урок биологии в 6 классе "Плоды и семена"
материал по биологии (6 класс) по теме
Познакомит учеников с плодами и строением семян, научит выполнять практические работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_6_kl_plody_i_semena.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 классе
«Плоды и семена»
Цель: изучить строение плодов и семян.
Задачи: Образовательные - познакомить с разнообразием плодов и семян.
Воспитательные – продолжить формировать умение работать с натуральными объектами.
Развивающие – научить сравнивать, анализировать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.
Методы изучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Особенности плодов и семян двудольных растений.
3. Особенности строения плодов и семян однодольных растений.
4. Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.
5. Закрепление. Обобщение. Итоги урока.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли и зерновки пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, гербарные экземпляры растений фасоли, пшеницы, таблицы «Строение и прорастание семян пшеницы и фасоли», дидактические карточки, компьютерный диск «Плоды и семена».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте ребята. Сегодня нам предстоит познакомиться со строением семян, разнообразием плодов, которые встречаются в природе. Прежде чем приступить к новой теме, мы проведем проверку домашнего задания. Мы проведем с вами биологический диктант. Прошу приготовить листочки для записи ответов на мои вопросы, внимание, приготовились, слушаем первый вопрос. Учитель читает вопросы ученики записывают ответы (опрос 5мин)
А) Побегом называют стебель с расположенными на нем…
предполагаемый ответ учащихся указан в скобках (листьями и почками).
Б) На верхушке побега обычно имеется….. (верхушечная почка).
В) Почки бывают листовые и (цветочные).
Г) Видоизмененный побег….(цветок)
Д) Расстояние между двумя соседними узлами….(междоузлие)
Е) подчеркните слово, которое не означает вегетативной части побега
А)вецкто б)слит в)бсьлете г) чокап (а)- это цветок
Учитель: Ребята если вы выполнили задание, поменяйтесь листочками друг с другом, проверьте и поставьте соседу по парте оценку. Пять (все вопросы написаны правильно) 4- одна ошибка 3- 2 ошибки ( проверка 2минуты)
Учитель:
Оценки, которые вы заработали будут выставлены в классный журнал..
Объяснение нового материала (8минут)
Сегодня наша задача состоит познакомиться с плодами, которые как указывалось в вашей работе развиваются из цветка после оплодотворения.
Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.
- По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это «зрелый цветок». – Огромное разнообразие плодов, ровно как и цветов, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.
http://cde.sipkro.ru/teacher/file.php/715/Urok_biologii_v_6_klasse.ppt
Плоды бывают:
1. Сухие
2. Сочные.
1. Семянка, зерновка, коробочка, желудь, орех, боб, стручок, крылатка.
2. Костянка, ягода, тыквина, яблоко, померанец. ( учитель демонстрирует таблицу на доске, спроецированную с помощью компьютера)
Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Функция плодов - это защита семян и их распространение.
Физкультминутка. (2минуты)
(Как мы усвоили знания о плодах?) Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы
Учитель продолжает рассказ:
Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем коллекции плодов и семян), работа с дидактическими картинками на доске. К доске вызывается ученик, который на картинках показывает типы плодов и называет их.
Ученик выступает с сообщением: А знаете ли вы, что (3 минуты)
Самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сейшельской пальмы, они достигают 50 см в диаметре и весят 15-20 кг.
Масса драгоценных камней измеряется в каратах. Название происходит от названия дерева Caratina silikva, растущего в аравийской пустыне, косточка которого весит ровно 0,2 г. Ювелиры древности пользовались точным весом этих косточек и использовали их в качестве гирек для весов. Спасибо за внимание.
Учитель:
Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная запасающая ткань и зародыш.
Зародыш состоит из:
А) зародышевый корешок;
Б) почечки;
В) Зародышевый стебелек;
Г) Семядоли.
Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Но ткани в зерновке представлены лишь пленчатым наружным слоем и очень плотно срослись с семенной кожурой, все остальное от зерновки – это семя. (демонстрируется схема на доске). Сейчас мы проведем лабораторную работу и запишем результат в тетрадь. ( 10 минут)
Лабораторная работа
«Строение семян».
Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений на натуральных объектах. Определить различные функции семян.
Оборудование: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы. Инструкционная карта раздается каждому ученику
Задание для работы:
1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.
2. Снимите семенную кожуру фасоли. Какова ее роль для семени? (ответ учеников защитная)
3. Попробуйте снять покров с зерновки пшеницы. Что вы снимаете? Почему это не удается? (семенная кожура срастается с околоплодником)
4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.
5. Сравните проростки фасоли и пшеницы. (у фасоли две семядоли у пшеницы – одна)
6. Сделайте вывод и запишите в тетради с печатной основой. ( Семя -зачаточное растение, содержит стебелек, корешок и почечку)
Закрепление. (3 минуты)
Ученики задают вопросы друг другу, работая в парах
1. Что называют семенем? (зачаточное растение)
2. Что входит в состав семян? ( Семенная кожура, почечка, стебелек, корешок)
3. Какие сочные плоды вы знаете? (костянка, ягода, померанец, яблоко, сборная сочная ложная семянка, тыквина)
4. Назовите сухие плоды. ( коробочка, крылатка, летучка, боб, стручок, струночек, желудь, зерновка, орех)
5. Чем семена однодольных отличаются от семян двудольных?
(у однодольных одна семядоля, у двудольных – две)
6. Какие условия необходимы для прорастания семян? ( вода, тепло, воздух)
Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для открытого урока (5 минут)
1 ученик На зеленых ветках
Детки лысые в беретках.
Без боязни спрыгнут с веток –
Очутятся без береток.
У кудрявого их папы
Ни беретки нет ни шляпы. (желуди)
2. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину
Из плодов он тверже всех,
Называется….(орех)
3. Выкинем – не обеднеем,
Соберем – разбогатеем. (Зерно).
4. Солнце жжет его макушку,
Хочет сделать погремушку. (мак)
5. Плод душистый и пушистый,
А середка плода, словно камень,
тверда. (персик)
6. Алый цвет, медовый вкус,
Съел до корки весь….(арбуз).
7. Весь в пупырышках малец-
Изумрудный … (огурец).
8. В старой сказке овощ этот,
Стал для Золушки каретой. (тыква).
Назовите, к каким типам плодов относятся эти растения
Учитель: Сегодня мы проделали большую работу, за которую я поставлю, заработанные на уроке оценки в классный журнал.
Итог урока. (2 минуты)
Домашнее задание. Составить кроссворд по теме: «Плоды и семена».
Несколько дифференцированных заданий различной степени сложности, предлагаются учителем для работы дома. Желаю успеха!
Плоды и семена, их распространение.
Вариант 1.
1. Плод – ягода у:
а) вишни в) крыжовника
б) сливы г) черемухи
2. Плод – костянка у:
а) дуба б) томата
в) смородины г) персика
3. На перегородке плода семена расположены у:
а) фасоли в) репы
б) гороха г) акации
4. После созревания свои семена разбрасывает:
а) томат в) бузина
б) акация г) череда
5. Распространяются ветром плоды:
а) клена в) дуба
б) бузины г) кокоса
Вариант 2
1. Плод – коробочка у:
а) мака в) подсолнечника
б) лещины г) капусты
2. Плод – семянка:
а) ячменя в) редиса
б) подсолнечника г) дуба
3. Сочный плод с большим количеством семян называется:
а) ягода в) костянка
б) коробочка г) семянка
4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у:
а) зерновки в) ореха
б) семянки г) боба
5. Околоплодник – это видоизменение:
а) цветоложа в) чашечки
б) стенок завязи г) семени
Вариант 3
1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов.
Чтсроку | Анстякок |
Дельуж | Яадог |
Хрео | Шкорее |
Ямкнеса | Орказвен |
боркачоок | околяб |
2. Подчеркните лишнее:
А) ягода;
Б) костянка;
В) семянка;
Г) пыльца;
Д) зерновка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока биологии: Семя.Строение семени.
разработка урока биологии в 6 классе.на уроке рассмотрены вопросы строения семени двудольных и однодольных растений...
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Семя. Внешнее и внутреннее строение"
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: "СЕМЯ. Внешнее и внутреннее строение"...
Презентация для урока биологии 5 кл. "Семя. Строение семени".
Презентация предназначена для проведения урока в 5 классе. Знакомит учащихся со строением однодольных и двудольных семян. В качестве примера рассматривается строение семян пшеницы и фасоли....
Конспект урока по ОРКСЭ по теме: ""Семья. Портрет счастливой семьи"
Данный урок ОРКСЭ относится к разделу «Религия и мораль». Он построен на основе системно-деятельностного подхода. Главная цель урока - Совместная деятельность детей и родителей....
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Презентация к уроку...
Бинарный урок (литература + английский язык) "Моя семья - моя обитель" (взаимоотношения в семье)
Конвергентный урок в 8 классе. Целью данного урока является привлечение учащихся к проблемам семейных взаимоотношений и создание условий для поиска оптимальных путей решения выявленных проблем, а...