подготовка к ГИА по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Подготовка к ГИА в 9 классе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_biologii_9_klassa_podgotovka_k_gia.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» | «Согласовано» |
Директор школы | Зам.директора по УВР |
_______________/А.С.Шатилова/ МП | _________________/А.Ю.Гида/ |
Рассмотрено на педагогическом совете | |
Протокол №______ | |
от «____» __________ 2011г. | от «____» __________ 2011г. |
Календарно - тематическое планирование
элективного курса на 2011 – 2012 учебного года
ПРЕДМЕТ биология
УЧИТЕЛЬ Краснощёкова Е.И.
КЛАСС 9
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в I полугодии: __________
Количество часов в II полугодии:__________
Всего часов: 34
Программа элективного курса
«Подготовка к ГИА по биологии».
Пояснительная записка.
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» предназначен для учащихся 9 классов средней школы.
Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии, разработан на основе авторской программы учителя биологии Топорковой Натальи Александровны «Система, многообразие и эволюция живой природы».
Элективный курс «Подготовка к ГИА по биологии» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ГИА, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА). Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 9 классах средней школы.
Цель курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Задачи курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
- Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Особенности строения бактериальной клетки;
- Особенности строения тканей растений и животных;
- Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
- Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
- Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
- Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
- определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
- распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
- распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
- характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
- изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение о прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 10 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
- строение клетки и тканей высших растений;
- строение органов высших растений;
- основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
- многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
- многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
- многообразие и особенности строения лишайников.
Лабораторные и практические работы
- Строение растительной клетки.
- Строение растительных тканей.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
- съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторные и практические работы
- Строение шляпочного гриба
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы
- Многообразие простейших.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 5. Царство Животные.(13 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
- особенности строения клетки и тканей животного организма;
- многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
- многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
- Строение животной клетки и тканей животного организма.
- Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
- Особенности строения рыб.
- Особенности строения птиц связанные с полётом.
- Особенности строения млекопитающих.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 6. Человек. (2ч.)
Особенности строения человека, органы и системы органов человека; место и роль человека в системе органического мира.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих особенности строения человека, системы органов человека.
Лабораторные и практические работы
- Строение животной клетки и тканей животного организма.
- Внешнее строение человека
- Особенности строения пищеварительной, кровеносной, дыхательной, выделительной, нервной, половой, органов чувств
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 7. Эволюционное учение. (2ч.)
Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих развитие жизни на Земле, развитие эволюционных идей.
Лабораторные и практические работы
- Развитие жизни на Земле.
- Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 8. Заключение. (2ч.)
Порядок заполнения бланков №1,№2,№3. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Лабораторные и практические работы
- Решение вариантов экзаменационных заданий
Методические рекомендации по проведению занятий
Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА, заслушивание сообщений и докладов учащихся.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Рекомендуемая литература для учащихся:
- Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
- Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
- Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
- Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
- Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
- Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.
Рекомендуемая литература для учителей:
1. Агафонова И.Б.,Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб. пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия,2001.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4. Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.
5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО, 2005. (В помощь школьному учителю).
6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Биология 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.
- Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).
10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. : Мир, 1992.
12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001
Тематическое планирование элективного курса
«Подготовка к ГИА по биологии».
№ | Тема | Дата | Демонстрации | Фома занятия | Форма контроля |
Введение (1 ч ) | |||||
1 | Введение. Государственный экзамен по биологии: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование. | лекция | |||
Раздел 1.Царство Растения. (10 ч.) | |||||
2 | Особенности строения растительной клетки. | Строение растительной клетки | Л.р. № 1 Строение растительной клетки | Отчет о лаб.раб. | |
3. | Ткани растений. | Растительные ткани | Л.р. №2 Строение растительных тканей. | Отчет о лаб.раб. | |
4 | Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. | Органы растений Фотосинтез | Сообщения учащихся, лекция | ||
5 | Особенности строения и отличительные признаки водорослей. | Многообразие водорослей | Сообщения учащихся, лекция | ||
6 | Особенности строения и отличительные признаки мохообразных. | Строение мха кукушкина льна и сфагнума | Сообщения учащихся, лекция | ||
7 | Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных | Строение папоротникообразных | Сообщения учащихся, лекция | ||
8 | Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. | Строение и цикл развития голосеменных. | лекция | ||
9 | Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. | Многообразие и цикл развития покрытосеменных. | лекция | ||
10 | Семейства покрытосеменных растений | Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые. | Пр.р. № 1 Тренинги. | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. | |
11 | Лишайники – симбиотический организм. | Многообразие и особенности строения | лекция | ||
Раздел 2. Грибы.(2 ч.) | |||||
12 | Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов. | Шляпочные грибы | Л.р. № 3 Строение шляпочного гриба лекция | Отчет о лаб.раб. | |
13 | Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами . | Грибы-паразиты | Лекция Пр.р. № 2 Тренинги. | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. | |
Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.) | |||||
14 | Особенности строения бактериальной клетки. Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний | Бактерии | |||
Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.) | |||||
15 | Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека. | Многообразие простейших | Л.р. №4 Многообразие простейших. П.р. №3 Тренинги. | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. | |
Раздел 5. Царство Животные.( 13 ч.) | |||||
16 | Особенности строения животной клетки и тканей | Строение животной клетки, ткани. | Л.р. № 5 Строение животной клетки и тканей животного организма.. | Отчет о лаб.раб. | |
17 | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных | Многообразие кишечнополостных | лекция | ||
18 | Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. | Многообразие плоских червей | лекция | ||
19 | Особенности строения и жизнедеятельности, круглых червей | Многообразие круглых червей | лекция | ||
20 | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. | Многообразие кольчатых червей | лекция | ||
21 | Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. | Многообразие моллюсков | Сообщения учащихся, лекция | ||
22 | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. | Многообразие членистоногих. | Л.р. №6 Внешнее строение представителей типа Членистоногие. | Отчет о лаб.раб. | |
23 | Общая характеристика и классификация хордовых. | Многообразие хордовых. | лекция | ||
24 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей классов рыб. | Многообразие рыб. | Л.р. №7 Особенности строения рыб. | Отчет о лаб.раб. | |
25 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные | Многообразие и развитие земноводных. | Сообщения учащихся, лекция | ||
26 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся. | Многообразие пресмыкающихся. | Сообщения учащихся, лекция | ||
27 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса птицы. | Многообразие класса птицы. Особенности строения скелета птиц. | Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом. | Отчет о лаб.раб. | |
28 | Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие. | Многообразие млекопитающих. | Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих. Пр. №4 Тренинги. | Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. | |
Раздел 6. Человек. (2ч.) | |||||
29-30 | Обзор строения человека. Органы и системы органов. | Особенности строения | |||
Раздел 7. Эволюционное учение. (2ч.) | |||||
31-32 | Развитие жизни на Земле. Развитие эволюционных идей. Учение Чарльза Дарвина. Вид, его критерии. Популяция. | лекция | Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА | ||
Раздел 8. Заключение. (2ч.) | |||||
33 | Порядок заполнения бланков №1,№2,№3 | Тренинги. | Решение вариантов экзаменационных заданий | ||
34 | ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ. | Решение вариантов экзаменационных заданий |
Итого : 34 часа; Л.р. – 9, Тренинги – 4.
Используемая литература:
1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2012– ФИПИ.
3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
Resource id #998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа Элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии» Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Материалы для подготовки к ОГЭ по биологии. Тема "Биология, как наука".
Тема "Биология, как наука". Данный материал представляет собой задания из открытого банка заданий ФИПИ, переведенные в фомат Word, что делает их удобными для проверки знаний учащихся, готов...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии
Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...