Когда мы вместе
методическая разработка по биологии по теме

Методическое описание совместной работы учителя и ученика над исследовательской работой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_my_vmeste.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Номинация «Когда мы вместе»

Эссе к исследовательской работе ученицы 11 класса Харченко Вероники

«Состояние популяции Башмачка крупноцветкового в окрестности села Верх-Суетка»

(Составитель: руководитель  исследовательской работы Грекова Татьяна Александровна-учитель биологии МБОУ «Верх-Суетская СОШ»)

Неотъемлемым звеном в  моей  внеклассной работе по биологии является исследовательская  деятельность.В Суетском районе произрастает редкое растение, занесённое в Красную книгу-

Венерин башмачок или Башмачок Крупноцветковый. Он же - Дикая Орхидея. Популяция Венериного Башмачка расположена в берёзовом колке ( Калиновский ) в северо - западной части села В-Суетка в 6-ти км от него.

 Реализуя трехлетний проект по изучению Башмачка крупноцветкового в нашем лесо-степном районе, можно подвести некую черту обобщения, анализа работы по данному совместному проекту учителя и ученицы.

Впервые проведенная исследовательская работа по удивительно редкому растению вызвала  необычайный интерес  среди жителей села и всего небольшого Суетского района. Дело в том, что еще три года назад почти никто  не знал, что в нашем селе могут  произрастать    по -настоящему редкие растения, которые во всем мире подлежат охране. Знакомить  своих учеников с этим редким растением я  начала с прочтения статьи на уроке экологии (за 2010 г)из краевой газеты «Орхидеи  в степи!». Корреспондент « Алтайской правды»с большим увлечением рассказывал  о своей  поездке в наши места по приглашению знатока места произрастания цветка-Александра Каспаровича Альта.

Отрывок из газеты (разговор корреспондента с упомянутым выше Александром      Каспаровичем:  «Что-то ты давно у нас в районе не бывал, - улыбался тогда  Александр Каспарович. А ведь нам есть что показать..Вот подожди, они зацветут, я тебе позвоню, приедешь, и сам все увидишь!

       - Кто зацветут?

-Орхидеи! – говорит мой собеседник и гордо удаляется по своим делам. Орхидеи… в Суетке. Стою с открытым ртом и не знаю, что и думать. Разговор этот стал уже забываться, но тут раздается телефонный звонок. « Приезжай! Они зацвели. Вчера специально на место ездил, проверял!»Едем по полевой дороге, петляющей вокруг березовых колков. Углубляемся в березняк. По пути – несколько куч сложенных в условном порядке сучьев. Говорят, что недавно здесь была какая -то плановая вырубка, ну и …в общем все как всегда. Говорят, что с того времени орхидей здесь значительно поубавилось. Еще несколько шагов, и вот они – венерины башмачки, растущие дружной семейкой.»

С того времени «завороженная» статьей на уроке экологии, третий год  ученица нашей школы Харченко Вероника занимается  исследовательской работой по изучению состояния популяции башмачков Это тот самый момент «повторного возрождения цветка».Старожилы рассказывают, что на этом месте венерин башмачок растет давно, лет 35-40 назад (в то время их росло очень много в колке),и только сейчас вновь о нем заговорили… В данном случае выбран очень удачный и интересный объект исследования учителем и неожиданно быстро проявленный интерес к объекту именно этой  ученицей. Так образовался союз двух заинтересованных лиц (учителя и ученицы). Далее следовали действия учителя, который прекрасно понимал, что организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся  требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Прежде  чем начать работу по исследованию популяции башмачка,  мною была проведена  разъяснительная беседа с Вероникой о том,  что исследовательская деятельность  связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Считаю очень важным, чтобы каждый ученик, занимающийся научно - исследовательской работой понял, что  развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы.Ознакомившись с правилами написания работы, у нас получился такой график изучения башмачка(в виде таблицы).

Плановое изучение Башмачка крупноцветкового

Сроки

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Совместная деятельность

Выводы

1.2010г(весна,вторая декада мая)

Чтение статьи из краевой газеты «Орхидеи в степи»на уроке экологии,демонстрация фото цветка.

Прослушивание статьи со всеми учащимися

Анализ статьи, выявление наиболее заинтересованных

учащихся

Выявлена активная защитница цветка(Харченко Вероника)

2.2010( май,после прочтения статьи)

Выбор методики и методов исследования Башмачка крупноцветкового)

Самостоятельный подбор литературы о цветке

Анализ литературы, уточнение методики и методов исследования

Выбрана методика по шкале Друдэ,

Выбор гипотезы, актуальности, новизны, значимости

3.2010г(вторая декада мая)

Организация первой поездки к месту произрастания башмачка

Подсчет растений, число отцветших. Фотографирование мест.

Правило и начало заполнения, ведения Дневника исследования,

Реальное местонахождение популяций башмачка, не успели на момент цветения

4.Осень 2010

Организация второй поездки,нацеливание на результат исследования

Подсчет вегетирующих растений, плодов-коробочек, запись в Дневник

Уточнение подсчета, написание работы,презентации

Защита работы на окружном и краевом этапе  «Дети Алтая исследуют окружающую среду»

5.Весна,лето,осень 2011 год

Организация 4 поездок

Наблюдение, подсчет в течении всего вегетационного периода этого года

Мониторинг за два года, запись в Дневник исседования

Прироста новых растений практически нет

6.Весна 2012 год

Организация поездки, нацеливание на выявление жизненности популяций башмачка

Подсчет вегетирующих ,цветущих растений,фото растений

Анализ подсчета с прошлым годом

Прирост незначительный(от6до 8 растений)

7.Осень 2012

Совместная поездка с учеными и студентами из Алт Г.У.

Совместное исследование:ученик,учитель,преподаватели(профессор М.М.Силантьева,студенты)

Общий анализ и вывод по состоянию популяции

Составлено Ходатайство в край о придании колку статуса «Ботанический памятник природы местного значения»

8.Осень 2012

Организация

Повторного оформления работы по результатам исследования

Оформление работы и презентации к зашите

Составление диаграммы Мониторинга

Защита работы на окружном и краевом этапе  «Дети Алтая исследуют окружающую среду»1 место в крае

Поскольку первым этапом проекта было знакомство с литературой об Орхидеях, Вероникой был найден материал о том, что ещё в конце XIX столетия в Швейцарии обратили внимание, что численность Венериного башмачка сокращается. Поэтому он стал первым видом, занесённым в Международную Красную книгу. Природа щедро одарила Землю необычайной  красотой и разнообразием цветов, изумляющих людей с древнейших времён и до наших дней.«Орхидные» являются древней группой, возраст которой  оценивается приблизительно в 80 млн. лет…,представители семейства почти повсеместно составляют один из наиболее уязвимых компонентов растительных сообществ».(Аверьянов, Орхидные 2000).Значительная часть представителей этого огромного семейства являются редкими и вымирающими (Вахромеева,Денисова и др.1991).Венерин башмачок, имеющий красивый и оригинальный цветок, отнесен к категории редких растений, занесенных в Красную книгу Алтайского края (Красная книга Алтайского края.Отсюда была сформирована гипотеза, научная  и социальная значимость, актуальность нашей будущей работы по изучению башмачка. Сразу  у Вероники возник вопрос о том, что если все жители узнают о месте произрастания башмачка, его сразу же вырвут, а их всего то там 96 растений! «Как же быть»-в недоумении произнесла  юная исследовательница.

У учителя возникла идея сообщить ученым  в Алтайский государственный университет и оформить Ходатайство по приданию части территории колка статуса особо - охраняемой территории-«Ботанический памятник природы местного значения». Эта территория попадает под критерий уникальности и реликтовости, так как представляет собой единственную сохранившуюся в берёзовом колке небольшую красивейшую популяцию лесо -степной зоны Суетского района.

      Создание ботанического памятника природы местного значения и сохранения уникальной для лесостепной зоны популяции Венериного Башмачка оченьактуальна для нашей территории, поскольку существует реальная угроза исчезновения, редкого произрастания краснокнижного растения,(нарушаются природные условия изначальной популяции, прироста молодых растений не происходит, наблюдаются только взрослые особи), как следствие деятельности человека- вырубка леса, даже плановая, выпас скота, повреждение гражданами при сборе грибов и ягод. 

      Режим использования и охраны позволит исключить любую хозяйственную деятельность внутри контура лесного массива.

Для придания статуса памятника природы необходимы геоботанические исследования территории произрастания и изучение состояния популяции Башмачка Крупноцветкового. К таким геоботаническим описаниям мы с Вероникой и приступили.

Ею были проведены подсчеты растений в трех популяциях за три года, описаны все периоды вегетации. А в августе 2012 года повторные исследования были проведены группой ученых и студентов из Алтайского государственного университета под руководством профессора Марины Михайловны Силантьевой(она же консультант по исследовательской работе Вероники) и преподавателя Елесовой Натальи Владимировны. Взяты анализы почвы в месте произрастания популяции башмачка, исследованы другие участки леса, очень подробно описаны виды соседствующих растений(флористический состав), собран их гербарий. Для нас это большая честь, что наш лес посетили и исследовали его такие великие люди.В работе прослеживается соответствие нашего исследования с описанием ученых. Мы очень благодарны преподавателям и студентам Алт.Г.У, что помогли нам в описании сопутствующих растений, а также главного индикатора нахождения башмачка-произрастания его возле злакового растения –коротконожки, что мы не знали. Считаю,что и научное и чисто человеческое общение ученицы, учителя с представителями науки (преподавателями и студентами)имеет большую ценность как для приобретения опыта в исследовании.так и для творческого развития и формирования личности ученицы, развития преемственности экологического воспитания от школы к Вузу. Благодаря этой работе в Управлении Природных ресурсов Алтайского края планируется  расширить территорию будущего природного парка при слиянии двух заказников (Суетского и Благовещенского),куда и войдет колок с произрастающими там нашими Орхидеями, а значит они будут спасены.Это должно произойти в 2014 году, а до этого времени их должны уберечь участники проекта «Покровители заказника»,которые уже этой весной уберут ненужные заносные виды и очистят колок от упавших деревьев. Охрана башмачков продолжается…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Когда мы вместе", 7 класс

Мероприятие направлено на воспитание уважительного отношения к семейным традициям...

Внеклассное мероприятие "Когда все вместе, так и душа на месте!"

Внеклассное мероприятие, посвященное маме, семье. + Презентация...

Сценарий семейной конкурсной программы «Когда все вместе!»

Сценарий семейной конкурсной программы «Когда все вместе!»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «КОГДА МЫ ВМЕСТЕ…»

Наша проектная деятельность: Авторы проекта в ходе исследования доказывают, что художественные произведения, в которых герои обладают пагубной привычкой к курению, не наносят ущерба психике современ...

Рождественский вечер – посиделки «Когда семья вместе – то и душа на месте».

познакомить с историей возникновения праздника Рождества Христова; воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям русского народа; пробуждать интерес к изучению истории православной культур...

Интеллектуальная игра по ЗОЖ для 5–6-х классов "Когда мы вместе - душа на месте"

Игра состоит из 7 раундов. Класс делится на команды. Я обычно выбираю 3 команды по количеству рядов парт в классе. Заранее подготавливаются жетоны разной стоимости в зависимости от сложности вопроса. ...