Антропогенез
презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Две стороны проблемы происхождения человека: Установление общего происхождения человека и животных. 2. Вскрытие движущих сил антропогенеза.
Движущие силы антропогенеза: Биологические: 1.наследственность 2.изменчивость Социальные: Трудовые Сознание операции Речь Общественный труд и образ жизни Воспитание и образование
Экологическое сходство потребляют пищу, выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы, содействуют полезным для себя видам. Человечеству свойствен весь спектр экологических связей. В этом заключается основное экологическое сходство человечества с популяциями всех других биологических видов.
Экологические отличия 1. Дисбаланс сил давления человечества на среду и ответного ее сопротивления 2. Человек не способен длительное время поддерживать свое существование вне духовной и материальной культуры, вне цивилизации, вне социума – человеческого общества. Человек – биосоциальный вид
Использование орудий и энергии
Орудия охоты и труда у человека Увеличение дистанции поражения цели вооруженным человеком 1 млн. лет назад современность будущее
СИНАНТРОП С инантроп -такое название получил ископаемый человек, череп которого был найден в Ч. В 1930 г. здесь были найдены останки еще одного черепа. Кроме того, здесь же были обнаружены куски кремня, похожие на каменные орудия, и зола от костров
СИНАНТРОП Наряду с увеличением массы тела и увеличением мозга у него продолжалась структурная перестройка мозга, в котором уже выпячиваются и увеличиваются зоны, связанные с восприятием зрительных образов, речью, осуществляющие контроль над действиями окружающих.
СИНАНТРОП Именно этот наш предок научился пользоваться огнем и сохранять его. Правда, добывать огонь он не умел и пользовался готовым - от извержений вулканов или лесных пожаров. Костер помогал преодолеть холод, делал пищу более качественной. Люди использовали пламя не только для обороны от крупных хищников-конкурентов, но с его помощью могли отвоевывать у них удобные жилища - пещеры. Получивший огонь, человек прямоходящий стал меньше зависеть от изменений климата. И он смог уцелеть в начале оледенения.
НЕАНДЕРТАЛЕЦ Объекты его охоты более никому не были доступны: мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь. Мелкий и хилый по сравнению с ними человек для такой охоты объединился в промысловые группы и придумал себе разные охотничьи подспорья и снасть (ямы, камни, копья, копьеметалки и пр.). Он очень умело организовывал свою групповую охоту, чему способствовали крупный мозг и начальные навыки речи. Он все лучше изготавливал оружие В отличие от человека умелого и от человека прямоходящего он стал из всеядного животного чистым мясоедом. Как уже отмечалось, его жертвы - мамонт, шерстистый носорог, южный слон, собственных хищников до этого не имели, пещерные медведи сами были крупными хищниками Чтобы изготовить одежду из звериной шкуры, нужно было сперва удалить прослойку жира с её внутренней стороны. Для этого шкуру растягивали, приколачивали к земле колышками и очищали её каменными скребками. Вероятно, шкуру высушивали над огнём, чтобы придать ей мягкость и гибкость. Затем проделывали дырки по краям шкуры заострённым каменным сверлом.
КРОМАНЬОНЕЦ Неоантропы жили в эпоху так называемого верхнего палеотипа. Как и неандертальцы, они использовали для жилья не только пещеры. Из стволов деревьев, мамонтовых костей и шкур, и в Сибири даже из каменных плит они строили хижины. Орудия их становятся более совершенными, кроме камня при их выделке используются рог и кость. Человек современного типа рисовал на стенах пещер великолепные фрески, изображавшие промысловых животных: лошадей, мамонтов, бизонов (вероятно, для каких-то магических обрядов), украшал себя ожерельями, браслетами и кольцами из ракушек и мамонтовой кости; одомашнил первое животное - собаку.
КРОМАНЬОНЕЦ Кроманьонцы за выделкой орудий. Каменные и костяные орудия позднего палеолита : / — роговой гарпун; 2 — костяные наконечники для дротиков; 3 и 4 — кремневые наконечники для дротиков; 6 — выпрямитель древков; 6 — 1 резец; 7 — скребок; 8 — сверло; 9 — скобель для игл; 10 и 11 — костяные иглы.
КРОМАНЬОНЕЦ Кроманьонцы научились делать множество новых видов оружия. К своим копьям они привязывали острые наконечники из оленьего рога с направленными назад зубцами, чтобы копьё глубоко застревало в боку раненого животного. Для того чтобы метать копьё как можно дальше, они использовали специальные метательные устройства. Эти устройства изготовлялись из оленьего рога, а некоторые из них украшались разным узором. Эти кроманьонцы разрезали оленьи рога при помощи зубилообразного каменного орудия - резца. Кроманьонцы часто пришивали к своей одежде маленькие бусины из разноцветных камешков, чтобы выглядеть наряднее. Иногда для этих целей они использовали и ракушки с дырочками посередине . По-видимому, кроманьонцы и жившие в то время другие люди по развитию высшей нервной деятельности практически ничем не отличались от нас.
Энергетика жизнеобеспечения человека Молния Вулкан Кремневый огонь Атомная энергетика
Особенности пищевых и информационных связей человека 500 га 1 человек 100–200 человек 2–5 тыс. человек
Информационные связи система сложных сигналов – слов и фраз , технические средства , благодаря которым дальность действия информационных сигналов в пределах Земли стала практически безграничной, а скорость их передачи практически мгновенной фиксирование информации (рисунки, письменность, магнитная и электронная память), накапливать ее (книги, архивы, музеи, фоно- и видеотеки, информационные банки) и передавать в пользование всем последующим поколениям
Информационные связи Бурый медведь маркирует дерево пахучей меткой Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию в течение ограниченного времени. Исключения: пчёлы, осы, шмели, муравьи
Экосоциальные связи Экосоциальные связи с окружающим миром - способность к взаимодействиям со средой обитания в форме согласованных общественных действий Большие коллективы людей: производственные научные образовательные военные жители городов и поселков население государств
Агафья Лыкова
Факторы антропогенеза: 1.Прямохождение. 2.Труд. 3.Открытие и использование огня. 4.Стадный образ жизни. 5.Возникновение речи. 6.Развитие высшей нервной деятельности. 7.Развитие альтруистических наклонностей.
ВЫВОД Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Биологическим факторам - наследственной изменчивости, естественному отбору на ранних этапах эволюции человека принадлежала ведущая роль. В дальнейшем главную роль играют социальные факторы - трудовая деятельность, развитое сознание и речь, общественный образ жизни. Только у первых современных людей ведущую роль в эволюции играли социальные факторы. Сходство человека и человекообразных обезьян, палеонтологические находки свидетельствуют о родстве человека и человекообразных обезьян, об их происхождении от общего предка.
Будущее человечества – какое оно? Два главных процесса определяют историю развития экосоциальных связей человечества: – нарастающая эмансипация человека от среды обитания; – нарастающая его энерговооруженность , влекущая за собой беспрецедентное усиление давления одного вида на среду своего обитания, на биосферу Земли. Человечество развивается с ускорением. Появившись около 50 тыс. лет назад, человек разумный, образно говоря, мчится все стремительнее. Вопрос вопросов: как долго он сможет это делать?
Современность Основные расы Формирование регулярных транспортных потоков повысило генетическую однородность человеческих популяций
В настоящее время происходит смешение рас. Смешение рас – метисация – возникновение на границах ареалов представителей различных рас промежуточных типов, сглаживающих различия между расами.
Исчезнут ли расы? Одно из важнейших условий формирования рас – изоляция. Хотя общественное мнение во многих странах не поддерживает межрасовые браки, почти нет сомнения, что смешение рас неизбежно, и рано или поздно приведет к образованию гибридной популяции людей.
Вывод: Современный человек – биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду.
Конец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд по биологии по теме: "Антропогенез"
Кроссворд содержит 9 общих вопросов по теме Антропогенез- представители рода человек, расы, атавизмы и рудименты, человекообразные обезьяны. Возможно использовать на этапе закрепления при изучении те...
Урок биологии в 9 классе по теме "Антропогенез"
Урок-лекция /имеется презентация/ с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содер...
Антропогенез
В презентации указаны движущие силы эволюции человека, поэтапное развитие человека, причины,повлиявшие на изменения человека в течении биологической эволюции....
Антропогенез
Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока: проверка домашнего задания, изучение нового, закрепления и развития знаний, уме...
Антропогенез.Основные расы человека.
Интегрированный урок по географии-биологии представлен в виде игры....
Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"
Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....
тест по теме "Антропогенез"
тестовые задания по биологии для обучающихся 11 классов по теме "Антропогенез" к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечник В.В....