Сценарий внеклассного мероприятия по биологии для 6 класса.
план-конспект занятия по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "Путешествие лесного Робинзона". 6 класс.
Учитель (на фоне музыки):
Красота родной земли, живая поэма природы. Знаем ли мы с вами, ребята, нежный и многокрасочный мир растений, окружающий нас? Наверное, нет. Яркой весной и в разгаре лета, задумчивой осенью и снежной зимой – всегда люди тянутся к природе, а особенно в лес. Он манит нас своей зеленью и прохладой, буйным разнотравьем и щебетом птиц. Однако мы плохо знаем то, что окружает нас в лесу то, что мило и дорого нашему сердцу с детства. А ведь каждый цветочек, каждая травинка- это живая поэма природы! Вот сегодня на уроке мы познакомимся с обыкновенными на первый взгляд растениями, живущими рядом с нами, но имеющими очень большое значение.
Но урок у нас будет не совсем обычный, потому что мы совершим путешествие в сказочный лес, встретимся с загадочными жителями леса - лесовичками, а еще к нам в гости спешит Робинзон. Не удивляйтесь, ребята, ведь наш урок- это игра, в которой каждому из нас отведена своя роль. И я тоже принимаю правила игры, а роль моя - врач-фитотерапевт, доктор, который в качестве лекарств пользуется только травами.
( Стук в дверь) Кто-то стучит! Да это же и есть Робинзон.
Ребята, а кто это такой?
Ученица: 25 апреля 1719 года в Англии вышла книга, которой сужено было пережить века и стать одной из популярных и читаемых. Это книга Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Герой её стал любимым для многих поколений ребят. Для нас он мужественный, изобретательный человек, нашедший в себе силы не пасть духом в трудных обстоятельствах.
Но!
Впрочем, давайте послушаем самого Робинзона.
Появляется Робинзон. Робинзон раскланялся!
Робинзон: Здравствуйте, ребята! Вот уже 300 лет живу на свете! Кто бы мог подумать, что судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив меня на берег, и едва не лишив жизни, она впоследствии сделала меня долгожителем! Видно не суждено мне было погибнуть в морской пучине! 28 лет пробыл я на острове почти в полном одиночестве. Но выжил и победил! А вот сегодня, я вижу, судьба сыграла со мной еще более злую шутку! И теперь забросила в лес средней полосы.
Учитель: Тебе нравится у нас, Робинзон?
Робинзон: Нравится! Конечно, здесь красиво, ничего не скажешь! Вот только оставаться один на один с дикой природой мне совсем не хочется! Особенно если не знаешь растений.
Уходит к двери.
Ухожу, ухожу.
Из двери появляются лесовички (Звучит музыка)
Учитель: А вот и хозяева лесной обители- маленькие лесовички.
1-й лесовичок: Останься с нами, Робинзон!
Робинзон: Нет!
2-й лесовичок: Живи в лесу!
Робинзон: Нет! Ухожу на необитаемый остров к своим бананам и апельсинам!
3-й лесовичок: Хочешь, мы расскажем тебе, что такое лес?
4-й лесовичок: Слушай внимательно!
(Стихи на фоне музыки) 1-й лесовичок:
Когда ты входишь лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
2-й лесовичок:
Нога твоя сползет по россыпи иголок,
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
3-й лесовичок:
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется пеночка короткой, четкой трелью
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
4-й лесовичок:
Привет тебе, приют свободы и покоя
Родной земли моей неприхотливый лес
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
1-й лесовичок:
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от щедрости твоей,
Грибы и ягоды по солнечным просекам
И пищу, и жилье, и мачты кораблей!
2-й лесовичок:
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила,
Для всех, умеющих их тайны разгадать!
3-й лесовичок: Ну, теперь ты понял, что такое лес и для чего он нужен?
4-й лесовичок: Останешься с нами и будешь лесным Робинзоном.
Робинзон: (уходит к двери) Нет! Нет! Хочу на необитаемый остров.
(Лесовички совещаются):
1-й лесовичок: Ну, раз так, откроем тебе большую-большую тайну леса (хором) лесную кладовую.
2-й лесовичок: Лесная кладовая – это кладовая здоровья!
3-й лесовичок: Тот, кто постигнет тайну лесной кладовой, навсегда полюбит лес, его обитателей, станет его частичкой, будет всегда здоровым, крепким, бодрым!
Робинзон: Ну, давайте, валяйте свою кладовую! (Звучит музыка. Выходит дуб).
Учитель: Природа одарила это дерево такой жизненной силой, что он способен противостоять почти всем невзгодам времени. 1000-1500 лет и даже больше отведено жить ему. Дуб – это символ непокорности, воли и могущества. У многих народов дуб считается самым старым деревом на земле. Дубовая ветвь означала могущество, и венком из дубовых листьев награждали за воинские победы.
«Дубы, не тронутые веками, одного возраста со Вселенной, они поражают своей почти бессмертной судьбой, как величайшее чудо мира» - писал об этом дереве Плиний, древнегреческий философ.
Дуб: Много и красиво сказал обо мне человек. Спасибо ему за это. Я ведь очень полезен и служу человеку верой и правдой много лет. Скажи, Робинзон, что ты знаешь обо мне?
Робинзон: Ни-че-го!
Дуб: А вы, ребята, что скажете?
Ребята:
1. Мебель, прочная древесина. 2. Листья используют для засолки огурцов. 3. Плющ свисает с плеч ветвистых,
Словно старая броня.
Дуб – тебе, наверно, триста?
Как давно ты ждёшь меня?
Столько лет уже стоящий
Здесь, не пропустив ни дна,
Прошлый ты и настоящий,
Будущий после меня.
4. Лекарство.
Дуб: Правильно! В медицине используют дубовую кору. Собирают её ранней весной, сейчас, пока не распустились листья с молодых деревьев. Собранную кору сушат и хранят до 5 лет. Дубовая кора – это хорошее противовоспалительное средство.
1-й лесовичок: А отгадайте загадку.
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета,
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь).
2-й лесовичок: А ты знаешь, Робинзон, что из желудей дуба получают муку. Вот как это делается. Жёлудь разрезают, очищают от кожуры и вымачивают двое суток в воде. Затем перекладывают в кастрюлю, заливают водой и доводят до кипения. После этого воду сливают, жёлуди высушивают до похрустывания. Остаётся хорошо растолочь в ступке и размолоть. При крупном помоле получается крупа, а из неё будет вкусная дубовая каша. Не пробовали? обязательно попробуйте, очень вкусно.
3-й лесовичок: А я больше люблю дубовые лепёшки, они получаются при мелком помоле желудей. А ещё, если их смазать вареньем или повидлом, то получится очень вкусное блюдо.
Робинзон: Вот это да! А что там ещё в вашей лесной кладовой?
4-й лесовичок: Белоствольная наша красавица, Берёза, выйди, покажись добру молодцу Робинзону.
Звучит музыка, выходит Берёза.
Учитель: Март. Утро года. После долгого зимнего сна просыпается живая природа. Пригрело солнышко и в деревьях запульсировали живительные соки. Одной из первых откликается на ласку весны белоствольная берёза. Недаром месяц начала весны на Украине – березень.
Берёза прекрасна в любое время года. Но самая-самая она весной, когда только развиваются её нежные, жёлто-зелёные листья, а воздух наполняют пьянящие берёзовые запахи.
На фоне музыки Лесовичок рассказывает легенду о берёзе.
Берёза: А ещё я очень полезна. Вспомните берёзовые веники для бани. И не случайно веники делают из берёзовых листьев, ведь они целебны и улучшают общее состояние организма человека.
Вот тебе, Робинзон, на память веник для бани.
Робинзон: А как ним пользоваться?
Берёза: А вот так (хлопает Робинзона).
Учитель: С берёз ранней весной собирают почки, набухшие, но не распустившиеся. Собирают вместе с ветвями и сушат при температуре 25-30о С.
Берёза: Из моей древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует раны язвы, ожоги и кожные заболевания. Мои листья способны за 2-3 часа убить все болезнетворные микробы.
2-й лесовичок: Настои и отвары, которые мы готовим из берёзовых почек, применяются как дезинфицирующее и мочегонное средство, при болезнях органов дыхания, при мелких ранениях и травмах.
Берёза: Ребята, а кто любит берёзовый сок?
(Все поднимают руки).
Берёза: Прекрасный и полезный напиток, обладающий общеукрепляющим действием!
Робинзон: Вот это да! Это действительно какое-то чудо, а не лес!
(Прыгает от радости и разбивает ногу. Сидит плачет. Выходит подорожник).
Подорожник: Успокойся, Робинзон, я помогу тебе! Сорви мой листочек и приложи к ноге, оберни им больное место и ты почувствуешь, как боль станет постепенно утихать. Листочек приятно холодит, и скоро ты перестанешь хромать. Запомни, помог тебе подорожник. Я очень нужное растение, если кто-то поцарапал руку, кто-то получил ожог, кого-то укусила оса, пчела или шмель - всегда обращайтесь за помощью ко мне. Иногда я даже спасал людей от укусов змей. Мои листочки вытянут яд, успокоят боль.
Учитель: Подорожник называется так потому, что растёт около дорог, а ещё оттого, что умеет подорожувати – путешествовать по свету. Его семена легко прилипают к обуви и путешествуют по стёжкам-дорожкам вместе с человеком. Даже в Америку он допутешествовал. И вырос там. Индейцы, коренные жители, ненавидели европейских завоевателей, которые несли смерть и горе, возненавидели, и подорожник и назвали его «след белого человека».
3-й лесовичок: А вот на Дальнем Востоке и в Китае местные жители очень любят подорожник, т.к. из его семян варят вкусную подорожниковую кашу. Не пробовал, Робинзон?
Робинзон: Нет.
Подорожник: А в конце нашей встречи я расскажу вам легенду. Это было очень давно, когда люди не знали ещё науки медицины. Жил в одной маленькой стране добрый молодец. Он очень любил людей, много делал им добра, исцелял раны, защищал слабых. Когда на страну нападали враги, он изгонял их. Однажды, в тёплое летнее утро юноша пошёл в поле собирать цветы для лечения больных. Вокруг цвели цветы, пели птицы, порхали бабочки. И вдруг из засады на юношу напали враги. Они схватили его, били, терзали, топтали ногами и при этом зло кричали: «Сейчас ты умрешь и превратишься в растение. Ты будешь расти у дорог, тебя будут топтать, рвать». Кровь юноши, падая на землю, превращалась в растения. В листьях его текли целебные соки. Вот такова судьба подорожника.
Выходит Лопух: Все о них, да о них! А знаете кто я?
Все (хором):
Кто? Лопух: Я - Лопух!
Все смеются!
Ученик 1:Чего вы смеётесь? Лопух- это доверчивый и простодушный человек.
Ученик 2:«Пристал, как репей»- это тоже о лопухе.
Робинзон: Слышал, слышал! Это же сорное, никому не нужное растение!
Учитель: Действительно, выйдешь летом на улицу, а он тут как тут, у крыльца, у дороги, в канаве. Всюду. Так и просится: «Приглядись ко мне повнимательнее, уж не так я и плох». И на самом деле лопух очень полезен.
Лопух: Чтобы оценить меня, надо докопаться до корней. Иногда мои корни достигают толщины крупной моркови. Его можно есть сырым, жареным, печь, варить. Его можно класть в суп вместо картофеля и петрушки. В нем содержится 12% белка и 45% сахара. Поэтому из моих корней можно получить сладкое повидло.
4-й лесовичок: А еще из семян лопуха, если настоять на оливковом масле, можно получить репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Выходит Ромашка.
Ромашка: А знаете ли вы, что я, Ромашка, иностранка?
Все (хором) удивляются. Не может быть.
Ромашка: Да- да! 150 лет назад, в Европе меня никто не знал. Родом я из Америки. Попав в Европу, за несколько десятков лет я запрудила все пустыри и овраги от Атлантического до Тихого океана.
Зато сейчас меня знают все! Мамы ваши, когда купали вас – малышей, и тебя Робинзон, сыпали в воду мои веснушечные цветы. И не только для запаха, а чтобы росли вы здоровыми, бодрыми, румяными. Недаром меня назвали ещё и румянка.
Учитель: И не только этим полезна ромашка. Цветы ее собирают, высушивают и используют настой как потогонное и обезболивающее средство, используют как лекарство для полоскания ванн, примочек.
1-й лесовичок: А кто не знает, что ромашка предскажет судьбу? Погадать тебе, Робинзон? (Гадает, любит – не любит).
Робинзон Вот это да!
Учитель: Только под первыми весенними лучами солнца растает снег, а уже тянутся из под земли к свету упругие стебельки маленького растеньица с интересным названием мать-и-мачеха. Вот оно какое!
(Выходит мать-и-мачеха).
3-й лесовичок: Такое поэтическое название не случайно. Люди дали это название растению из-за листьев.Сверху они ярко-зелёные, блестящие, но холодный этот блеск – чужой взгляд мачехи на детей, а снизу листья покрыты нежным белым пухом: достаточно дотронуться – и услышишь нежное тепло, которым веет от родной мамы.
Мать-и-мачеха: Я действительно такая, какой меня представил лесовичок. Но кроме всего, я ещё и лекарственная. Листья мои используют как средство для отхождения мокроты из лёгких при кашле, а так же как потогонный чай. А ещё я – это зелёные часы и растение – барометр. Соцветия мои закрываются ровно в 5 часов вечера, а так же при наступлении пасмурной погоды или перед дождём.
Учитель: Ребята, и дорогой Робинзон! Многие из вас были весной в деревне или за городом и видели как по лугам, в садах и по обочинам дорог весело зазеленели компании одуванчиков. Первый весенний венок вы сплетёте из этих цветов. Жёлтый одуванчик – это маленькое луговое солнышко. Уйдёт большое солнце за тучи и луговое солнышко тоже спрячется – с головой укроется зелёным платочком.
4-й лесовичок: Вот какие стихи есть о нём:
Уронило солнце
Лучик золотой,
Вырос одуванчик
Первый молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет
Он большого солнца
Маленький портрет.
Робинзон: Чем-чем, а одуванчиком вы меня никогда не удивите. Уж больно просто это растение.
Лесовички (хором): Удивим! Ещё как!
1-й лесовичок: Сегодня на завтрак у меня был салат из листьев одуванчика. Вот как я его приготовил: собрал листья одуванчика. Горечь легко удалил, ошпарив листья кипятком, добавил листьев лука, крапивы, и заправил солью, уксусом и подсолнечным маслом. В некоторых странах одуванчики выращивают даже на огородах, и заготавливают в прок как капусту путём квашения.
2-й лесовичок: А я сегодня на завтрак пил одуванчиковое кофе. Для того, чтобы его приготовить корни, осенью хорошо очищают и сушат. Затем поджаривают и перемалывают их и получают кофе.
Одуванчик: Вы знаете, а ведь мы растём в Московском Ботаническом саду в отделе лекарственных растений. Посетители этого сада с удивлением смотрят на грядки с важно сидящими одуванчиками:
- Может быть, их оставили по недосмотру?
- Нет, нас посадили специально, ведь мы лекарственные. Мы, одуванчики, содержим витамин С, который укрепляет зубы и витамин А, улучшающий зрение. В старину нас называли «эликсир жизни», т.к. его рекомендуют употреблять для улучшения пищеварения и при болезнях печени. Спиртовая настойка – это хорошее средство при лечении ангины, а масляная настойка помогает при ожогах. Вот какой я необходимый!
Учитель: Ребята! Много на свете есть полезных и нужных растений, много уроков подряд могли бы мы говорить о лесной кладовой. Но я думаю, что и вы, ребята, и ты, Робинзон, убедились в том, что каждое растение – это настоящее чудо природы. И чем больше мы будем знать о них, тем богаче, интереснее, здоровее будет жизнь. Давайте не забывать, что мы люди – дети, а природа – это наша добрая и любящая мать. Так давайте же оберегать, любить и ценить её как благодарные дети.
Робинзон: Решено! Остаюсь на постоянное место жительства в вашем лесу, вступаю в союз лесовичков.
Лесовички: И, пройдя краткий курс обучения лесных наук о растениях, получаешь звание Лесной Робинзон!
(Одевают ленту под торжественную музыку и аплодисменты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» построен по принципу одноименной игры....
Внеклассное мероприятие по биологии 8 класс
Внеклассное мероприятие"Знаешь ли ты анатомию?" в 8 классе в виде занимательной игры "Умники и умницы"проводится в рамках недели биологии, химии, экологии для формирования познавательной деятельности ...
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "День Земли "
Этот материал предназначен для учащихся 5-7 классов. Мероприятие может быть проведено в рамках учебной недели. Эта методическая помощь учителям биологии и экологии, чтоб удачно провести предметную нед...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ "Спасём мир " для учащихся СПО и НПО
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ«Тайны биологии» для учащихся СПОУчитель биологии – Москаленко Елена ВладимировнаHelen-345@mail.ruЦели мероприятия: Расширить знания учащихся о живой приро...
Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»
Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 5 класс "Мы за здоровый образ жизни".
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 5 класс "Мы за здоровый образ жизни"....
Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "Что? Где? Когда?"
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Мухаметшина Лайсян Гайнелгилемовна, учитель биологии Цели мероприятия: Расширить знания учащихся о живой природе, ...