УМК по теме: «Стресс и стрессоустойчивость»
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Карпова Марина Николаевна

 

Данный учебно-методический комплекс содержит мультимедийную презентацию и конспект урока учителя.

Цель урока: показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями;

Задачи урока:

знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека;

уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса; уметь защищать и отстаивать свою точку мнения.

развивать навыки анализа видеоинформации; навыки сбора информации в ходе опроса.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедиапроектор раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса»

Представленный УМК интересен тем, что содержит всё необходимое для изучения личностно-значимой для учащихся темы и направлен на решение актуальной для современности проблемы – преодоления стрессов и развития стрессоустойчивости подростков.

В основе урока анализ фрагментов мультипликационных фильмов «Ну, погоди!», «Маша и медведь», «Автомобиль кота Леопольда» .

Фрагменты мультфильмов хорошо иллюстрируют виды стрессоров, фазы стресса и типы стрессовых реакций, а также пути выхода из стресса и позволяют учащимся самим на примере видеоматериалов систематизировать знания.

На уроке предусмотрен практикум по отработке навыков регуляции эмоциональных состояний, направленный на повышение стрессоустойчивости.

Материал может быть использован как на уроках биологии, культуры здоровья, ОБЖ, так и во внеклассной работе.

Педагоги коллектива, которым УМК был продемонстрирован в ходе мастер-класса отметили, что представленный материал полезен и для сохранения здоровья педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стресс как негативный биосоциальный фактор Экология человека. Культура здоровья. 8 класс

Слайд 2

Актуальность www.themegallery.com Более 90 процентов людей постоянно испытывают стрессы Ключ к тому, как свести их негативное влияние на организм к минимуму, находится в ваших руках Вы не властны над обстоятельствами, вызывающими стресс, но вы вполне можете изменить свое отношение к ним Нужно этому научиться

Слайд 3

Цели и задачи урока знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека; уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации эмоционального стресса ; развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания . www.themegallery.com

Слайд 4

Что такое «Стресс»? Анализ анкет Стресс – «напряжение» (англ.)

Слайд 5

Кто из героев находился в состоянии стресса?

Слайд 6

Кто из героев находился в состоянии стресса? Какие факторы вызвали стресс у героев?

Слайд 7

Стресс – состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими или эмоциональными факторами Физические и химические факторы травмы, инфекции , токсины, в ысокая и низкая температура среды, заболевания и повреждения любого вида Стресс Эмоциональные факторы к онфликты, непонимание, о диночество, п ерегрузки, н аказания, з авышенные требования, в ысокий темп жизни любое влияние, которое нарушает стабильность и баланс функций организма Основоположник учения о стрессе - Ганс Селье

Слайд 8

Что такое стрессор? СТРЕССОР - это фактор, вызывающий стрессовую реакцию 1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС Чаще всего это особенности межличностного отношения, стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами 2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ Ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены 3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но не являются стрессорами по сути. События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию, как результат субъективного отношения и оценки ВАЖНЕЙШЕЕ - отличить одно от другого! «Боже, даруй мне смирение принять то, что я не могу изменить, мужество - изменить то, что могу и мудрость, чтобы отличить одно от другого…» (Слова из молитвы)

Слайд 9

Фазы стресса Стадия тревоги Мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору. Активизируется работа нервной системы, увеличивается образование гормонов надпочечников. Стадия с опротивления, (устойчивости) Если стрессор не прекращает своего воздействия, сопротивление становится выше нормы, при этом снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет. Стадия истощения В результате длительного взаимодействия со стрессором, энергия , затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Человек теряет способность противостоять действию фактора, возникают различные болезни. Ганс Селье

Слайд 10

Стрессовые реакции два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы двух типов: стенические ( гнев, злость ) или астенические ( страх, печаль, обида) Э моциональные П оведенческие Физиологические нарушение дыхания, сердцебиения, сна, головные боли, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей

Слайд 11

Стресс «хороший» и «плохой» Эустресс - стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу

Слайд 12

Последствия негативного влияния стресса Повышение кровяного артериального давления Изменения в сердечно-сосудистой системе Болезни желудка Снижение иммунитета Негативизм Стресс Изменения в поведении Состояние хронического утомления

Слайд 14

Что помогает вашим близким в борьбе со стрессом? Анализ анкет

Слайд 15

Что поможет в борьбе со стрессом? Общение с природой Спорт Сон Люди, которые Вас любят Старая любимая книжка Медитация и аутотренинг "Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить". Сенека

Слайд 16

www.themegallery.com Мнение специалиста

Слайд 17

Способы регуляции эмоциональных состояний а ) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания ; б) активное включение представлений и чувственных образов; в) использование программирующей и регулирующей роли слова

Слайд 18

Чередующееся носовое дыхание 1 2 3 Правую ноздрю прижмите пальцем, левой вдыхайте под счет 1,2,3,4,5,6 Задержите дыхание на 3 секунды Левую ноздрю зажмите, выдыхайте правой на счет 1,2,3,4,5,6 Повторять 5-6 раз, не реже 1 раза в день Поможет подготовиться к эмоциональному событию

Слайд 19

Расслабление мышц Напряжение мышц Пусть ваша рука свободно свисает или лежит на колене Сожмите его пальцами так, как будто хотите раздавить Обхватите рукой какой-либо цилиндрический или круглый предмет Простое расслабление мышц Когда терпеть станет невмоготу, разожмите пальцы

Слайд 20

Физические упражнения, спорт Физические упражнения не только способствуют общему укреплению здоровья, но также помогают управлять эмоциональным стрессом и напряжением. С одной стороны, упражнения могут временно эмоционально удалить от стрессового окружения или ситуации. С другой - хорошая физическая форма и здоровье повышает способность контролировать стресс, когда он возникает. www.themegallery.com

Слайд 21

Вода помогает выйти из стресса

Слайд 22

Любимый аромат – лучший помощник при стрессе

Слайд 23

Свет поможет победить стресс

Слайд 24

Основные симптомы стресса - рассеянность , - повышенная возбудимость, - постоянная усталость, - потеря чувства юмора, - пропажа сна и аппетита, - ухудшение памяти, - иногда возможны, боли в области головы, спины, желудка Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит, надо срочно вытаскивать себя за уши из этого болота. Твердо усвойте, что неприятностей вокруг много, на все здоровья не хватить. И, главное, жизнь такая штука, которую можно спокойно воспринимать только обладая большим чувством юмора.

Слайд 25

Индикатор стресса – чувство юмора На фото изображены два дельфина, выпрыгивающих из воды. Как было установлено на примере подопытной группы, несмотря на тот факт, что дельфины абсолютно идентичны, человек, находящийся в стрессовом состоянии, находит отличия в них. Если человек находит много отличий, значит, он испытывает сильнейший стресс. Посмотрите на картинку.

Слайд 26

Если Вы нашли в дельфинах более двух отличий, то Вам срочно надо на каникулы Индикатор стресса

Слайд 27

Умеете ли вы справляться со стрессом ? утверждение часто редко никогда 1. Я чувствую себя счастливым. 0 1 2 2. Я сам могу сделать себя счастливым. 0 1 2 3. Меня охватывает чувство безнадежности. 2 1 0 4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам. 0 1 2 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту. 0 1 2 6. Я склонен к грусти. 2 1 0 7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим. 2 1 0 8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте. 2 1 0 9. Я легко расстраиваюсь. 2 1 0

Слайд 28

Умеете ли вы справляться со стрессом? 0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы 4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков . Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом . "Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать» ( К.Шанель )

Слайд 29

Умение планировать дела Уверенность в себе Умение управлять временем Д оверие членам коллектива Умение управлять конфликтами Отказ от выполнения нескольких дел одновременно Рациональное распределение ресурсов

Слайд 30

Типы личности по реакции на стресс Тип А: Настойчивое желание достичь намеченных, но обычно нечетко поставленных целей. Сильное желание и готовность соревноваться. Стремление быть признанным и продвинуться в чем - то дальше. Исполнение множества разнообразных функций в условиях ограниченного времени. Склонность увеличивать темп работы. Способность быстро принимать решения и начинать действовать. Тип В: Четкая постановка целей, спокойное обдумывание методов их достижения. Отсутствие желания соревноваться. Признание не имеет особого значения. Выполнение определенных функций в течение не ограниченного жесткими рамками времени. Спокойный , размеренный темп работы. Решения принимаются после предварительного обдумывания. По американскому психологу Т. Коксу

Слайд 32

Умейте управлять собой Умейте управлять собой, Во всем ищите добрые начала. И споря с трудною судьбой, Учитесь жизнь начать сначала. Споткнувшись — самому вставать, В себе самом искать опору, А если двигаетесь в гору — Себя в пути не потерять. Не надо жаловаться всем Ни на судьбу, ни на болезни — Ничто не будет бесполезней Избитых этих, жалких тем! Не жгите сердце табаком, И мозг вином не заливайте, И жизнь свою не сокращайте Воспоминаньем о плохом. Друзей имейте — в трудный час Они поддержат и помогут. Не будет трудною дорога Ни для друзей и ни для вас. Не умирайте пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают. За днем несчастья — день счастливый!!! Юрий Мерзляков

Слайд 33

До новых встреч ! Будьте здоровы и счастливы!

Слайд 34

Поза кучера


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока учащегося по теме: «Стресс и стрессоустойчивость»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков потеме: "Числовая последовательность"

Разработки уроков с использованием разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся...

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК АСПЕКТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Педагогический совет на тему:"Стресс и стрессоустойчивость как оспект здорового образа жизни"...

Классный час Тема: Стресс враг или друг? Или как развивать в себе стрессоустойчивость

Цели и задачи: познакомить с понятием стресса, стрессоустойчивости; познакомить с профилактикой стресса и рекомендациями для восстановления....

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

Наверняка, вы все не раз замечали, что ваши знакомые, друзья или даже родные бывают в каком-то подавленном состоянии, у них наблюдается повышенная раздражительность и иногда, наверное,  они даже ...

Доклад на тему «Стресс. Приемы стрессоустойчивости»

Доклад на тему«Стресс. Приемы стрессоустойчивости»...

Программа "Профилактика стресса, развитие стрессоустойчивости"

Стрессоустойчивость тесно связана с контекстом развития личности, организацией жизненного опыта, осмыслением своей предназначенности. Потенциал развития этого качества в большей степени состоит в обра...