Разработка урока "Наследование групп крови человека"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 9 класса, при изучении раздела "Генетика". Урок включает традиционные этапы: актуализация опорных знаний, изучение новой темы (с проблемной ситацией и выполнением лабораторной работы), закрепление изученного и задание на дом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasledovanie_grupp_krovi_cheloveka.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Наследование групп крови человека»
Цель: дать понятие о множественном аллелизме на примере наследовании групп крови человека
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым понятиями: множественный аллелизм, кодоминирование, агглютиноген, агглютинин;
- вспомнить основные изученные понятия генетики;
- закрепить навыки оформления и выполнения лабораторных работ;
- научить делать выводы
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям;
Развивающие:
- развитие умений учебного труда;
- развитие умений работать в группах;
- развитие интереса к предмету через получение новых знаний;
- развитие умения решения генетических задач
- Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы с вами познакомимся с 3 типом взаимодействия аллельных генов. Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим необходимые понятия, знание которых понадобятся на уроке.
Карточки с терминами Ответы учеников
Ген-… - участок молекулы ДНК, обеспечивающий формирование
какого-либо признака
Аллельные гены-… - гены, лежащие друг против друга в гомологичных хромосомах
Типы взаимодействия генов -… - полное доминирование
и неполное доминирование
Доминантный признак -… -преобладающий признак
Рецессивный признак -… - подавляемый признак
- Изучение новой темы
Во всех рассмотренных до сих пор случаях каждый признак контролировался одним геном, который мог быть представлен двумя аллельными формами. Известно, когда один признак проявляется в нескольких различных формах, контролируемых тремя и более аллелями. В таких случаях говорят о множественных аллелях.
Множественный аллелизм- существование в популяции более двух аллелей данного гена.
По такому типу наследуются группы крови человека. Группа крови контролируется аутосомным геном.
Локус этого гена обозначают I, а три его аллеля буквами А,В,О (система АВО). Аллели А и В - кодоминанты, О- рецессивен по отношению к ним обоим.
Кодоминирование - тип взаимодействия аллельных генов, при котором в фенотипе у гетерозигот присутствует продукт обоих генов.
В плазме крови человека могут содержаться агглютинины α и β— антитела, которые выполняют реакцию агглютинации клеток крови, в эритроцитах —агглютиногены A и B- анитигены, участвующие в реакции агглютинации, причём из белков A и α содержится один и только один, то же самое — для белков B и β.. Таким образом, существует четыре допустимых комбинации; то, какая из них характерна для данного человека, определяет его группу крови[1]:
К нам пришло письмо с просьбой о помощи.
Пишет к нам фермер. У него два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордится. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком. Соседи сплетничают о том, что второй мальчик не его сын и убеждают фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению "добродетелей" является тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким является его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.
Фермер прислал образцы крови: своей, супруги, первого и второго сына. Нам необходимо ему помочь.
Работа в 4 группах, каждая из которых получает один образец крови
Лабораторная работа: «Определение группы крови в образцах»
Цель: определить группу крови в исследуемых образцах
Оборудование: микропробирки, штатив, дозатор, предметные и покровные стекла образцы крови, цоликлоны А и В, микроскоп
Ход работы
- Берем предметное стекло, маркером делим по полам, на одной половине делаем надпись А, на другой - В. Берем с помощью дозатора капаем по одной капле исследуемой крови на каждую половину предметного стекла.
- Меняем носик дозатора и на половину А капаем цоликлон А; меняем носик и на половину В капаем цоликлон В. Накрываем покровным стеклом. Наблюдаем реакцию под микроскопом.
- если реакция агглютинации наступила только с анти-А цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе А(II);
- если реакция агглютинации наступила только с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе B(III);
- если реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе 0(I);
- если реакция агглютинации наступила и с анти-А и с анти-B цоликлонами, и ее нет в контрольной капле с изотоническим раствором, то исследуемая кровь относится к группе AB(IV).
Вывод: 1 группа: кровь отца - реакция агглютинации (склеивание эритроцитов) наступила только с анти - А цоликлоном, значит исследуемая кровь относится ко второй группе АА (АО);
2 группа: кровь матери - реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B цоликлонами, занчит исследуемая кровь относится к первой группе ОО;
3 группа: кровь первого сына - реакция агглютинации наступила только с анти-B цоликлонами, значит исследуемая кровь относится к третьей группе BВ (ВО);
4 группа: кровь второго сына - реакция агглютинации (склеивание эритроцитов) наступила только с анти - А цоликлоном, значит исследуемая кровь относится ко второй группе АА (АО);
Решение задачи с группами крови
Дано: Решение:
Отец- АА (АО) II гр.кр. Р ОО х АО (АА)
Мать- ОО I гр.кр. гаметы (О) (А) (О)
Сын 1- ВВ (ВО) III гр.кр. F1 АО; ОО
Сын 2- АА (АО) II гр.кр. Ф II I
Ответ: возможные группы крови от брака мужчины с II гр.кр. и женщины с I
гр.кр.: II и I гр.кр. Соответственно делаем вывод, что первый сын не является родным для фермера.
- Закрепление
Ребята, скажите, что можно узнать по крови человека? (Возможные ответы: группу крови, установить родство, какими болезнями болеет человек)
- Рефлексия.
Поднимите руки те,
– кому понравился сегодняшний урок.
– кто узнал что-то новое
– кто считает, что ему необходимо еще раз повторить материал
- Домашнее задание
- Оформить лабораторную работу
- Решить задачу В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.
Использованные ресурсы
www. licey.net
www.mozliceum.na. by
www.wikipedia.org
Приложение 1
Определение группы крови по системе AB0
В клинической практике определяют группы крови с помощью моноклональных антител. При этом эритроциты испытуемого смешивают на тарелке или белой пластинке с каплей стандартных моноклональных антител (цоликлоны анти-А и цоликлоны анти-B, а при нечеткой агглютинации и при AB(IV) группе исследуемой крови добавляют для контроля каплю изотонического раствора. Соотношение эритроцитов и цоликлонов: ~0,1 цоликлонов и ~0,01 эритроцитов. Результат реакции оценивают через три минуты.
- если реакция агглютинации наступила только с анти-А цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе А(II);
- если реакция агглютинации наступила только с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе B(III);
- если реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе 0(I);
- если реакция агглютинации наступила и с анти-А и с анти-B цоликлонами, и ее нет в контрольной капле с изотоническим раствором, то исследуемая кровь относится к группе AB(IV).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Наследование групп крови человека"
Презентация используется совместно с уроком " Наследование групп крови человека" , конспект которого находится на мини - сайте....
разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"
методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка составлена к уроку по п...
Группы крови. Переливание крови.
В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек". На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли...
Урок биологии 8 класс к разделу "Кровь. Кровообращение", презентация на тему "Тканевая совместимость. Группы крови".
Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему "Тканевая совместимость". На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека", тема "Наследование групп крови и резус-фактора"
Методическая разработка «Наследование групп крови и резус-фактора» разработана в соответствии с календарно-тематическим планом по предмету «Генетика человека» и рассчитана на о...
Методическая разработка "Наследование групп крови и резус-фактора"
Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека"...
Методическая разработка по теме "Наследование групп крови и резус-фактора"
Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Генетика человека с оснвами медицинской генетики"...