Путешествие на лекарственную поляну (для учащихся 6 класса)
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Инна Васильева

В данной работе исползуется  разновидности проведения экскурсий  при изучения видового разнообразия покрытосеменных растений, используя региональные компоненты.Работа проводится в игровой,групповой  фроме, путешествие по различным станциям.Названия станций:Луг, Лесная поляна, Сосновый бор, Парк Победы, расположенный недалеко от школы и учебно-опытный участок , на территороии данной школы, а так же кабинет биологии. Экскурсии организовано по группам. На каждой счтанции группу встречает специалист,обычно из сташеклассников. Комнадир группы в ходе жеребьевки получает маршрутный лист, с распределенными станциями.(См. приложение), для специалистов приготовлены загадки, и гербарные материалы. В данной работе необходимо практическое ознакомление обучающихся с лекарственными растениями , обитающими на данной территории, а так же их примсенение, при необходимости.Рекоменуется, для проведения в школах сельской местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_intern.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Васильева Инна Клементьевна

  учитель биологии

                                                               МОБУ «Красноармейская средняя

                                                              общеобразовательная школа »  

                                                               Красноармейского района

                                                               Чувашской Республики.

Методическая разработка проведения экскурсии

при изучении  покрытосеменных растений  по ботанике

Путешествие на лекарственную поляну (для учащихся 6 класса)

Цель: изучение  разновидностей покрытосеменных растений.

 Задачи: развитие экологического мышления, познавательной активности по биологическим особенностям лекарственных растений;

воспитание навыков работать сообща, выслушивать мнения товарищей, уметь серьезно подойти к каждому вопросу, концентрировать внимание на нем;  

соблюдения правил поведения во время мероприятия, а также правила поведения в природе.

Учитель может использовать материалы при наличии того или иного оборудования, при подготовке к мероприятию учитель должен предварительно подготовить учащихся старшего класса для прохождения тех или иных станций, готовит так же необходимые реквизиты, чаще может быть ведущим этого мероприятия и подводит итоги.

Оценивают работы, как правило, ведущие на станциях, они же по итогам проставляют баллы.

Оборудование: гербарный материал, набор открыток с растениями, живые экземпляры растений, вырезки из журналов и газет про лекарственные растения, презентации учащихся про лекарственные растения, компьютер, проектор, оборудование «AVER VISION 300AF»

Ход экскурсий

I. Путешествие по станциям.

Станции:

  • Луг
  • Лесная поляна
  • Сосновый бор
  • Кабинет биологии
  • Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское
  • Учебно-опытный участок, МОБУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа »

     Участники: обучающиеся 6 класса, 6 групп  по 5 человек, капитан команды, каждая команда должен иметь эмблему, девиз. Каждая группа в ходе жеребьевки получает маршрутный лист с этапами прохождения станций.(см.приложение №1)

На каждой станции команду встречают специалисты из старшеклассников, которые проводят с ними работу, в конце они проставляют отметку о прохождение данной станции в маршрутном листе.

Станция Луг.

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Команда получает гербарный материал , обитающих на лугу, из след. растений подорожник, горец птичий, клевер луговой, осока, тимофеевка, мятлик обыкновенный, лисий хвост, а также вырезки из журналов лекарственные растения луга, живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений луга, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.

Станция Лесная поляна.

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание. Команда получает гербарный материалы и живые экземпляры лебеды, зверобоя, ветки бересклета, иван -чай, душицы, папоротника, герань лесная, а также вырезки из журналов экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений ,обитающих на лесной поляне, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.

Станция Сосновый бор.

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Команда получает гербарный материал, обитающих в сосновом бору, из след. растений ветка сосны, земляника лесная, ветка ели, копытень европейский, кукушки лен, а также вырезки из журналов лекарственные растения луга, живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений соснового бора, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.

Станция  Кабинет биологии

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Команда получает задание, из представленных комнатных  растений, (хлорофитум обыкновенный, финиковая пальма, монстера крупнолистная, золотой ус, спатифиллиум, каланхое, алое обыкновенное) а также вырезки из журналов про комнатные  лекарственные растения, живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.

Станция Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское.

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Команда получает гербарный материал, обитающих в данном парке, из след, растений одуванчик, тысячелистник, пустырник, спирея обыкновенная, береза повислая, вьюн полевой, а также вырезки из журналов лекарственные растения парка, живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений парка, охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.

Станция Учебно-опытный участок МОБУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа»

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Команда получает гербарный материал , обитающих на территории учебно-опытного участка МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2, из след. растений мята полевая, кровохлебка, лопух двулетний, пшеница, желтушник, левкой также вырезки из журналов лекарственные растения , живые экземпляры растений, из представленных материалов выбрать 5 лекарственных растений , охарактеризовать их, рассказать о биологических особенностях, а также меры по использовании данных растений.

После прохождения  всех станций команды прибывают на место дислокации, здесь они показывают домашнее задание:

- Защита своего названия команды,  девиза.

- Отгадывать загадки про лекарственные растения (по 5 загадок каждой команде) см. приложение №2

- Сочинить краткое стихотворение, используя слова: почки, листочки; ярко, жарко; опушка, лягушка; тепло, дупло; дрожит, бежит.)

После выполнения всех заданий жюри подводит итоги, команды победители получают дипломы ми грамоты.

Приложение №1

Маршрутный лист команды №1

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Станции:

Отметка о прохождении станции и баллы

1.Луг

2.Лесная поляна

3.Сосновый бор

4.Кабинет биологии

5.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское

6.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»

Итоговая работа

-Защита своего названия команды,  девиза.

-Отгадывать загадки про лекарственные растения

-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:

Маршрутный лист команды №2

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Станции:

Отметка о прохождении станции и баллы

1.Лесная поляна

2.Сосновый бор

3.Кабинет биологии

4.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское

5.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»

6.Луг

Итоговая работа

-Защита своего названия команды,  девиза.

-Отгадывать загадки про лекарственные растения

-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:

Маршрутный лист команды №3

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Станции:

Отметка о прохождении станции и баллы

1.Сосновый бор

2.Кабинет биологии

3.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское

4.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»

5.Луг

6.Лесная поляна

Итоговая работа

-Защита своего названия команды,  девиза.

-Отгадывать загадки про лекарственные растения

-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:

Маршрутный лист команды №4

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Станции:

Отметка о прохождении станции и баллы

1.Кабинет биологии

2.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское

3.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»

4.Луг

5.Лесная поляна

6.Сосновый бор

Итоговая работа

-Защита своего названия команды,  девиза.

-Отгадывать загадки про лекарственные растения

-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:

Маршрутный лист команды №5

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Станции:

Отметка о прохождении станции и баллы

1.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское

2.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»

3.Луг

4.Лесная поляна

5.Сосновый бор

6.Кабинет биологии

Итоговая работа

-Защита своего названия команды,  девиза.

-Отгадывать загадки про лекарственные растения

-Сочинить краткое стихотворение, используя слова

Маршрутный лист команды №6

Команда должна прибыть на данную станцию, в полном составе согласно маршрутному листу, капитан команды докладывает о прибытии, вся команд произносит девиз, после этого получает задание.

Станции:

Отметка о прохождении станции и баллы

1.Учебно-опытный участок, МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2»

2.Луг

3.Лесная поляна

4.Сосновый бор

5.Кабинет биологии

6.Парк Победы, расположенный в центре села Красноармейское

Итоговая работа

-Защита своего названия команды,  девиза.

-Отгадывать загадки про лекарственные растения

-Сочинить краткое стихотворение, используя слова:

Приложение №2

Команда №1

1.Я шариком пушистым
белею в поле чистом,
а дунул ветерок -  остался стебелек! (Одуванчик)

2.Стоит зеленая девица,
Сибирской елочки сестрица.
И все мы знаем, что она называется... (сосна).

3.Словно синька стали губы,

Посинели даже зубы,

Даже руки посинели,
Что случилось, в самом деле?

Стоит в чашу углубиться
Зреет в чаще... (голубица)

4.Красные бусинки так невелики -
это плоды очень вкусной ...(брусники)

5.Цветочки - как розы,

Листочки - как слезы,
К шипу прикоснешься –

Слезами зальешься.    (Шиповник)

Команда №2

1.Белостволая красавица

бьет нас в бане,
а нам нравится.  (Береза)

2.Какое сибирское дерево называют певучим, потому что из него делают пианино и скрипки?  (Ель)

3.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник.)

4.Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула.)

5.Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник.)

Команда №3

1.Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. (Клевер.)

2.Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик.)

3.Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник.)

4. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века 
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
 (Женьшень)

5 На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник
)

Команда №4

1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
 (Пастушья сумка)

2.Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.(Крапива)

3.Трава сродни петрушке
И с зонтом на макушке,
Нужна та травка пекарю,
А также и аптекарю.(Тмин)

4.Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.(Полынь)

5. На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)

Команда №5

1.Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки. 
От горла помогают, 
Кто же их не знает. (календула)

2.Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти – 
Нагнись: солдатик у дороги 
Готов помочь тебе в пути. (подорожник)

3.Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (Ландыш)

4.Кисть ягоды прекрасная, 
Жёлтая иль красная, 
Я достать её боюсь - 
О шипы уколюсь. 
Но уважаю с детства 
Сердечное средство. (боярышник)

5. В нём почти сто метров роста:
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа —
Осушение болота.(эвкалипт)

Команда №6

1.У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.(сосна)

2.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают(липа)

3.Зимой и летом
Одним цветом(ель).

4.Чёрненька, маленька,
сладенька —
ребятам миленька.(черника)

5.Стоит Егорка
в красной ермолке,
кто ни пройдёт,
всяк поклон подаёт.(земляника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация учебного занятия по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Лекарственные - ядовитые растения" 5 класс

Разработка учебного материала  содержит информацию о ядовитых лекарственных растениях. Может быть использована во внеурочной деятельности, внеклассной работе....

Турнир …на лесной поляне (для учащихся 6 класса)

Экскурсии, поездки (походы) в живописные уголки родного края независимо от их темы позволяют решать вопросы экологического, эстетического и патриотического воспитания. Одна из таких экскурсий в осенни...

КПЗ "В мире растений . Лекарственные растения" для учащихся 6 класса, 2019-2020 уч.год

Занятие разработано для учащихся 6клаас коррекционной школы 8 вида....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие на волшебную поляну звуков»

Закрепить артикуляцию гласных звуков и дифференциацию согласных звуков, с использованием здоровьесберегающих технологий....