Обновление содержания работы пришкольном учебно-опытном участке школы
статья (биология) по теме

Миронова Алла Семёновна

Организация  деятельности  на УОУ школы на современном этапе требует применения новых форм и методов работы.  В данной статье учитель делится опытом своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obnovlenie_soderzhaniya_raboty_na_uou.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Обновление содержания работы на учебно-опытном участке

МОУ Новопетровская СОШ Константиновского района

Амурской области

(из опыта работы)

     Рост познавательной  активности  учащихся, расширение кругозора их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического  воспитания учащихся.

     Нравственное  воспитание осуществляется во всём многообразии социально значимой деятельности школьников: в учёбе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, в умении свободно общаться. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Именно  в  школе должен сформироваться  у ученика интерес к какой-либо   области  деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней.

     Эстетическое воспитание развивает    у  детей способность воспринимать  прекрасное в окружающей  действительности; в природе, труде, человеческих отношениях.

     Экологическое воспитание направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе.

     Назначение правильно поставленного  физического воспитания  - забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе  всех видов   деятельности.

     Цель  трудового воспитания -  готовить учащихся к активной  трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение  к труду. Реализации такого подхода  может помочь развитие сельскохозяйственного

 опытничества   в школе.

      Я работаю в  небольшой сельской школе: муниципальное общеобразовательное учреждение  - Новопетровская средняя общеобразовательная школа, являюсь заведующей учебно-опытным участком на протяжении  20 лет.

     И меня всегда интересовал вопрос: как сформировать всесторонне  и гармонически развитую личность  школьника в условиях сельской школы? Каким образом раскрыть красоту сельскохозяйственного труда. Ведь отношение к земле – это не  просто любовь к родному краю, которую можно успешно воспитывать у учащихся в  многообразных формах внеклассной и внешкольной работы (краеведческой,  туристической и других). Отношение к земле требует работы  не только ума, но и сердца,  и опытническая работа служит своеобразным индикатором  результата трудового обучения и воспитания.

      А ведь именно сельская школа открыла многим мир   прекрасного,

дала путевку в жизнь!  Деревенские школьники - особенные,  в большинстве

своем трудолюбивы  и  любознательны, однако, они загружены сезонной

обработкой своих личных огородов  и  важно  найти   ту золотую середину, которая позволит сформировать у детей не только активный интерес к труду, но и чувство гордости к своей малой родине.

     

 Наш  пришкольный участок создавался на обыкновенном деревенском огороде.  Здесь, на месте, заросшем сорняками,  ребята решили заложить миксбордер

 непрерывного цветения,

оформить зону отдыха, разбить все необходимые                     отделы.

Много сил и труда  потребовалось от   учащихся, чтобы осуществить этот замысел.  При планировке территории участка исходили из того, что он должен быть полезен, удобен, красив.  Данный план, разумеется, был бы невозможен без учителей.                    

     И в результате: пришкольный участок стал украшением села, местом, где дети   и односельчане могут увидеть много нового, в том числе и редкие растения, нехарактерные для нашей местности

     Ребята  - хозяева своего участка.  День начинается с того, что они расходятся   по своим опытным участкам, наблюдают за растениями,

отмечают что-то новое, решают какую работу на делянке необходимо проделать.

     Ещё в 2003 году, анализируя работу прошлых лет, я пришла к выводу, что детям надо давать больше возможности проявить себя, самореализовать свои не только практические, но и интеллектуальные умения.

     Метод проектов – вот выход из положения.  Не   перечесть сколько идей и детских замыслов мы превратили в жизнь на нашем учебно-опытном участке.  Проектная деятельность всегда вызывает у детей  творческий подъём, ими перелистываются справочники по овощеводству, энциклопедии, календари огородника, в последнее время это ещё и интернет-ресурсы.

     И в настоящее время наш учебно-опытный участок по праву можно считать экспериментальной площадкой, которая позволяет внедрять новые технологии современного  сельскохозяйственного земледелия.

      В 2000 году выпускники школы  решили  оставить о себе добрую память: предложили  заложить альпийскую горку. Понадобились усилия учителей и старшеклассников, не так-то легко отыскать в нашем степном районе крупные камни. Место их нахождения  указали всё те же всезнающие и вездесущие дети.  Когда работа близилась к   завершению, один из восьмиклассников предложил установить в центре  горки  обожжённый корень дерева, немного фантазии  -  и  ребята  увидели  парящего горного орла.  Поработала опытная рука мастера: появились глаза, клюв. Каждый год школьники покрывают его лаком и трудно представить сейчас наш участок без этого экспоната.

     В нашей школе добрые традиции продолжаются и  в 2009 году

 выпускники  приняли решение: на нашем участке должен быть талисман!

  И теперь,  зайдя на территорию,  можно   увидеть аиста, стоящего в гнезде.   Символ счастья и

семейного  благополучия.                                        

Выбор не случаен, ведь наша сельская школа – это одна большая семья!

На стойке расположены  указатели: становится  понятным  в каких

направлениях   находятся школа,  река Амур и    отделы  нашего участка.

    Цветочно-декоративный отдел представлен многолетними цветочными  культурами,  которые украшают наш участок с ранней весны и до поздней осени. «Здесь растут диковинные цветы: необыкновенной красоты» – так говорят дети.  Ежегодно   данный отдел  пополняется новыми видами. При нашем суровом климате в зимнее время,  когда температура понижается

до -40 градусов и ниже приходится апробировать различные способы укрытия многолетников.

     Отдел однолетников содержит 47 различных видов. Цель, которую мы ставим перед собой,  подбирая ассортимент цветов  - это создание цветника

непрерывного цветения. Их яркая окраска радует глаза и создаёт праздничное настроение, что немаловажно для   психоэмоционального комфорта.

В последнее время возрос интерес к  лекарственным растениям,   много труда было вложено школьниками, чтобы собрать  40 видов лекарственных растений, многие  из них дикорастущие,    усилиями школьников они  были   (интродуцированы) перенесены  из дикой природы.

 Расположение растений здесь зависит от того, для лечения каких заболеваний они используются, об этом доступно «говорят» этикетки. На одной из них изображены рука и стекающая с нее кровь, значит, здесь растут кровоостанавливающие растения, на другой - органы дыхания и так далее.

Выращивание лекарственных растений на учебно-опытном участке позволяет отработать умения и навыки правильного сбора и хранения лекарственного сырья.

Во время экскурсий  дети стараются запомнить их вид, чтобы потом рассказать об их целебных свойствах своим родителям.

Двери нашего участка открыты для  пожилых людей,  они приходят за советом и получают краткие сведения о том, как практически применять каждое из этих лечебных трав. И, в свою очередь, мы советуем односельчанам выписывать газеты «Живица», «Здоровый образ жизни», где можно получить более полную информацию.

На базе  коллекционного отдела многие учащиеся впервые в своей жизни знакомятся с такими  малораспространёнными растениями в нашей местности как майоран, тимьян, эстрагон, шпинат, кориандр, чабер и другие.

Коллекционный отдел совмещён  с  систематическим,  который необходим для изучения  курса  биологии 6 класса. Растения расположены на небольших делянках размером 1 м2.

     В 2009 году в данном отделе были представлены следующие семейства: маревые, тыквенные, крестоцветные, сложноцветные, бобовые, паслёновые, лилейные.

     Собранные здесь образцы гербариев растений используются на уроках общей биологии  при изучении искусственного отбора. При изучении семейств растений в курсе ботаники здесь проводятся уроки-экскурсии, где ребята наглядно знакомятся с представителями различных семейств, находят их общие признаки, делают правильные выводы о родстве растений

     Разнообразны  и  растения семейства луковые: шнитт-лук,  лук-слизун,

лук-батун,  лук-порей, многоярусный…

 В 2010 году планируем создать алляриум,  начало работе уже положено  - объявлен конкурс на  «Лучший проект алляриума» среди   6 – 8 классов.

В подотделе  морфологии  ассортимент растений подобран так, чтобы учителю можно было продемонстрировать строение  корня, стеблей,  листьев, цветков,  соцветий.  Во время летней практики здесь проводятся мини-уроки,

где школьники закрепляют знания по морфологии растений, систематике.

В этом отделе ребята с интересом наблюдают за развитием этих растений, ведут фенологические наблюдения, выделяют их биологические особенности.

    Отдел начальных классов притягивает взоры и младших  школьников,  и  всех жителей села. Здесь живут герои из сказок.

   В этом году – это медведь

и Машенька. Данная композиция установлена на участке 4 класса.

 Вы видите результат  – выполнение  на практике проекта  «Цветочная сказка на клумбе».

Автор проекта ученик  4 класса – Старокожев Иван. Учащиеся 2 – 4 классов учатся ставить свои первые опыты  с такими культурами, как редис, морковь, свёкла, горох,  фасоль. Своими  первыми открытиями они делятся на  школьной и районной конференциях младших школьников.

      И поскольку дети быстро растут, меняются их интересы. Поэтому особенностью данного отдела является  его  мобильность, подвижность, облик   меняется ежегодно.

Ягодник представлен различными сортами смородины, весной этого года решили посадить и клубнику.  Плодовые деревья: слива, груша  расположены непосредственно возле школы.

Полевой отдел – небольшой, поскольку ребята  очень хорошо знакомы с полевыми культурами, так как их родители работают в колхозе, где основной отраслью сельского хозяйства является – растениеводство.

Поэтому на делянках мы постарались посадить нехарактерные для нашей местности культуры, такие как лён,  сорго,  рапс,  брюква-куузика, репа, бобы и другие.

Расположены растения по кругу – это имеет свои преимущества:

1) На небольшом пространстве можно представить много разных видов растений.

2) Ежегодно  мы сдвигаем каждую культуру на одну делянку, обеспечивая севооборот.

     Овощной отдел – это самый большой отдел по занимаемой площади.

И это экспериментальная площадка, где проводится основная  исследовательская и опытническая работа.

В агротехнике используем севооборот.

Одну и ту же группу культур одного семейства не рекомендуется выращивать на одном месте несколько лет подряд, так как растения,  получая из почвы  определённые питательные элементы, истощают её, и перестают давать хороший урожай.

Правильный севооборот подчиняется строгим экологическим правилам, целесообразен, так  как обеспечивает жизнь нынешнего поколения и плодородие почв, а значит, и питание для грядущих поколений. Другими словами, бюджет почвы по основным элементам питания должен оставаться положительным и перед почвой не должно быть долгов: сколько вынесено с участка с урожаем, столько вносится с удобрением.

     Кроме того, разные сельскохозяйственные культуры подвержены специфическим болезням, воздействию определённых  насекомых-вредителей.  В связи с этим  в 2002 году на областную научно-практическую конференцию по опытнической и  исследовательской работе  нами была представлена работа «Изучение средств защиты моркови сорта «Нантская-4» от морковной мухи, которой компетентное жюри присудило I место. И

далее  докладчик принял участие во Всероссийской конференции в городе Москве и был награждён  грамотой и   поощрительным призом.

     В  последние годы применяем технологию выращивания смешанных культур,  которая   позволяет получать экологически чистую продукцию,  а также эффективно  использовать почву и успешно бороться  с  болезнями и вредителями.  Ещё одно достоинство  совместных посевов – это то, что цветы и

овощи, посаженные  вместе, создают эффект неожиданности  при этом участок имеет  эстетический вид.

Так,   начиная  с  1998 года,   мы  перешли на интегрированные методы защиты растений,  используя при этом  биологические, физические  способы,  учитываем агротехнику,  исключаем химические средства защиты растений.

Так,   в  2009 году свой опыт  ученики  7 класса выполняли по заданию колхоза «Родина».  Они изучали «Влияние сроков посадки (в зависимости от фаз Луны)  на урожай картофеля сорта «Адретта».   Варианты опыта разделили пшеницей, продуктивность  картофеля при этом не снизилась,  а получился    своего рода   мини-севооборот.

Учащиеся 6 класса изучали  механические средства защиты капусты от вредителей.  Пятиклассники проводили  сортоизучение  моркови.

А девятиклассники   уплотняли  посадки томата, сочетая разные по скорости созревания и по требованию к почвенному питанию  растений. В качестве уплотнителей  они  брали  следующие культуры уплотнители: редис, редька, салат,  петрушка, горох, свёкла.

Учащиеся 10 класса исследовали методы борьбы с мучнистой росой на примере такой культуры как огурец.

С результатами  опытнической работы,  ежегодно  ребята выступают на районной, областной  и  Всероссийской  конференциях.

Живописным уголком нашего участка является  отдел «Родина растений».

Назначение отдела: наглядно показать центры происхождения культурных растений, пути их переселения.

Было решено воссоздать форму материков, исходя из их нахождения в Восточном  и  Западном  

полушариях.  Бордюром служит кохия  веничная,

которая регулярно  подстригается, а пустые места  засеяли газонной травой.

Не было завершённости, мелькнула мысль, а что, если по краям установить пеньки от деревьев, а на них вазоны с цветами.

     Несколько слов хочется сказать о «живой» изгороди нашего участка, которая стоит  из розы ругозы, проходя мимо все  жители села,  отмечают  благоухание  красивых  цветов,  нынешней весной на одном из кустов  мы насчитали   32 бутона. Рядом соседствуют кусты барбариса двух видов с зелёной и пурпурной окраской листьев. Следует  отметить, что эти растения, выращены из семян, которые привезла из  Владивостока  бывшая ученица нашей школы, а ныне кандидат биологических наук. Благодаря ей,  здесь красуется жёлтыми и белыми цветочками курильский чай: кустарниковый и даурский, а спирея Бумальда радует  крупными розово-сиреневыми соцветиями практически всё лето.

     В предыдущие годы был заложен питомник из таких редких деревьев, как бархат амурский, орех маньчжурский. В настоящее время саженцы пополнили коллекцию школьного дендрария, находящегося в центре села, рядом со школой. Сейчас на участке новый прирост из   маакии амурской,  занесённой  в Красную книгу Амурской области. Пока ещё не взошли семена дуба, ростки пробьются только на следующий год.

     В нашей школе ведётся большая природоохранная работа. Члены экологической организации «Лотос» возродили этот чудо-цветок на озёрах Константиновского района, высаживают лесные культуры, озеленяя территории вокруг села, проводят мониторинг изучения вод наших рек.

     Экологический отдел включает в себя  «цветочные часы». Клумба разделена

на секторы, в виде лепестков ромашки. На занятиях  учебного объединения «Юный растениевод» был объявлен конкурс на лучшую идею оформления данного участка.  Практический итог – это  обрамление лепестков  из  бросового материала – пустых бутылок из-под газированной воды.  Набитые  песком, вертикально вкопанные в землю вплотную  друг  к другу горлышками вниз  и

раскрашенные в разные цвета   краской они эффектно смотрятся в любое время года.

Летом   ребята с интересом наблюдают за временем открытия и закрытия       цветков.

      Следуя зову сердца  и требованиям  времени,  стараемся ежегодно привнести на наш участок что-то новое и необычное. Так, например,  в  2007 году создали  ландшафтный цветник, который  хорошо вписывается в сохранившийся на участке уголок естественной природы.

Стиль – кантри (деревенский).

Сельскую атмосферу помогают создать оригинальные, но в то же время простые  культуры.

Здесь проживают сообща овощные растения: базилик фиолетовый, паслен земляничный, декоративная капуста, а также  декоративные цветочные  растения.  Для оформления цветника  нами использованы

натуральные материалы: камни, дерево.

     Каменистый садик расположен на участке, прилегающем  к  «зелёному классу»;  почва  здесь обеднена питательными элементами, так как рядом растут деревья.  Границы участка выложены камнями из гранита.

 Здесь прекрасно сочетаются агава, опунция, хавортия,

 каменная роза.

На заднем плане

возвышается шток-роза,

украшающая  территорию своей яркой зеленью.

   Растений для каменистого

садика требуется  немного. Перегруженный  рокарий,  не так интересен!

     В 2009 году на нашем участке появилось новое дизайнерское изобретение – водоём.

А какой же водоём

без рыбака?

Эта идею предложили  осуществили члены изостудии «Акварель», мечтающие в будущем стать дизайнерами.

               Я согласна, что чувство прекрасного воспитывают

 и на других уроках. Но здесь - иное!

Каждую весну, лето, осень - ты видишь то, к чему стремился.

Через тернии – к звёздам…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

Эффективность обновления содержания воспитательной работы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт.

Статья предназначена для заместителей директора по воспиатетльной работе по работе с ФГОС....

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС...

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС

Курсы по теме "Обновление содержание и методики обучения русскому языку и литаратуре при переходе на ФГОС...

Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования

Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г.  № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...

«Обновление содержания образования. Компетентность педагога-дефектолога в организации педагогической деятельности по новым программам». Обновление содержания образования.

27 сентября 2011года на заседании Правительства г.Москвы была утверждена Государственная программа г.Москвы на среднесрочный период 2012-2016гг «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образо...