Урок, каким ему быть в современной школе?
материал по биологии по теме

кабанова татьяна леонидовна

Учитель биологии всегда стоит перед этой проблемой, так как каждый урок особый. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок, каким ему быть в современной школе? Учитель биологии всегда стоит перед этой проблемой, так как  каждый урок особый. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

   Учитель на уроке, это как артист на сцене. Если плохо сыграна роль, не будет интересно на спектакле, а если не интересен урок? Учитель на уроке это и артист, и  психолог, прежде всего навигатор в получении знаний.

     Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

     Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

     Урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная функция урока включает в себя формирование биологических понятий, усвоение учащимися законов, теорий, научных идей, фактов, развитие специальных биологических умений и навыков. Содержание изучаемого материала должно иметь высокий уровень, отражать научную истину и практическую ценность знаний, соответствовать современным достижениям биологической науки.

     Развивающая функция современного урока биологии заключается в развитии у всех учащихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Овладение основными теоретическими понятиями, законами науки, методами их логического анализа, способствует более быстрому развитию умственного развития учеников, чем при усвоении эмпирических, фактических знаний. Воспитательная функция - всестороннее развитие личности всех учащихся класса.

Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках естественноучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями.  Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.

    Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования,  требует соблюдения принца научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).

Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. Итоговая (четвертная) отметка выставляется на основе текущих, выставленных за разные за разные типы заданий: устный ответ, проверочную работу, выполнение лабораторной работы и др. Существуют другие формы оценки, например, портфолио.

   В современном уроке должна использоваться техника (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…). К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

 Урок должен содержать разные виды деятельности. Ученику на уроке должно быть комфортно. Деятельность на уроке должна стимулировать развитее познавательной активности ученика.

Современный урок развивает у детей креативное мышление. Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

Для достижения прочных знаний ученик имеет возможность использовать разнообразные тесты, задания в игровой форме, разработанные для него индивидуально. Ребенок может самостоятельно проверить выполнение индивидуальной работы, исправить результаты тестов-заданий, выйти на новые более сложные задания.

    На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.  

    Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке

     На мой взгляд, современный урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".

      В современном уроке должно быть место цифровым образовательным ресурсам. Современного школьника не удивишь наглядностью, которую широко использовали на уроках ещё сравнительно недавно, например, рисунком или таблицей. Учителю необходимо « шагать в ногу со временем». И само время подсказывает новые методы и приёмы педагогу. Одним из средств позволяющим педагогу одновременно и пробудить интерес к предмету, и познакомить обучающихся с современным оборудованием, развить практические навыки являются цифровые ресурсы. На начальном этапе изучения биологической науки очень важно способствовать формированию познавательного интереса у школьников к биологической науке. Применяемые в современной школе цифровые микроскопы на уроках биологии способствуют мотивации к обучению, развитию интереса и к самому предмету и к исследованию как методу познания окружающего мира. Известно, что продуктивный способ усвоения знаний способствует усвоению способов овладения познавательной деятельности и умению их применять творчески. Для создания мотивации у школьников к познавательной деятельности, при использовании цифрового микроскопа, необходимо создать проблемную ситуацию. При этом использовать цифровой ресурс можно как во время актуализации знаний, так и во время изучения или закрепления нового материала.

                        Типичные недостатки современного урока:

 1.Не учитываются особенности класса при организации учебного процесса (психолого-педагогическая характеристика класса .)

 2.Низкий научно-теоретический уровень преподавания, недостаточное владение методологией преподаваемого предмета, методами научного познания. (Учитель затрудняется определить место урока в системе уроков в теме, разделе, курсе в целом).

3.Отсутствует мобилизующие начало урока, (необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).

 4.Недостаточно чётко формулируются и реализуются задачи урока (Знания Умения, Воспитание, Развитие, Применение знаний и умений в жизни. См стандарт). Знания о способах деятельности, методах научного познания относится к компоненту "Знания"

 5.Преобладание комбинированных уроков (нет блочно- модульной системы в старших классах).

 6.Редко и малоэффективно используются и сочетаются индивидуальные, групповые и общеклассные формы.

 7.Преобладают репродуктивные методы (мало проблемных, частично-поисковых, эвристических бесед, проектов, исследований и др.).

 8. Необъективная и негуманная оценочная деятельность учителя (система учёта и оценки знаний).

 9.Плохо используются возможности кабинетной системы.

 10.Не уделяется достаточного внимания инструктажу о выполнении домашнего задания: дифференциации и индивидуализации заданий по объему и сложности. Связь домашнего задания с будущим уроком. Сохранение опорных знаний в тетрадях, инструктаж о выполнении домашнего задания.

Состав современного содержания образования определяет род требований к уроку:

 1.Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой по сравнению с изученной ситуацией.

 2.Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

 3.Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других - поисково - исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы. Различные формы изложения и его структуры могут применяться на одном и том же уроке или на разных в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока.

 4.Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся.

 5.Одним из основных требований к уроку является научность, т.е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения - достижениями педагогики. Непременным условием научности содержания урока является также ознакомление учащихся с доступными им методами науки, важными как для углубления понимания данной области знания, так и для формирования научного мышления.

 6.Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

 7.Урок должен быть логической единицей темы и иметь свою строгую единую внутреннюю логику.

 8.Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой, в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не только традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д., но и содержание этих шагов, их объём и порядок должны быть изменчивы и зависимы от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процесса усвоения, состава класса и методического почерка учителя.

 9.Эффективность современного урока предполагает и применение современных технических средств. Они нужны не только потому, что совершенствуют процесс усвоения, повышают производительность учебного труда, обогащают разнообразие применения того или иного метода, но и потому, что вносят в урок атмосферу современной технической культуры. Вместе с тем совершенно несомненно и то, что технические средства не только не способны заменить учителя и общение с ним, но и само выполнение ими своей роли возможно только при условии высокой общей и педагогической культуры учителя.

 10.Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами: содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой и стилем школы.

 11.Культура учителя, его интеллектуальный, нравственный является основной предпосылкой реализации всех указанных и других требований к современному уроку и условий его эффективности.

 12.Современный урок - одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь идет о рациональной организации занятий, правильном чередовании труда и отдыха и применении различных педагогических методов на уроке. Современный урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой и темпом.

           Для реализации таких задач современный учитель должен вводить в практику нетрадиционные виды уроков: урок - лекция, киноурок, урок исследовательского типа, урок - экскурсия, урок - семинар (уроки совершенствования знаний), интегрированные и бинарные уроки, урок - игра, урок - путешествие, урок развития речи и т.д. Особенно часто, и это оправдано педагогическим опытом, используются уроки с игровыми моментами. Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам и головоломкам школьники младшего и среднего школьного возраста. С радостью участвуют они в уроке - игре. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. Так В.А. Сухомлинский писал: "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". Включение дидактических игр и занимательных упражнений в учебный процесс создаёт у детей редкостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Но не всякая игра имеет большое образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую учебную деятельность с привычной и облегчает переход к серьёзной учебной работе. Вначале ученик проявляет интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Так пробуждается интерес к учебному предмету.

      В игре удаётся сконцентрировать внимание самых инертных и пассивных детей, которые в неигровых условиях обучаются с большим трудом, она помогает ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать и обобщать. Урок - игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, привычки к самопроверке, умению подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Нетрадиционные виды урока трудно переоценить в их воздействии на ум, наблюдательность и мышление школьника.

           Важнейшей задачей учителя является организация дифференцированной самостоятельной работы учащихся. На урок учитель подбирает несколько вариантов самостоятельной работы по данной теме, исходя из знания особенностей каждого учащегося и его подготовленности к работе. Результаты работы должны обязательно оцениваться учителем или осуществляться в виде взаимопроверки.

          В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока, основные направления которого следующие:

 1.Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

 2.Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

 3.Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся. Это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

 4.Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов и средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

 5.Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания материала дома. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

 6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

 На основании данных направлений совершенствования урока возможны следующие типы:

 1.Урок изучения нового материала - традиционный (комбинированный): лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

 2.Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

 3.Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях.

 4.Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

 5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками и при необходимости скорректировать их.

 6.Урок-лекция, киноурок, урок-объяснение.

Проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности

 Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Одним из способов активации познавательной активности учащихся является обучение их приёмам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

 Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

 1.Современный урок - это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно.

 2.Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются.

 3.Современный урок - это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок.

 4.Современный урок - это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком.

 5.Современный урок - это урок, на котором чувствуешь себя уверенно.

 6.Современный урок - это урок без стрессов.

Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

 1.Главной целью урока - развитие личности ребенка.

 2.На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

 3.На уроке реализуются идеи гуманизации образования.

 4.На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

 5.Организация урока динамична и вариативна.

 6.На уроке используются современные педагогические технологии.

 7.Кабинеты школы полностью оснащены современным оборудованием.

                   Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Каким должен быть современный урок иностранного языка?

Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца....

Современный урок- каким он должен быть в условиях нового государственного стандарта?

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...

Методическая разработка урока Каким должен быть политик

Методическая разработка открытого урока "Каким должен быть политик", 11 класс, учебник Кузовлева И.П....

Педсовет: "Каким должен быть современный урок?"

Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя.                                        ...

Современный урок русского языка. Каким ему быть в условиях реализации ФГОС

Практико- значимый проект. Современный урок русского языка в рамках ФГОС...