элективный курс
учебно-методический материал по биологии по теме
методические разработки к урокам биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_eletivnogo_kursa_tsitologiya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Цитология»
10-11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Автор: В.П. Твердова,
учитель биологии МБОУ СОШ №36
ст. Новодмитриевской
Северского района
Краснодарского края
Пояснительная записка
Элективный курс «Цитология» предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, проявляющих интерес к цитологии, для поддержания и углубления базовых знаний по биологии и рассчитан на 34 часа.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранным темам.
Основная цель курса: создание благоприятных условий для углубления интереса к биологии, привлечения внимания к многогранности и разнообразию биологических проблем, развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Задачи курса:
- формирование общебиологических понятий о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции, умения работать с микроскопом, лабораторным оборудованием;
- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь;
- помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией.
Основная концепция курса:
- комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярного до органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности;
- сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях;
- экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у учащихся, что неблагоприятные факторы, вредные привычки серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно-генетические – основы деятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и порой невозможно.
Программой предусмотрен резерв свободного времени (2 часа), который может быть использован для проведения контрольно-обобщающих уроков.
Тематический план
Название темы | Количество часов |
Тема 1. Понятие цитологии как науки. | 1 |
Тема 2. Химическая организация клетки. | 6 |
Тема 3. Структура и функции клетки. | 7 |
Тема 4. Метаболизм – основа существования организмов. | 7 |
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 10 |
Тема 6. Эволюция клетки. | 1 |
Итого | 32 + 2 резерв |
Содержание курса
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Понятие цитологии как науки (1 час)
История изучения клетки. Методы цитологии. Основные положения современной клеточной теории. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.
Лабораторная работа №1. Устройство микроскопа. Приготовление микропрепарата.
Тема 2. Химическая организация клетки (6 часов)
Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. АТФ и другие органические соединения клетки.
Тема 3. Структура и функции клетки (7 часов)
Мембрана: современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клеток. Клеточное ядро. Хромосомы. Неклеточные формы жизни. Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
Лабораторная работа №2. Особенности строения клеток эукариот и прокариот.
Лабораторная работа №3. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
Лабораторная работа №4. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
Тема 4. Метаболизм – основа существования живых организмов (7 часов)
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Автотрофное питание. Хемосинтез. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов (10часов)
Жизненный цикл клетки. Понятие о жизненном цикле клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток. Митоз – его биологическое значение. Амитоз. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Клеточная инженерия. Понятие о “стволовых” клетках. Теория “стволовых клеток” – прорыв в современной биологии и медицине. Старение клеток. Рак – самое опасное заболевание человека.
Тема 6. Эволюция клетки (1час)
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции прокариотических и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
Резервное время – 2 часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения элективного курса по биологии ученик должен:
знать / понимать
- основные положения клеточной теории;
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
- работать со световым микроскопом и препаратами, современной биологической и медицинской литературой;
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе сравнения
- изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
- определять тип ткани по фотографии;
- иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (справочниках, научно – популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять в собственных исследованиях.
Перечень рекомендуемой литературы
- А.А.Каменский. Общая биология. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
- Н.Н.Воронцов. Эволюция органического мира. Учебное пособие. М.: Просвещение, 2009.
- Б.М. Медников. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2004.
- А.Пуговкин. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение. 2004.
- К.В. Галактионов. Современное многообразие живого и пути его становления. –СПБ.: СПбГУПМ, 2002.
- Н.А. Введенский. Биология: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.
- А.А. Маркосян. Физиология. – М.: Медицина, 2004.
- Н.Ф. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Мир, 2002.
- Н.А. Богданов. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. – М.: Издательство «Экзамен». 2012.
- А.А. Кириленко. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2013: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
- Ю.А. Садовниченко. ЕГЭ. Биология. Универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...