Конспект урока "Круглые и плоские черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Конспект урока для работы по теме "Круглые и плоские черви" в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Тип Плоские черви
Цели: раскрыть особенности строения плоских червей на примере свободноживущей белой планарии и паразитических червей сосальщиков и ленточных червей; выделить черты приспособленности к паразитизму; раскрыть отрицательную роль червей-паразитов в животноводстве, медицине; дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, раскрыть пути профилактики гельминтозных заболеваний; дать понятие о двусторонней симметрии.
Оборудование: таблицы «Тип Плоские черви», «Класс Сосальщики», микроскоп, микропрепараты «Кошачья двуустка», «Белая планария», «Членик цепня с половыми клетками».
Ход урока
I. Активизация знаний.
1. Фронтальный опрос.
- Какие кишечнополостные встречаются в пресных водах?
- Какие клетки образуют эктодерму?
- Расскажите о строении и значении стрекательных клеток.
- Охарактеризуйте строение клеток энтодермы.
- Дайте характеристику представителям сцифоидных; их роль в природе.
2. Индивидуальный опрос:
Расскажите об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных,
о роли кишечнополостных в природе и жизни человека;
о кораллах; о медузах; об актиниях.
II. Изучение нового материала.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Вспомнить типы животных, изученных в курсе 7 класса; выстроить смысловую нить, связывающую изученный материал с новым.
- Во время объяснения строения белой планарии необходимо выяснить, чем она сходна с кишечнополостными и чем отличается от них.
- В процессе беседы по строению планарии следует обратить внимание на вопрос: на сколько симметричных частей можно разделить (мысленно) тело планарии? При затруднении учащихся с ответом произвести этот процесс на рисунке планарии на доске. Так вводится понятие о двусторонней симметрии тела.
- Особенности строения плоского червя.
Двусторонняя симметрия тела
Тело – плоское:
Реснички - пл. эпителий – кольцевые мышцы
кожно-мышечный мешок
полость тела – клетками – органы – системы органов:
- пищеварительная система: рот – глотка – слепой кишечник
- выделительная система: канальцы
- нервная система: 2 поперечных ствола – нервные узлы
- половая система: гермафродиты, развитие со сменой хозяев
промежуточный, основной
дыхание – вся поверхность тела
тип Плоские черви : классы (9) – Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви
Покровный слой и мускулатура образуют кожно-мышечный мешок, заполненный внутри клетками рыхлой ткани, в которой расположены органы, объединенные в системы: пищеварительную, выделительную, нервную, половую. Эти черви - гермафродиты.
Способ движения обусловлен сокращением мышц и мерцанием ресничек (они малы и в лупу не видны, но хорошо видны на микропрепарате под микроскопом). Скольжению способствует ядовитая слизь (поэтому планарии несъедобны). Планарии -хищницы, нападают на личинки комаров, других беспозвоночных.
2. Класс Сосальщики представлен видами, паразитирующими
в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека.
Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения, заражается. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки. При массовом заражении скота удои молока падают на 25-40 %, и на 15-20 % в хозяйствах, занимающихся мясным животноводством, уменьшается выход мяса; падеж скота составляет 10 %. Основной способ борьбы - смена пастбища в течение лета не менее трех раз. (С помощью таблицы рассмотреть цикл развития сосальщиков.)
3. Ленточные черви - паразиты, утратившие практически все
органы, кроме половых. Прикрепляются с помощью присосок.
Рассмотреть таблицу с циклом развития бычьего цепня. Под микроскопом рассмотреть членик бычьего цепня. Прочитать в учебнике на с. 33 статью «Класс Ленточные черви». Обратить внимание на части тела паразита, приспособления к закреплению в кишечнике, отметить упрощение внутреннего строения в связи с паразитизмом. Акцентировать внимание учащихся на способах и источниках заражения человека, выделить стадии развития бычьего цепня и записать схему цикла развития в тетрадь.
4. Значение плоских червей. Профилактика гельминтозов
Необходимо рассказать о мерах борьбы с печеночным сосальщиком.
С промежуточными хозяевами - малым прудовиком - борьба осуществляется химическими препаратами. Лечебные препараты используются в борьбе со взрослой формой этого паразита. Важно проводить профилактическую работу по предупреждению заражений (инвазий).
III. Закрепление изученного.
- В чем отличие плоских червей от кишечнополостных?
- Какой принцип лежит в основе разделения типа Плоские
черви на классы? - Какие отделы тела имеет бычий цепень?
- Какие приспособления к паразитизму он имеет?
Итог урока.
Задание на дом: § 7.
Тема урока: Тип круглые черви
Цели: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности представителя типа Круглые черви - человеческой аскариды, связанные с ее паразитическим образом жизни; показать вред аскариды, меры профилактики заражений ею; обобщить и систематизировать знания о паразитических червях; углубить понятие о филогении животного мира.
Оборудование: влажный препарат «Аскарида», таблица «Тип Круглые черви».
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать особенности внешнего и внутреннего
строения круглых червей;
- на рисунке находить и называть круглых червей;
- знать особенности жизнедеятельности паразитических круглых червей;
- усвоить цикл развития человеческой аскариды, меры профилактики заражения ею.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
- Расскажите о строении и образе жизни свободноживущих плоских червей.
- Чем объясняется исчезновение многих систем органов у паразитических червей?
- Какой вред наносят сосальщики и цепни человеку и животным?
- Почему у бычьего цепня хорошо развиты органы размножения?
5) Чем объяснить отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня?
- Почему паразитические черви не перевариваются в кишечнике хозяина?
- Чем отличаются ленточные черви от сосальщиков?
- Индивидуальный опрос
Тест по данной теме.
II. Изучение нового материала.
Вопросы:
- Что вы знаете об аскаридах, острицах, нематодах?
- Какую форму имеют эти черви, как они выглядят?
Таким образом приводятся в некоторую систему те сведения и понятия учащихся о круглых червях, которые уже известны им из их жизненного опыта. Учитель демонстрирует таблицу, влажный препарат аскариды и обращает внимание учащихся на то, что тело червя не разделено на членики, вытянуто и заострено с обоих концов. Чем-то оно похоже на карандаш, заточенный с двух концов. Самец аскариды более мелкого размера, у него задний конец тела закручен. (Обратить внимание на опечатку в учебнике 2001 г. издания на с. 35, рис. 23. Под изображением самки написано «самец» и наоборот.)
Тело человеческой аскариды состоит из двух слоев. Полость тела заполнена жидкостью под давлением, что обеспечивает постоянную форму тела червя. (Выделить особенности строения червя, связанные с паразитизмом.)
Тело –
Пл. эпителий – продольные мышцы
Кожно-мышечный мешок
Полость тела – жидкость под давлением ( форма) – органы – системы:
- п.с. – рот ( 3 губы) – глотка – кишечник – анальное отверстие
- половая система: раздельнополы – самка и самец
Изучение внутреннего строения аскариды проходит без излишней детализации. Главное на уроке - вопросы санитарной профилактики. Обратить внимание учащихся на огромное количество яиц, вырабатываемых аскаридой (до 200 000 в день), на то, что яйца для дальнейшего развития должны побыть в кислородной среде, а затем попасть в кишечник человека. Рассказать о миграции личинок из кишечника в легкие, из легких - в тонкий кишечник. Учитель обращается к классу: «Каким образом происходит заражение людей аскаридами?» Обобщая высказывания учащихся по этому вопросу, акцентировать их внимание на следующих моментах: грязные руки, загрязненная пища, вода, близость сточных вод к источникам питьевой воды, нарушения в технологии приготовления и хранения пищи и пищевых продуктов.
Рассмотреть характерные особенности строения и образа жизни детской острицы, пути заражения ею и меры предосторожности, направленные на предупреждение заражения яйцами остриц.
Острица, как и аскарида, - кишечный паразит. Форма тела удлиненная, размеры мелкие (длина самки 9-12 мм, самца - 2-5 мм). Тело червя покрыто плотной беловато-розовой оболочкой. В пери од размножения самка выползает из кишечника человека и откладывает на кожу яйца (ежедневно около 1200 яиц), вызывая зуд. Расчесывая место зуда, человек заносит под ногти яйца и вторично заражается острицами.
Обратить внимание на необходимость обследований, в ходе которых выявляются инвазии, а также рассказать о лечении и соблюдении правил личной гигиены.
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей».
Представители | Местообитание | Значение |
Луковая нематода | Почва, на корнях и в луковицах лука | Уничтожает урожай лука при выращивании и хранении |
Земляничная нематода | В почве, в побегах, в плодах земляники | Угнетение и гибель растений |
Картофельная стеблевая нематода | Почва, в побегах картофеля | Растения угнетаются, снижается урожай |
Человеческая аскарида | Тонкая кишка человека | Питается пищей хозяина, отравляет его продуктами обмена веществ, изъязвляет стенки кишечника |
Свиная аскарида | Тонкая кишка свиньи | -II- |
Детская острица | Задняя кишка человека | Откладывает яйца около анального отверстия хозяина, вызывает зуд кожи |
III. Закрепление изученного.
- Чем отличаются круглые черви от плоских?
- В чем сходство паразитических червей?
- В чем заключается профилактика гельминтозов?
- Плоские черви или круглые имеют более сложное строение? Почему?
- Кто является основным и промежуточным хозяином бычьего цепня?
- Назовите основного и промежуточного хозяина печеночного сосальщика.
- Как питаются паразитические черви?
- Что такое финна?
- Как предохраниться от заражения паразитическими червями?
- Как плоские и круглые черви приспособлены к паразитизму?
- Какие организмы называют паразитами?
- Сравните строение аскариды и бычьего цепня.
- Сравните циклы развития аскариды и бычьего цепня.
- Как предотвратить заражение острицами детей?
- Какую роль играют нематоды в жизни растений? Как уберечь урожай?
- Как человеческая аскарида влияет на здоровье человека?
Назовите признаки, позволяющие предположить инвазию
Для повышения активности мыслительной деятельности учащихся использовать метод сравнения круглых и ленточных червей.
1) Какие признаки круглых червей вам известны? (Круглое впоперечном сечении тело; наличие рта и анального отверстия,полости тела, заполненной полостной жидкостью, придающей упругость телу червя; раздельнополые животные; выраженный половой диморфизм).
- Чем отличается развитие аскариды от развития цепня?
- Чем отличается аскарида от цепня?
После работы по закреплению необходимо дать краткий обзор паразитических червей и охарактеризовать явление паразитизма:
- дать определение паразита как организма, для которого другой организм (хозяин) служит средой обитания;
- указать, что организму хозяина паразит всегда причиняетсущественный вред;
- кроме основного, назвать промежуточных хозяев (если они имеются);
- назвать возможные пути заражения;
- выделить способы предупреждения заражения паразитическими червями.
Итог урока.
Задание на дом: § 8. Разработать памятку мер по предупреждению заражения паразитическими червями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные задания. "Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви"
Проверочные задания...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-131324-1351170771.jpg)
Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)
Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189100-1359296843.jpg)
Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "
Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-458334-1403077509.jpg)
Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"
Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-323649-1382531770.jpg)
Технологическая карта по теме "Тип Плоские черви. Класс ресничные черви."
Технологическая карта позволяет организовать самостоятельное изучение и закрепление нового материала в дистанционном формате...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/21/picture-104098-1624269262.jpg)
Проверочная работа «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви», биология 7 класс по учебнику В.В. Латюшина
Проверочная работа Проверочная работа «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви», биология 7 класс по учебнику В.В. Латюшина...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/03/picture-618581-1428071194.jpg)
Тематическая контрольная работа по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип Кольчатые черви»
Контрольно-измерительные материалы для проведения тематической контрольной работы по темам «Тип Плоские черви», «Тип круглые черви», «Тип Кольчатые черви&raqu...