Заседание эколого - биологической секции «Путь в науку» на тему «Разноцветная история или удивительный мир растений»
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Внеклассное мерориятие проводится в игровой форме для учащихся 6-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnaya_istoriya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального района
«Новооскольский район Белгородской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа
Новооскольского района Белгородской области»
Заседание эколого - биологической секции «Путь в науку»
«Разноцветная история или удивительный мир растений»
Выполнила: Гончар-Быш Л.Н., учитель биологии,
п.д.о. МОУ ДОД «СЮН»
2011 г.
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием красящих пигментов растений, формирование навыков работы с дополнительной литературой, формирование монологической речи, навыков выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, биологическая микролаборатория, микроскоп, растворы соды, аммиака, уксусной кислоты, лимонной кислоты, вытяжка антоциана.
Действующие лица: учащиеся эколого-биологической секции «Путь в науку» в роли аспирантов и кандидатов биологических наук.
Как великий художник,
природа умеет и с небольшими
средствами достигать великих
эффектов.
Г. Гейне
Ведущий: Природа наградила нас необычайным даром – цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Мы с надеждой смотрим на нежную зелень весенней листвы и с грустью восхищаемся желто-оранжевой гаммой осеннего леса. Цвет волос мы часто сравниваем с золотистыми колосьями хлеба или с коричневыми каштанами, а цвет глаз – с синими васильками. Даже сами названия цветов – оранжевый, лиловый, индиго – тоже происходят от названий соответствующих растений. Мы приглашаем вас в удивительный мир растений.
Зав. кафедрой. Уважаемые коллеги и приглашенные гости, И так тема заседания нашей кафедры: «Разноцветная история или удивительный мир растений»
На заседание выносятся следующие вопросы:
- Почему листья и стебли растений имеют зеленый цвет?
- Почему лепестки цветков имеют разноцветную окраску?
- Что является причиной изменения окраски листьев?
И так слово предоставляется зав. лабораторией «Цитология».
Зав. лабораторией «Цитология»: Наша лаборатория поставила перед собой цель: Выявить органоиды клетки, от которых зависит окраска растений?
Мы рассмотрели клетки различных частей растения под микроскопом и выяснили, что зеленую окраску листьям придают зеленые пластиды – хлоропласты. На слайде вы видите передвижение хлоропластов в листьях листа элодеи. А вот яркую окраску лепесткам цветков придают вакуоли, которые содержат клеточный сок с разнообразными пигментами, т.е. красящими веществами. Могу предположить, что это разные вещества, имеющие свою окраску: в желтых цветках желтые пигменты, в синих – синие, в красных – красные и т.д.
Зав. кафедрой. Спасибо за выступление. А что скажут ваши коллеги: Фитохимики?
Зав. лабораторией «Фитохимия»: С гордостью могу сказать, что мы продвинулись в изысканиях намного дальше своих коллег. И могу утверждать, что действительно окраска растений зависит от многих пигментов. Но наши коллеги ошибаются, говоря, что каждый цветок имеет свой пигмент. И здесь мы остановимся на невероятной изобретательности и фантазии природы. Оказывается, в клеточном соке присутствует пигмент антоциан. Присутствие антоциана в клеточном соке растений придает цветкам колокольчиков синий цвет, фиалок - фиолетовый, незабудок - небесно-голубой, тюльпанов, пионов, роз, георгинов - красный, а цветкам гвоздик, флоксов, гладиолусов - розовый.
Аспирант 1: Почему же этот краситель является таким многоликим?
Дело в том, что антоциан в зависимости от того, в какой среде он находится (в кислой, нейтральной или щелочной), способен быстро изменять свой оттенок. Соединения антоциана с кислотами имеют красный или розовый цвет, в нейтральной среде - фиолетовый, а в щелочной - синий.
Аспирант 2. А где же доказательства?
Зав. кафедрой. Тихо господа! Действительно, наука требует доказательств.
Зав. лабораторией «Фитохимия»: Будут вам сейчас доказательства. Ассистент, помогите мне, пожалуйста.
Аспирант 3. Антоцианы легко извлечь из любых синих или красных частей растения. Если, к примеру, прокипятить нарезанный корнеплод столовой свеклы или листья краснокочанной капусты в небольшом количестве воды, то скоро она окрасится от антоциана в лиловый или грязно-красный цвет. В колбе находится фиолетовый пигмент антоциан, который мы получили из листьев краснокачанной капусты. Но стоит прилить к нему лимонную кислоту и он становится красным, а если добавить щелочи и он синий. Все очень просто!
(Опыт с изменением окраски сока свеклы)
- К раствору антоциана прилить кислоту – красное окрашивание.
- К раствору антоциана прилить щелочь – синее окрашивание.
Зав. лабораторией «Фитохимия»: Эффект изменения окраски антоцианов часто используется фокусниками: если красная роза несколько минут находится в щелочной атмосфере, то она становится синей, а розовый пион – сине-зеленым.
(опыт с изменением окраски цветков)
Аспирант 1. Господа, извините меня, пожалуйста. Вы открыли мне глаза! Я долго думал. Почему в соцветиях медуницы лекарственной можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розоватым венчиком, расцветшие - пурпуровой окраски и уже отцветающие - синего цвета. Теперь я понял, в чем дело. Это обусловлено тем, что в бутонах клеточный сок имеет кислую реакцию, которая по мере распускания цветков переходит в нейтральную, а потом и в щелочную. Подобные изменения окраски лепестков наблюдаются и у цветков жасмина комнатного, незабудки болотной, синюхи голубой, льна обыкновенного, цикория обыкновенного и сочевичника весеннего. Спасибо вам! Сегодня я буду спать спокойно.
Аспирант 2. А как объяснить белую окраску цветков.
Сотрудник лаборатории «Фитохимия»: Можно мне слово.
Зав. кафедрой: Пожалуйста.
Сотрудник лаборатории «Фитохимия»: Цветы не содержат никакого пигмента белого цвета. Этого белого пигмента, который бы мог содержаться в цветах, просто не существует в природе. Белый цвет всех белых цветков образуется в результате равномерного отражения и рассеивания света. Аналогию можно провести между цельным льдом и снегом. Лед прозрачный, а снег белый.
Зав. кафедрой. А что вы можете сказать о зеленых пигментах?
Сотрудник лаборатории «Фитохимия»: Самыми распространенными растительными пигментами зеленого цвета являются хлорофиллы (показывает вытяжку хлорофилла). Именно они входят в состав хлоропластов и окрашивают растения в зеленый цвет. Для синтеза хлорофилла необходимо много света и высокая температура. Поэтому летом растения зеленые. Но к осени при понижении продолжительности светового дня и температуры синтез хлорофилла прекращается, и на листьях проявляются цвета красных антоцианов и других красителей.
Зав. кафедрой. Спасибо, коллега. В своем выступлении вы и ответили на вопрос
- Что является причиной изменения окраски листьев?
Аспирант 4. Вы рассказали нам о пигменте антоциане и хлорофилле, которые окрашивают растения в красные, синие, розовые и зеленые цвета. Но в природе есть еще и желтый цвет. Какие пигменты вызывают желтую окраску цветов и плодов?
Сотрудник лаборатории фитохимии.
Флавоны – одни из самых распространенных растительных пигментов. Нет растения, где бы они ни были обнаружены. Долгое время считалось, что эти пигменты характерны исключительно для растительного царства, однако в 90-х годах прошлого века некоторые флавоны были обнаружены и в грибах. На латинском языке flavus означает желтый. В природе флавоны являются основными пигментами, обеспечивающими желтую цветовую гамму плодов и цветов. Много этих красителей и в других органах растений, хотя там желтая окраска маскируется другими пигментами.
Флавоны – довольно устойчивые соединения, причем некоторые из них хорошо растворимы в горячей воде. Именно поэтому флавоновые пигменты были первыми красителями, которые наши предки использовали для окраски тканей. Наши бабушки в деревнях красили ткань и пасхальные яйца при помощи луковой шелухи. В этих случаях они имели дело именно с желтыми пигментами.
Аспирант 2. Есть ли польза от пигментов для человека?
Сотрудник. Растительные пигменты и мы
Несмотря на очевидную эстетическую пользу от растительных пигментов, люди всегда находили им и вполне практическое применение.
Первым наиболее естественным и понятным способом использования красителей растений было применение их "по назначению". Речь, в первую очередь, идет о пищевой промышленности. Пигменты растений не токсичны, они естественны, и как не ими окрашивать потребляемые нами продукты питания, тем более, "биологически чистые".
Другое направление использования пигментов – фармакологическое. То, что полезно растениям, часто оказывается полезным и нам с вами. Как уже отмечалось, пигменты являются антиоксидантами: они замедляют старение, тормозят рост раковых опухолей, защищают организм в условиях повышенной радиации. Хлорофиллы обладают сильными антисептическими свойствами, они убивают многие виды бактерий, не случайно их используют для изготовления антибактериального препарата хлорофиллипта.
Некоторые из растительных пигментов не просто полезны: они являются витаминами, а без витаминов наш организм просто не может существовать. Желтый пигмент рибофлавин называют витамином В2, а каротиноид ретинол – витамином А.
Говорить о пользе растительных пигментов и о значении их для нас можно бесконечно. Но наша статья лишь коротко знакомит с ними. Возможно, информация о пигментах не изменит круто вашу жизнь. Этого и не надо. Просто в будущем, глядя на сочную зелень растений, пестрый ковер цветов, самодовольную красноту помидоров на дачном участке, подумайте о том, что все вокруг нас не случайно, все взаимосвязано, подумайте о том, как прекрасен, гармоничен и изумителен мир, в котором мы все живем.
Зав. кафедрой. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Вопросов нет? Подведем итог нашего заседания.
Мы выяснили, что в растениях присутствуют разнообразные пигменты, которые окрашивают растения во все цвета радуги. Растительные пигменты используют в пищевой промышленности, медицине, фармакологии.
Ведущий. На этой неделе проводится акция «Первоцвет». Поэтому вам предлагается викторина на тему «Первоцветы»
Задание 1.
Кентаврия.
Это страна, населенная фантастическими существами.
Необходимо выбрать название растения и пофантазировать как оно могло бы выглядеть. Нарисовать его и написать короткую историю о том, как такое растение могло появиться.
- Баранчики
- Гусиный лук
- Ключики
- Копытень
- Медвежий лук
- Печёночница
- Сон-трава
- Хохлатка
Задание 2.
а) Назовите три синих весенних цветка на букву П:
Прострел
Печёночница
Пролеска
б) Назовите три синих (фиолетовых) весенних цветка:
Хохлатка
Прострел
Печёночница
Пролеска
в) Назовите три желтых весенних цветка:
Мать-и-мачеха
Первоцвет
Ветреница лютиковая
Калужница
Гусиный лук
г) Назовите три белых весенних цветка:
Ветреница дубравная
Ландыш
Подснежник белоснежный
д) Назовите три весенних цветка, меняющих свой цвет:
Медуница
Сочевичник
Незабудка
Задание 3.
На каждую букву алфавита придумайте хотя бы одно растение, цветущее весной.
А – абрикос, андромеда;
Б - береза, брусника, белокопытник, будра, бузина, белоцветник;
В – ветреница, вишня, верба;
Г – гусиный лук, груша;
Д – дуб;
Е –
Ж – жарновец, жимолость;
З – звездчатка средняя;
И – ива, ирис;
К – калужница, купальница, клюква, копытень;
Л – лунник оживающий, ландыш, лещина, лютик;
М – мать-и-мачеха, медуница;
Н – незабудка, нарцисс;
О – одуванчик, ольха;
П – прострел, пролеска, печёночница, подснежник, птицемлечник, пушкиния;
Р – рябчик;
С – сочевичник, сирень;
Т – тополь; терн, тюльпан;
У –
Ф – фиалка;
Х – хохлатка;
Ц – цикламен;
Ч – чистяк, черемуха, черемша;
Ш – шиповник;
Щ -
Э – эремурус;
Ю – юнона (напоминает ирис)
Я – яблоня.
Задание 4.
Назовите раннецветущие растения с мочковатой, стержневой ситемой, корневищем и т.п.
а) Мочковатый корень
печеночница
калужница
б) Стержневой
д) Клубень
чистяк
хохлатка
е) Луковица
прострел
гусиный лук
ветреница лесная
пролеска
в) Корневище
подснежник
ветреница дубравная и лютиковая
медуница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.
Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....
Сценарии мероприятий и праздников эколого-биологической направленности
Этот сборник (авторский и взят из разных источников) сценариев адресован учителям экологии, биологии, химии, природоведения для использования во внеклассной работе,при проведении предметных недел...
Опытно-экспериментальная работа как условие для вовлечения обучающихся в деятельность эколого-биологической направленности
Материал по организации опытно-экспериментальной деятельности...
эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"
Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного интереса.3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка....
Заседание эколого - биологической секции «Путь в науку» на тему «Разноцветная история или удивительный мир растений»
Внеклассное мерориятие проводится в игровой форме для учащихся 6-7 классов....
Биологический турнир "Удивительный мир растений"
Цели:Способствовать формированию у учащихся целостного представления об общих признаках, классах, семействах отдела “Покрытосеменные”.Показать необходимость этих знаний для повседневной жизни.Во...
Конспект занятия из цикла "Погружение в природу" по эколого-биологическому образованию младших школьников : «Растения в экологии города».
Когда мы говорим о городе, то прежде всего представляем себе здания и магистрали, промышленные предприятия и культурные учреждения, жителей и их занятия.В последнее время все чаще упоминаем городскую ...