Игра для учащихся 7 классов "Лесные секреты"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Игра  «Лесные секреты» проводится в форме интеллектуального  хоккея.

Цель мероприятия: активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи: углубить знания о животном мире Тульской области;  воспитывать грамотное отношение к окружающей природе; развивать умение работать в команде.

Игра требует предварительной подготовки: команды готовят название, девиз, 10 вопросов  по теме игры.

Проводится,как внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_lesnye_sekrety.docx521.57 КБ
Файл prezentatsiya_k_igre_lesnye_sekrety.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Пефтеева Валентина Евгеньевна,                                                             учитель биологии МБОУ «Гимназия»                                                         г. Суворова  Тульской области

2013-2014 уч. год

Игра «Лесные секреты»                                                                                                                             в форме интеллектуального  хоккея.                                                                                             Целевая аудитория: ученики 7 класса                                                                                                 Подготовила Пефтеева В.Е.

Цель мероприятия:                                                                                                                   активизация познавательной деятельности учащихся.                                                                                          Задачи:                                                                                                                                          углубить знания о животном мире Тульской области;                                                       воспитывать грамотное отношение к окружающей природе;                                                развивать умение работать в команде.

Игра состоит из трёх таймов по 15 минут.                                                                                          В игре принимают участие  2 команды по 9 человек.                                                                                    Состав команды:                                                                                                                     капитан,                                                                                                                                       вратарь,                                                                                                                                               3 защитника,                                                                                                                                         3 нападающих,                                                                                                                          запасной игрок.                                                                                                                                    Судейская коллегия:  главный судья,   два  помощники.                                                        Ведёт игру спортивный комментатор. Замена игроков происходит с разрешения судьи. Главный судья заранее готовит   вопросы  для «вбрасывания».                                  Команды готовят название, девиз,  10 вопросов  по теме игры.                                                                    Спортивный комментатор объясняет правила игры.                                                                       Правила игры:                                                                                                                                    Судья осуществляет вбрасывание, то есть задаёт первый вопрос.   На вопрос  отвечают  капитаны.  Тот, кто ответил первым, получает право для своей команды на «забивание» шайбы, то есть на то, чтобы задать свой вопрос команде соперников.    Нападающие первой команды задают вопрос защитникам другой команды. Время на обдумывание 30 секунд. Если защитники  не могут дать ответ,  то в игру  вступает вратарь.   Если и вратарь не может ответить, то помощники судьи фиксируют забитый гол. Нападающие первой команды  проводят вбрасывание, задают свой второй вопрос.  Если был дан правильный ответ на вопрос, то шайба считается отбитой и судья производит новое вбрасывание. За нарушение правил  судья может удалить игрока с поля.                                                    Примерный текст комментатора: «Гланый судья проводит вбрасывание. Шайба в руках команды №1. Бросок! Команда № 2 не смогла отбить шайбу. Шайба в воротах. Гол! Счёт становится 1:0 в пользу первой команды. Вбрасывание проводят нападающие команды №1.  Защитники команды №2 отбивают шайбу. Судья осуществляет новое вбрасывание».   Если при подведении итогов счёт окажется равным, то судья назначает дополнительное время. Его помощники задают по очереди вопросы  с однозначным ответом (да, нет)  вратарям. В конце игры проводят обсуждение и награждение победителей.

К игре прилагается презентация с ответами на вопросы судьи.                                                        Вопросы главного судьи:

1. Эти животные живут очень сплочённым и дисциплинированным коллективом.  Они чувствуют запах за 1,5 км.    Они очень выносливы и способны пробежать за день 65-80 км. Они очень нужны для поддержания равновесия в лесном сообществе.                                  (Это волки, они не дают травоядным сильно размножаться)  

2. Эти полезные животные из семейства куньих уничтожают много грызунов, ядовитых змей, слизней, вредных насекомых. Они очень аккуратны и чистоплотны. А вот увидеть  их трудно, так  как они очень любят спать. Летом спят весь день, а зимой впадают в спячку (единственные  представители  этого семейства).  Своими сильными лапами с острыми когтями они легко роют норы.   (Барсуки)  

3. Родом этот зверёк из   Северной Америки. Там его  называют «водяным кроликом» или  «младшим братом бобра».   У него симпатичная округлая мордочка с почти незаметными ушками и выразительными бусинками-глазами. С марта по август  самка может дать несколько  помётов  по 5-7 детёнышей. У этого зверька  красивый, густой мех. Этот грызун относится к семейству хомяковые. (Ондатра)

4. Для чего бобры используют  специальный коготь на задних лапах?                                       (Для сохранения мехом водоотталкивающих свойств, его нужно смазывать выделениями из сальных желез, для чего используется специальный коготь на задних лапах.  Это позволяет бобрам не промокать и не мерзнуть даже в ледяной воде)

5. Эти животные не впадают в спячку. Зимой мех у них становится плотнее, защищая от морозов. Они  роют себе снежные норы. Самец занимается вопросами пропитания. Весной занимают пустующие норы других животных. У одной пары бывает несколько нор, соединённых между собой. В случае опасности животные могут незаметно перебраться из одной норы в другую. Самец и самка вместе заботятся о своём потомстве.  Эти животные  отличаются большими ушными раковинами-локаторами, при помощи которых они улавливают звуковые колебания.     (Лисица)

6. Для сохранения этих животных нужно ставить кормушки, заготавливать сено, ветки с листьями, а зимой выкладывать эту подкормку и добавлять соль. Особенно важно делать это в снежные зимы, когда животное тонет в сугробах. Эти  животные очень любопытны.  Охота на них полностью запрещена.  Их врагами являются волки и бродячие собаки. Эти очень изящные животные имеют большие красивые глаза и маленький хвостик. (Косули)

7. Чем зимой питаются бобры?                                                                                                          (Они заготавливают на зиму тонкие веточки осины или ивы  и кору деревьев и устраивают склад на дне водоёма)

8. Назовите самое маленькое млекопитающее, которое можно встретить на территории нашей Тульской  области?    (Землеройка-бурозубка весит 4-5 граммов.)

 9. Каких птиц мы можем увидеть только зимой? (снегирь, свиристель)                                          10. Этот зверь не только внешне смахивает на медведя, но следы его имеют сходство с медвежьими, только поменьше, и ходит вразвалку, косолапя, всеяден, как медведь.  В поисках пищи почти все время роется в лесной подстилке и в земле носом и лапами, вынюхивая и высматривая съедобное. А лесу это чрезвычайно полезно: звери, взрыхляют землю, распространяют семена растений и одновременно уничтожают огромнее количество всевозможных вредителей, таких, например, как майский жук.  Он  не боится ядовитых змей, при случае питается и ими.   (Барсук)

11. Это очень хитрый и умный зверь. У него  отличное зрение и слух.  У него очень густой мех, даже в самые сильные морозы он может уснуть на снегу и не замерзнет. Если на него  уже совершалась охота, но ему удалось скрыться, то этого зверя будет трудно поймать, у него буквально вырабатывается шестое чувство на приближение опасности.  (Волк)

12. Назовите самого крупного грызуна нашей области.                                                               (Бобры весят до 30  килограммов).

13.  Почему белки не впадают в спячку зимой?                                                                               (Они питаются семенами сосны и ели, зимой   им хватает пищи)

14.  Какая птица помогает людям сажать дубы?                                                                        (Сойка прячет желуди, делая запас на зиму)

15.  Какую безногую ящерицу  можно встретить в наших лесах?  (Веретеницу)

16.  Какой представитель семейства куньих приносит пользу лесу, но может вредить птицеводству?        (Лесной или тёмный,  хорь)

 17. Назовите самое крупное млекопитающее нашей области.                                                      (Лоси весят до 600 килограммов)

18.  Назовите самую маленькую птичку наших мест.                                                        (Желтоголовый королёк)

19. Водится ли на территори нашей области мускусная крыса?                                                     (Да, так называют ондатру, она была завезена в нашу страну  в 1928 году, а затем быстро заселила все подходящие водоёмы)

20.  Почему лоси могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?   (Между двумя копытами есть перепонка, за счёт чего увеличивается площадь опоры)

21. Какие птицы не садятся на землю, но очень хорошо летают?     (Стрижи)

22. Чем отличается городская ласточка от деревенской?                                                                         (У городской ласточки (воронка) хвост похож на тупую вилочку с короткими концами. У деревенской (касатки) хвост похож на острую вилочку  с длинными концами. Отличаются они и по окраске: у касатки брюшко желтоватое, а горлышко красно-коричневое)

23. Какие виды зайцев водятся в нашей области?   Чем они отличаются?                                                                       (Заяц-русак, заяц-беляк. У русака длинные уши и лапы, хвост его несколько длиннее, чем у всех остальных зайцев, и сверху окрашен в черный цвет)

24. Почему стрижи улетают на юг раньше, чем ласточки, хотя тоже питаются насекомыми?                                                                                                                                                                                                      (У ласточки полёт более маневренный, чем у стрижа, она  может быстро развернуться в полёта, а стриж нет.  Когда насекомых становится меньше, стриж не может прокормиться, а ласточка может поймать  мошек и у самой земли)

25. Почему перед дождём ласточки летают низко над землёй?

(Перед дождём насекомые опускаются ближе к земле из-за понижения атмосферного давления. Ласточки, которые питаются насекомыми, опускаются вслед за ними. Если ласточки летают низко, значит, скоро начнётся дождь)

Дополнительные вопросы судьи:

1.Можно ли в лесах Тульской области встретить зубра? (нет)

2. Верите ли вы в то, что кабаны в наших лесах живут очень давно, на них велась охота и 100 лет назад?   (Нет.  Они зашли в наши леса из соседних областей только в 1958 году)

3. Рога  лосей своей формой напоминают соху, потому лосей называют сохатыми. Верите ли вы в это?  (да)

4. Верите ли вы в то, что кукушка приносит большую пользу и считается очень нужной для леса птицей? ( Да. Они могут уничтожать волосатых гусениц, которых другие птицы есть не могут)

5. Верите ли вы в то, что лесная птица вальдшнеп при опасности переносит своих птенцов в другое  место? (Да. Низко над землёй переносят птенцов в лапах)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра для учеников 7 класса «Лесные секреты» Подготовила: учитель биологии МБОУ «Гимназия» г. Суворова Тульской обл. Пефтеева В.Е.

Слайд 2

Волки не дают травоядным сильно размножаться, регулируют их численность.

Слайд 3

Барсук – самый крупный и редкий зверь семейства куньих.

Слайд 4

Ондатра – полуводное млекопитающее.

Слайд 5

Бобры не промокают и не мерзнут даже в ледяной воде.

Слайд 6

Зимой мех у лисы становится плотнее, защищая от морозов.

Слайд 7

Охота на косуль полностью запрещена.

Слайд 8

Бобры заготавливают на зиму тонкие веточки осины или ивы.

Слайд 9

Землеройка-бурозубка весит 4-5 граммов.

Слайд 10

Снегири и свиристели прилетают к нам зимой в поисках корма. Они любят питаться плодами рябины.

Слайд 11

Барсуки рыхлят землю, распространяют семена растений и одновременно уничтожают огромнее количество вредителей.

Слайд 12

Волки в стае ведут себя очень дружелюбно. В ней каждому отведено свое место и в отношениях царит строгий порядок.

Слайд 13

Бобры весят до 30 килограммов

Слайд 14

Шишки — любимый зимний корм белок.

Слайд 15

Несколько сотен желудей собирает сойка, готовясь к зиме. Она прячет их, а потом не все находит.

Слайд 16

Веретеница совершенно безобидна и приносит лишь пользу человеку, во множестве уничтожая различных вредителей.

Слайд 17

Лесной хорь приносит пользу истреблением мышевидных грызунов.

Слайд 18

Лоси весят до 600 килограммов.

Слайд 19

Королёк -самая маленькая птица Европы. Длина его только 8-9 сантиметров, а вес около 6 граммов.

Слайд 20

Ондатра была завезена в нашу страну в 1928 году.

Слайд 21

Острые копыта лося глубоко рассечены и могут расходиться в стороны. Кожистая перепонка между пальцами не даёт ногам проваливаться в топях.

Слайд 22

У стрижей очень длинные крылья, а вот ноги короткие. Если бы стриж сел на землю, то не смог бы взлететь.

Слайд 23

Отличаются они по форме хвоста: у городской ласточки (воронка) хвост с короткими концами. А еще и по окраске: у деревенской ласточки (касатки) брюшко желтоватое, а горлышко красно-коричневое.

Слайд 24

У русака длинные уши и лапы, хвост его несколько длиннее, чем у всех остальных зайцев, и сверху окрашен в черный цвет.

Слайд 25

Кабаны зимой нуждаются в регулярной подкормке.

Слайд 26

Кукушки уничтожают гусениц, которых не едят другие птицы.

Слайд 27

Вальдшнеп при опасности переносит в лапах своих птенцов в другое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Интеллектуальная игра по математике: «Своя игра» для учащихся 8 классов

Цели математического мероприятия:Повышение познавательного интереса к предмету математики.Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.Способствовать побуждению каждого учащегося ...

Проект "Игра - путешествие для школьников «Секреты Линдуловской рощи»

Данный проект представляет из себя разработку игры-путешествия для школьных и туристских групп в Ленинградской области по территории заказника «Линдуловская роща». Это уникальное место, гд...

Информационное письмо о проведении мастер-класса среди учащихся школ "СекреТЫ ПРОФессиИ"

Профориентационный мастер-класс «СекреТЫ ПРОФессиИ» разработан и проводится  в рамках реализации инновационного проекта-грантообладателя  «Студия графического дизайна &laqu...