-групповая
Технология: проектная
Ход урока
I. Актуализация знаний
утро у многих людей начинается с зарядки и мы с вами урок начнём с Зарядки.
Какой тип мы с вами изучаем? (хордовые)
Вставьте термины
Главные особенности типа хордовых - это, во-первых, наличие осевого ….. в виде лежащей над кишечником …..
Мы уже знаем, что ……… не имеют головного мозга и, соответственно, у них нет черепа, поэтому их выделяют в группу бесчерепных хордовых
Хордовых животных, имеющих головной мозг, защищенный черепом, и вместо хорды позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков, объединяют в группу …….., или позвоночных.
1. хорды 2. скелета 3. черепных 4. ланцетники
II. Изучение нового материала
Учитель:
Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир , с некоторыми жителями этого мира вы хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать.
Отгадав загадки, вы назовёте жителей удивительного мира и тему урока.
Загадки: . « Крылья есть, а не летает?
Хищна и прожорлива, длинна и поворотлива
Полосатые бока, и клюёт на червяка
У маленькой скотинки сто монеток на спинке
« Крылья есть, а не летает
учащиеся называют тему урока и цель.
Тема урока «Классы рыб: общая характеристика»
цель урока: Изучить характеристику классов рыб
Учитель:
В этносах различных народов существует много пословиц и поговорок и сказок о рыбах. Вспомните их.
Поговорки: Человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже».
Чувствует себя ,как рыба в воде
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Нем . как рыба
Проблемный вопрос:: Почему в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными качествами? ( учащиеся отвечают выдвигают свои гипотезы
- Гипотеза: «Если в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, рыбы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»
Сейчас мы с вами проведём исследование рыб, каждая группа будет выполнять исследование по инструктивной карте и заполнит свою часть таблицы, которую представит всему классу.
инструктивная карта
Экологи
1.Прочитай параграф
2.Заполни графу в таблице:»Внешнее строение рыб связанное с жизнью в воде»
инструктивная карта
Ихтиологи
1.Прочитай параграф
2.Заполни графу в таблице:»Передвижение рыб. Приспособления к передвижению»
инструктивная карта
Анатомы
1.Прочитай параграф
2.Заполни графу в таблице:»Особенность покровов рыб»
инструктивная карта
Физиолог 1.Прочитай параграф 2.Заполни графу в таблице:»Органы чувств у рыб»
»
Характеристика рыб
Внешнее строение рыб связанное с жизнью в воде | Передвижение рыб. Приспособления к передвижению | Особенность покровов рыб | Органы чувств у рыб |
III. Осознание и осмысление нового материала
Лабораторная работа №7
«Внешнее строение и способ передвижения рыбы»
Цель. Изучить внешнее строение и покров тела рыбы как приспособление к водной среде обитания.
План работы | Наблюдения | Вывод |
1.Рассмотрите форму тела рыбы. Как называется такая форма тела? | ||
2. Понаблюдайте, как плавает рыба. Какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении? | ||
3. Какова окраска спины, боков, брюха рыбы? | ||
4. Посмотрите, движутся ли плавники, когда рыба стоит на месте. С помощью каких плавников рыба всплывает к поверхности или погружается вглубь | ||
5. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи? |
ВЫВОД
«Люди наделили рыб волшебными качествами, благодаря особенностям строения , которые выделяют их из всего животного мира на земле, они хорошо приспособлены к жизни в водной среде, имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение рыбы в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.»
IV. Домашнее задание. Изучить параграф. Мини проекты: Отряды рыб
V. Рефлексия
1.Что узнали нового на уроке?
2. Что из урока вам наиболее запомнилось.
3. Полезна ли вам была информация , полученная на уроке.
VI. Оценка работы отдельных учащихся по сообщениям лидеров групп, групп в целом - учителем.
1.Если я чувствовал себя как «рыба в воде» - это синяя фишка.
2.если как карась на крючке, или на сковородке- это синяя красная
3. а если как сом на дне, равнодушное- это жёлтая фишка.
На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, а в ведёрко положите оценку, на которую вы поработали.
Использованная литература:
- Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Мысль, 1991.
- Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.
- Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.
- Лашкина Н. Игровые задания по зоологии. – «Биология», №15 2002г.
- Молис С. С. , Молис С. А. . Активные формы и методы обучения биологии. Животные. Москва: " Просвещение", 1988.
- Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 7 класс
Предмет(ы): Биология
Цель урока: Изучить общую характеристику хрящевых рыб,их многообразие и значение.
Тип урока: Комбинированный урок
Учеников в классе: 20
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Латюшин, Шапкин. Биология "Животные"
2. Дополнительный материал по теме
Используемая методическая литература:
1. Учебное методическое пособие к курсу Биология "ЗООЛОГИЯ"
Используемое оборудование:
КОМПЬЮТОР
Тема: «Кассы рыб, общая характеристика.»
Цели:
Изучить особенностям строения рыбы, связанные с обитанием в водной среде.
Задачи: Образовательные:
выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты наблюдений;
фиксировать их результаты;
сравнивать различные объекты;
выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное в изучаемых объектах;
сопоставлять характеристики разных объектов;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;
Развивающие:
Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Оценивать весомость приводимых доказательств;
Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач;
Анализировать собственную работу;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)
Воспитательные:
Воспитание любви к природе;
Готовность учащихся к поступкам на благо природы;
Умение отстаивать свою точку зрения;
Умение слышать и слушать чужое мнение.
УУД Личностные УУД:
Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Познавательные УУД: выявление особенностей строения клетки, сравнение объектов, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.
Планируемые результаты Предметные:
Знать: особенности внешнего строения рыбы связанного с обитанием в водной среде
Уметь: выполнять лабораторную работу, уметь ее оформлять, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.
Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.
Метапредметные: Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.
Основные понятия: Признаки адаптации рыб к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, чешуя, плавники, боковая линия.
Межпредметные связи: Экология. География.
Ресурсы:
Основные: УМК В.В. Пасечник
Дополнительные: мультимедийное Авторская презентация. Видиоролик. Зоовлажный препарат рыбы
Формы организации
учебной деятельности: Фронтальная, индивидуально-групповая
Технология: проектная
Ход урока
I. Актуализация знаний
утро у многих людей начинается с зарядки и мы с вами урок начнём с Зарядки.
Какой тип мы с вами изучаем? (хордовые)
Вставьте термины
Главные особенности типа хордовых - это, во-первых, наличие осевого ….. в виде лежащей над кишечником …..
Мы уже знаем, что ……… не имеют головного мозга и, соответственно, у них нет черепа, поэтому их выделяют в группу бесчерепных хордовых
Хордовых животных, имеющих головной мозг, защищенный черепом, и вместо хорды позвоночник, состоящий из хрящевых или костных позвонков, объединяют в группу …….., или позвоночных.
1. хорды 2. скелета 3. черепных 4. ланцетники
II. Изучение нового материала
Учитель:
Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир , с некоторыми жителями этого мира вы хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать.
Отгадав загадки, вы назовёте жителей удивительного мира и тему урока.
Загадки: . « Крылья есть, а не летает?
Хищна и прожорлива, длинна и поворотлива
Полосатые бока, и клюёт на червяка
У маленькой скотинки сто монеток на спинке
« Крылья есть, а не летает
учащиеся называют тему урока и цель.
Тема урока «Классы рыб: общая характеристика»
цель урока: Изучить характеристику классов рыб
Учитель:
В этносах различных народов существует много пословиц и поговорок и сказок о рыбах. Вспомните их.
Поговорки: Человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже».
Чувствует себя ,как рыба в воде
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Нем . как рыба
Проблемный вопрос:: Почему в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными качествами? ( учащиеся отвечают выдвигают свои гипотезы
- Гипотеза: «Если в народных сказаниях рыб наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, рыбы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»
Сейчас мы с вами проведём исследование рыб, каждая группа будет выполнять исследование по инструктивной карте и заполнит свою часть таблицы, которую представит всему классу.
инструктивная карта
Экологи
1.Прочитай параграф
2.Заполни графу в таблице:»Внешнее строение рыб связанное с жизнью в воде»
инструктивная карта
Ихтиологи
1.Прочитай параграф
2.Заполни графу в таблице:»Передвижение рыб. Приспособления к передвижению»
инструктивная карта
Анатомы
1.Прочитай параграф
2.Заполни графу в таблице:»Особенность покровов рыб»
инструктивная карта
Физиолог 1.Прочитай параграф 2.Заполни графу в таблице:»Органы чувств у рыб»
»
Характеристика рыб
Внешнее строение рыб связанное с жизнью в воде | Передвижение рыб. Приспособления к передвижению | Особенность покровов рыб | Органы чувств у рыб |
III. Осознание и осмысление нового материала
Лабораторная работа №7
«Внешнее строение и способ передвижения рыбы»
Цель. Изучить внешнее строение и покров тела рыбы как приспособление к водной среде обитания.
План работы | Наблюдения | Вывод |
1.Рассмотрите форму тела рыбы. Как называется такая форма тела? | ||
2. Понаблюдайте, как плавает рыба. Какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении? | ||
3. Какова окраска спины, боков, брюха рыбы? | ||
4. Посмотрите, движутся ли плавники, когда рыба стоит на месте. С помощью каких плавников рыба всплывает к поверхности или погружается вглубь | ||
5. Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены? Какое значение имеет такое расположение чешуи? |
ВЫВОД
«Люди наделили рыб волшебными качествами, благодаря особенностям строения , которые выделяют их из всего животного мира на земле, они хорошо приспособлены к жизни в водной среде, имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение рыбы в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.»
IV. Домашнее задание. Изучить параграф. Мини проекты: Отряды рыб
V. Рефлексия
1.Что узнали нового на уроке?
2. Что из урока вам наиболее запомнилось.
3. Полезна ли вам была информация , полученная на уроке.
VI. Оценка работы отдельных учащихся по сообщениям лидеров групп, групп в целом - учителем.
1.Если я чувствовал себя как «рыба в воде» - это синяя фишка.
2.если как карась на крючке, или на сковородке- это синяя красная
3. а если как сом на дне, равнодушное- это жёлтая фишка.
На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, а в ведёрко положите оценку, на которую вы поработали.
Использованная литература:
- Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Мысль, 1991.
- Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.
- Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.
- Лашкина Н. Игровые задания по зоологии. – «Биология», №15 2002г.
- Молис С. С. , Молис С. А. . Активные формы и методы обучения биологии. Животные. Москва: " Просвещение", 1988.
- Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: "Класс Хрящевые рыбы"
Презентация к уроку "Класс Хрящевые рыбы"...
Урок биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика.Внешнее строение рыб."
Методическая разработка используется при изучении темы "Тип Хордовые. Подтип Черепные.Надкласс Рыбы" на первом уроке в 7 классе. Урок дан с лабораторной работой "Внешнее строение и особенн...
Презентация к уроку биологии по теме "Надкласс Рыбы.Общая характеристика. Внешнее строение рыб".
В презентации показаны таблицы о внешнем строении рыб, об органах передвижения, об органах чувств рыб. При закреплении материала предлагается кроссворд....
Урок: "Класс рыбы, общая характеристика."
Разработка урока "Классы рыб общая характеристика"...
презентация "Надкласс рыбы общая характеристика и внешнее строение"
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 7 классе при изучении темы " Надкласс Рыбы. Общая характеристика". В презентации представлена информация об особенностях внешнего строен...
Презентация к уроку "Класс Хрящевые рыбы"
Развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках биологии...
Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....