Урок "Тип Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме
Разработка урока биологии в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-skhema_kishechnopolostnye.docx | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) Ткаченко Светлана Николаевна
Место работы МБОУ СОШ №2 г. Кимовска Тульской области
Должность учитель
Предмет биология
Класс 7
Тема и номер урока в теме Общая характеристика типа Кишечнополостные.
Пресноводная гидра, особенности ее строения и жизнедеятельности (урок №1 в теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»)
7. Базовый учебник В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013.
8. Цель урока: создать условия для выявления главных признаков типа Кишечнополостные, раскрытия особенностей внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.
9. Задачи: данный урок предназначен для учащихся 7 класса, в котором уровень подготовки обучающихся и уровень сформированности их познавательного интереса выше среднего, в связи с чем задачи урока ставлю следующие:
Обучающие:
- выявить место кишечнополостных в эволюции животного мира;
- сформировать знания обучающихся о симметрии тела животных в связи с их образом жизни;
- сформировать представление о жизненных формах кишечнополостных на примере полипов и медуз и умение различать эти жизненные формы;
- раскрыть особенности среды обитания, внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности гидры как низшего многоклеточного животного;
- раскрыть особенности размножения и развития гидры;
- продолжить формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию бережного отношения к кишечнополостным животным и к природе в целом, выявив роль кишечнополостных в природе, в цепях питания, в жизни людей;
- способствовать развитию творческого отношения учебной деятельности с помощью дифференцированных заданий, учитывающих способности, индивидуальные особенности, интересы детей;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету (с помощью использования на уроке опережающих заданий, видеофрагментов, анимаций, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и способности обучающихся);
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при работе с учебником, выполнении учебных заданий, подготовке индивидуальных заданий;
- создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности, внимательности при выполнении заданий, чувства взаимопомощи при изучении трудных участков темы, навыков самоконтроля, самооценки при выполнении проверочных заданий.
Развивающие:
- обеспечить ситуации, способствующие развитию у обучающихся аналитико-синтетических умений: сравнивать (простейших и кишечнополостных), обобщать, устанавливать причинно-следственные связи (связь строения гидры со средой обитания, строения клеток тела с их функциями), делать выводы;
- способствовать развитию умений обучающихся работать с учебником, находить главные мысли в тексте параграфа;
- способствовать развитию мыслительной и познавательной деятельности обучающихся с помощью ЭОР;
- обеспечить условия для развития информационной культуры учащихся, коммуникативных умений: вести диалог с учителем и одноклассниками, грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
- Тип урока: урок усвоения новых знаний
- Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная (общеклассная). Данные формы работы подобраны с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики взаимоотношений между ними, уровня сформированности их познавательного интереса.
- Методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, сообщения), наглядные (демонстрация видеопособий, изображений), проблемно – поисковые (работа с дополнительными источниками информации, книгой, привлечение знаний из других наук), методы контроля и самоконтроля (обратная связь), метод стимулирования, из нетрадиционных методов - метод творческого самовыражения. Данные методы также учитывают индивидуальные особенности обучающихся, специфику взаимоотношений между ними, уровень сформированности их познавательного интереса.
- Технологии обучения: личностно-ориентированное (в том числе развивающее), ИКТ, здоровьесберегающие, технология развития критического мышления.
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
- Информационное и программно – методическое обеспечение урока:
- рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс, базовый уровень;
- учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7
класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006.
- Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся. 6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
- Биология. Электронный учебник (все разделы биологии) (http://314159.ru/ebio.htm)
- Мультимедийное приложение к урокам «Уроки биологи. 7 класс», издательство «Глобус».
- Мультимедийное учебное пособие по теме «Кишечнополостные» (автор Ткаченко С.Н., учитель биологии).
- Мифы древней Греции. – Москва: «Махаон», 2010.
- Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные.- М. ТКО "АСТ”, 1995.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность ученика | Время (в мин) |
1 | Организационный этап | -проверка готовности к уроку. | Подготовка к уроку, организация рабочего места. | О,5 мин. | |
2 | Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. | схема «Эволюционное древо» (№2) | Ребята, перед вами схема «Эволюционное древо», найдите на ней ранее изученных вами животных. ?Кто эти животные? ? Какие потомки произошли от простейших? Кто будет объектом изучения сегодня на уроке? - Сообщает тему урока: Тема урока: Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра, особенности ее строения и жизнедеятельности. - вовлекает учащихся в процесс постановки целей урока: а) какой тип животных мы будем сегодня изучать? б) что бы вам хотелось узнать о гидре как представителе кишечнополостных? в) как вы думаете, зачем вам нужны знания об этих животных, как вы сможете на практике применять полученные знания? - подводит итог обсуждения целей урока, корректирует ответы и делает вывод: - создает проблемную ситуацию для мотивации учебной деятельности обучающихся: 250 лет назад голландский ученый Абрам Трамбле в одном из прудов замка Сонгюлье нашел однажды маленьких животных, которых сначала принял за растения. Это были гидры. Ваша задача после изучения нового материала дать ответ: почему гидру приняли за растение и по каким признакам она была все-таки отнесена к животным? | -участвуют в беседе: (простейшие) (кишечнополостные) -записывают тему урока в тетрадь; -участвуют в беседе, формулируют свои ответы; -слушают учителя, настраиваются на достижение поставленных целей | 3,5 мин |
3 | Актуализация знаний | -организует фронтальную беседу:
| -отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе: (Царства Вирусов, Бактерий, Грибов, Растений, Животных) (гетеротрофное питание, в клетках животных отсутствует клеточная стенка, активно передвигаются, освоили разные среды жизни) (состоят из одной клетки, которая выполняет все функции живого: перемещается, питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается). | 2 мин | |
4.
| Усвоение новых знаний | -изображение гидры (№1); -авторское мультимедийное учебное пособие по теме «Кишечнополостные» (№3) ЭОР №4 | -слово учителя: «Итак, приступим к изучению нового типа животных – типа Кишечнополостные. Представителем этого типа является гидра (на экране изображение гидры) Впервые описал гидру Левенгук, род гидра ввел К. Линней. - организует работу учащихся по просмотру видеофрагмента из фильма «Тип Кишечнополостные» (ЭОР№3), представляет план просмотра, заранее написанный на доске, обращает внимание обучающихся на основные моменты фильма: 1. Места обитания гидры. 2. Форма тела гидры. 3. Кишечная полость. 4. Симметрия тела гидры. 5. Слои тела гидры. 6. Клетки тела гидры. 7. Размножение гидры. 8. Регенерация. - организует проведение физкультминутки для повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением, эффективного переключения обучающихся на другой вид деятельности. - организует обсуждение фильма, координирует работу обучающихся: а) где обитает гидра? б) какая форма тела у гидры, с чем связана такая форма? в) как называется полость тела гидры? г) какая симметрия у кишечнополостных, с чем она связана? (демонстрирует слайд из ЭОР №3 «Симметрия тела животных») д) какие слои выделяют в теле гидры? (слайд из ЭОР №3 «Слои тела гидры»); е) какие типы клеток находятся в эктодерме и энтодерме? (слайд из ЭОР №3 «Слои тела гидры); ж) какими способами гидра может размножаться? (анимации из ЭОР №3 «Почкование гидры», «Половое размножение гидры») з) что такое регенерация? - объясняет, что такое жизненная форма животных на примере полипа и медузы; - организует самостоятельную работу с учебником: ? Как осуществляется дыхание и выделение у гидры? (стр. 60) (данная репродуктивная работа ориентирована на учащихся с низкой познавательной активностью, на слабоуспевающего ученика) - предваряет выступление учащегося с практикоориентированным опережающим заданием о роли кишечнополостных в природе, о необходимости беречь животных этого типа (создает ситуацию успеха в учебной деятельности) (данное задание получает один из учащихся со средним или выше среднего уровнем познавательной активности, интереса к предмету)
| -слушают учителя, -слушают учителя, настраиваются на просмотр; - смотрят видеофрагмент, соотносят увиденное с планом просмотра; -выполняют упражнения -отвечают на вопросы учителя; -отвечают на вопрос, работают со слайдом, записывают в тетрадях типы симметрии; -отвечают на вопрос, выписывают названия слоев в тетради; -работают со слайдом, отвечают на вопрос, выписывают в тетради названия клеток эктодермы и энтодермы; -отвечают на вопрос, смотрят анимации; -отвечают на вопрос, записывают определение этого понятия в тетради; -слушают учителя; -работают с учебником, - один из учеников отвечает на поставленный вопрос; - ученик, выполнявший опережающее задание, кратко рассказывает о роли кишечнополостных в природе, цепях питания, в жизни человека, делает вывод о необходимости беречь природу. | 28 мин |
5 | Закрепление материала | -организует дифференцированную проверочную работу по вариантам с целью получения информации об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися; (листы с заданиями, ключи к ответам и оцениванию прилагаются). -организует самопроверку и самооценку обучающимися своей работы, предложив им ключ к ответам и к оцениванию работы (заранее записан на обратной стороне доски, можно вывести и на экран) -отслеживает результаты (получает информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися) - обучающимся, получившим «3» и «2» предлагает исправить их на следующем уроке (по желанию учеников). | -выполняют самостоятельно задания в индивидуальных листах; - учащиеся осуществляют самопроверку, самооценку своей работы; - поднимают руки сначала ученики, которые получили за выполнение проверочного задания «5», потом- «4» и т.д.;
| 5,5 мин | |
6 | Подведение итогов урока, рефлексия | -подводит итоги урока, соотносит результаты обучения с поставленными целями (цели записаны на доске): а) почему же Абрам Трамбле, когда впервые увидел полипа гидру, решил, что это растение? На каких основаниях гидру относят к царству Животных? в) на основе полученных знаний о гидре, сделайте вывод об общих признаках типа Кишечнополостные (направляет формулировку вывода по плану: -из скольких слоев состоит тело, -какой тип симметрии, -почему называются «кишечнополостные», -где обитают, -какие имеют жизненные формы) (задание направлено на учащихся со средним и выше среднего уровнем познавательной активности и интереса к предмету) в) достигнуты ли цели сегодняшнего урока? -настраивает на рефлексию; -осуществляет педагогическое оценивание: выставляет и комментирует оценки за работу на уроке, отдельно подчеркивает успехи некоторых обучающихся, активно работавших на уроке. | -отвечают на вопросы (благодаря длинным щупальцам и малоподвижности, похожа на маленькое растение. Гидра – это животное, т.к. проявляет все признаки представителей этого царства: движется, питается готовой пищей) -формулируют выводы: 1) двухслойные многоклеточные животные, 2) лучевая симметрия тела, 3) кишечная полость, 4) обитают в водной среде; 5) жизненные формы – медуза и полип; -определяют степень соответствия поставленных целей и результатов деятельности; -отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения: что получилось на уроке, что вызвало затруднения, чтобы еще хотелось узнать об изученных животных, где могут пригодиться полученные знания на практике; - подают дневники учителю. | 4 мин | |
7 | Домашнее задание | -разъясняет домашнее задание, записывает его на доске (пар. 13) - создает ситуацию, обеспечивающую успех в учебной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей детей, их способностей и интересов, предлагая выполнить дома дифференцированные задания: а) нарисовать схему бесполого и полового размножения гидры; б) изобразить с помощью пластилина модель способа передвижения гидры, в) составить «ложный» рассказ о гидре, в котором учащиеся должны будут найти ошибки; г) составить презентацию об особенностях кишечнополостных, д) прочитать древнегреческий миф от Геракле, сражавшимся с Гидрой, объяснить, почему же пресноводный полип получил название «гидра». | -записывают домашнее задание в дневники; -распределяют задания, задают уточняющие вопросы | 1,5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией в 7 классе по теме тип Кишечнополостные, пресноводная гидра
На уроке рассматривается особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных на примере пресноводной гидры....
Конструкт учебного занятия по теме: Особенности клеточного строения Кишечнополостных на примере вида Гидра пресноводная.
«Изучение биологии в свете новых стандартов образования». В данной публикации представлен конструкт урока по курсу биологии 7 класса Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. ...
презентация по биологии "Гидра пресноводная"для 7 класса
презентация для урока Тип Кишечнополостные...
Самоанализ урока биологии "Общая характеристика типа Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"
САМОАНАЛИ3 УРОКА БИОЛОГИИ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ПРЕСНОВОДНАЯ ГИДРА, ОСОБЕННОСТИ ЕЁ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Конспект открытого урока "Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Клеточное строение гидры пресноводной.
Конспект открытого урока "Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Клеточное строение гидры пресноводной. Урок проводится с использованием тематического модуля по данной тем...
Тип Кишечнополостные. Гидра. на основе современных информационных технологий.
Проектирование урока биологии в 7 классе по теме: Тип Кишечнополостные. Гидра. на основе современных информационных технологий....
Презентация "Тип Кишечнополостные. Гидра".
Презентация может быть использована на уроках биологии в 7 классе....