биология 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
интегрированный урок по теме мышцы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr_urok_myshtsy_i_ikh_funktsii.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Краснянская средняя общеобразовательная школа
Интегрированный урок
по биологии и физической культуре
«Мышцы. Функции мышц»
8 класс
Авторы:
Афонин Ярослав Александрович,
учитель биологии и химии;
Боев Владимир Ильич,
учитель физической культуры
второй квалификационной категории.
сКрасное
2012
Тема. Мышцы. Функции мышц. (2 часа)
Цель. Расширение знаний учащихся о группах мышц и их функциях.
Задачи:
- Образовательные. Сформировать знания учащихся о строении и функциях различных групп мышц;
- Воспитательные. Воспитать ответственность за свое поведение при выполнении индивидуальных и коллективных заданий на уроке;
- Развивающие. Продолжить формирование навыков работы учащихся в группе и самостоятельной работы.
Тип урока. Интегрированный.
Оборудование. Таблица «Мышцы», выставка дополнительной литературы на тему «Сила и здоровье», учебник Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек» - 8 класс, гимнастический мат, гантели.
Ход урока.
- Введение.
- Проверка знаний. (Проводит учитель биологии)
2.1. Устный опрос.
- Назовите три типа мышечной ткани (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная);
- Назовите свойства мышечной ткани (возбудимость и сократимость);
- Какую функцию выполняют скелетные мышцы?
- 2. «Лестница» - дать определение понятий:
миофибриллы, динамическая работа, статическая работа, мышцы – сгибатели, мышцы – разгибатели.
- Изучение нового материала.
Основные группы мышц, их локализация и функции.
3. 1. На доске выписаны основные группы мышц, учитель биологии озвучивает и показывает их на таблице.
- Мышцы головы:
а) жевательные;
б) мимические;
- Мышцы шеи;
- Мышцы туловища:
а) мышцы грудных стенок;
б) мышцы живота;
в) мышцы спины;
- Мышцы конечностей.
3. 2. Слово предоставляется учителю физкультуры, он показывает упражнения ребятам для ознакомления с определенной группой мышц.
1 упр. Височные мышцы. Приложите руки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Что происходит с мышцей? (Мышца сократилась).
2 упр. Приложите руки к щекам, сделайте жевательные движения. Вы наблюдаете работу жевательных мышц.
3 упр. Встаньте друг к другу лицом, наморщите лоб. Что вы еще заметили? (движется кожа головы) Это сокращается надчерепная мышца.
4 упр. Зажмурьте глаза. Какие мышцы работают? (вокруг глаз). Это круговые мышцы глаза.
5 упр. Представьте, что у вас на ладони лежит снежинка, попытайтесь сдуть ее. А теперь улыбнитесь. Что вы заметили, какие мышцы работают? (вокруг рта). Это круговые мышцы рта.
6 упр. Для мышц шеи. Повороты головы вправо, влево. Какую роль играют эти мышцы? (вращение и наклоны головы).
7 упр. Для мышц туловища. Поднимание ног лежа на спине, наклоны вперед, круговые вращения туловищем (увеличивают подвижность позвоночника, тренируют вестибулярный аппарат)
8 упр. Для мышц брюшного пресса. Наклоны туловища вправо и влево, вперед, в сторону (повышают гибкость, подвижность позвоночника)
9 упр. Вызывается один желающий ребенок, он ложится на подготовленный мат и выполняет поднимание туловища из положения, лежа на спине вперед. Работают мышцы брюшного пресса.
10 упр. Для мышц спины. 1. руки на пояс; 2 сведите лопатки; 3 отведите правую ногу назад; 4 прогнитесь назад. Здесь работают все мышцы спины (трапециевидная, широчайшая, ягодичная).
11 упр. Для мышц верхних конечностей. Выполняется упражнение с гантелями (демонстрирует один ученик). 1. руки в стороны; 2 руки к плечам; 3 и 4 то же.
12 упр. Для мышц нижних конечностей. Поднимание тела на носки (укрепление связок голеностопного сустава), прыжки вверх с места.
Вопрос: Какие функции выполняют данные мышцы? (Работают мышцы сгибатели и разгибатели, они соответственно сгибают и разгибают руку).
12 упр. Отведите правую ногу назад так, как будто вы собираетесь ударить по футбольному мячу. В данном случае работает четырехглавая мышца.
13 упр. Поднимитесь на носочках несколько раз. Теперь работают икроножные мышцы. Какую функцию они выполняют? (участвуют в ходьбе, беге, прыжках).
4. Закрепление.
Учитель биологии:
4. 1. В рабочей тетради заполнить таблицу (задание № 79) с использованием учебника (стр. 108).
Учитель физической культуры:
4. 2. Класс делится на 4 группы. Каждая группа в течение 5 мин. должна подготовить несколько упражнений для тренировки определенной группы мышц. Затем один из участников группы демонстрирует эти упражнения.
Учитель биологии:
4. 3. Работа по парам. Раздаются биологические лабиринты по теме «Мышцы».
5. Учитель физкультуры предоставляет слово учащимся, подготовившим сообщения о влиянии физических упражнений на организм.
6. Оценивание результатов: в курсе биологии оцениваются: знание терминологии, работа с учебником и тетрадью, умение работать в группе, выполнение самостоятельной работы.
По физической культуре оцениваются технические и тактические действия при выполнении упражнений, знание терминологии, владение инструкторскими умениями.
Таким образом, обучающиеся могут получить одновременно две оценки по разным предметам.
Использованная литература.
- Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. 5 – 9 классы. Универсальное издание. – М.: ВАКО. 2005.- 400с. – (В помощь школьному учителю).
- Семенцова В. Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2002. 240с. (Серия «Поурочное планирование».)
- Сонин Н. И. Биология 8 кл. Человек: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 4-е изд, . стереотип. – М.:Дрофа, 2002. – 216с.: ил.
- Старцев П. Е. Биология. Человек. 8 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / П. Е. Старцев, А. А. Наумов. – М.: Дрофа, 2003. - 40 с.
- Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624 с. Серия «Библиотека учителя»).
Аннотация.
Афонин Ярослав Александрович– учитель биологии и химии МБОУ Краснянская СОШ:
- образование - высшее педагогическое;
- педагогический стаж - 3 года;
- квалификационная категория - .
Боев Владимир Ильич, учитель физической культуры МБОУ Краснянская СОШ:
- образование – среднее специальное педагогическое;
- педагогический стаж – 35 лет;
- квалификационная категория -вторая.
Данный урок в курсе биологии проводится по теме «Опора и движение» в середине второй четверти и соответствует теме «Гимнастика» по предмету физической культуры.
Форма организации учебной деятельности - интегрированный урок с элементами физических упражнений.
Методы: устное изложение учебного материала, демонстрация, упражнения, самостоятельная работа.
Приемы: организация опроса, рассказ с использованием таблицы, демонстрация физических упражнений, работа с текстом учебника, рабочей тетрадью, биологическим лабиринтом, работа в группах по составлению упражнений, выполнение индивидуальных заданий.
В отличие от стандартных уроков в соответствующих разделах в курсах биологии и физической культуры, данный урок интегрирует работу двух учителей – предметников, что позволяет объединить знания анатомии и физиологии человека и подчеркнуть значение физических упражнений для укрепления здоровья человека.
Для проведения обратной связи использовались индивидуальные интегрированные задания по группам, а также тестовые задания. Результаты показали, что все обучающиеся успешно усвоили данную тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....