Мастер-класс "Наследование групп крови"
методическая разработка по биологии по теме
Мастер-класс по биологии "Наследование групп крови"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_nasledovanie_grupp_krovi.rar | 293.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Наследование групп крови»
Юмагулова А.В.,
учитель биологии МБОУ «СОШ № 3
г. Красноармейска Саратовской области»
Цель: показать методы решения генетических задач на наследование групп
крови (система АВ0) и резус-фактора.
Задачи:
- Выяснить причины различия четырех групп крови по гену АВ0 и резус-фактору.
- С помощью решения задач показать передачу по наследству групп крови у человека по гену с множественным аллелизмом АВ0.
- На примере задачи доказать возможность рождения ребенка с отрицательным резус – фактором от родителей с положительными резус – факторами.
Оборудование: карточки – определители групп крови и генотип групп крови для каждого участника, ручки, листочки, карточки с решеткой Пеннета.
Ход занятия
- Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.
В молодой семье родился ребенок. Родители счастливы, малыш здоров, растет, прибавляет в весе. Все было хорошо, пока на очередном медосмотре не определили группу крови ребенка. В семье начались скандалы, да и было из-за чего: у родителей 2 и 3 группы крови, а у малыша 1. Мужчина не является биологическим отцом ребенка? Младенца подменили в роддоме? Или беспокоится не о чем?
Такие ситуации не редкость в жизни. Не знания законов генетики часто разрушают семьи. Поэтому считаю, что изучение этой темы очень важно. Я работаю в 11 классе, где биологию изучаем на базовом уровне. Учащимся этот предмет «не нужен», ЕГЭ они не сдают. Поэтому моя задача, дать основные понятия общей биологии, сформировать навыки применения этих знаний в жизни. За три часа я должна познакомить учащихся со всеми законами наследования, 1 час выделяется на практическую работу по решению элементарных задач по генетике. Это очень мало. Поэтому в 11 классе считаю целесообразным вести элективный курс «Решение генетических задач». Одна из них: решение генетических задач на наследование группы крови.
- Теоретическая часть. Характеристика групп крови.
Участники мастер-класса делятся на три группы. Каждая самостоятельно выполняет свои задания по инструктивным карточкам.
1 группа: прочитайте текст, объясните, как определяется группа крови
человека. Работают на месте.
Задание 1 группе
Кровь состоит из жидкой части — плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. На эритроцитах находятся белки – антигены. Различия между людьми по группам крови — это различия по составу определенных антигенов и антител плазмы крови.
Австрийский ученый Карл Ландштайнер, смешивая плазму крови одних людей с эритроцитами, взятыми из крови других, обнаружил, что при некоторых сочетаниях эритроцитов и плазмы происходит «склеивание» - слипание эритроцитов и образование сгустков, а при других - нет.
Изучая строение эритроцитов, Ландштайнер обнаружил особые вещества. Он поделил их на две категории А и В, выделив третью, куда отнес клетки, в которых их не было. Позже были обнаружены эритроциты, содержащие маркеры А- и В-типа одновременно.
В результате исследований возникла система деления по группам крови, которая получила название АВО. Этой системой мы пользуемся до сих пор.
I ( 0 ) – группа крови характеризуется отсутствием антигенов А и В;
II ( А ) – устанавливается при наличии антигена А;
III ( В ) – антигенов В;
IV( АВ ) – антигенов А и В.
Это открытие позволило избежать гибели людей при переливаниях, вызванных несовместимостью крови больных и доноров. Впервые удачные переливания проводились и раньше. Так, в истории медицины XIX века описано удачное переливание крови роженице. Получив четверть литра донорской крови, по ее словам, она ощутила, «будто сама жизнь проникает в ее организм».
2 группа: вам даны три символа А, В, 0. Составьте все возможные
комбинации, используя только два символа, например АВ (ВА
тоже самое) и т.д. Работают у магнитной доски с магнитными
карточками.
3 группа: прочитайте текст. Объясните, что такое резус-фактор? Чем он
определяется. Работают на месте.
Задания 3 группе
Резус-фактор представляет собой антиген (белок), который находится в эритроцитах. Примерно 80-85% людей имеют его и соответственно являются резус-положительными. Те же, у кого его нет – резус-отрицательными. Наследование группы крови по первой классификации и резус-фактора происходят независимо друг от друга: люди с разной группой кровью могут быть с разным резус-фактором. Положительный резус-фактор обозначается Rh+ или R, и является доминантным (преобладающим) признаком, а отрицательный – rh- или r - - рецессивным (подавляемым).
Если резус-отрицательному человеку перелить кровь резус-положительного, у реципиента начнется иммунная реакция, и в его плазме будут накапливаться антитела, уничтожающие резус белок. Если антител выработается немного, то первое переливание пройдет удовлетворительно. При повторных переливаниях эритроциты донора будут уничтожены, и реципиенту грозит гибель.
Тот же процесс может быть у резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребенка. Попадание в кровь матери эритроцитов плода, что случается при микротравмах, приводит к иммунной реакции организма женщины – выработке антител. Антитела, проникая в плод, разрушают его эритроциты. Если антител в плод попало немного, первая беременность может закончиться благополучно, но последующие будут проходить с осложнениями. Современная медицина способна предупредить их, но для этого необходимо вовремя обратиться к врачу.
Затем идет обсуждение.
- Как определяется группа крови человека?
- Каждый человек при наследовании группы крови получает один ген от матери, другой от отца. Какие генотипы могут быть при определенной группе крови?
- Как определяется резус-фактор?
3. Практическая часть.
Задача: родители имеют II и III группы крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей?
Дано:
Р: II группа - АА или А0
III группа – ВВ или В0
♀ - женский организм
♂ - мужской организм
Найти: F1 - ?
Решение: возможно 4 варианта.
II группа III группа G: А 0 В 0 F1: АВ, А0, В0, 00 IV гр II гр III гр I гр |
II группа III группа G: А В 0 F1: АВ, А0 IV гр II гр |
II группа III группа G: А 0 В F1: АВ, В0 IV гр III гр |
II группа III группа G: А В F1: АВ IV гр |
1 вариант.
Решаем вместе с объяснениями.
♀ ♂ | А | 0 |
В | АВ IV группа | В0 III группа |
0 | А0 II группа | 00 I группа |
2,3, 4 вариант решаются по группам. Затем делаем вывод.
Ответ: У родителей, имеющих II и III группу крови, возможно рождение детей с любой группой крови.
Задача: Определите вероятность рождения резус – отрицательных детей у резус – положительных родителей, если бабушки были резус отрицательными.
Дано:
Р: R-?♀ - женский организм
и R-?♂ - мужской организм
R - доминантный признак
r - рецессивный признак
Найти: F1 – вероятность рождения r r ?
Решение: бабушки передали своим детям (в задаче родителям) по одной хромосоме с рецессивным геном r. Значит родители гетерозиготы Rr.
Р: ♀ Rr х ♂ Rr
Есть резус Есть резус
G: R r R r
F1:
♀ ♂ | R | r |
R | R R Есть резус | R r Есть резус |
r | R r Есть резус | r r Нет резуса |
Решаем на доске, а решетки Пеннета выданы каждому участнику.
Ответ: вероятность рождения резус – отрицательных детей у резус – положительных родителей составляет 25%, или ¼ часть.
- Подведение итогов.
Несведущие люди спрашивают, как наследуются группы крови: от родителей или от родственников. Законы генетики помогут объяснить недоразумения, откуда появились новые группы крови у детей, если таковых нет у родителей.
- Рефлексия.
Полезным ли было занятие?
Благодарю вас за работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГРУППА КРОВИ | ГЕНОТИП |
I (0) | jO jO (00) |
II (A) | JA JA (АА) , JA jO (А0) |
III (B) | JB JB (ВВ), JB jO (В0) |
IV (AB) | JA JB (АВ) |
♀ ♂ | ||
группа | группа | |
группа | группа |
♀ ♂ | ||
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Наследование групп крови"
При изучении темы "Генетика" в 10-м классе большой интерес у учащихся вызывает вопрос о наследовании групп крови. В презентации рассматривается алгоритм, решение и проверка таких задач; диф...
Разработка урока "Наследование групп крови человека"
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса, при изучении раздела "Генетика". Урок включает традиционные этапы: актуализация опорных знаний, изучение новой темы (с проблемной ситацией и выполнением...
презентация к уроку "Наследование групп крови человека"
Презентация используется совместно с уроком " Наследование групп крови человека" , конспект которого находится на мини - сайте....
"Группа крови и характер"
беседа с родителями...
разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"
методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка составлена к уроку по п...
Группы крови. Переливание крови.
В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек". На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли...
Урок биологии 8 класс к разделу "Кровь. Кровообращение", презентация на тему "Тканевая совместимость. Группы крови".
Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему "Тканевая совместимость". На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не...