Статья "Формирование исследовательских умений в курсе биология 5 класс"
статья по биологии (5 класс) на тему
В статье представлен опыт по формированию исследовательских умений у учащихся на уроках биологии в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Нуриева Е.В.
учитель биологии СОШ №41 г.Борзя
Формирование исследовательских умений в курсе биология 5 класс
Одна из целей изучения предмета биология - всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни . Предмет биология в школьном курсе имеет исследовательский характер содержания, следовательно имеет все возможности для развития у обучающихся исследовательских умений.
Самостоятельные исследования учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов. Кроме того, исследования позволяют развивать интеллектуальные и творческие способности, мыслительные и исследовательские умения. С помощью самостоятельного исследования школьники, познавая окружающий мир, открывают для себя новые знания, а не получают их в «готовом виде».
Савенков А.И. выделяет следующие общие исследовательские умения и навыки: видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи [2].
Развития исследовательских умений на уроках биологии в пятом классе включает: определение для каждого урока задач по развитию исследовательских умений; насыщение уроков заданиями проблемно-исследовательского характера; организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников; демонстрация опытов и экспериментов с их последующим обсуждением.
Наиболее эффективные методы и методические приемы, включение которых в уроки биологии обеспечивает развитие исследовательских умений: проведение поисковых бесед, обмен мнениями, частично-поисковые и исследовательские наблюдения, опыты и эксперименты; выполнение практических заданий, творческая самостоятельная работа, самонаблюдения; проведение практических и лабораторных работ; создание проблемных ситуаций; сравнение, анализ, выводы, доказательства, составление плана.
За основу развития исследовательских умений берём модель Мухамбетовой А.Б.[1].
Социальный заказ | Гуманистическая парадигма | Возможности курса биологии |
Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по биологии | ||
Исследовательские умения — это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений. | ||
ПОДХОДЫ | ||
Личностный | Личностно-деятельностный | Деятельностный |
Учебное биологическое содержание | ||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | ||
Исследовательские умения | ||
КОМПОНЕНТЫ | ||
Мотивационный | Содержательный | Операционный |
Педагогические условия | |||||
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ | |||||
Этапы развития исследовательского умения | |||||
Постановка цели | Знакомство с выполнением действия | Усвоение или восстановление знаний | Показ образца данного действия | Практическое овладение действием | Самостоятельное и систематическое упражнение |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Практические и лабораторные работы | Создание проблемных ситуаций | Выполнение практических заданий, решение проблемных задач | Исследова-тельские наблюдения и опыты | Поисковая беседа, дискуссий | Самонаблюдения | Свободное общение, обмен мнениями | Использование оборудования, средств, материалов для исследования. | Творческая самостоятельная работа | Фронтальная, групповая работа с классом |
Методы и приемы | |||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ | |||||||||
Дидактические средства |
Анкетирование | Тестирование | Творческие работы | Контрольные срезы | Наблюдения за учащимися |
Диагностика развития исследовательских умений | ||||
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ | ||||
Критерии развития исследовательских умений | ||||
Уровни развития исследовательских умений | ||||
Результат | ||||
Развитие исследовательских умений |
Из опыта работы приведу разные формы организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в 5 классе. Организация исследовательской деятельности на уроке предполагает развития у школьников предметных (биологических) умений: умение пользоваться увеличительными приборами (тема «Устройство увеличительных приборов»); умение готовить временные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом ( приготовление препарата кожицы чешуи лука, пластиды в клетках томата и листа элодеи); умение ставить простейшие опыты (выявление наличия органических и минеральных веществ в клетках растений); умения проводить наблюдения ( выращивание культуры картофельной и сенной палочки) и самонаблюдения ( развитие побегов из почек). Выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Работа в малых группах. Обсуждение результатов исследования происходит в форме диалога, который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатах. У учащихся формируются умения анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать.
Для того, чтобы процесс развития исследовательских умений был эффективным, необходимо организовать определенные последовательные этапы овладения данными умениями: постановка цели (мотивационный); знакомство с выполнением действия, которым надо овладеть; усвоение или восстановление знаний, на основе которых будут вырабатываться эти умения, формулировка правил осуществления действия; показ образца данного действия; практическое овладение действием, выработка правильного умения; самостоятельные и систематические упражнения.
Самостоятельное открытие – это вера в собственный успех .Ученик самоутверждается как личность. Возникает интерес к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания , мотивация к знаниям. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки зрения компетентностного подхода, так как в данном подходе на одно из первых мест выходит формирование личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе.
Литература
- Мухамбетова, А.Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии / А.Б. Мухамбетова // Научный журнал «Образование и саморазвитие». – 2008. - № 2. – С. 109-114.
- Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
- Е.В.Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. ООО «Глобус, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие исследовательских умений» для учащихся 6 классов .
В данной презентации предлагаются задания,позволяющие учащимся самостоятельно выяснить пропорциональную зависимость величин,связанных с движением....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/09/picture-65741.jpg)
Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»
Аннотация: Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...
Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...
"Формирование исследовательских умений и навыков на уроках биологии и химии и во внеурочное время"
Презентация к выступлению на научно-практической педагогической конференции.Представлен опыт практической исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время....
Формирование исследовательских умений учащихся при построении алгоритмов математических действий в курсе математики 6-7 классов.
В наш век скоростей невозможно представить себе жизнь без алгоритмов. Алгоритмы служат для стандартизации описаний любых процессов. Применение алгоритмов позволяет решать однотипные задачи, сократить ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1285244-1604327500.jpg)
Исследовательский урок как основа формирования исследовательских умений в процессе обучения биологии.
Исследовательский урок...
Дистанционные профильные курсы на иностранном языке для учащихся старших классов как эффектное средство развития исследовательских умений.
Статья посвещена вопросам формирования проектно-исследовательских умений средствами иностранного языка. Затрагиваются вопросы дистанционного обучения и организации внеурочной деятельности....