Дыхание растений
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Шишкина Ольга Александровна

Урок биологии в 6 кл "Дыхание растений". Содержит 2 части презентации к уроку и конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dykhanie_rasteniy.doc126.5 КБ
Office presentation icon dykhanie_rasteniy-1.ppt2.21 МБ
Office presentation icon dykhanie_rasteniy_-_2.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Шишкина Ольга Александровна

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Шишкина Ольга Александровна

учитель биологии

Дыхание растений

Открытый урок в 6 классе

Г. Южноуральск

Урок «Дыхание  растений»

Тема урока

Дыхание  растений

Планируемые результаты

Учащиеся расширяют и углубляют знания о дыхании у растений, выясняют, в чём отличие дыхания от питания, узнают о значении дыхания.

Дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Цели по содержанию

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Организовать обучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу, узнал» и чтение с остановками.

Создать условия для увлечённого чтения; воспитывать чувства гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Тип урока

Комбинированный (изучение нового  материала и первичное закрепление).

Метод обучения

Частично – поисковый, репродуктивный, проблемный. С элементами исследования. ТРКМЧП.

Форма организации учебной деятельности

Работа в группах, индивидуальная, фронтальная.

Личная значимость изучаемого   для школьника

Растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.

Приёмы деятельности учителя

Организация беседы, постановка проблемы, подведение к выводу, обобщение изученного материала..

Организация деятельности учащихся

Обсуждают результаты опытов, делают выводы, сравнивают, оформляют записи в тетради, работают с текстом.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации, работать с рисунками и текстом,  сравнивать демонстрировать опыты и самостоятельно делать по ним выводы, работать в заданном темпе, составлять таблицу. аккуратно вести тетрадь.

Основные понятия и термины урока

Дыхание,  устьице, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание

Средства обучения

Пономарёва И.Н. Биология, 6 класс, М- «Вентана – Граф»- 2006.

Семенцова В.Н.технологические карты уроков, 6 класс, С –П « Паритет» 2001

Ход урока

Учитель

Добрый день дорогие ребята. Я получила пакет с темой нашего урока, но ни чего не могу понять. Давай те вместе попробуем её сформулировать:

История: дыхание древности – глядя на памятники природы.

Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.

Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты.

География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана   - вулкан начал «оживать» ;

Ледяное дыхание зимы.

Математика: амплитуда дыхания–графическое изображение.

Значит, какую тему нам необходимо изучить на уроке?

Ученик

«Дыхание растений»

Учитель

Какую цель мы должны перед собой поставить?

Ученик

Мы должны изучить процессы дыхания у растений

Учитель

Чтобы достичь поставленной цели, мы с вами обратимся за помощью к нашим учёным. А в этом мне поможет научный сотрудник Олеся. Каждой группе дано задание и они помогут нам ответить на наш главный вопрос «Как дышат растения?».

Ведущая

- Слово предоставляется группе «Знатоков» (см. рабочий лист №1).

- Вы ответили на часть вопросов, у наших учёных есть дополнения, слово предоставляется группе  (см. рабочий лист №2).

- Теоретические вопросы мы разобрали, а как эти процессы протекают на практике. Группа исследователей «юные химики» внесут ясность (см. рабочий лист №3)

 - и так мы познакомились со свойствами кислорода, углекислого газа и с процессами протекающими в пробирке, а как эти процессы протекают в живых организмах? О своей экспериментальной работе расскажут «юные биологи» (см. рабочий лист №4)

- группа теоретиков изучила газообмен у растений,  и пришли к выводу, давайте послушаем их (см. рабочий лист №5)

- И всё же куда же кислород и органические вещества  исчезают? Этой проблемой занимались учёные из группы «энергетики»,  и пришли к выводу: (см. рабочий лист №6)

Учитель

Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?»

Ведущая

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

Учитель

Сейчас вам предстоит выполнить тест:

1 –вариант,

соотнесите какие процессы характерны для

  1. Фотосинтеза                  
  2. Дыхания

2 – вариант

соотнесите какие процессы характерны для

        1. Дыхания

        2. Фотосинтеза                  

 (см. приложение №1)

Учитель

Прочитать содержание учебника. Пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради. Творческие задания:

  1. Решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните.
  2. Написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению»

Приложение №1

1 - вариант

  1. Поглощается углекислый газ;                   А) фотосинтез;
  2. Поглощается кислород;                              Б) дыхание;
  3. Выделяется вода;
  4. Поглощается вода;
  5. Происходит только на свету;
  6. Протекает в хлоропластах;
  7. Протекает на свету и в темноте;
  8. Расщепление органических веществ;
  9. Выделяется кислород;
  10. Происходит во всех клетках растений.

Правильные ответы:

А) 1, 4, 5, 6,9,

 Б)  2, 3, 7,8,10.

Приложение №1

2 – вариант

  1. Происходит во всех клетках растений.        А) Дыхание;
  2. Выделяется кислород;                                    Б) Фотосинтез;                    
  3. Расщепление органических веществ;
  4. Протекает на свету и в темноте;
  5. Протекает в хлоропластах;
  6. Происходит только на свету;
  7. Поглощается вода;
  8. Выделяется вода;

      9. Поглощается кислород;    

     10.Поглощается углекислый газ;        

Правильные ответы:

А)1, 3,4,8,9,

Б) 2, 5,6,7,10.

Рабочий лист №1 «Знатоки»

Ответьте на вопросы:

  1. Что изучает наука ботаника?
  2. Назовите признаки живого?
  3. Какие способы питания у растений?
  4. Заполните таблицу:

питание

Почвенное (корневое)

Органы

Вещества

Где происходит

Вид питания

Вывод:

Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог

Рабочий лист №2 «биоэнергетики»

Особенности воздушного питания.

  1. Что называется фотосинтезом?
  2. Какие вещества образуются в результате фотосинтеза?
  3. Почему растения называют «зелёными лёгкими планеты?»
  4. Заполните таблицу:

признаки

фотосинтез

В какое время суток происходит?

Какой газ выделяется?

Какой газ поглощается?

Выделяется или поглощается энергия?

В каких клетках происходит?

Вода поглощается или выделяется?

Вывод:

Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог

Группа «Исследовательская»

Рабочий лист №3 «Юные химики»

  1. Где в природе встречается кислород и углекислый газ?
  2. Какие свойства кислорода  и углекислого газа вы знаете?
  3. Объяснить опыт:
  4. Заполни таблицу:

Признаки

Кислород

Углекислый газ

Где в природе встречается

Какими свойствами обладает

Вывод:

Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог

Группа «Экспериментальная»

Рабочий лист №4 «Юные биологи»

  1. Докажите что при дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ?
  2. Заполни схему: соедините стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах.

                                          Кислород

Фотосинтез                         углекислый газ                                дыхание

органические вещества

Вывод:

Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог

Группа «Теоретики»

Рабочий лист №5

Ответить на вопросы

  1. Что называется газообменом?
  2. Есть ли у растений приспособления для газообмена?
  3. Заполни таблицу и объясни рисунок:

лист

стебель

Корень

органы

Вывод:

Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог

Группа «Энергетики»

Рабочий лист №6

Ответьте на вопросы:

  1. Куда кислород исчезает?
  2. Куда исчезают органические вещества, образовавщиеся в процессе фотосинтеза?
  3. Составьте схему дыхания у растений (кислород, углекислый газ, вода, энергия, сложное органическое вещество)

Вывод:

Ф.И. уч-ся

Вопрос№1

Вопрос №2

Вопрос№3

Вопрос №4

итог

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Актуализация, целеполагание, мотивация

(вызов)

Изучение нового материала и его закрепление

(осмысление)

Подведение итогов урока

(рефлексия)

Формируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал»)

Зачитывают, корректируют свои записи.

Домашнее задание

Прочитать содержание учебника, пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради, творческие задания

  1. решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните.
  2. написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению».

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают информацию учителя.

Дыхание

История:

Дыхание древности – глядя на памятники прошлого.

Литература:

Дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.

Обществознание: 

дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты

География:

дыхание ветра – тихо подул ветер

дыхание вулкана – вулкан начал «оживать»

ледяное дыхание зимы.

Математика:

Амплитуда дыхания – графическое изображение.

Самоанализ

  1. 6 «в» класс. В классе 29 человек, успевают все, качества    %, уровень обученности средний.
  2. Биология изучается по программе И.Н. Пономарёвой
  3. Тема урока: «Дыхание растений», по сложности содержание урока соответствует типу класса.
  4. Этот урок входит  в раздел «Основные процессы жизнедеятельности» и рассчитан на 7 часов. Этот урок  №3 является продолжением раздела. Цель урока -  изучение процесса дыхания у растений.
  5. Задачи урока – выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии;  установить как происходит газообмен в растениях; доказать,  что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса; воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.
  6. называть органы дыхания растений; Характеризовать сущность процесса дыхания; обосновывать взаимосвязь приспособлений к дыханию у растений и средой их обитания; распознавать чечевички и устьица; сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.
  7. Личная значимость для учащихся - растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.
  8. При подготовке к уроку были учтены требования образовательных стандартов, обязательный минимум (дыхание, устьице, чечевички, растение, газообмен, кислород, углекислый газ, воздушное дыхание, нрк - растения «зелёные лёгкие планеты»).
  9. Уникальность урока в том, что каждый ученик по – новому посмотрит на то - что происходит  вокруг нас.
  10. Урок комбинированный. Задания развивающего характера. На уроке использована технология развития критического мышления. Использование рабочих листов, даёт возможность каждому ученику получать знания на уроке. Каждый ученик получит оценку за тест, и за работу на уроке.
  11. На уроке использованы методы: наглядно – иллюстративный, демонстрационный, частично – поисковый, проблемный исследовательский.
  12. Приёмы: беседа, работа с рабочими листами, Составление таблиц. Работа с дополнительной литературой. Творческое задание: написать мини сочинение.
  13. Каждый этап отслеживался, проверка заданий сразу же, после их выполнения, корректировка.
  14. В конце урока мини тест. Взаимопроверка и оценивание.  Темп урока средний, что соответствует уровню подготовки данного класса, их эмоциональному настрою, с учётом индивидуальных особенностей. Группы сформированы с разной подготовкой учащихся. Активность учащихся на уроке была высокой, т.к. отвечать товарищам психологически намного легче, чем у доски и даже с места, для всего класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест 1 - вариант 2 – вариант 1. Поглощается углекислый газ; А) Фотосинтез; 1. Происходит во всех клетках растений. А) Дыхание; 2. Поглощается кислород; Б) Дыхание; 2. Выделяется кислород; Б) Фотосинтез; 3. Выделяется вода; 3. Расщепление органических веществ; 4. Поглощается вода; 4. Протекает на свету и в темноте; 5. Происходит только на свету; 5. Протекает в хлоропластах; 6. Протекает в хлоропластах; 6. Происходит только на свету; 7. Протекает на свету и в темноте; 7. Поглощается вода; 8. Расщепление органических веществ; 8. Выделяется вода; 9. Выделяется кислород; 9. Поглощается кислород; 10.Происходит во всех клетках растений. 10.Поглощается углекислый газ;

Слайд 2

Ответы: 1 вариант: 2 вариант: А) 1, 4, 5, 6,9 А)1, 3,4,8,9 Б) 2, 3, 7,8,10. Б) 2, 5,6,7,10. «5» 9-10 «4» 7-8 «3» 5-6

Слайд 3

Личная значимость Растения дышат, как и человек круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений

Слайд 4

Домашнее задание Изучить пар. 15, стр. 82 - 85, творческие задания: 1. Решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните. 2. Написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению»

Слайд 5

Пришкольный участок

Слайд 7

Спасибо за внимание! « Пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали ВЫ». А. Дементьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)

Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...

Урок биологии для 6 класса "Дыхание растения"

Урок разработан для преподавания по ФГОС. В разработке представлено применение на уроке всех УУД....

дыхание растений. урок. биология 6 класс.

"Дыхание растений". Комбинированный урок, с использованием  проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование....

Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"

Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"...

План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс

Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...

Презентация к уроку "Дыхание растений"

Презентация к уроку биологии  6 класс "Дыхание растений"...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...