Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности
методическая разработка по биологии по теме
Подборка методов и методик диагностики с целью отслеживания формирования экологической культуры учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методики диагностики экологической культуры | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся и готовности педагога к осуществлению эколого-педагогической деятельности
1 Диагностика экологической культуры учащихся
1.1. Недописанные тезисы.
- На выявление индивидуального смысла о природе, ее компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах:
· «Природа – это…»;
· «Природа состоит из…»;
· «Для меня природа…»;
· «В жизни человека природа…»;
· «Человек и природа…»;
· «Современное состояние природы…»;
· «Экологическими проблемами являются…»;
· «Природа дает человеку…»;
· «Экологические проблемы России…»;
· «Решение экологических проблем зависит…»;
· «Охранять природу – значит…»;
- На выявление отношения к природе, понимания многосторонней ценности природы:
· «Человек относится к природе…»;
· «Я отношусь к природе…»;
· «Я люблю природу за то, что…»;
· «Я люблю бывать на природе…»;
· «В природе мне нравится…»;
· «Любить природу – значит…»;
· «Природа дает мне…»;
· «Мое отношение к природе…»;
· «Основная ценность природы для меня состоит…»;
· «Ценность природы для человека состоит в …»;
· «Ценность природы для человека состоит в…»;
· «Природа прекрасна…»;
· «Общение с природой дает мне…».
- На выявление мотивов экологической деятельности, отношения к природе:
· «Мое отношение к природе обусловлено…»;
· «Я люблю природу, так как…»;
· «Я люблю бывать на природе, потому, что…»;
· «Я стараюсь не наносить вреда природе, так как…»;
· «Когда я собираю ягоды и грибы в лесу, я думаю о…»;
· «Когда я рву цветы на лугу, я не задумываюсь о …»;
· «Когда я вижу, что кто-то ломает ветку на дереве, то…»;
· «Я убежден, что человек должен относиться к природе…»;
· «В существующих экологических проблемах виновен…».
- На выявление индивидуального смысла о экологической культуре человека, компонентах экологической культуры:
· «Экологическая культура человека – это…»;
· «Экологическая культура человека представляет »;
· «Ответственно относиться к природе – это значит…»;
· «Моя экологическая культура…»;
· «Экологическая культура складывается…»;
· «Знание человеком природы позволяет ему…»;
· «Основными правилами поведения человека в природе являются…»;
· «Проявляя заботу о природе, я умею…»;
· «Свою деятельность по охране природы я оцениваю как…»;
· «Моя деятельность по охране природы заключается в…».
1.2. Ранжирование
МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении.
Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека:
· система экологических знаний;
· практические экологические умения;
· владение правилами поведения в природе;
· интерес к экологическим проблемам;
· потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы;
· убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.
МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.
Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела:
· участие в экологических митингах;
· работа на даче;
· туристические походы;
· забота о домашних животных;
· выпуск экологической газеты;
· оформление стенда о природе, ее охране;
· изготовление скворечника;
· участие в конкурсе «Природа и фантазия»;
· экскурсии в природу, по экологической тропе;
· чтение книг о природе.
МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.
Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе.
Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе:
· непосредственное общение с природой;
· чтение книг о природе;
· уроки биологии, географии, физики и т.д.
· посещение музеев (краеведческих, художественных);
· участие в практических делах по охране природы;
· телевизионные передачи;
· кинофильмы о природе;
· беседы и лекции о природе, ее охране.
МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:
· сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;
· получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
· безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;
· купание, загорание;
· рисование природы;
· помощь природе в ее охране;
· пение на природе;
· игры на природе;
· нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию;
· исследовательская деятельность в природе.
МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.
Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов.
Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу:
· природа – источник знаний;
· природа дает представление о прекрасном в жизни;
· природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;
· природа дает человеку древесину;
· природа – источник вдохновения, творчества для человека;
· природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека;
· природа – это главное богатство народа, страны.
МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.
Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний.
Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе:
· знания о животном мире;
· знания о растениях;
· знания о человеке;
· знания о экологических проблемах;
· знания о взаимодействии человека и природы;
· знания о явлениях природы;
· знания о цветах;
· знания о лекарственных травах;
· знания о эволюции природы;
· знания о возможных видах деятельности человека в природе.
1.3. Анкеты
МЕТОДИКА 1.
Анкета
на определение уровня экологической культуры подростков, старшеклассников.
1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
4. Что такое природа?
5. Что такое экология?
6. Что такое охрана природы?
7. Каковы правила поведения человека в природе?
8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
14. Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
· имею низкий уровень
· имею средний уровень
· имею высокий уровень
· затрудняюсь определить.
МЕТОДИКА 2.
Охранная грамота природы
(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,
уровня экологических знаний).
- Что такое природа?
- Что значит охранять природу?
- Для кого человек должен охранять природу?
- От кого человек должен охранять природу?
- Что такое Международная Красная книга?
- Что означает красный цвет Красной книги?
- Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
- Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную Красную книгу?
- Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
- Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
- Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
- Назовите экологические проблемы мира? России и Томской области?
- Что называют легкими планеты? Почему?
- Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
- Что лично ты можешь сделать для охраны природы?
МЕТОДИКА 3.
Отношение к природе и ее охране
(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)
- Как Вы относитесь к природе?
а) бережно;
б) ответственно
в) безразлично;
г) с любовью;
д) неопределенно.
- Чем обусловлено Ваше отношение к природе?
- Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?
а) транспорт;
б) промышленность;
в) сельское хозяйство;
г) деятельность человека;
д) атомные электростанции.
- Кто, на Ваш взгляд, в первую очередь должен заниматься решением экологических проблем?
а) правительство
б) министерство охраны природы;
в) каждый человек;
г) специалисты в области охраны окружающей среды;
д) партия «зеленых»;
е) наука.
- Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
- Каковы главные проблемы охраны природы?
- Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.
- На ком лежит наибольшая ответственность за нарушение экологического равновесия?
а) руководителях промышленных предприятий;
б) министерствах;
в) каждом конкретном человеке;
г) ученых;
д) системе образования.
- Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?
а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;
б) стремление сохранить все многообразие природы;
в) здоровье будущих поколений;
г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;
д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.
- Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природы?
МЕТОДИКА 4.
Комплексная анкета
по выявлению состояния экологической культуры учащихся.
I. Мотивационный компонент:
- Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?
· требования учителей;
· любовь к природе;
· стремление быть полезным;
· сознание личной причастности к делу охраны природы;
· требования родителей;
· пример других людей;
· интерес к экологическим проблемам;
· затрудняюсь ответить;
· особое мнение_________________________________________________
______________________________________________________________
- Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?
· да
· не совсем убежден;
· нет.
- Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?
· да, считаю;
· скорее да, чем нет;
· скорее нет, чем да;
· нет, не считаю.
- Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?
· постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики;
· иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях;
· не интересуюсь этими проблемами;
· делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике;
· занимаюсь в природоведческом кружке;
· провожу исследования в природе;
· затрудняюсь ответить.
- Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?
· не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы;
· не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность;
· экологическая деятельность – это очень трудно;
· большая загруженность другой работой;
· осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию;
· я не владею навыками и умениями экологической деятельности;
· это не мое дело;
· затрудняюсь ответить;
· особое мнение_________________________________________________
______________________________________________________________
- Что обычно определяет Ваше поведение в природе?
· никогда не задумывался над этим;
· бережное отношение к растениям и животным;
· стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя;
· осознание долга за сохранение всего живого;
· стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции;
· стремление насладиться красотой природы;
· затрудняюсь ответить;
· особое мнение_________________________________________________
______________________________________________________________
II. Аксиологический компонент:
- Какую ценность имеет природа для общества человека?
- Какую ценность имеет природа лично для Вас?
- В чем заключается общечеловеческая ценность природы?
· в том, что она является главным условием жизни человека
· в том, что она критерий прекрасного в жизни;
· в том, что она дает человеку пищу и одежду;
· в том, что она источник вдохновения в деятельности человека;
· в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир;
· затрудняюсь ответить;
· особое мнение_________________________________________________
______________________________________________________________
- Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?
- В чем заключается нравственная ценность природы?
- В чем заключается познавательная ценность природы?
- В чем заключается эстетическая ценность природы?
III. Гностический компонент:
1. Что такое экология?
· наука о взаимодействии человека и природы;
· система знаний об экосистемах;
· наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;
· сведения об экологических проблемах;
· наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой;
· система знаний о растительном и животном мире;
· наука о биосфере;
· затрудняюсь ответить.
- Какие Вы знаете экологические проблемы современности?
- Назовите ведущие антропогенные факторы изменения окружающей среды.
- Что такое Красная книга?
· список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране;
· описание экологических проблем современности;
· перечень лучших дел человечества по охране природы;
· перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе;
· описание наиболее красивых объектов, явлений природы;
· затрудняюсь ответить.
- Что такое биосфера?
· совокупность растений и животных;
· живая оболочка планеты;
· пространство существования жизни на Земле;
· взаимосвязь человека и природы;
· животный мир;
· видовое разнообразие растений;
· затрудняюсь ответить;
· низкий уровень;
· затрудняюсь оценить.
VI. Эмоционально-волевой компонент:
1. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?
2. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?
3. Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?
· всегда;
· иногда;
· очень редко;
· никогда.
- Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?
- Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?
- Оцените свой уровень экологической культуры
· высокий;
· средневысокий;
· средненизкий;
· низкий;
· затрудняюсь оценить.
МЕТОДИКА 5.
Диагностика педагогов.
На сколько лично ваше поведение экологично.
Если решили заниматься экологическим образованием, подумайте, а насколько лично ваше поведение «экологично»? в быту, во время отдыха на природе? Попробуйте искренне (для себя) ответить на следующие вопросы и проанализировать свои ответы. Ставьте баллы от 0 до 3.
1. Часто ли вы общаетесь с природой, и возникает ли у вас потребность в таком общении?
2. Можете ли вы назвать источники экологической опасности, находящиеся вблизи вашего МОУ, вашего дома?
3. Как эти источники экологической опасности могут повлиять на здоровье ваше и ваших детей.
- Как оценивают специалисты экологическую ситуацию в вашей местности?
- Одинаково ли вы относитесь ко всем животным или испытываете к некоторым неприязнь? Почему? Проанализируйте причины своего отрицательного отношения к некоторым животным. Возможно, были случаи, когда вы говорили ребенку, взявшему в руки червяка или лягушку: «Сейчас же выбрось эту гадость и вымой руки!»
6. Экономите ли вы электричество, воду, тепло, бумагу? Можете ли объяснить необходимость их экономичного использования.
7. Что вы знаете о глобальных экологических проблемах? Чувствуете ли, что
потепление климата на планете, кислотные дожди, истощение озонового слоя могут как-то сказаться и на вашем здоровье, на образ жизни. Или считаете, что эти проблемы существует где-то далеко, сами по себе. и вы о них никак не зависите
8. Используете ли вы на своем огороде, дачном участке ядохимикаты? Если да, то знаете ли о последствиях их применения лично для вас и для окружающей среды в целом? Соблюдаете ли правила их применения?
9. Оставляли ли вы после отдыха в лесу, на реке мусор? Задумывались ли над тем, куда он потом девается?
10. Что вы знаете об общественных экологических движениях? Есть ли такие
в вашем регионе?
11. Попытайтесь сформулировать, что является целью экологического образования ребенка, и объяснить свою точку зрения.
12. Что вы понимаете под словом «экология»?
3 - высокий уровень знаний
2 - средний уровень знаний
1 - низкий уровень знаний
0 - критический уровень знаний
МЕТОДИКА 6.
Анкета «Ваше мнение о взаимосвязи экологической культуры и этнопедагогики»
Просим Вас принять участие в исследовании проблемы формирования экологической культуры средствами народной педагогики. Для заполнения анкеты необходимо ответить на каждый вопрос, обвести кружком букву того варианта, который соответствует Вашему мнению. Фамилию указывать не надо.
Для родителей: «Укажите пожалуйста степень образования».
а) высшее;
б) средне-техническое;
в) среднее.
1. Актуальна ли сейчас тема «Экологическая культура»?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2. Согласны ли Вы с высказыванием «Природа – наш общий дом»?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
3. Как Вы считаете, человек должен находиться в гармонии с природой?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
4. Знаете ли Вы, какие знания охватывает народная педагогика?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
5. Согласны ли Вы с тем, что для углубления знаний о взаимодействии человека и природы изучение народной педагогики необходимо в школьной программе?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
6. Отражается ли в сказках взаимодействие человека и природы (каких)?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
7. Раскрывается ли взаимодействие человека и природы в современных народных праздниках? Каких?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
8. Считаете ли Вы, что народные загадки вносят свой вклад в формирование экологической культуры?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
9. Существует ли, по Вашему мнению, взаимопомощь человека и природы в русской народной сказке «Гуси – лебеди»?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
10. Согласны ли Вы с тем, что передача по наследству народных знаний способствует развитию экологической культуры?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
11. Согласны ли Вы с тем, что благодаря знаниям пословиц, поговорок, сказок, загадок, сказаний, преданий и праздников у человека улучшается отношение к природе?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
12. Часто ли Вы слышите такие пословицы, как:
«Земля – источник изобилия»;
«Родная земля и в горсти мила»;
«Апрель с водой, а Май с травой»
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
13. Интересны ли Вам неродные приметы?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
14. Прислушиваетесь ли Вы к народной мудрости?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
15. Используете ли Вы при общении друг с другом загадки, пословицы, поговорки, приметы?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
СПАСИБО ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ!
1.4.Тесты
МЕТОДИКА 1.
«Природа и я»
(отношение к природе).
1. Природа вокруг тебя: что в ней главное? (назови до 10 слов, имен существительных)
2. Ты в природе (опиши свое отношение к природе, что ты ощущаешь, находясь на природе?)
3. Твой портрет на фоне природы. Опиши его.
4. Какой ты по отношению к природе, ее проблемам?
5. Каким бы ты хотел видеть свои отношения с природой через 10 лет?
6. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая профессия была связана с природой?
7. Какое место занимает природа в твоей жизни?
МЕТОДИКА 2.
Личностный тест.
(Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь).
Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы.
Мое отношение к природе
№ п/п | Вопросы | Ответы и баллы | ||
«Да» | «Нет» | По-разному | ||
1 | Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? | 2 | 0 | 1 |
2 | Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? | 0 | 2 | 1 |
3 | Всегда ли вы бережно относитесь к природе? | 2 | 0 | 1 |
4 | Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? | 2 | 0 | 1 |
5 | Цените ли вы разнообразие в природе? | 2 | 0 | 1 |
6 | Влияет ли природа на ваше настроение? | 2 | 0 | 1 |
7 | Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? | 2 | 0 | 1 |
8 | Все ли в окружающей природе вас интересует? | 1 | 2 | 0 |
9 | Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? | 2 | 0 | 1 |
10 | Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? | 1 | 0 | 2 |
11 | Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? | 2 | 0 | 1 |
12 | Любите ли вы читать описания природы в книгах? | 2 | 0 | 1 |
13 | Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? | 2 | 0 | 1 |
14 | Влияет ли природа на ваше поведение? | 2 | 0 | 1 |
15 | Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? | 1 | 2 | 0 |
16 | Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? | 0 | 2 | 1 |
17 | Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? | 2 | 0 | 1 |
18 | Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? | 0 | 2 | 1 |
19 | Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? | 2 | 0 | 1 |
20 | Или в более старшем возрасте? | 0 | 2 | 1 |
21 | Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? | 2 | 0 | 1 |
22 | Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? | 2 | 0 | 1 |
23 | Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? | 2 | 0 | 1 |
24 | Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? | 2 | 0 | 1 |
25 | Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам | 2 | 0 | 1 |
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.
От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интересне6е, - начни выполнять предложенную программу действий в помощь воспитанию и самовоспитанию средствами природы. Работа по программе поможет осуществить это желание.
МЕТОДИКА 3.
Проективный тест.
(характер действий учащихся в той или иной ситуации, непосредственно связанной с природой).
Задание: закончить начатую фразу.
1. Если я выберу профессию, связанную с явлениями природы, например,_______________________________________то_________________
2. Встретив в лесу браконьера, я
3. К людям, которые любят природу, я отношусь, потому что
4. Если бы я был художником и оказался на реке или у моря
5. Я хотел бы побывать в экологическом лагере школьников, потому что (чтобы)
6. В ближайшее время хотелось бы побывать в походе, чтобы
МЕТОДИКА 4.
Ситуативный тест.
(выявление уровня развития экологического сознания,
ценностных экологических ориентаций).
Задание: прочитай рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» и ответьте на следующие вопросы:
1. Какую ценность имеет природа для человека?
2. По отношению человека к природе можно ли судить об общем уровне развития, уровне культуры человека?
3. Как бы Вы охарактеризовали отношение к природе «великолепной шестерки», вожатой, старика-конюха?
4. Насколько соответствует поведение главных героев рассказа нормам, правилам поведения человека по отношению к животным?
5. Дайте оценку поведения и деятельности главных героев рассказа в отношении к природе.
6. Чтобы Вы могли предложить в разрешении ситуации (проблемы), описанной в рассказе?
МЕТОДИКА 5.
«Экологическая этика».
(выявление знаний о правилах и нормах поведения в природе).
Задание: напишите сочинение (рассказ) о своей прогулке в лес – как надо вести себя во время прогулки в лес, сформулируйте правила поведения человека в природе.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Анализируя результаты тестирования, педагог определяет:
· спектр сформулированных норм и правил поведения человека в природе;
· повторяемость отдельных норм и правил;
· стремление учащихся к самоидентификации с нормами и правилами;
· уровень рефлексии учащимися норм и правил поведения человека в природе;
· уровень личностного осознания учащимися норм и правил поведения;
· адекватность экологического сознания и поведения учащихся в природе.
МЕТОДИКА 6.
Эколого-психологический тест
«Развитость моего экологического сознания»
Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Позволяет определить склонность к экоцентризму или антропоцентризму.
Порядок работы.
Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.
Утверждения | Полностью согласен с утверждением | Не уверен, что полностью согласен | Не знаю |
1. Высшую ценность представляет человек | 0 | 2 | 1 |
2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность. | 2 | 0 | 1 |
3. Необходимо сохранять природу ради неё самой | 2 | 0 | 1 |
4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара. | 0 | 2 | 1 |
5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить. | 0 | 2 | 1 |
6. Сохраним природу для наших детей | 0 | 2 | 1 |
7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным | 0 | 2 | 1 |
8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы. | 0 | 2 | 1 |
9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными. | 2 | 0 | 1 |
10. Природа – это окружающая среда | 0 | 2 | 1 |
11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса | 2 | 0 | 1 |
12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса. | 0 | 2 | 1 |
13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений. | 0 | 2 | 1 |
14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями. | 0 | 2 | 1 |
15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов. | 2 | 0 | 1 |
16. Природа полезна для человека. | 0 | 2 | 1 |
17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия. | 0 | 2 | 1 |
18. Бывают вредные и полезные жуки. | 0 | 2 | 1 |
Оценочная шкала.
Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.
От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности , бесполезности и даже вредности её для человека.
Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами определяя свое поведение вы станете экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с экоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.
МЕТОДИКА 7.
Эколого-психологический тест
«Моя установка по отношению к природе»
Вербальная ассоциативная методика. Направлена на выявление типа доминирующей установки в отношении природы. Обычно выделяют четыре типа таких установок. Личность воспринимает природу:
- Как объект красоты (эстетическая установка);
- Как объект изучения, знаний (когнитивная);
- Как объект охраны (этическая);
- Как объект пользы (прагматическая).
В таблице представлены стимульные слова (названия растений, животных и характерных биоценозов) и пять слов, отобранных в качестве характерных ассоциаций, каждое из которых соответствует одной из четырех установок (пятое слово для отвлечения внимания).
Порядок работы.
Ребятам в крайне высоком темпе предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по мнению респондента, больше всего ассоциируется у него с данным словом. Выбранный вариант характеризует доминирующую установку.
Слово | Эстетическая | Когнитивная | Этическая | Прагматическая | Отвлеченное слово |
Осётр | Гигант | Осетровая | Браконьер | Черная икра | Море |
Женьшень | Чудо мира | Загадочный | Реликт | Корень | Поляна |
Озеро | Чайки | Водное пространство | Байкал | Рыбалка | Лодка |
Амурский полоз | Красавчик | Ползает по деревьям | Истребление | Кожа, яд | Камень |
Амурский виноград | Гроздь | Лиана | Дендрарий | Десерт | Листья |
Луг | Ромашки | Сообщество | Распашка | Сенокос | Тропинка |
Фазан | Пестрый | Куриные | Редко встречается | Дичь | Семена |
Береза | Роща | Сережки | Береста | Сок | Ветер |
Лес | Зеленый | Смешанный | Заповедный | Грибы | Небо |
Амурский тигр | Хозяин тайги | Кошачьи повадки | Браконьер | Шкура | Снег |
Шиповник | Аромат | Колючий кустарник | Лесник | Плоды | Поезд |
Хехцир | Горный пейзаж | Малый, Большой | Заказник | Дача | Дорога |
Обработка результатов.
Количество выбранных слов, соответствующих каждой установке представляют в процентном отношении. Тип установки, получивший наибольшее количество процентов, считается доминирующим или ведущим у данной личности
1.5. Сочинения
С целью выявления уровня развития экологического сознания, ценностных экологических ориентаций, экологических знаний, знания норм и правил поведения человека в природе, адекватности экологического сознания и поведения учащихся, эмоциональной отзывчивости личности к природе, экологических интересов и потребностей, способности и потребности к рефлексии своего взаимодействия с природой и т.д., учащимся можно предложить следующую тематику сочинений или сочинений-миниатюр:
· «С думой о природе»;
· «Человек и природа – трагедия или гармония?»
· «Природа – мастерская или храм?»;
· «За что я люблю природу?»;
· «Человек в ответе за жизнь на планете»;
· «Что есть для меня культ природы?»;
· «Мое отношение к природе»;
· «На пути в ноосферу»;
· «Природа в моей жизни»»;
· «Что такое природа?»;
· «Наедине с природой»;
· «Мое представление об экологически культурном человеке»;
· «От кого человек должен охранять природу?»;
· «Обойди ромашку на поляне»;
· «Имеющий в руках цветы, плохого совершить не может»;
· «Любить природу»;
· «Человек – царь природы?»;
· «Охранять природу – значить охранять Родину»;
· «Природа – творец всех творцов»;
· «Мыслить глобально, действовать локально»;
· «Можно ли делить природу на вредную и полезную?»
· «Красная книга – крик природы о помощи»;
· «Мое отношение к животным»;
· «Мое представление о экологических проблемах России»;
· «Природа – мир, тайник Вселенной»;
· «Природа – наш дом»;
· «Твой вклад в дело охраны природы»;
· «С природой на Вы»;
· «Человек и природа – проблема старая, как мир»;
· «Беря у природы, научись отдавать!»;
· «Понимаешь ли ты природы?»;
· «За что я люблю природу?»;
· «Не то, что мните Вы, природа…»;
· «Природа – общечеловеческая ценность»;
· «Что мне дает общение с природой?».
1.6. Социаметрия
В процессе диагностики уровня развития экологической культуры учащихся им можно предложить следующие социометрические методики:
· «Назови одноклассников, которые имеют высокий (низкий) уровень экологической культуры»
· «Если бы ты, как известный французский ученый Кусто, формировал команду исследовательского корабля по изучению природы, кого бы из своих одноклассников ты взял в эту команду?»
· «Кто из твоих одноклассников наиболее ответственно относиться к природе?»
· «С кем бы из своих близких людей, друзей, знакомых ты стал сажать сад?»
· «Кто из твоих одноклассников наиболее сильно проявляет (не проявляет) любовь к животным?»
· «Назови 5 своих одноклассников, которые наиболее активны в экологической деятельности»
· «Если бы ты был директором зоопарка и тебе необходимо было набирать специалистов для работы с животными, кого бы из своих одноклассников ты пригласил?»
· «Назови 3 учащихся своего класса, с кем бы ты взялся за подготовку серьезного доклада по проблеме взаимодействия человека и природы»
· «Назови 7 одноклассников, с которыми ты бы отправился в экспедицию по изучению природы»
· «Назови 5 своих одноклассников, которые любят общаться с природой»
· «Назови 5 своих одноклассников, которые целенаправленно изучают природу»
· «Назови одноклассников, причиняющих вред природе»
· «Назови 3 учащихся своего класса, кто наиболее эмоционально может рассказать о красоте природы»
· «Если бы тебе было поручено проведение операции по очистке леса от мусора, кого бы из своих одноклассников ты пригласил для осуществления этой операции?»
· «Назови 3 учащихся своего класса, кто бы мог успешно участвовать в турнире знатоков природы Беларуси»
· «Назови 5 своих одноклассников, которые не позволят себе вернуться с прогулки в лес с охапкой полевых цветов, сломанными ветками кустарников, деревьев.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...
«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»
Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...
Методика «Оценка уровня сформированности экологической культуры учащихся»
Оценка уровня сформированности экологической культуры учащихся....
Методики диагностики экологической культуры учащихся.
Комментарий: данные методики могут быть использованы педагогами образовательных учреждений в качестве мониторинговых исследований уровня экологической культуры учащихся. Данную методическую разработку...