Дыхание растений
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме
Урок биологии в 6 кл "Дыхание растений". Содержит 2 части презентации к уроку и конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dykhanie_rasteniy.doc | 126.5 КБ |
dykhanie_rasteniy-1.ppt | 2.21 МБ |
dykhanie_rasteniy_-_2.ppt | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Шишкина Ольга Александровна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Шишкина Ольга Александровна
учитель биологии
Дыхание растений
Открытый урок в 6 классе
Г. Южноуральск
Урок «Дыхание растений»
Тема урока | Дыхание растений |
Планируемые результаты | Учащиеся расширяют и углубляют знания о дыхании у растений, выясняют, в чём отличие дыхания от питания, узнают о значении дыхания. |
Дидактическая цель | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления. |
Цели по содержанию Образовательная: Развивающая: Воспитательная: | Организовать обучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания. Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу, узнал» и чтение с остановками. Создать условия для увлечённого чтения; воспитывать чувства гордости за совместный результат познавательной деятельности. |
Тип урока | Комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление). |
Метод обучения | Частично – поисковый, репродуктивный, проблемный. С элементами исследования. ТРКМЧП. |
Форма организации учебной деятельности | Работа в группах, индивидуальная, фронтальная. |
Личная значимость изучаемого для школьника | Растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений. |
Приёмы деятельности учителя | Организация беседы, постановка проблемы, подведение к выводу, обобщение изученного материала.. |
Организация деятельности учащихся | Обсуждают результаты опытов, делают выводы, сравнивают, оформляют записи в тетради, работают с текстом. |
Развитие умений учащихся | Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации, работать с рисунками и текстом, сравнивать демонстрировать опыты и самостоятельно делать по ним выводы, работать в заданном темпе, составлять таблицу. аккуратно вести тетрадь. |
Основные понятия и термины урока | Дыхание, устьице, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание |
Средства обучения | Пономарёва И.Н. Биология, 6 класс, М- «Вентана – Граф»- 2006. Семенцова В.Н.технологические карты уроков, 6 класс, С –П « Паритет» 2001 |
Ход урока
Учитель | Добрый день дорогие ребята. Я получила пакет с темой нашего урока, но ни чего не могу понять. Давай те вместе попробуем её сформулировать: История: дыхание древности – глядя на памятники природы. Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время. Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты. География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана - вулкан начал «оживать» ; Ледяное дыхание зимы. Математика: амплитуда дыхания–графическое изображение. Значит, какую тему нам необходимо изучить на уроке? |
Ученик | «Дыхание растений» |
Учитель | Какую цель мы должны перед собой поставить? |
Ученик | Мы должны изучить процессы дыхания у растений |
Учитель | Чтобы достичь поставленной цели, мы с вами обратимся за помощью к нашим учёным. А в этом мне поможет научный сотрудник Олеся. Каждой группе дано задание и они помогут нам ответить на наш главный вопрос «Как дышат растения?». |
Ведущая | - Слово предоставляется группе «Знатоков» (см. рабочий лист №1). - Вы ответили на часть вопросов, у наших учёных есть дополнения, слово предоставляется группе (см. рабочий лист №2). - Теоретические вопросы мы разобрали, а как эти процессы протекают на практике. Группа исследователей «юные химики» внесут ясность (см. рабочий лист №3) - и так мы познакомились со свойствами кислорода, углекислого газа и с процессами протекающими в пробирке, а как эти процессы протекают в живых организмах? О своей экспериментальной работе расскажут «юные биологи» (см. рабочий лист №4) - группа теоретиков изучила газообмен у растений, и пришли к выводу, давайте послушаем их (см. рабочий лист №5) - И всё же куда же кислород и органические вещества исчезают? Этой проблемой занимались учёные из группы «энергетики», и пришли к выводу: (см. рабочий лист №6) |
Учитель | Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» |
Ведущая | Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели, чтобы новые леса поднимались в небеса Мы должны их охранять всегда. Нам жить в одной семье, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте. |
Учитель | Сейчас вам предстоит выполнить тест: 1 –вариант, соотнесите какие процессы характерны для
2 – вариант соотнесите какие процессы характерны для 1. Дыхания 2. Фотосинтеза (см. приложение №1) |
Учитель | Прочитать содержание учебника. Пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради. Творческие задания:
|
Приложение №1
1 - вариант
- Поглощается углекислый газ; А) фотосинтез;
- Поглощается кислород; Б) дыхание;
- Выделяется вода;
- Поглощается вода;
- Происходит только на свету;
- Протекает в хлоропластах;
- Протекает на свету и в темноте;
- Расщепление органических веществ;
- Выделяется кислород;
- Происходит во всех клетках растений.
Правильные ответы:
А) 1, 4, 5, 6,9,
Б) 2, 3, 7,8,10.
Приложение №1
2 – вариант
- Происходит во всех клетках растений. А) Дыхание;
- Выделяется кислород; Б) Фотосинтез;
- Расщепление органических веществ;
- Протекает на свету и в темноте;
- Протекает в хлоропластах;
- Происходит только на свету;
- Поглощается вода;
- Выделяется вода;
9. Поглощается кислород;
10.Поглощается углекислый газ;
Правильные ответы:
А)1, 3,4,8,9,
Б) 2, 5,6,7,10.
Рабочий лист №1 «Знатоки»
Ответьте на вопросы:
- Что изучает наука ботаника?
- Назовите признаки живого?
- Какие способы питания у растений?
- Заполните таблицу:
питание | Почвенное (корневое) |
Органы | |
Вещества | |
Где происходит | |
Вид питания |
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Рабочий лист №2 «биоэнергетики»
Особенности воздушного питания.
- Что называется фотосинтезом?
- Какие вещества образуются в результате фотосинтеза?
- Почему растения называют «зелёными лёгкими планеты?»
- Заполните таблицу:
признаки | фотосинтез |
В какое время суток происходит? | |
Какой газ выделяется? | |
Какой газ поглощается? | |
Выделяется или поглощается энергия? | |
В каких клетках происходит? | |
Вода поглощается или выделяется? |
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Группа «Исследовательская»
Рабочий лист №3 «Юные химики»
- Где в природе встречается кислород и углекислый газ?
- Какие свойства кислорода и углекислого газа вы знаете?
- Объяснить опыт:
- Заполни таблицу:
Признаки | Кислород | Углекислый газ |
Где в природе встречается | ||
Какими свойствами обладает |
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Группа «Экспериментальная»
Рабочий лист №4 «Юные биологи»
- Докажите что при дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ?
- Заполни схему: соедините стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах.
Кислород
Фотосинтез углекислый газ дыхание
органические вещества
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Группа «Теоретики»
Рабочий лист №5
Ответить на вопросы
- Что называется газообменом?
- Есть ли у растений приспособления для газообмена?
- Заполни таблицу и объясни рисунок:
лист | стебель | Корень | |
органы |
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Группа «Энергетики»
Рабочий лист №6
Ответьте на вопросы:
- Куда кислород исчезает?
- Куда исчезают органические вещества, образовавщиеся в процессе фотосинтеза?
- Составьте схему дыхания у растений (кислород, углекислый газ, вода, энергия, сложное органическое вещество)
Вывод:
Ф.И. уч-ся | Вопрос№1 | Вопрос №2 | Вопрос№3 | Вопрос №4 | итог |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Актуализация, целеполагание, мотивация (вызов) | ||
Изучение нового материала и его закрепление (осмысление) | ||
Подведение итогов урока (рефлексия) | Формируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал») Зачитывают, корректируют свои записи. | |
Домашнее задание | Прочитать содержание учебника, пар. 30, стр. 109 -112, проработать записи в тетради, творческие задания
| Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают информацию учителя. |
Дыхание
История:
Дыхание древности – глядя на памятники прошлого.
Литература:
Дыхание эпохи – когда описывается какое либо время.
Обществознание:
дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты
География:
дыхание ветра – тихо подул ветер
дыхание вулкана – вулкан начал «оживать»
ледяное дыхание зимы.
Математика:
Амплитуда дыхания – графическое изображение.
Самоанализ
- 6 «в» класс. В классе 29 человек, успевают все, качества %, уровень обученности средний.
- Биология изучается по программе И.Н. Пономарёвой
- Тема урока: «Дыхание растений», по сложности содержание урока соответствует типу класса.
- Этот урок входит в раздел «Основные процессы жизнедеятельности» и рассчитан на 7 часов. Этот урок №3 является продолжением раздела. Цель урока - изучение процесса дыхания у растений.
- Задачи урока – выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; установить как происходит газообмен в растениях; доказать, что дыхание и фотосинтез – два противоположных процесса; воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.
- называть органы дыхания растений; Характеризовать сущность процесса дыхания; обосновывать взаимосвязь приспособлений к дыханию у растений и средой их обитания; распознавать чечевички и устьица; сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза.
- Личная значимость для учащихся - растение дышит, как и человек, круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений.
- При подготовке к уроку были учтены требования образовательных стандартов, обязательный минимум (дыхание, устьице, чечевички, растение, газообмен, кислород, углекислый газ, воздушное дыхание, нрк - растения «зелёные лёгкие планеты»).
- Уникальность урока в том, что каждый ученик по – новому посмотрит на то - что происходит вокруг нас.
- Урок комбинированный. Задания развивающего характера. На уроке использована технология развития критического мышления. Использование рабочих листов, даёт возможность каждому ученику получать знания на уроке. Каждый ученик получит оценку за тест, и за работу на уроке.
- На уроке использованы методы: наглядно – иллюстративный, демонстрационный, частично – поисковый, проблемный исследовательский.
- Приёмы: беседа, работа с рабочими листами, Составление таблиц. Работа с дополнительной литературой. Творческое задание: написать мини сочинение.
- Каждый этап отслеживался, проверка заданий сразу же, после их выполнения, корректировка.
- В конце урока мини тест. Взаимопроверка и оценивание. Темп урока средний, что соответствует уровню подготовки данного класса, их эмоциональному настрою, с учётом индивидуальных особенностей. Группы сформированы с разной подготовкой учащихся. Активность учащихся на уроке была высокой, т.к. отвечать товарищам психологически намного легче, чем у доски и даже с места, для всего класса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы: 1 вариант: 2 вариант: А) 1, 4, 5, 6,9 А)1, 3,4,8,9 Б) 2, 3, 7,8,10. Б) 2, 5,6,7,10. «5» 9-10 «4» 7-8 «3» 5-6
Личная значимость Растения дышат, как и человек круглые сутки, потребляя из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не стоит иметь в спальне много растений
Домашнее задание Изучить пар. 15, стр. 82 - 85, творческие задания: 1. Решить проблемную задачу: когда (утром или вечером) один и тот же лист весит меньше? Ответ поясните. 2. Написать мини сочинение от имени молекулы кислорода «Моё путешествие по растению»
Пришкольный участок
Спасибо за внимание! « Пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали ВЫ». А. Дементьев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе (биология и математика)
Эпиграф к уроку:«Я дышу, а значит, я живу!»Владимир Семенович Высоцкий Ход урока1.Актуализация знаний учащихся о строении и функциях листа. Подвод к теме через эксперимент. (Фронтальная бес...
Урок биологии для 6 класса "Дыхание растения"
Урок разработан для преподавания по ФГОС. В разработке представлено применение на уроке всех УУД....
дыхание растений. урок. биология 6 класс.
"Дыхание растений". Комбинированный урок, с использованием проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование....
Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"
Рабочий лист к теме: "Дыхание растений"...
План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс
Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...
Презентация к уроку "Дыхание растений"
Презентация к уроку биологии 6 класс "Дыхание растений"...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...