Разработка урока "Наследование групп крови человека"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Путякова Констанция Вячеславовна

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса, при изучении раздела "Генетика". Урок включает традиционные этапы: актуализация опорных знаний, изучение новой темы (с проблемной ситацией и выполнением лабораторной работы), закрепление изученного и задание на дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledovanie_grupp_krovi_cheloveka.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наследование групп крови человека»

Цель: дать понятие о множественном аллелизме на примере наследовании групп крови человека

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с новым понятиями: множественный аллелизм, кодоминирование, агглютиноген, агглютинин;
  2. вспомнить основные изученные понятия генетики;
  3. закрепить навыки оформления и выполнения лабораторных работ;
  4. научить делать выводы

Воспитательные:

  1. воспитание положительного отношения к знаниям;

Развивающие:

  1. развитие умений учебного труда;
  2. развитие умений работать в группах;
  3. развитие интереса к предмету через получение новых знаний;
  4. развитие умения решения генетических задач

  1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы с вами познакомимся с 3 типом взаимодействия аллельных генов. Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим необходимые понятия, знание которых понадобятся на уроке.

Карточки с терминами        Ответы учеников

Ген-…        - участок молекулы ДНК, обеспечивающий формирование

какого-либо признака

Аллельные гены-…                          - гены, лежащие друг против друга в       гомологичных хромосомах

Типы взаимодействия генов -…                    - полное доминирование

и  неполное доминирование

Доминантный признак -…                             -преобладающий признак

Рецессивный признак -…                               - подавляемый признак

  1. Изучение новой темы

Во всех рассмотренных до сих пор случаях каждый признак контролировался одним геном, который мог быть представлен двумя аллельными формами. Известно, когда один признак проявляется в нескольких различных формах, контролируемых тремя и более аллелями. В таких случаях говорят о множественных аллелях.

Множественный аллелизм- существование в популяции более двух аллелей данного гена.

По такому типу наследуются группы крови человека. Группа крови контролируется аутосомным геном.

Локус этого гена обозначают  I, а три его аллеля буквами А,В,О (система АВО). Аллели А и В - кодоминанты, О- рецессивен по отношению к ним обоим.

Кодоминирование - тип взаимодействия аллельных генов, при котором в фенотипе у гетерозигот присутствует продукт обоих генов.

В плазме крови человека могут содержаться агглютинины α и β— антитела, которые выполняют реакцию агглютинации клеток крови, в эритроцитах —агглютиногены A и B- анитигены, участвующие в реакции агглютинации, причём из белков A и α содержится один и только один, то же самое — для белков B и β.. Таким образом, существует четыре допустимых комбинации; то, какая из них характерна для данного человека, определяет его группу крови[1]:

  1. α и β: первая (0)
  2. A и β: вторая (AО; АА)
  3. α и B: третья (BО; ВВ)
  4. A и B: четвёртая (AB)

К нам пришло письмо с просьбой о помощи.

Пишет к нам фермер. У него два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордится. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком. Соседи сплетничают о том, что второй мальчик не его сын и убеждают  фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению "добродетелей"  является тот  факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким является  его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

Фермер прислал образцы крови: своей, супруги, первого и второго сына. Нам необходимо ему помочь.

Работа в 4 группах, каждая из которых получает один образец крови

Лабораторная работа: «Определение группы крови в образцах»

Цель: определить группу крови в исследуемых образцах

Оборудование: микропробирки, штатив, дозатор, предметные и покровные стекла образцы крови, цоликлоны А и В, микроскоп

        Ход работы

  1. Берем предметное стекло, маркером делим по полам, на одной половине делаем надпись А, на другой - В. Берем с помощью дозатора капаем по одной капле исследуемой крови на каждую половину предметного стекла.
  2. Меняем носик дозатора  и на половину А капаем цоликлон А; меняем носик и на половину В капаем цоликлон В. Накрываем покровным стеклом. Наблюдаем реакцию под микроскопом.
  1. если реакция агглютинации наступила только с анти-А цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе А(II);
  2. если реакция агглютинации наступила только с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе B(III);
  3. если реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе 0(I);
  4. если реакция агглютинации наступила и с анти-А и с анти-B цоликлонами, и ее нет в контрольной капле с изотоническим раствором, то исследуемая кровь относится к группе AB(IV).

Вывод:  1 группа: кровь отца - реакция агглютинации (склеивание эритроцитов) наступила только с анти - А цоликлоном, значит исследуемая кровь относится ко второй группе АА (АО);

               2 группа: кровь матери - реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B цоликлонами, занчит  исследуемая кровь относится к первой группе ОО;

              3 группа: кровь первого сына - реакция агглютинации наступила только с анти-B цоликлонами, значит  исследуемая кровь относится к третьей группе BВ (ВО);

             4 группа: кровь второго сына - реакция агглютинации (склеивание эритроцитов) наступила только с анти - А цоликлоном, значит исследуемая кровь относится ко второй группе АА (АО);

Решение задачи с группами крови

Дано:        Решение:

Отец- АА (АО) II гр.кр.        Р   ОО х  АО (АА)

Мать- ОО I  гр.кр.                           гаметы (О)     (А)   (О)        

Сын 1- ВВ (ВО) III гр.кр.                 F1       АО;  ОО

Сын 2- АА (АО) II гр.кр.                  Ф        II        I

Ответ: возможные группы крови от брака мужчины с II гр.кр. и женщины с I  

гр.кр.: II  и I гр.кр. Соответственно делаем вывод, что первый сын не является родным для фермера.

  1. Закрепление

Ребята, скажите, что можно узнать по крови человека? (Возможные ответы: группу крови, установить родство, какими болезнями болеет человек)

  1. Рефлексия.

Поднимите руки те,
– кому понравился сегодняшний урок.
– кто узнал что-то новое
– кто считает, что ему необходимо еще раз повторить материал

  1. Домашнее задание
  1. Оформить лабораторную работу
  2. Решить задачу В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

Использованные ресурсы

www. licey.net

www.mozliceum.na. by

www.wikipedia.org

Приложение 1

Определение группы крови по системе AB0

В клинической практике определяют группы крови с помощью моноклональных антител. При этом эритроциты испытуемого смешивают на тарелке или белой пластинке с каплей стандартных моноклональных антител (цоликлоны анти-А и цоликлоны анти-B, а при нечеткой агглютинации и при AB(IV) группе исследуемой крови добавляют для контроля каплю изотонического раствора. Соотношение эритроцитов и цоликлонов: ~0,1 цоликлонов и ~0,01 эритроцитов. Результат реакции оценивают через три минуты.

  1. если реакция агглютинации наступила только с анти-А цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе А(II);
  2. если реакция агглютинации наступила только с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе B(III);
  3. если реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B цоликлонами, то исследуемая кровь относится к группе 0(I);
  4. если реакция агглютинации наступила и с анти-А и с анти-B цоликлонами, и ее нет в контрольной капле с изотоническим раствором, то исследуемая кровь относится к группе AB(IV).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Наследование групп крови человека"

Презентация используется совместно с уроком " Наследование групп крови человека" , конспект которого находится на мини - сайте....

разработка урока и презентация по теме "Группы крови. Переливание крови"

методическая разработка содержит тему, цель, задачи урока, приложение в виде презентации. Тип урока- комбинорованный, метод обучения - проблемный. Методическая разработка  составлена к уроку по п...

Группы крови. Переливание крови.

В презентации отражен материал для урока биологии в 8 классе в соответствии с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина "Биология. Человек". На слайдах представлены факты из истории переливания крови, отли...

Урок биологии 8 класс к разделу "Кровь. Кровообращение", презентация на тему "Тканевая совместимость. Группы крови".

Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему "Тканевая совместимость". На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека", тема "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка «Наследование групп крови и резус-фактора» разработана в соответствии с календарно-тематическим планом по предмету «Генетика человека» и рассчитана на о...

Методическая разработка "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "генетика человека"...

Методическая разработка по теме "Наследование групп крови и резус-фактора"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Генетика человека с оснвами медицинской генетики"...