Разработка экологического занятия "Бобры: какие они?"
план-конспект занятия по биологии (5 класс) по теме

Cубботина Ольга Николаевна

 «Бобры: какие они?»

Экологическое занятие.

Цель:

-познакомить учащихся с животными Воронежского края;

-формировать основы экологических знаний и экологической культуры;

- развивать у учащихся познавательный интерес

- воспитывать чувство ответственности за «братьев наших меньших».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Бобры -  какие они!»

Экологическое занятие.

Цель:

-познакомить учащихся с животными Воронежского края;

-формировать основы экологических знаний и экологической культуры;

- развивать у учащихся познавательный интерес

- воспитывать чувство ответственности за «братьев наших меньших».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Ведущий. Мир живых организмов нашей планеты удивителен и разнообразен, он удивляет богатством форм, видов, красок, поражает своей неповторимой красотой, привлекает неразгаданными тайнами.        Слайд 2

Ведущий.    Наш Воронежский край тоже богат и удивителен.           Слайд 3.

А знаете ли вы животный мир нашего края? Отгадав загадки, вы вспомните, какие звери и птицы населяют наши поля, луга и леса.

Носит шубу круглый год.  Слайд 4

Не барашек и не кот,

Шуба серая - для лета,

      Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

На овчарку он похож,        .  Слайд 5

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит оскалив пасть.

На овцу готов напасть. (Волк)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким предметам;

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

Всю ночь летает –                

Мышей добывает. .              Слайд 6

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?  (Соловей)

Кто эта птица?

Никогда не строит  для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

II. Водная часть.

 Ведущий. А сегодня, ребята, вы познакомитесь с чудным зверьком нашей Воронежской области. Узнаете о нём много интересного.

Загадка о бобрах        Слайд 7

             Вот речные мастера:
            Строят дом без топора,
            А из бревен и из тины
            Возведут за день плотину.  (Бобры)
                                                     

Вы откроете для себя много интересного из жизни бобров. Итак, давайте знакомиться!

III.  Основная часть

Ведущий.   Что мы знаем о бобрах? Ну, во-первых, что бобр – это довольно большой зверь.. Он по праву считается одним из самых крупных представителей отряда грызунов. У бобра ценный мех. Сам он живет вдоль берегов рек, строит хатки и плотины. Ну вот, пожалуй, и все, что обычно говорят люди по поводу этих интереснейших животных. А порой и того меньше. Обидно! Ведь неутомимые труженики бобры заслуживают большего. Поэтому стоит познакомиться с нашими старыми знакомыми получше.

Ведущий.   Живут бобры долго — до 25 лет. Да,у этих животных всё удивительно — и зубы, и шуба, и хвост. Удивительны постройки бобров и их детёныши... Давайте познакомимся с чудесами «короля грызунов» по порядку.

                                                              Чудо первое - бобровые зубы     Слайд 8

Ученик.

Утром трудится и днём,
Потому что строит дом.
Даже вечером гнёт спину,
Чтобы возвести плотину.
Инструмент бобра хорош:
Острый, жёсткий, точно нож,
Без пилы, без топоров,
Строит - с помощью зубов.

Ведущий.  Бобра часто называют «королём грызунов». Действительно, по сравнению с хомяками, сусликами, мышами он выглядит величественно. Длина его тела достигает 70 сантиметров. И ещё 30 сантиметров приходится на хвост. А масса этого зверя до 30 килограммов

Ведущий.   Бобры знамениты своим умением подгрызать и сваливать деревья. Вместо пилы и топора у зверя-лесоруба мощные зубы-резцы. На каждой челюсти их по два. Верхними резцами бобр упирается в ствол, а нижними срезает стружку. Во время отдыха и даже во сне бобр усердно трёт свои верхние зубы о нижние и наоборот. Так он их точит. Листья и кора сваленных деревьев — это еда, а оставшиеся ветви и стволы — строительный материал.

Ведущий. Губы у бобра тоже имеют особое строение: они прикрывают рот позади зубов! Поэтому, когда бобр грызёт, щепки не попадают к нему в рот. Если же он грызёт под водой, в рот не попадает и вода. Кстати, под водой у бобра плотно закрывается не только рот, но и ноздри и уши.

Чудо второе – бобровая шуба. Слайд 9

Ученик.

Шубка теплая такая,
Не промокнуть помогает,
Возвожу в реке платину,
Глина, ветки, древесина.
Хоть жилище не шатер,

Хорошо живёт бобёр.

Ведущий.  Нет, не красота — главное достоинство роскошной шубы, в которой круглый год щеголяют бобры. Красоту ценим мы, люди. А для бобров важно, чтобы мех не пропускал воду. Ведь бобры очень много времени проводят в воде. Они прекрасно плавают, ныряют. На задних ногах между пальцами у них перепонки, которые превращают задние лапы в ласты. Под водой бобр может не дышать целых 15 минут! И мех его действительно не пропускает воду — за всё время купания шуба не промокает. Выйдя на берег и встряхнувшись, зверёк почти мгновенно высыхает.

Ведущий.  Бобры очень тщательно ухаживают за своим мехом. Они не только наносят на него жировую смазку, но и с усердием расчёсывают мех зубами, передними лапами, а также особыми чесальными когтями на задних лапах. Спину, до которой зверьки сами дотянуться не могут, расчёсывают им своими зубами другие бобры.

А какого цвета шуба у бобров? Чаще всего коричневая, но разных оттенков. Бывают чёрные бобры. А изредка встречаются и совершенно белые!

Чудо третье — бобровый хвост.  Слайд 10

Ученик. 

Хвост широкий, как лопата
Или руль у корабля,
Бобр с работы прёт бобрятам
Груды разного добра.

Ведущий.  Хвост у бобра и правда необыкновенный. По форме он напоминает лопату. Голый, покрыт чешуйками. Впрочем, это не настоящие чешуйки, как у рыбы, а просто утолщения кожи Можно с уверенностью сказать: без хвоста бобр не был бы бобром!

Во-первых, без хвоста зверёк не мог бы подгрызать деревья. Дело в том, что при работе он упирается в землю именно
хвостом.

Ведущий.   Во-вторых, он не смог бы так хорошо плавать, потому что хвост служит ему и веслом, и рулем. Незаменим хвост и при нырянии, особенно в момент опасности. Бобры, надо сказать, необычайно осторожны: малейший подозрительный шум — и они уходят под воду. Причём в первый момент зверь громко шлёпает хвостом по воде. Этот шлепок слышат бобры по соседству — и тоже ныряют. Затем, уже под водой, напуганный зверь с такой силой отталкивается хвостом, что удирает ну просто молниеносно. Так хвост часто спасает бобру жизнь.

Ведущий.    Наконец, хвост защищает зверя от перегрева. Всё тело бобра одето тёплой шубой, и только благодаря голому хвосту он избавляется от излишков тепла.

В тёплую погоду бобры иногда спят на спине, широко раскинув лапы и хвост. Совсем по-другому они ведут себя в холод. Садятся, и, сжимаясь почти в клубок, прикрывают хвостом, как щитом, нос и задние лапы с перепонками. Именно эти нежные места тела зверьки особенно стремяться уберечь от мороза.

Как видите, хвост у бобра — это опора, весло; руль, сигнальное устройство, защита от перегрева и даже от холода.

                Чудеса четвёртое и пятое –бобровые хатки и плотины    Слайд 11

Ученик.

Бобр, бобриха, три бобренка
Дружно строят дом себе.
И трещит сорока громко:
- Дурни, строят на воде!
Рассердился бобр – подросток:
- Ты – кричит – трескунья просто!
Строим крепость – теремок,
Волк – Разбойник чтоб не смог
Разломать нам оборону!
Прилетела вдруг ворона
И сороку обругала,
Чтоб Работать не мешала.
А тем временем, бобер
Пруд плотиною подпер.
А бобрята и бобриха
Обгрызают бревна лихо.
Дом построен крепкий, прочный,
Не пролезет враг, уж точно.
Никакой Разбойник – зверь:
Под водой в том доме дверь.
 Парамонов С

Ведущий.   В строительном искусстве бобры опередили всех зверей! Разные звери умеют строить — кто норы, кто гнёзда наподобие птичьих. Но никакие из этих построек не сравнятся по сложности с сооружениями «короля грызунов».

Ведущий.  Хатка выглядит рыхлой кучей хвороста. На самом же деле она очень прочна. Бобры не просто складывают сучья один на другой — они сплетают их и скрепляют илом и глиной. Вход в хатку всегда находится под водой. Внутри под толстыми стенками и крышей сухо, а зимой достаточно тепло. Свой дом трудолюбивые хозяева постоянно ремонтируют, подновляют. Они живут в нём не один год и со временем могут расширить его и надстроить. Обычная высота хаток 2—3 метра. Но известны «дворцы», достигающие 6-метровой высоты. И даже... 13-метровой!

В норе, как и в хатке, сухо, чисто, уютно. Вход скрыт под водой. Поэтому, глядя с берега, даже не подумаешь, что здесь поселились бобры. Выдают их только срубленные деревья на берегу. Самих бобров днём встретишь редко: они — ночные животные.

Ведущий.   Теперь о плотинах... С их помощью бобры поднимают уровень воды в речках и ручьях, то есть делают неглубокие места глубокими. Глубина запруженного места должна быть такой, чтобы водоём зимой не промерзал до дна. Ведь это означало бы гибель зверьков: зимой они не впадают в спячку и вынуждены постоянно кормиться. Они плавают подо льдом, добывая корни, корневища, стебли и листья водных растений. Это свежий корм, которого бобры поедают очень много. Кроме того, они используют запасы древесного корма — ветки. Их бобры заготавливают ещё осенью и сваливают в кучу недалеко от хатки или норы.

Ведущий.  Зимой, как и в любое другое время года, бобры бдительно следят за исправностью своей плотины. Построенная из того же материала, что и хатка, плотина прочна. Но ей приходится выдерживать нередко очень большой напор воды, и в любую минуту может возникнуть течь. В таких случаях бобры поспешно затыкают нору чем угодно, даже кусочками льда, а потом приносят на это место веточки, сучья и спокойно завершают ремонт.

Чудо шестое – бобрята. Слайд 12

Ученик.

А ближе к вечеру бобёр
Бобрятам мягкой лапой
Глазёнки сонные протёр.
- Куда так рано, папа?
- Мне нынче зяблик у пруда
Пел песенку на ветке.
Ох, дайте вспомнить… вот беда,
Забывчив стал я, детки!
«Свети нам, солнышко, свети
Над речкою высоко!
Кору древесную налей
Тягучим сладким соком.
Пускай не любим мы жары,
Милее нам прохлада,
Но чем зимою без коры
Прокормятся бобрята?..»
И в самом деле, без коры
Не проживут зимой бобры.
                                 Аким Я.

Ведущий. Живут бобры семьями. Каждый год весной появляются на свет несколько малышей — от двух до пяти. Они остаются с родителями весь этот год и весь следующий и только на третьем году жизни отселяются и обзаводятся собственными семьями. Обычно бобровая семья состоит из 8—12 зверей.

Только что родившиеся бобрята — необыкновенно милые создания. Они зрячие, покрыты шёрсткой. И в первый же день проявляют любопытство и самостоятельность: пытаются выползти из норы или хатки. Но родители удерживают их. Беспокоятся они не зря: если бобрёнок выберется наружу, он не сможет вернуться домой. Плавать-то малыши умеют от рождения, но нырять в первое время не могут — слишком лёгкие. Вода выталкивает их, как пробку. А не умея нырять, не попадёшь обратно в нору, ведь вход в неё находится под водой. Поэтому взрослые заставляют своих непоседливых детишек целый месяц сидеть дома. Мамаша кормит их молоком, а папа-бобр на десятый-одиннадцатый день начинает приносить им на обед свежую зелень.

                                                                    Сто белок за бобра.

Ведущий.К сожалению, за красоту, густоту и прочность шубок бобрам пришлось расплачиваться жизнью. Их мех называли «коричневым золотом». И ради него зверей на протяжении многих веков нещадно истребляли.

На Руси долгое время бобров берегли. Участки, где они обитали, считались большой ценностью. Добыча бобров велась по строгим правилам. Но постепенно все эти правила были отброшены. Началось поголовное истребление бобров. И вот к 20-м годам XX века их в нашей стране осталось не более тысячи... Безжалостное уничтожение бобров — один из многих примеров хищнического отношения человека к природе.

Чудо седьмое — бобры возвращаются!

    Ведущий. Наконец стало ясно: ещё немного — и бобры совсем исчезнут с лица земли. Было принято решение: полностью запретить охоту на них, создать несколько заповедников и заказников — одним словом, начать спасение бобров.                

Слайд 13

Особенно большую работу для этого провели сотрудники Воронежского заповедника. Когда этот заповедник был организован, там обитало всего 30—40 бобров. Но через некоторое время благодаря охранным мероприятиям зверьков стало так много, что появилась возможность расселять их по стране.

    Ведущий.Это прекрасно. И дело не только в том, что бобры — красивые, интересные звери с удивительной жизнью. Они очень нужны лесу! К бобровым прудам приходят на водопой разные лесные звери. Здесь поселяются дикие утки, ценные рыбы. Если случается лесной пожар, бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню. Осины и ивы, которые бобры срубают, дают богатую корневую поросль. Поэтому заросли по бобровым берегам быстро восстанавливаются. Зато на местах порубок охотно пасутся лоси, косули, зайцы. Эти звери и зимой поедают кору и молодые ветки сваленных бобрами деревьев. Получается, что бобры как бы устраивают для них «столовую». «Маленькие лесные люди»—так называли бобров индейцы...

Интересные факты          Слайд 14-15

Ведущий. В городе Бобруйске в 2006-м году была открыта скульптура бобра. Чуть позже — еще одна.

III. Заключение.

Что интересного и нового вы узнали о бобрах – этих удивительных животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка экологического занятия КВН "Где мы живём"

Закрепление знаний дошкольников по разделу "Где мы живём?" дополнительной образовательной программы "Игровая экология", проводимой в форме КВН....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...

Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"

Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....

разработка экологической тропы

  Экскурсия по лесной тропеЗдравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы побываем с вами на экскурсии по лесной тропе. Очень хочется, чтобы вы смогли увидеть сами и рассказать своим друзьям, ро...

Разработка экологического урока "В будущее- без мусора".

Разработку можно использовать материал для  дополнительного урока по экологии или внешклассной деятельностьи в 5 классе....

Разработка классного часа "Какой я разный" ( 5- 7 класс)

1.ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА: «КАКОЙ Я РАЗНЫЙ»2.АННОТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:А) ЦЕЛЬ: развитие у учащихся стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения.Б) ЗАДАЧИ:   - вы...