Презентация "Наследование групп крови"
презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме
При изучении темы "Генетика" в 10-м классе большой интерес у учащихся вызывает вопрос о наследовании групп крови. В презентации рассматривается алгоритм, решение и проверка таких задач; дифференцированное домашнее задание; кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasledovanie_grupp_krovi.pptx | 415.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кодоминирование – отсутствие доминантно-рецессивных отношений Наследование групп крови зависит от трёх аллельных генов (А,В,О), но у каждого человека их может быть только два . Они комбинируются в диплоидных клетках по два и могут образовывать 6 генотипов. При этом нет ни доминантного , ни рецессивного . А = В = О
Группы крови Группа (фенотип) Генотип Данные по Европе I (О) ОО 46% II (А) АА, АО 42% III (В) ВВ, ВО 9% IV (АВ) АВ 3%
Схема совместимости групп крови при переливании Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании. III IV II I
Склеивание эритроцитов при неправильном переливании крови
Rh – понятие о резус-факторе Наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус . Примерно у 85% людей в эритроцитах содержится белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh «-» – людям следует переливать только в R h «-» кровь, т.к. при попадании в кровь Rh “+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh “-” , а плод развивается Rh “+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи). Rh – резус-фактор, открыт Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась нобелевская премия.
Значение знаний о группах крови Если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, тысячи людей умирали бы от реакций в результате переливания крови и миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови. Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение: а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах б) определение отцовства в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)
Задача У матери I группа крови,а у отца IV . Может ли ребёнок унаследовать группу крови своего отца? решение мать : I – OO отец : IV – A В дети ? Р ♀ ОО × ♂ АВ G О А, В F 1 АО (II ), ВО( III ) Ответ : не может
Задача В родильном доме перепутали двух детей. У одного ребёнка I группа крови, а у другого – II группа. Анализ показал,что одна пара родителей имеет I и II группы, а другая – II и IV группы. Определите родителей обоих детей. решение Р (1) ОО × АА (АО) G О А (А, О) F 1 АО( II) , OO(I) Могут быть родителями и одного и другого ребёнка --------------------------------------------- Р(2) АО(АА) × АВ G А, О А, В F 1 АА, AB, AO, BO ( II) (IV) (II) (III) Ребёнка с I группой у этой пары быть не может, значит их малыш имеет II группу крови.
Задача Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу крови, утверж - дая , что он отец ребёнка. У ребёнка I группа. Какое решение должен вынести суд? решение Р ♀ В О(ВВ) × ♂ ОО G В , О О F 1 ВО( III), OO(I) Ответ: мужчина может являться отцом ребёнка, также как и другой человек с такой же группой крови.
задачи на закрепление 1 вариант 1) Отец имеет третью группу крови ( гетерозигота ), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) 2) Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (2) 3) Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? (3) 4) Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3) 5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором ( гетерозигота ), у отца – третья ( гомозигота ) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5) 2 вариант 1) Мать имеет вторую группу крови ( гомозигота ), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2) 2) Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови? (2) 3) Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя? (3) 4) Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям? (3) 5) У матери первая группа крови с положительным резус-фактором( гетерозигота ), у отца – вторая( гомозигота ) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)
Домашнее задание А) У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен ; б) отец гетерозиготен . Б) У матери “+” резус-фактор (она гомозиготна ), а у отца “-” резус фактор. Какой резус-фактор может быть у их детей. В) Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя? Г) Придумать свою задачу на группы крови и оформить ее на отдельной карточке. Д) Решить кроссворд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Наследование групп крови человека"
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса, при изучении раздела "Генетика". Урок включает традиционные этапы: актуализация опорных знаний, изучение новой темы (с проблемной ситацией и выполнением...
презентация к уроку "Наследование групп крови человека"
Презентация используется совместно с уроком " Наследование групп крови человека" , конспект которого находится на мини - сайте....
"Группа крови и характер"
беседа с родителями...
разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"
методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка составлена к уроку по п...
Группы крови. Переливание крови.
В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек". На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли...
Урок биологии 8 класс к разделу "Кровь. Кровообращение", презентация на тему "Тканевая совместимость. Группы крови".
Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему "Тканевая совместимость". На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не...
Презентация "Переливание крови. Группы крови"
Презентация закрепляет знания глухих обучающихся о составе и функциях крови, знакомит с понятиями о потерях крови, переливании крови, группах крови, донорах крови.. Речевой материал, изученный н...