Конспект урока" Тип черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок "Тип черви" является обобщающим повторением, проводится в форме иргы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация Тип черви | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 7 класс
План – конспект урока
Обобщающее повторение по теме: «Типы червей».
Учитель биологии Чуенкова Нина Владимировна
МОУ «Урусовская СОШ»
Цель урока: Обобщить и проверить знания по темам «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви» .
Задачи:
- Обучающие: обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека, проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания;
- Развивающие: развивать интерес к природе, ее изучению, умение приобретать знания самостоятельно, работать в коллективе, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд;
- Воспитательные: способствовать санитарно- гигиеническому и экологическому воспитанию учащихся. (Слайд 2)
Тип урока: повторительно – обобщающий, форма проведения: урок- игра.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа
Оборудование: ПК -презентация
Ход урока:
I. Орг. момент. знакомство с содержанием урока, запись домашнего задания. Учитель обращает внимание обучающихся на необходимость подписать конверты, в которые они на протяжении всего урока помещают карточки с баллами, полученные за правильные ответы, в конце урока по баллам подводится итог.
II. Урок- игра
1.Конкурс «Аукцион терминов» (слайд3)
Паренхима – рыхлая соединительная ткань
Мезодерма- промежуточный слой- неклеточный (мезоглея)
Фасциолез- заболевание ,вызванное печеночным сосальщиком
Трематоды- сосальщики имеющие присоски
Регенерация –восстановление утраченных частей тела
2. Конкурс «Викторина»( Слайд4)
1. Почему систематические категории имеют названия: Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви, назовите представителей.
Ответ: Тип Плоские черви - тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении. Тип Круглые черви - тело круглое в поперечном разрезе .Тип Кольчатые черви-тело поделено на сегменты, или кольца.
2. Малоподвижные кишечнополостные животные имеют лучевую симметрию тела. Какую симметрию имеет тело червей? Чем это объяснить?
Ответ: двустороннюю, зеркальную. Более сложной организацией, появлением систем органов.
3. Среди плоских червей есть паразиты. Что такое паразитизм?
Ответ .Паразитизм-это взаимоотношения между животными, когда один организм живет за счет другого, принося ему вред
4. Назовите представителей круглых червей?
Ответ: Аскарида, острица, нематоды и др.
5. Среди свободно живущих плоских червей встречаются виды, не имеющие органов пищеварения, например морской червь конволюга. В паренхиме его тела встречаются микроскопические одноклеточные водоросли зоохлореллы. Чем объясняется отсутствие органов пищеварения у таких червей?
Ответ: они способны фотосинтезировать органические вещества.
6. В 19 веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого в организме солитеры? Объясните почему?
Ответ: заражение происходило через сырое мясо, так как животные являются промежуточными хозяевами этих паразитов.
7. Что собой представляют органы чувств у кольчатых червей?
Ответ: Глаза, Органы осязания и химического чувства расположены на антеннах, пальпах, усиках и параподиях. У многощетинковых органы равновесия-статоцисты
8. Есть ли у круглых червей кровеносная система? Если есть, то какое она имеет строение?
Ответ: нет
9. Какое строение у круглых червей имеет дыхательная система?
Ответ: У свободноживущих круглых червей газообмен происходит через покровы тела, а у паразитических нематод - за счет расщепления накопленного в теле органического вещества- гликогена.
10. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусе палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
Ответ: Сложноустроенные органы чувств
3. Конкурс «А ну-ка ,отгадай!» (слайд 5)
а) Третий лишний Бычий цепень, острица, аскарида.
б) Дано несколько слов .Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова - названия животных
САР, ДА ,ИАК
ЖИЛ, КО ,ПЕС
НАР,ПЛА,ЯИ
Ответ: аскарида, пескожил, планария.
4. Конкурс «Немой рисунок» (слайд 6) Вызывается учащийся, который должен рассказать цикл развития аскариды.
«Рекламная пауза» Физминутка (Все встаньте. Выйдите из-за парт) (Слайд 7)
Мы рекламируем красивые фигуры: Ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо, вперёд, назад.
Мы рекламируем красивые руки: Руки вытянули перед собой, вверх, в стороны, опустили.
Мы рекламируем красивую голову: Наклоны головой влево, вправо, вперёд, назад.
Мы рекламируем свои красивые глаза.
5. Конкурс « Составьте пары»(слайд 8)
Капилляр кожно-мускульный мешок
Желудок половая система
Кольцевые мышцы пищеварительная система
Яичник нервная система
Брюшная нервная цепочка кровеносная система
6. Конкурс «СЭС предупреждает!» (слайд 9)
Выпишите цифры, обозначающие меры борьбы с паразитическими червями и профилактики заражения ими
1.Острица
2.Печеночный сосальщик
3.Бычий цепень
4.Человеческая аскарида
Меры:
1. Не есть сырое, плохо проваренное или плохо прожаренное мясо
2. Не пить сырую, некипяченую воду, взятую из водоема
3. Не есть немытые овощи и фрукты
- Не есть немытый щавель, дикий лук, не жевать травинки на лугу
- Менять пастбища сельскохозяйственных животных
- Систематически мыть руки перед едой
- Защищать продукты питания от мух, тараканов
- Не грызть ногти
7. Конкурс « Решение творческих биологических задач» (слайд10)
1)Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу- ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечит себе попадание «по месту –назначения»?
Ответ: Поскольку паразит живет в мозге, он в состоянии влиять на поведение овцы. Зараженные овцы теряют способность двигаться по прямой. Они идут только по дуге, вскоре отбиваются от стада и попадают волку на обед, а паразит по месту назначения. Эта болезнь называется «овечья вертячка»
2)Есть паразит ,который обитает в теле муравьев. Промежуточным его хозяином является корова. Каким образом паразит обеспечивает попадание «своего» муравья-хозяина в пищеварительную систему коровы?
Ответ: паразит изменяет поведение муравья: муравей стремиться заползти на самый верх травинки. Корова захватывает его языком вместе с зеленью. Вместе с муравьем попадает и паразит.
8.Тестирование «Строение и жизнедеятельность червей» (слайд11)
1.Какая симметрия тела присуща плоским червям?
А) радикальная б)двусторонняя +
2. Дождевой червь относиться к классу
А) многощетинковых;
Б малощетинковых;
В) пиявки;
3. Все ткани и органы кольчатых червей размножаются из
А) эктодермы;
Б) эктодермы, эндодермы, мезодермы;
В) эндодермы и мезодермы;
4.Многощетинковые черви
А) гермафродиты;
Б) раздельнополые;
В) бесполое размножение;
5.Кровеносная система дождевого червя
А) замкнутого типа;
В) незамкнутого типа;
В) нет;
6.Медицинские пиявки используются человеком
А для снижения кровяного давления;
Б) для повышения кровяного давления;
В) для повышения свёртываемости крови.
7.Параподии характерны для
А)многощетинковых;
Б) малощетинковых;
В) пиявок;
8.Кольчатые черви размножаются:
А) только половым путём;
Б) только бесполым путём;
В) половым и бесполым путём.
Ответы:1Б,2Б,3Б,4Г,5А,6А,7А,8В.
Подведение итогов
Рефлексия
Сегодня на уроке я могу себя похвалить
себя за ----------------------
Моих одноклассников---------------------
Учителя-------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии "Черви-паразиты" в 8 классе специальной (коррекционной) школы
Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами....
Конспект урока с использованием лабораторной работы по теме "Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей"
Конспект урока можно использовать в 7 классе при изучении темы "Тип кольчатые черви. Внешнее и внутреннее строение кольчатых червей." Для лабораторной работы используются натуральные объекты-дождевые ...
Конспект урока "Круглые и плоские черви"
Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе....
Конспект урока "Плоские черви"
-Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;-выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;-составить общие призна...
Конспект урока "Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые". Биология. 7 класс
Конспект урока "Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые". Биология. 7 класс...
Конспект урока по биологии на тему "Круглые черви" 7 класс
Конспект урока составлен таким образом, чтобы при необходимости, ребенок сам мог изучить данную тему. Он краткий, не нагружен лишней информацией, и в то же время, позволяет выйти за рамки учебника....
Конспект урока по биологии 7 класс Тип Плоские черви
Материала предназначены для учителей биологии и учеников 7 класса для изучения темы "Плоские черви". Дана общая характеристика класса, а также характеристика классов данного типа. Данный уро...